Конный лейб-гвардии полк
- 1 year ago
- 0
- 0
«Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка» (официально — «Высочайший парад лейб-гвардии Финляндскому полку 12 декабря 1905 года в Царском Селе» ) — картина русского художника Бориса Кустодиева , написанная в 1906 году. Заказана лейб-гвардии Финляндским полком и посвящена представлению полку его шефа, цесаревича Алексея . В настоящее время картина находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге .
Осенью 1906 года Кустодиев получил неожиданный заказ от командования лейб-гвардии Финляндского полка на тему предстоящего празднования 100-летия этой части императорской гвардии . Художнику было поручено написать большие портреты основателя полка Александра I и нынешнего императора Николая II , а также картину со сценой и первого представления полку его шефа , цесаревича Алексея , состоявшихся 12 декабря 1905 года в Царском Селе . Шефом «финляндцев» цесаревич Алексей был назначен спустя год после своего рождения, 30 июля 1904 года, что было отмечено в полку целым рядом торжественных мероприятий . В их число, как записал в своём дневнике великий князь Константин Константинович , вошёл и «прошлогодний церковный парад в полку в , когда Государь, обойдя строй, нёс на руках Шефа полка, маленького Цесаревича. В толпе идущих с Государём находился и я» . Николай Воронович , бывший в то время воспитанником Пажеского корпуса , праздник учреждения которого отмечался «высочайшим смотром» и приходился на один день вместе с Финляндским полком, писал, что «после 1905 года парады эти были перенесены в Царское Село, в манеж лейб-гвардии Гусарского полка. Публика на них не допускалась, парады эти не отличались большой торжественностью и не оставили о себе особых воспоминаний» .
Как отмечается в многотомной и роскошно оформленной «Истории лейб-гвардии Финляндского полка. 1806–1906» , в тот день Финляндский полк выстроился в манеже, имея на своём правом фланге Пажеский корпус, а на левом — Волынский полк вместе с ветеранами из Чесменской богадельни . Пока главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа великий князь Николай Николаевич инспектировал полк, императрица Александра Фёдоровна с цесаревичем Алексеем проследовала в царскую ложу, а Николай II вышел на манеж вместе с великими князьями Михаилом Александровичем и Дмитрием Павловичем . После рапорта командира полка генерал-майора Самгина и обхода императором рядов частей, состоялся молебен с «возглашением Царского многолетия, вечной памяти православным воинам и многолетием Русскому воинству». Затем «Государь Император изволил взять на руки Августейшего Своего Сына, Шефа Финляндцев, которого и пронес перед фронтом участвующих в параде частей, предшествуемый протопресвитером, окроплявшим святою водою знамёна и войска. Торжественно было это шествие: на руках царя-отца наследник цесаревич впервые следовал вдоль рядов Своего Л.-Гв. Финляндского полка, все члены которого с сердечным умилением и восторгом взирали на Своего Августейшего Шефа, столь давно жданного перед рядами полка. В белой одежде, опушенной горностаем — обычным украшением царской мантии, как светлый луч, малютка наследник ласково и спокойно взирал на Свой полк, восторженно встреченный Своими Финляндцами» . Отдав наследника императрице, Николай II принял церемониальный парад, после чего поблагодарил Пажеский корпус и проследовал к Финляндскому полку , где «осчастливил» собравшихся словами о том, что «верою и правдою почти сто лет служит лейб-гвардии Финляндский полк своим Царям и Родине. […] Сегодня вы видели своего Шефа. Уверен, что будущие финляндцы будут так же верно служить Ему, как вы служили и служите теперь Мне» . Затем император проследовал в ложу, где во второй раз взял на руки цесаревича и подняв его над балюстрадой, сказал: «Вот ваш Шеф!», что вызвало «неописуемый восторг Финляндцев», выражавшийся в криках «ура» и продолжавшийся до отбытия царской семьи из манежа .
Горемыкин | Витте | Игнатьев | Победоносцев | Коковцов | Дубасов |
Кустодиеву было предложено сообщить о своём решении насчёт заказа, принятие которого могло помочь ему как художнику, которому в этом году не удалось ничего продать кроме двух небольших женских портретов, приблизиться к царскому двору и познакомиться с именитыми заказчиками по примеру Валентина Серова или Ильи Репина . Примечательно, что во время недавней революции 1905 года Кустодиев принял участие в работе сатирических журналов « Жупел » и « Адская почта », вскоре закрытых цензурой по причине антиправительственного настроя . В них были опубликованы издевательские и гротескные портреты царских министров Витте , Горемыкина , Игнатьева , Победоносцева , Коковцова и Дубасова , изображённых в раззолочённых орденами и аксельбантами мундирах , которые составили сатирический цикл «Олимп» . Героев для своих карикатур он находил в Мариинском дворце во время работы над картиной « Торжественное заседание Государственного совета… » совместно с Репиным. В том же 1905 году она экспонировалась на организованной Сергеем Дягилевым «Выставке исторических портретов» в Таврическом дворце , где имя молодого художника, возможно, стало известным самому Николаю II. Между тем, отношение Кустодиева к сановникам с критических позиций, без пиетета и с изрядной долей иронии, едва ли не было замечено царским окружением, хотя карикатур на императора он не рисовал . К тому времени Кустодиев был многообещающим художником, известность и признание к которому пришли раньше остальных, однако он постоянно нуждался в деньгах ввиду всё возрастающих семейных расходов и рождения третьего ребёнка, и после долгих раздумий без сомнений согласился на предложение «финляндцев» .
Портрет Александра I в полный рост Кустодиев исполнил легко, воспользовавшись известным портретом работы Джорджа Доу для галереи героев войны 1812 года и лишь слегка изменив детали. При написании такого же по размерам портрета Николая II он следовал романтической манере Доу, пользуясь также фотографиями императора и живыми впечатлениями от наблюдения за ним во время ноябрьских и декабрьских парадов гвардейских Московского , Семёновского и стрелков Императорской Фамилии в Царском селе в преддверии празднования 100-летия Финляндского и Волынского полков, назначенного на 12 декабря 1906 года . Участие в военных парадах было любимым занятием Николая II, сравнимым лишь с охотой . В 1906 году, если судить по дневнику императора , состоялось около 40 подобных парадов, проведение которых, возможно, было вызвано намерением укрепить связи с армией во время революционных волнений . Примечательно, что Финляндский полк отличился в войне 1812 года и в других кампаниях , в том числе в разгроме польских восстаний в 1831 и 1863 годах , как и Волынский полк, созданный в 1817 году из 1-го батальона «финляндцев» . Между тем, гвардейцы не приняли участия в русско-японской войне 1904—1905 годов , чем избежали национального позора, но уже в 1906 году были посланы в столицу, где подавили матросский мятеж в Кронштадте и прославились как «душители народа» .
В отличие от императорских портретов, над «церковным парадом» Кустодиеву пришлось потрудиться. В ходе нескольких поездок в Царское Село художник написал несколько подготовительных этюдов, запечатлевших цесаревича Алексея, великого князя Константина Константиновича, протоиерея Желобовского , генерал-майора Епанчина , князя Васильчикова . Рассказав о получении заказа и работе над картиной в послании своей матери Екатерине Прохоровне, Кустодиев вскоре получил ответное письмо, в котором она рассказала, что «читая о том, как ты был во дворце, говорил с государыней и видел наследника, я умилилась до слез и позавидовала тебе. Ведь я прожила в Петербурге 2 года и 9 месяцев и за это время никого не видала из царской фамилии. А я ведь, ты знаешь, очень к ней неравнодушна и особенно к маленькому наследнику… Неужели ты не снимешь с картины фотографию и не пришлешь мне? Это я прямо-таки сочту за обиду» . Некоторые предварительные этюды можно считать достижением Кустодиева . Так, от этюда князя Васильчикова, экспонировавшегося впоследствии на выставке « Мира искусства », просто в восторг пришёл анонимный художественный критик « Биржевых ведомостей », описавший его как «маленький живописный шедевр, с одинаковым успехом могли бы поставить под ним свое имя — шутка ли — покойный Серов или Репин» . Заказанные Кустодиеву портреты и картина были закончены в срок и выставлены в зале Петербургского офицерского собрания в день банкета в ходе празднования 100-летнего юбилея Финляндского полка . Как отмечается в «Истории лейб-гвардии Финляндского полка. 1806–1906», «отлично исполненные во весь рост художником Кустодиевым портреты Императоров Александра I и Николая II украшали обе стороны зала», общий вид которого, «нарядный и блестящий, как нельзя более гармонировал с настроением празднующих свой столетний праздник Финляндцев» . Заручившись связями с царским двором и получив за выполнение заказа хорошие деньги, Кустодиев завершил революционный 1906 год в качестве почти что придворного живописца .
Картина размерами 80,5 × 169 см написана маслом на холсте , слева внизу подпись : «Б. Кустодиевъ 1906» . На полотне изображён момент церковного парада в царскосельском манеже, когда Николай II, держа на руках своего сына, двухлетнего цесаревича, идёт со следующей за ним свитой мимо строя вытянувшихся «финляндцев», которых окропляет святой водой возглавляющий шествие священник . Композиция будто находится в непрерывном движении, движется всё — от толпы, занявшей всю правую сторону полотна, до отдельных фигур до потолка манежа, написанного в виде растекающихся в сторону зрителя лучей. Огромное пространство картины усилено узким форматом полотна; портретные характеристики складываются из подчёркнутой и вместе с тем жёсткой силуэтности фигур, а также благодаря множеству деталей . При этом внешность героев полотна запечатлена без прикрас и не отличается парадностью . Среди эмоций «финляндцев» можно различить лишь напряжение, но никаких чувств «умиления и восторга», о которых писал официальный историк полка . По мнению историка Финляндского полка Владимира Ушакова, сам император имеет глупый вид, а среди свиты имеются совершенно гнусные лица, в связи с чем картина кажется одиозной и выражающей ненависть к царю и его окружению, широко распространившуюся в ходе революции и проникшую даже в ряды гвардии . Как отмечает биограф Кустодиева Аркадий Кудря , заказ Финляндского полка, в том числе и «Церковный парад», в целом можно охарактеризовать как регресс для творчества художника . В связи с этим искусствовед писал, что эта отличающаяся вялостью и скукой картина создана человеком, вдруг потерявшим всякий художественный вкус . По мнению же Кудри, «финляндцы» и не нуждались в живописных изысках — им было важно, чтобы было написано «прилично и достойно» данной, высокой темы .
Согласно пожеланию заказчиков картина пышно именовалась как «Высочайший парад лейб-гвардии Финляндскому полку 12 декабря 1905 года в Царском Селе» , но более известным названием является «Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка» . После празднования юбилея картина была выставлена в музее Финляндского полка . Репродукция её была помещена в четвёртом томе «Истории лейб-гвардии Финляндского полка. 1806–1906» . В 1946 году картина была передана из Музея этнографии народов СССР в Государственный Эрмитаж . Эскиз к картине под названием «Император Николай II с цесаревичем. 1905» хранится в запасниках Третьяковской галереи . Портрет Александра I находится в Русском музее . Местонахождение портрета Николая II неизвестно.