Декабристы
- 1 year ago
- 0
- 0
«Декабри́сты» — опера советского композитора Юрия Шапорина по мотивам пьесы Алексея Толстого «Полина Гёбль» на либретто Всеволода Рождественского . Самое масштабное музыкально-сценическое произведение, посвящённое событиям декабря 1825 года .
Опера создавалась на протяжении почти трёх десятилетий и за это время претерпела значительные изменения. Задуманная как интимная любовно-лирическая драма, в процессе работы она преобразовалась в монументальное героико-патриотическое произведение, одно из самых значительных в музыкальном театре советского периода . Впервые исполнена в Большом театре 23 июня 1953 года, была в репертуаре советских театров более двух десятилетий. За создание оперы «Декабристы» Ю. А. Шапорин награждён Государственной премией РСФСР имени М. И. Глинки (1966).
В 1925 году в Советской России готовились к празднованию 100-летнего юбилея восстания декабристов. В 1922—1926 годах увидели свет многие литературные, театральные и кинопроизведения, созданные специально к памятной дате. Таким образом, замысел оперы, героями которой были участники исторических событий, возник у Ю. Шапорина на фоне возросшей популярности темы .
Работу над оперой композитор начал в 1925 году совместно с А. Н. Толстым . Первый вариант либретто был основан на пьесе Толстого «Полина Гёбль», которую писатель создавал при значительном участии историка П. Е. Щёголева . Работая в недавно открытых для научной работы архивах, Щёголев обнаружил дневник московской модистки француженки Полины Гёбль, ставшей женой декабриста Анненкова и известной под именем Прасковьи Анненковой . Вдохновившись этой романтической историей, А. Толстой набросал несколько сцен пьесы, а Шапорин быстро написал музыку двух картин , и на вечере, посвящённом юбилею восстания, их представили в Государственном академическом театре оперы и балета (бывшем Мариинском) в Ленинграде . Первое название оперы, как и пьесы, совпадало с именем главной героини ; центральное место в сюжете занимала любовная драма, происходившая на фоне декабристского движения . Впоследствии и текст, и музыка были радикально переработаны, а в окончательную редакцию оперы сцены, представленные в Ленинграде, так и не вошли .
Дальнейшая работа над оперой затянулась. Вероятно, пьеса Толстого, опубликованная лишь однажды в 1926 году (в журнале « Новая Россия », № 1) с подзаголовком «драматическая поэма» и написанная прозой со стихотворными фрагментами, изначально создавалась как либретто, даже в сноске к публикации было указано, что «музыку на текст поэмы пишет Ю. Шапорин» . Но Толстой не имел опыта работы с оперным материалом и при создании либретто не учёл особенности жанра: в тексте не было членения на арии , и хоры , текст был написан в прозе, а для оперы, как полагал Толстой, требовались стихи. К тому же, набросав несколько сцен, Толстой отвлекся на другую работу . Шапорину приходилось подолгу ждать литературных наработок от Толстого. Кроме того, утверждают, что уже в начале работы над оперой у либреттиста и композитора отсутствовало согласие в замысле : творческие предпочтения Шапорина, тяготевшего к жанру кантаты и оратории , склонялись к большей монументальности произведения . Отмечая драматургическую стройность и красочность языка либретто, композитор и музыковед Богданов-Березовский в 1932 году писал, что достоинства музыки его превосходят, создаваемые ею образы и ассоциации более отчётливы и конкретны .
За годы работы над материалом претерпела изменение официальная трактовка истории декабрьского восстания, и авторы должны были пересмотреть сюжет и план произведения. Пьеса «Полина Гёбль» состояла из девяти картин, семь из них содержали развитие любовной драмы Анненкова и Полины. Анненков в ней был представлен одним из основных руководителей заговора, а миссия жены декабриста — воплощения идеи патриотического долга — досталась француженке , которая, по свидетельству композитора, в начальной редакции оперы пела « Карманьолу ». Такое положение вещей шло вразрез с официальной идеологией . В середине 30-х годов к работе над текстом по совету А. Толстого был привлечён поэт Всеволод Рождественский , имевший уже опыт работы с оперными либретто . Перед Рождественским стояла задача разработать историко-революционный сюжет и представить главных, а не побочных руководителей восстания, согласно официальной исторической науке тех лет .
Работа над оперой шла под постоянным наблюдением руководящих культурных инстанций. На многочисленных совещаниях с участием историков требовали точно воспроизвести события восстания. Влияние культурно-политического руководства больше всего сказалось на шестой картине оперы, непосредственно посвящённой событиям на Сенатской площади . В основу сюжета теперь были положены тщательно отобранные реальные исторические факты, относящиеся к последнему периоду деятельности Северного общества . Любовная история переместилась из Парижа в российское поместье , изначальные персонажи — Полина и Анненков — из оперы исчезли: вместо непатриотичного образа французской портнихи был введён воспетый Некрасовым тип русской дворянки . Из интимно-лирической драмы опера преобразовалась в монументальную историко-революционную трагедию .
Вторая редакция оперы, содержащая семь картин, была закончена в 1941 году. В ней образы Анненкова и Гёбль были смещены на второй план образами героев- декабристов . Из первоначального плана были исключены первая («В Париже»), седьмая («Кабинет Николая I») и девятая («Вязьма») картины, добавлена картина «Бал», куда авторы перенесли эпизод встречи Полины с царём, остальные картины были существенно пересмотрены. Предполагалось упразднить и вторую картину «У старухи Анненковой», но режиссёр Л. В. Баратов посоветовал сохранить её, чтобы показать контраст высоких революционных идей с действительностью крепостной российской глубинки. Во вторую редакцию вошли эпизоды, связанные с отображением жизни народа, — исполняемая по приказу хвалебная песня крепостных девушек, сатирическая песня «Пров пива наварил» и другие фрагменты. Сохранили также сцену разговора Анненкова с матерью, где зритель знакомится с политическими взглядами героя. Встреча декабристов в третьей картине «Ярмарка» завершалась песней ямщика . Сформированы основные номера четвёртой картины «У Рылеева» — песня Каховского , хор «Отечество» на слова Катенина , гимн на слова А. С. Пушкина . На совещании в театре имени С. М. Кирова в декабре 1939 года в план оперы была включена симфоническая картина перед кульминацией действия — восстанием на Сенатской площади , но этот замысел в итоговой редакции не был реализован. Местом действия финала оперы в седьмой картине стала Петропавловская крепость , были написаны основные номера этой картины: песня солдата, беседа Анненкова с Кюхельбекером (в окончательной редакции — беседа Бестужева и Щепина-Ростовского ), рассказ о казни декабристов, встреча Анненкова и Полины. Опера завершалась хором декабристов на стихи Пушкина « В Сибирь » :
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
А. Толстой, несмотря на серьёзные изменения в драматической и музыкальной структуре оперы, продолжал отстаивать лирическую трактовку сюжета. Даже название оперы во второй редакции сохранилось таким, как задумал писатель, — «Полина Гёбль» .
В ходе работы над второй редакцией фрагменты оперы вновь были представлены публике: в сезоне 1937/1938 года по радио транслировался монтаж, включавший 17 номеров, которые отображали сюжетную картину произведения в целом. Многие эпизоды, в основном относящиеся к лирической линии, впоследствии были исключены. Другие легли в основу последующего развития музыкального образа народа .
Премьера оперы в Большом театре была назначена на сезон 1940/1941 года, постановкой руководили дирижёр А. М. Пазовский , режиссёр Л. В. Баратов, художник Е. Е. Лансере . Но завершить работу над партитурой к сроку Шапорин не успел. Работу авторского коллектива в содружестве с театральными деятелями прервала Великая Отечественная война .
Шапорин вернулся к работе над оперой после окончания войны. По мере работы идейно-патриотическое звучание истории декабристов всё более усиливалось. Много музыки было написано заново, в том числе новая картина «На почтовом тракте», рассказывающая о тайном заговоре декабристов, и песня Каховского на стихотворение Пушкина «К Чаадаеву». В третьей картине («Ярмарка») появились новые эпизоды. К 1950 году, после написания картин «В Зимнем дворце», «Сенатская площадь», «Бал», «Петропавловская крепость», Шапорин занялся тщательной доработкой эпизодов. Третью редакцию оперы Шапорин представил в Большом театре в 1950 году, а в 1951 году состоялось её прослушивание в концертном исполнении и расширенное обсуждение с участием историков, композиторов и членов творческого коллектива театра . Произведение было жёстко раскритиковано и историками, и музыкантами . По воспоминаниям певца И. Петрова , опера была слишком длинной, столько музыки нельзя было исполнить за один вечер, и музыканты уговаривали её сократить . В целом высоко оценивая музыку, участники обсуждения высказывали резкие возражения против либретто. Отмечались недостатки драматической композиции, недостаточно широкий показ революционного движения и взаимной связи Северного и Южного обществ, отсутствие обоснования социально-исторических причин возникновения декабристского движения, неубедительные взаимоотношения декабристов с народом .
По результатам обсуждения началась срочная переработка либретто. Главных героев — Анненкова и Полину — сменили малоизвестный Щепин-Ростовский и дочь разорившейся помещицы, любовная линия была дополнена эпизодами из жизни других участников движения и стала абстрактно-собирательной . Ключевое место в сюжете занял коллективный образ декабристов, драматическую основу действия составили их взаимоотношения с народом . Новую редакцию либретто первой картины («В имении») создал Всеволод Иванов , Шапорин написал для неё ариозо старого солдата, которое в окончательную редакцию не вошло. Цыганские сцены в третьей картине, удостоившиеся отдельной критики академика Е. В. Тарле за неуместную модернизацию, были значительно сокращены, изменён финал сцены «Ярмарка». По совету режиссёра Е. Н. Соковнина , работавшего над оперой в Ленинграде, была введена картина «Каземат». Из оперы были исключены фрагменты, вызывавшие чувство фатальной обречённости и предчувствие катастрофы, зато появились элементы музыкальной стилистики, создававшие возвышенные эмоции и «чувство исторического оптимизма». Трагический финал «Во глубине сибирских руд» сменила сцена единения декабристов с народом и символически звучащий, «устремлённый в будущее» финал на слова А. Одоевского :
Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
В доработке оперы приняли участие творческие коллективы Большого театра и театра имени С. М. Кирова в Ленинграде , образовавшие своего рода «творческую лабораторию» . После первых прогонных репетиций в 1952 году Шапорин снова внёс коррективы в произведение . На самом последнем этапе в феврале 1953 года по ультимативному требованию руководства в числе персонажей появился Пестель , не имевший отношения к сюжетной линии оперы, но необходимый для отображения всей когорты ведущих декабристов . Образ Пестеля олицетворял Южное общество, без которого официально одобренная историческая картина восстания выглядела бы незавершённой .
После всех переработок в либретто практически не осталось текста, написанного Толстым, так как стихи к либретто писала его жена, Н. В. Крандиевская . Но поскольку известный писатель стоял у истоков оперы и был соавтором первоначального замысла, при подготовке к премьере авторы сочли необходимым указать в афише, что опера написана «по мотивам А. Толстого» .
Премьера оперы «Декабристы» состоялась в Москве 23 июня 1953 года в постановке Н. П. Охлопкова и в Ленинграде 4 июля того же года в постановке Е. Соковнина под управлением дирижёра Б. Хайкина . Постановка в Большом театре соответствовала канонам монументально-эпического спектакля. Декоративное оформление воспроизводило место действия со скрупулёзной точностью, будь то площадь в Петербурге, кабинет в Зимнем дворце, каземат Петропавловской крепости или сибирская дорога . Бальные номера поставил хореограф Леонид Лавровский . В Большом и Кировском театрах опера шла в различных сценических редакциях: Большой театр представлял оперу в четырёх действиях, действие финальной картины происходило Сибири на этапе. В Ленинграде последняя картина была включена в третий акт, а место её действия было перенесено во двор Петропавловской крепости .
В 1957 году оперу поставили в Праге и в Остраве . «Декабристы» входили в состав гастрольной программы Большого по городам СССР . На главной сцене театра спектакль показали 69 раз, он был в до мая 1969 года. В театре имени Кирова опера вновь была включена в репертуар в середине 1970-х годов к празднованию 150-летия восстания декабристов . Ю. Шапорин присутствовал на всех представлениях своей единственной оперы в Большом и почти на каждом представлении в театре Кирова вплоть до кончины в 1966 году .
Роль | Певческий голос |
Исполнитель на премьере
23 июня 1953 (Дирижёр: А. Мелик-Пашаев ) |
---|---|---|
Рылеев , декабрист | баритон | А. Иванов |
Пестель , декабрист | бас | А. Пирогов |
Бестужев (Марлинский ), декабрист | бас | И. Петров |
Каховский , декабрист | тенор | Г. Нэлепп |
Трубецкой , декабрист | баритон | П. Селиванов |
Якубович , декабрист | баритон | П. Воловов |
Щепин-Ростовский , декабрист | тенор | Г. Большаков |
Ольга Мироновна, мать Щепина-Ростовского | меццо-сопрано | Е. Вербицкая |
Орлова, обедневшая помещица | меццо-сопрано | |
Елена, её дочь | сопрано | Н. Покровская |
Марья Тимофеевна, домоправительница Щепиной-Ростовской | сопрано | |
Помещик | тенор | |
Стеша, цыганка | меццо-сопрано | В. Давыдова |
Ростовцев | тенор | П. Чекин |
Николай I | бас | А. Огнивцев |
Граф Бенкендорф | бас | |
Генерал-губернатор | бас | |
Митрополит | тенор | |
Старый солдат | бас | Н. Щегольков |
Часовой | бас | |
Ночной сторож | бас | |
мужики, петрушечники на ярмарке, полицейские, дворецкий, Настенька (дочь Рылеева, без пения) |
Сюжет оперы основан на исторических фактах, связанных с деятельностью Южного и Северного тайных обществ. Известие о раскрытии тайных обществ правительством и обстановка междуцарствия, возникшая после внезапной смерти императора Александра I в 1825 году, вынудили декабристов перейти к открытым действиям, закончившимся поражением восстания 14 декабря. Руководители восстания были казнены, другие участники сосланы в Сибирь. Действие охватывает все эти этапы восстания .
1. В имении. Сын деспотичной помещицы Щепиной-Ростовской молодой офицер Дмитрий Щепин влюблён в Елену Орлову, девушку из незнатной и небогатой семьи, но его мать никогда не согласится на этот брак. От горьких раздумий молодого человека отвлекает поручение Пестеля, руководителя Южного общества, предложившего Щепину отправиться в Петербург и передать там письмо главе Северного общества Рылееву. Приближается время восстания против самодержавия и провозглашения республики.
2. На почтовом тракте. Члены тайного общества Каховский, Трубецкой, Щепин, Якубович и Ростовцев проводят совещание в трактире на почтовом тракте между Петербургом и Москвой. Внезапно приходит весть о кончине Александра I. Бестужев призывает заговорщиков немедленно поднять восстание.
3. Ярмарка. На ярмарочной площади суета и веселье. По случаю смерти императора полиция заставляет народ прекратить ярмарочные гуляния. На опустевшей площади Щепина находит Елена, отправившаяся вслед за возлюбленным в надежде никогда не расставаться с ним.
4. У Рылеева. В ночь на 14 декабря участники восстания собрались в доме Рылеева. Трубецкой приносит тревожное известие об отречении Константина и предстоящей присяге Николаю. Рылеев отметает колебания и предлагает немедленно вести войска на штурм царского дворца. Ростовцев пытается остановить заговорщиков, но безуспешно.
5. В Зимнем дворце. Император Николай I, наблюдая из окна кабинета за сбором восставших на Сенатской площади, отдает распоряжение уговорить войска принести присягу или потопить мятежников в крови.
6. Сенатская площадь. На площадь приходит лейб-гвардии Московский полк во главе с Бестужевым и Щепиным и морской гвардейский экипаж. Народ приветствует восставших. Трубецкой, который должен командовать войсками, испугался массовых волнений и скрылся. Под напором артиллерийской батареи восстание подавлено.
7. Бал во дворце. В петербургском особняке одного из богатых сановников гремит бал-маскарад по случаю подавления мятежа. Елена проникла сюда в надежде вымолить у царя разрешение сопровождать осуждённого на ссылку Щепина в Сибирь. Ей удаётся задуманное, но вернуться из Сибири она не сможет никогда.
8. В каземате. Приговорённый к казни Рылеев томится в каземате Петропавловской крепости. В последний раз по дороге на эшафот он видится со своими соратниками Муравьевым-Апостолом , Бестужевым-Рюминым , Каховским и Пестелем.
9. В Сибирь. На сибирской дороге колонну декабристов, идущих на каторгу , догоняет в экипаже Елена. Остаток дней она проведёт в ссылке с любимым. Народ из окрестных деревень сочувственно провожает каторжников. Бестужев обращается к народу: «Наш скорбный труд не пропадёт! Из искры возгорится пламя».
«Декабристов» называли одной из лучших советских опер, посвящённых российскому революционному движению . Современные автору критики отмечали большую художественную силу, с которой были воссозданы образы декабристов , органичный сплав генеральной темы борьбы русского народа против самодержавия и классической историко-бытовой традиции . Художественные достоинства оперы признаются и в постсоветское время .
Во всех сценах оперы соблюдена историческая последовательность событий, нарастающая к кульминационному моменту — противостоянию на Сенатской площади. Первая картина — встреча Щепина-Ростовского с Пестелем — является прологом. Вторая картина представляет завязку действия и экспозицию образов декабристов. В последних картинах основные линии действия, связанные с декабристами, народом и любовной драмой, находят завершение. Автор либретто применяет приём контраста (Щепина-Ростовская — Пестель в первой картине; «Сенатская площадь» и «Бал»), удачно использует переломные моменты в истории (известия о смерти царя, о вступлении на трон Николая I). Критики отмечали высокую культуру, образность и возвышенно-романтический стиль поэтического текста, удачно найденную символику .
Драматические образы декабристов и народа в основном получили одобрение. Декабристы в либретто представлены в противостоянии с враждебными силами. Важным недостатком называли отсутствие непосредственного столкновения декабристов и царя, хотя в процессе работы над оперой такая сцена планировалась и могла бы проявить образы противостоящих персонажей более отчётливо .
Вместе с тем, коренное отличие итогового либретто от первоначального замысла привело к двойственности драматической композиции завершённого произведения. Революционный пафос декабристов и лирическая история Щепина-Ростовского и Елены развиваются в разных сюжетно-драматических планах, обособленных друг от друга. Некоторые поступки Щепина-Ростовского неубедительны. В «несколько вялой» драматургии нет конфликтного начала, герои представлены не столько в действиях, сколько в размышлениях .
В опере Шапорина воплотилось всё лучшее, что было наработано композитором за многие годы творчества. В ней соединились мастерство широких обобщений, убедительная музыкальная драматургия, яркие мелодические характеристики , «тонкий вкус, мастерство и чувство меры» . Опера является образцом следования канонам жанра как по форме, так и по музыкальному языку . Музыкальный материал произведения неразрывно связан с традициями классической русской оперы. В нём развивается наследие русской народной песни, военных и студенческих песен времён декабристов, бытовой музыки . Идеи свободы, подвижничества, доблести выражены поэтическим, возвышенным строем музыки .
Для разных драматических обстоятельств Шапорин использует различные выразительные средства и формы . В музыке звучат лейтмотивы , или лейттемы, — чёткие музыкальные построения, выражающие гармоническое и интонационное зерно образа. В трактовке Шапорина лейтмотивы не остаются неизменными, но трансформируются параллельно изменениям сюжета. Ансамблевые и хоровые сцены мелодически ясны. Шапорин отказался от законченности музыкальных номеров оперы в пользу сквозного развития драматургической линии: ансамбли часто появляются непосредственно в конце сольных номеров, становясь их развитием и логическим завершением . Так, с элементами сонатной формы ария Рылеева «О, Русь моя» переходит в построенную на её основе хоровую сцену . Велика роль оркестра , в частности, в сцене восстания его средствами передаются все смысловые акценты. В трёхчастной оркестровой увертюре , начинающейся с фанфар , олицетворяющих восстание, звучат лейтмотивы: маршевая тема восставших войск, тема самодержавия, гимн декабристов . В объёмной фресковой композиции «Ярмарка» оркестр в полной мере участвует вступлением , экспозицией , разработкой , репризой и кодой .
В музыкальной композиции контрастно чередуются и противопоставляются друг другу музыкальные образы основных действующих сил — декабристов, самодержавия и народа. По логике развития сюжета в шестой картине, где все силы сходятся на Сенатской площади, основные музыкальные линии должны были вступить во взаимодействие и даже в противоборство, но музыка этой картины носит излишне иллюстративный характер, общая линия развития не сформирована, кульминация не состоялась. Как отмечает музыковед С. В. Катонова, конфликт между Еленой и Николаем в седьмой картине также не поддержан достаточными выразительными музыкальными средствами. В отличие от драматической кульминации, музыкальной кульминацией оперы стала четвёртая картина, оставляющая последующему действию завершающую роль .
Коллективный портрет декабристов — музыкальный приём, отмеченный критиками как новаторский и не встречавшийся в оперной музыке , — создаётся героическими мужскими хорами и ансамблями . Роль основного лейтмотива оперы отведена патриотическому гимну на стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву». Музыкальная тема, уходящая корнями к песням французской революции, полностью представлена в квинтете в конце второй картины :
В начале четвёртой картины производная мелодия звучит в песне Каховского с хором, а в конце картины — в припеве ансамбля. Отдельные обороты многократно появляются в вокальных партиях декабристов и оркестре. Гимн создает основу группового музыкального портрета декабристов. Родственна гимну и другая тема коллективного образа декабристов, появляющаяся в третьей части увертюры, затем в арии Рылеева в четвёртой картине. Эта песня на стихи А. Одоевского формирует мощный финал оперы . Музыкальному образу декабристов свойственны эпическая широта, распевность и романтическая полётность, восходящая к традициям Глинки и Бородина .
Индивидуальные музыкальные характеристики декабристов основаны на русской гражданской песенной лирике и революционных гимнах, что должно воспроизводить исторический дух эпохи и революционный пафос восстания. Эти образы не детализованы и лишь дополняют коллективный портрет, индивидуальность обозначена каким-то одним характерным для персонажа акцентом . Композитор отказался от развёрнутых мелодекламаций и нарисовал индивидуальные портреты героев через жанровую характеристику. Так, Каховский обычно выступает запевалой в ансамблевых и хоровых номерах. Через дифирамбы Пестеля создаётся облик одухотворённого и приподнятого героя, куплеты Бестужева рисуют образ удалого весельчака. Склонный к раздумьям Рылеев является выразителем смысла происходящих событий . Его характеристика, по мнению искусствоведов, могла быть полнее, если бы в оперу вошла сцена допроса у Николая I, оставшаяся лишь в планах. Образ Щепина-Ростовского решён в ином плане, его преобладающее лирическое начало ярко изображено уже в ариозо первой картины . Недостаточно рельефным, риторичным получился музыкальный образ Пестеля, во многом из-за сухого литературного текста его партии .
Музыкальная характеристика персонажей-антагонистов стала предметом особой дискуссии критиков . Уже в увертюре противопоставлены фанфарная тема восстания и мрачная, оформленная барабанной дробью, тема Николая I . Отзвуки темы самодержавия звучат во второй и третьей картинах. В четвёртой картине представители враждебных сил уже вовлечены в действие и оттеняют положительные образы декабристов . Лейттему монолога, впервые звучащую в начале второй картины в момент сообщения о смерти императора Александра и олицетворяющую самодержавие, сравнивали с «роковы́ми» темами в классической музыке :
Музыкальная характеристика Николая I полностью представлена в пятой картине, в монологе «В недобрый час вступаю я на трон». Критики отмечали, что композитору не удалось музыкальными средствами в достаточной мере изобразить «жестокую, бесчеловечную сущность» Николая I , главный персонаж контрдействия оказался карикатурной обобщённой маской . Партии персонажей, олицетворяющих крепостническое государство, в противовес напевности и лиризму музыкальных образов декабристов, выражены декламационно-речитативными формами . Лишена напевности и партия Трубецкого, спасовавшего перед народным движением , его музыкальная характеристика, построенная на сухом речитативном рисунке , невыразительна .
Народные сцены в опере играют роль социально-исторического фона, в произведении подчёркнута отстранённость декабристов от народа . Его музыкальная характеристика представлена в первой картине: лейтмотив страдающего под крепостническим гнётом населения звучит в жалобной песне «Ах, талан ли, мой талан» . В сцене «Ярмарка» яркие музыкальные номера отражают пробуждающуюся силу масс. В этой сцене использован необычный приём, когда звучат одновременно три песни разных жанров. Солдатская песня «За Дунаем» из шестой картины очень удачна , исполняется как отдельный концертный номер. Яркое музыкальное дарование композитора проявилось и в песнях ночного сторожа в третьей картине и умирающего солдата в шестой картине . Однако образы простых людей разрозненны и не связаны в цельную развивающуюся линию. Народный хор в сцене восстания на Сенатской площади не поддерживает драматургию кульминации. Отдельной критике был подвергнут портрет цыганки Стеши, чья музыкальная характеристика ограничилась подобием расхожей «цыганщины» .
Лирическая линия , представленная в опере образами Щепина-Ростовского и Елены в близком Шапорину духе русского классического романса, не связана с ведущей темой . М. Е. Тараканов отмечает благородную сдержанность и безупречный вкус лирических номеров третьей и девятой картин, в них кантилена сочетается с широтой распева. Критики отмечают эмоциональную открытость, свойственную лирике Чайковского и Рахманинова, и чистые интонации в духе Глазунова и Бородина . К сожалению, среди сохранившихся музыкальных фрагментов, не вошедших в оперу, не обнаружены музыкальные отрывки, связанные с первой героиней оперы — Полиной Гёбль. Известно, что они существенно отличались от образа Елены Орловой .
Картина | Номер | Автор текста , примечание |
---|---|---|
Вступление | ||
1 действие | ||
Картина 1: «В имении» | Хор девушек «Ах, талан» | Слова народные |
Ариозо Щепина «Её душа мне с давних пор родная» | ||
Ария Пестеля «О, родина мать» | ||
Картина 2: «На почтовом тракте» | Гимн декабристов «Товарищ, верь!» | На стихи А. С. Пушкина «К Чаадаеву» |
Песня Бестужева «Ой вы, вёрсты» | Слова Н. В. Крандиевской-Толстой . В первой редакции оперы — песня ямщика . | |
Картина 3: «Ярмарка» | Песня мужиков «Эх, в Таганроге» | |
Вальс девушек «Ходи, ходи быстрее по кругу» | ||
Цыганская песня «Пров пива наварил» | Слова Н. В. Крандиевской-Толстой | |
Песня сторожа «Колотушка моя» | ||
Дуэт Щепина и Елены | ||
2 действие | ||
Картина 4: «У Рылеева» | Хор «Друзья! Уже пришел черёд» | |
Песня Каховского «Когда поток с высоких гор» | ||
Ария Рылеева «О, Русь моя» | ||
Песня Рылеева «Отечество наше страдает» | На слова декабриста П. Катенина | |
Картина 5: «В Зимнем дворце» | Монолог Николая «В недобрый час» | |
Картина 6: «Сенатская площадь» | Песня-марш «За Дунаем» | Слова А. Н. Толстого |
Ариозо старого солдата «Ох, братцы» | ||
3 действие | ||
Картина 7: «Бал-маскарад» |
Мазурка
Полонез Вальс |
|
Картина 8: «Каземат» | Ария Пестеля «Высокой правды речь» | |
4 действие | ||
Картина 9: «На сибирской дороге» | Песня Сергеича «Ой, погодушка» | |
Баллада Сергеича «Однажды я ночью» | ||
Песня Бестужева «Наш скорбный труд не пропадёт» | На слова А. Одоевского |
Опера записана в Большом театре 1954 году. Издана на грампластинках фирмой « Мелодия » в 1956 , 1961 и 1966 годах, британским лейблом « Parlophone Odeon » в 1958 году .