Interested Article - Никита Пустосвят. Спор о вере

«Никита Пустосвят. Спор о вере» — крупноформатная картина русского художника Василия Перова (1834—1882), написанная в 1880—1881 годах. Принадлежит собранию Государственной Третьяковской галереи ( инв. 407). Размер картины — 336,5 × 512 см . Картина не была закончена из-за болезни и смерти художника, который скончался от чахотки в 1882 году. В том же году полотно было приобретено у наследников Перова Павлом Третьяковым .

На картине изображён драматический момент «спора о вере» — исторического события времён московской смуты 1682 года , к двухсотлетию которого Перов планировал завершить работу над полотном . Прения состоялись 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля . Композиция картины строится на противопоставлении правой части, где находится группа раскольников - старообрядцев во главе с суздальским священником Никитой Пустосвятом , и левой части, где изображены власть имущие — царевна Софья Алексеевна , патриарх Московский Иоаким , архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) и другие .

Современники высоко оценивали ряд фигур на полотне, особенно в правой его части, которая была более проработана художником. Писатель Николай Лесков отмечал, что «картина „Никита Пустосвят“ представляет собой удивительный факт художественного проникновения» , а критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы» . В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные . При этом признавалась роль Перова в создании концепции исторического героя, готового отдать за убеждения свою жизнь, а также отмечался историзм, пронизывающий всю образную структуру полотна .

История

Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят. Спор о вере» — самым большим по размеру из всех своих полотен — в 1880—1881 годах . Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы» . По всей видимости, Перов хотел приурочить окончание работы над полотном к двухсотлетию изображённого на нём события, происшедшего в 1682 году . При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году . По некоторым сведениям, в процессе работы над полотном Перову помогал его ученик Александр Новоскольцев .

Л. Тарасевич. Софья Алексеевна (гравюра, 1680-е)

В статье о Перове, включённой в 13-й том « Русского биографического словаря », историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной , вдовой художника. Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским , с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола . В частности, Мельников-Печерский снабдил Перова портретами, которые были нужны для написания левой стороны картины. По сведениям из того же источника, взяться за написание такого большого полотна Перова убедил художник Иван Шишкин . Перов долго искал подходящего натурщика для Никиты Пустосвята и в конце концов «нашёл такого среди бродяг» . Искусствовед Владимир Кеменов сообщал, что для создания образа царевны Софьи Алексеевны Перов пользовался гравюрой Леонтия Тарасевича , созданной в 1680-х годах .

В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской . Позднее, уже из Петербурга, Крамской писал Павлу Третьякову : «Был у Перова, видел картину „Никита Пустосвят“ и нашёл и его самого, а, главное, картину, гораздо лучше, чем ожидал. Есть головы положительно хорошие» . Встречаются упоминания об этом полотне и в воспоминаниях художника Михаила Нестерова , который описывал, как ученики натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества , в котором преподавал Перов, заходили к нему на именины : «Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую, где во всю стену стоял „Пустосвят“, а по другую „Пугачёвцы“» (имелась в виду картина «Суд Пугачёва») .

И. Н. Крамской. Портрет художника В. Г. Перова (холст, масло, 81 × 71 см , 1881, ГРМ )

В последний год своей жизни Перов сильно болел, и, по выражению Алексея Новицкого, картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках» . Тем не менее полотно осталось незаконченным. Историк искусства Николай Собко писал, что Перов оставался недоволен многим в картине, особенно в её правой стороне, и «замышлял многое переписать тут на-ново, да смерть помешала исполнить ему это намерение» . 29 мая (10 июня) 1882 года Василий Перов скончался от чахотки , и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым .

Картина не была показана на выставках при жизни художника, который после выхода в 1877 году из Товарищества передвижных художественных выставок практически не принимал участия в выставочной деятельности . Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку , которая открывалась в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора . Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки , но по какой-то причине там не экспонировалась .

В 1883 году полотно было включено в каталог посмертной выставки произведений Перова, проходившей в Санкт-Петербурге: по одним источникам, оно там экспонировалось , а по другим — нет . Как бы то ни было, во время выставки некоторые специалисты получили возможность ознакомиться с картиной «Никита Пустосвят». В частности, художник (ученик Павла Чистякова ) высказал следующее мнение об этом произведении Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки. Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. Масса фигур, движения самые крайние, композиция запутанная, пятна совершенно нет, — но типы попадаются удачные, картина только подмалёвана » .

Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят. Спор о вере» предстала перед зрителями на выставке, проходившей в 1933—1934 годах в Москве, а затем — на выставке 1934 года в Ленинграде . Обе экспозиции были посвящены 100-летию со дня рождения Перова и проходили в зданиях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея , соответственно. Полотно «Никита Пустосвят» также принимало участие в выставке произведений Перова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника. Эта выставка проходила в 1984—1985 годах поочерёдно в Москве, Ленинграде, Киеве и Минске .

Сюжет и описание

В основу сюжета картины положен «спор о вере» — историческое событие времён московской смуты 1682 года , также известной как Хованщина. После смерти царя Фёдора Алексеевича , происшедшей 27 апреля 1682 года, обострилась борьба за власть между боярскими родами Милославских и Нарышкиных . Царевна Софья Алексеевна решила воспользоваться недовольством стрельцов , которые выступили на стороне Милославских и казнили ряд представителей рода Нарышкиных и их сторонников. В результате этого стрелецкого бунта Софья Алексеевна была объявлена регентшей при малолетних царях Иване и Петре , а начальником Cтрелецкого приказа был назначен князь Иван Андреевич Хованский . В то же самое время, почувствовав слабость центральной власти, активизировались старообрядцы , представители которых собрались в Москве и проповедовали свои взгляды в стрелецких полках, а также предлагали провести открытый теологический диспут на Красной площади . Лидером старообрядцев — противников официальной церкви — был суздальский священник Никита Добрынин , по прозвищу Пустосвят. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима .

Фрагменты картины «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Патриарх Иоаким
Софья Алексеевна
Архиепископ Афанасий
Никита Пустосвят

Перед входом в Грановитую палату, на Красном крыльце , старообрядцы столкнулись со священниками, которых не пускали в помещение; в возникшей потасовке изрядно досталось и самому Никите Пустосвяту, которого один из священников схватил за волосы. Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили старообрядцев к месту спора. В « Истории России с древнейших времён » Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади; они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества , а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины! Царевны-девицы открыто пред всем народом, и одна царевна заправляет всем!» По описанию Соловьёва, на троне рядом с Софьей Алексеевной сидела её тётка Татьяна Михайловна , а пониже в креслах — царица Наталья Кирилловна и царевна Мария Алексеевна .

Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования. Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами, и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись». В ответ Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах!» Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий , но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься? Я не с тобою говорю, а с патриархом». Стрельцы оттащили Никиту от Афанасия, а Софья встала и начала говорить: «Видите ли, что Никита делает? В наших глазах архиерея бьёт, а без нас и подавна бы убил» .

И. Е. Репин. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре… (холст, масло, 201,8 × 145,3 см , 1879, ГТГ )

Тот момент этого драматического противостояния, когда спор сменился насилием, и изобразил Перов на своём полотне . Чуть правее центра картины, с крестом в руке — Никита Пустосвят. Справа от него — монах Сергий с челобитной . На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий. В левой части полотна — царевна Софья Алексеевна, которая встала со своего трона, разгневанная дерзким поведением старообрядцев. Рядом с ней — патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. В глубине изображён князь Иван Хованский . Стоя́щий по правую руку от Софьи молодой боярин — по-видимому, князь Василий Голицын .

Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха». Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть — выше всех возвышается правительница». При этом в первоначальных эскизах царевне Софье и патриарху Иоакиму предназначались примерно равные роли — составляя единую группу, они находились на одном уровне, и патриарх выглядел даже более активным, чем Софья . Обсуждая композицию окончательной версии картины, искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами» .

Царевна Софья — молодая женщина в парчовых одеждах — выделяется своей царственной осанкой и гордым взглядом. Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, „управляемого“ гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята» . Сравнивая с картиной Ильи Репина « Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре… » (1879, ГТГ ), искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи — «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная; она благообразна и светла даже в гневе»; «она стоит над схваткой, смиряя её» . Искусствовед Ольга Лясковская писала, что женские фигуры получились у Перова слабее всего, отмечая при этом, что, возможно, он собирался ещё поработать над образом Софьи .

Со стороны староверов главным действующим лицом является Никита Пустосвят — «растерзанный, исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения» . Искусствовед отмечал, что фигура Пустосвята «одна могла бы быть целой картиной»; по его словам, «во всей русской школе живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола» . Пустосвят изображён как выходец из народа, из бедного провинциального духовенства. Он одет в потёртый подрясник , под которым видны его худые плечи, а священника в нём выдаёт только надетая на шею епитрахиль . На ногах его — лапти и онучи , одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. Он весь в движении — одной рукой держит восьмиконечный крест, а другую отвёл назад, как бы готовясь нанести удар . Перов много работал и над изображениями других раскольников, среди которых критики отмечали образы священнослужителя, стоящего справа с иконой в руках, старика, указывающего на свиток, а также изображённого у самого правого края полотна раскольника, выглядывающего из-за спины стрельца .

Отношение автора полотна к созданному им образу Никиты Пустосвята остаётся неясным — создаётся впечатление, что художник является бесстрастным зрителем изображаемого им события. В этой схватке «ясно одно — непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти» . В картине показан «отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой — смертью главного героя» . Так и произошло в действительности: Софья не смогла смириться с существованием оппонента-проповедника, столь фанатично преданного своим идеям и верованиям, и вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен .

Эскизы и этюды

В. Г. Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере (эскиз, бумага на картоне, карандаш, 15,3 × 23 см , 1880, ГТГ )

В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). Согласно приведённой информации, бо́льшая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть — в московской коллекции А. И. Балк . Один из графических эскизов впоследствии был передан в собрание Третьяковской галереи — «Никита Пустосвят. Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15,3 × 23 см , 1880) .

В списке, составленном Николаем Собко, также упоминался живописный эскиз для картины «Никита Пустосвят», датированный 1881 годом и находившийся «у г. Сорокоумовского, в Москве» (по-видимому, имелся в виду один из представителей известной купеческой династии Сорокоумовских ).

Отзывы и критика

Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения». При этом, по словам Лескова, имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает» . Искусствовед писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи , как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок .

В 1887 году, сравнивая суриковскую « Боярыню Морозову » с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят — «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей» . Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине» . При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались, по его определению, «многосложные» сцены, и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды» .

В. Г. Перов. Суд Пугачёва (холст, масло, 150 × 238 см , 1875, ГИМ )

В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные . Помимо «Никиты Пустосвята», в этом ряду упоминалась также его другая картина — « Суд Пугачёва » (1875, Государственный исторический музей ). В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника, искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва». Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи — в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия» . Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания» .

Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого́ Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам „истинной веры“». По словам Зименко, художник и сам чувствовал несовершенство своих последних картин, многократно перерабатывая их, а иногда даже уничтожая законченные варианты .

Искусствовед отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя — «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура». Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников — «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». Главным недостатком полотна Обухов считал «полное отсутствие живых авторских интонаций», отстранённую позицию художника по отношению к тому, что изображено на картине — положительные явления спокойно им констатируются, а по отношению к отрицательным сторонам нет прямого осуждения. Среди других недостатков Обухов упоминал бросающуюся в глаза жёсткость живописи, «некоторый композиционный разлад», а также условность образов некоторых персонажей — в частности, царевны Софьи и архиепископа Афанасия .

Обсуждая произведения на историческую и религиозную тематику, написанные Перовым в последнее десятилетие его жизни, искусствовед Владимир Леняшин отмечал, что в целом они не получили должной оценки в художественных кругах . В качестве исключения Леняшин приводил мнение художника Николая Ге , который считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался, и он поднимался всё выше и выше». Высоко оценивая картины «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят. Спор о вере», Ге отмечал, что Перов «перешёл к истории и сделал только две вещи, которые не кончил, но которые имели громадное значение» . По словам Леняшина, «не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием» .

Примечания

  1. , с. 81.
  2. , с. 111.
  3. , с. 287.
  4. , с. 221.
  5. , с. 293—295.
  6. , с. 67.
  7. , с. 403.
  8. , с. 69.
  9. , с. 31—32.
  10. , с. 222.
  11. , с. 60.
  12. , с. 231.
  13. , с. 153.
  14. , стб. 159.
  15. , с. 77.
  16. , с. 77.
  17. , с. 559.
  18. , с. 531.
  19. , с. 274.
  20. , с. 349.
  21. , с. 151.
  22. , стб. 140.
  23. , с. 32.
  24. (HTML). «Узнай Москву» — um.mos.ru. Дата обращения: 26 февраля 2017. 20 декабря 2016 года.
  25. , с. 27.
  26. , с. 419.
  27. , с. 152.
  28. , с. 495.
  29. , с. 246—247.
  30. , с. 42.
  31. , с. 41—42.
  32. , с. 151.
  33. , с. 139.
  34. , с. 72.
  35. , с. 114.
  36. , с. 247.
  37. , с. 151—152.
  38. , с. 31.
  39. , с. 290.
  40. , с. 83, 243.
  41. , стб. 163.
  42. (HTML). Общество купцов и промышленников — www.okipr.ru. Дата обращения: 28 сентября 2017. 29 сентября 2017 года.
  43. , с. 67, 73.
  44. , с. 73—74.
  45. , с. 224.
  46. , с. 176.
  47. , с. 70.
  48. , с. 42.
  49. , с. 99.
  50. , с. 239.

Литература

  • Антоненко С. Г. «Мы пришли не о грамматике с тобой говорить…» Староверы и власть на полотне Василия Перова // Родина . — 1996. — № 10 . — С. 40—43 .
  • Верещагина А. Г. Некоторые проблемы исторической живописи В. Г. Перова // Советское искусствознание. — 1988. — № 24 . — С. 212—238 .
  • Дитерихс Л. К. . — СПб. : Типография Ю. Н. Эрлиха , 1893. — 80 с.
  • Зименко В. М. Василий Григорьевич Перов. 1834—1882. — М. Л. : Искусство , 1948. — 43 с.
  • Кеменов В. С. В. И. Суриков : Историческая живопись, 1870—1890. — М. : Искусство , 1987. — 568 с.
  • Королёва С. Василий Григорьевич Перов (Великие художники, том 17). — М. : Директмедиа Паблишинг и Комсомольская правда , 2009. — 48 с. — ISBN 978-5-87107-202-8 .
  • Леняшин В. А. Василий Григорьевич Перов. — Л. : Художник РСФСР , 1987. — 248 с.
  • Леонов А. И. Василий Григорьевич Перов. — М. : Государственное издательство изобразительного искусства, 1959. — 60 с. — (Мастера русского искусства).
  • Лесков Н. С. О картине «Никита Пустосвят» // Художественный журнал. — 1887. — № 11 . — С. 293—295 .
  • Лясковская О. А. В. Г. Перов: Особенности творческого пути художника. — М. : Искусство , 1979. — 174 с.
  • Нестеров М. В. Давние дни: воспоминания, очерки, письма. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. — 559 с.
  • Новицкий А. П. // / под наблюдением А. А. Половцова . — СПб. : типография И. Н. Скороходова, 1902. — Т. 13. — С. 551—560. — 745 с.
  • Обухов В. М. В. Г. Перов. — М. : Изобразительное искусство , 1983. — 112 с.
  • Собко Н. П. Перов Василий Григорьевич // . — СПб. : типография М. М. Стасюлевича , 1899. — Т. III, вып. 1 (П). — Стб. 73—173. — 258 с.
  • Соловьёв С. М. История России с древнейших времён . — М. , 1962. — Т. 13 (книга VII).
  • Стасов В. В. Избранные сочинения / С. Н. Гольдштейн . — М. : Искусство , 1937. — Т. 1.
  • Стасов В. В. Избранное: живопись, скульптура, графика. — М. : Искусство, 1950. — Т. 1 — Русское искусство.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. В. Г. Перов. — М. : Государственное издательство изобразительных искусств , 1934. — 355 с.
  • Яковлева Н. А. Историческая картина в русской живописи. — М. : Белый город , 2005. — 656 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0898-5 .
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5 .
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л. : Аврора и Искусство , 1980. — 448 с.
  • / Н. П. Собко . — СПб. : Издатель М. П. Боткин , 1882. — 304 с.
  • Николай Николаевич Ге: письма, статьи, критика, воспоминания современников / Н. Ю. Зограф . — М. : Искусство , 1978. — 399 с.
  • Переписка И. Н. Крамского: И. Н. Крамской и П. М. Третьяков, 1869—1887 / С. Н. Гольдштейн . — М. : Искусство , 1953. — 458 с.

Ссылки

  • (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 26 февраля 2017.
Источник —

Same as Никита Пустосвят. Спор о вере