Interested Article - Суфизм в Казахстане

Мавзолей знаменитого суфия Ахмеда Ясави , находящийся в Туркестане

Суфизм в Казахстане ( каз. сопылық ) впервые появился в XI—XII веках и в наше время распространён в основном на юге страны .

История

Зародившись в IX веке на территории Ирака , суфизм, который в дальнейшем оказал сильное влияние на культурную историю Средней Азии , в XI—XII веках распространился в Мавераннахре , куда входят южные районы современного Казахстана. При советской власти суфийские братства были запрещены. Само их существование отрицалось на официальном уровне, но деятельность суфийских шейхов всё равно сохранялась . На казахской земле это исламское течение получило распространение благодаря влиянию арабо-персидской культуры и восточной поэзии . Из-за присущей суфизму гибкости и ёмкости он гармонично влился в систему верований казахов, существовавшую в доисламские времена . Особенностью казахстанского суфизма является сильная связь с шаманизмом , что например привело к появлению громкого зикра с пениями и плясками .

В настоящее время

В настоящее время суфизм исповедуют в основном в Южном Казахстане в его специфической среднеазиатской форме — ишанизме . Действуют четыре группы: накшбандия (муджаддидия-хусайния), кадирия , джахрия и различные турецкие суфийские группы.

Центром тариката накшбандия (муджаддидия-хусайния) является село Кусшы-Ата (Кушата) в 15—17 км к юго-востоку от города Туркестан . Последователи Абд ал-Вахид-ишана Маматшукурова общим количеством около 1,5 тыс. человек два раза в год во время празднования маулида и в начале месяца рамадан собираются в доме его сыновей. Региональными кружками заведуют накшбандийские « халифы ». Халифом Алматинской области является Дайрабай Рысбай, а халифом Южно-Казахстанской и Жамбылской является Курбан-Али Ахметов . Глава накшбандитов страны Наср ад-дин-ишан (сын Абд ал-Вахид-ишана) действует в районе Туркестана. Помимо Казахстана группы муджаддидия-хусайния имеются и в других странах Средней Азии .

Последователями тариката кадирия являются чеченцы , депортированные во время Великой Отечественной войны на территорию Казахстана. Кроме того, в 1990-х годах в Казахстан переселились беженцы из охваченной войной Чечни. Из-за закрытости чеченской общины и языкового барьера суфизм среди чеченцев Казахстана остаётся малоизученным .

После распада Советского Союза в Казахстан из Афганистана в 1997 году переселился этнический казах Исматулла-максум, сын Абдалгаффар-максума. Учение Исматуллы-максума джахрия (накшбандийское течение, основанное китайцем- хуэй Ма Минсинем в XVIII веке в Ганьсу ) получило распространение в посёлке Карасу Жетысуского района Алма-Аты. Однако в 1999 году мечеть этого течения была закрыта из-за отсутствия регистрации в Духовном управлении мусульман Казахстана , а сам Исматулла-максум был выдворен из страны. В 2000-годах эта группа возобновила свою деятельность в районе Мамыр города Алма-Аты. Количество последователей джахрия в городе составляет около 1 тыс. человек, халифом Исматуллы-максума является Нарымбай Разбекулы. Члены группы пытались открыть благотворительный фонд «Шакарим», было основано общественное объединение «Сенім. Білім. Өміp» ( рус. Вера. Знание. Жизнь ) с 17 филиалами и 16 отделениями. Действует вокальная группа «Ясави», издаётся еженедельная республиканская газета «Үш қиян» .

В Казахстане действуют несколько турецких суфийских групп :

Примечания

  1. Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. / отв. ред.: Толстов С. П.. — Изд-во Академии наук СССР, 1962. — Т. 1. — С. 81. 21 ноября 2015 года.
  2. , с. 77.
  3. . — Ғылым, 1992. — С. 18. 21 ноября 2015 года.
  4. . — Наука Казахской ССР, 1978. — С. 61. 21 ноября 2015 года.
  5. Василенко В. И., Василенко В. В., Потеенко А. Г. . — Проспект, 2014. — С. 30. — 224 с. — ISBN 9785392158324 . 21 ноября 2015 года.
  6. Мустафина Р. М. . — 1992. — С. 77. — 172 с. 21 ноября 2015 года.
  7. А. К. Муминов. . — e-Islam, 14 октября 2014. 17 мая 2015 года.

Литература

  • Марышев А. Н. . — Береста, 2003. — 98 с.
Источник —

Same as Суфизм в Казахстане