Фердинанд и Миранда играют в шахматы
- 1 year ago
- 0
- 0
«Бен Джонсон и Уильям Шекспир играют в шахматы» (согласно подписи на картине — англ. Ben Jonson and William Shakespeare by Isaak Oliver, 1603 , «Бен Джонсон и Уильям Шекспир работы Исаака Оливера, 1603» ) — картина, принадлежащая, предположительно, голландскому художнику Карелу ван Мандеру . Изображает шахматную партию двух английских драматургов — Бена Джонсона и Уильяма Шекспира .
Размеры картины 77 на 95 сантиметров . Она впервые привлекла внимание публики в 1903 году, в то время находилась в плохом состоянии, была покрыта сажей, пылью, трещинами . На тот момент она принадлежала Кэтрин де Хейман из Нью-Йорка (приобретена этим семейством именно в 1903 году, а ранее была собственностью полковника Миллера, который в свою очередь приобрёл её в 1878 году; предыдущие владельцы картины неизвестны ). Предположительно картина была завезена в Америку английскими колонистами, затем многократно меняла владельцев.
Неоднократно высказывались сомнения в её подлинности. Банкир и коллекционер произведений искусства Джон Пирпонт Морган незадолго до своей смерти заявил, что готов приобрести картину за миллион долларов , если будет доказана её подлинность , но скончался прежде, чем подлинность картины была доказана. Сын Кэтрин де Хейман в 1912 году привёз полотно в Европу для детального анализа специалистов. Искусствоведы изучали картину с 1912 по 1914 год. Было установлено, что картина подлинная и относится действительно к 1603 году. В ходе реставрации оказалась размытой надпись в верхней части картины. Сохранилась пометка на обороте картины: «Бен Джонсон и Вильям Шекспир, 1603». Полная надпись: « англ. Ben Jonson and William Shakespeare by Isaak Oliver, 1603 » . Однако авторство английского миниатюриста французского происхождения Исаака Оливера было отвергнуто искусствоведами. Автором картины признан Карел ван Мандер (наставник известного художника Франса Хальса и первый нидерландский искусствовед) .
Первая печатная публикация об этой картине появилась после возвращения её в США в 1915 году в газете « American Chess Bulletin », а 12 марта 1916 года большую статью о ней опубликовала газета The New York Times .
В XX веке картина ван Мандера продолжала оставаться в частной коллекции и редко выставлялась для обозрения. В 1955 году она выставлялась для широкой публики во время Шекспировского фестиваля в США .
Было установлено безусловное сходство одного из изображённых на ней шахматистов с сохранившимся прижизненным портретом Джонсона. Пауль Вислисенус, член германского Шекспировского общества из Дармштадта , был поражён сходством двух лиц — на маске, предположительно снятой с Шекспира, и на холсте . Есть значительное сходство и с портретами Шекспира, выполненными сразу после его смерти. Пауль Вислисенус, писал :
«Все видевшие гипсовую маску и картину убеждены, что большее сходство между людьми трудно представить».
Существует предположение, что художник мог видеть драматургов за шахматной партией . Лондонские театры были закрыты с марта 1603 по апрель 1604 года, сначала в знак траура после смерти королевы Елизаветы , а затем — в связи с эпидемией чумы в городе. Многие лондонцы уезжали тогда на континент, спасаясь от эпидемии. Шекспир и Джонсон также могли на время уехать в Голландию, хотя документальных свидетельств этого не сохранилось. Ван Мандер мог в 1603 году побывать в Лондоне и застать здесь двух драматургов. Тем не менее в своей книге о художниках Северной Европы он не упоминает о личной встрече со знаменитыми драматургами, не упоминает о ней в биографии старшего брата и Адам ван Мандер .
На картине бросается в глаза находящийся на правом краю ярко-красный женский рукав, он не может быть частью костюма «Шекспира», так как тот одет в чёрное. Женщина, которой принадлежал этот рукав, вероятно, стояла лицом к зрителю (об этом можно судить по сохранившемуся на картине согнутому локтю девушки) и спиной к шахматистам. Двое шахматистов увлечены партией и не обращают на неё внимания. Первоначально смысловым центром картины была не шахматная партия, а женская фигура. Правая часть картины с этой фигурой была обрезана, после чего главными героями картины, переместившись на первый план, стали шахматисты, в которых стало легче «узнать» «Джонсона» и «Шекспира».
Один из представителей семьи Хейманов был членом известного клуба шахматных композиторов , поэтому первый анализ позиции, изображённой на картине, был проведён коллективно членами этого клуба . Позиция на доске была расшифрована . Без этого был бы не ясен смысл картины. Шекспир держит в правой руке чёрного слона (стоявшего, вероятно, на b4 ) и готовится взять белого ферзя на c3, собираясь объявить мат . Ситуация на доске перекликается с ситуацией в театральном мире этого времени. В 1601—1603 годах постановка пьес Джонсона на сюжеты из истории Древнего Рима «Рифмоплёт» и « Сеян » потерпела относительную неудачу, а Шекспир находился в расцвете своей славы . Его трагедии на римские сюжеты, созданные в последние годы XVI века , в сознании зрителей противостояли пьесам Джонсона.
Два дополнительных ряда клеток, расположенных перед шахматистами, не разделены на клетки и предназначены для снятых в процессе игры фигур.
С позицией связаны несколько проблем :
«Бен Джонсон взял у Шекспира три пешки и одну ладью , одного слона и одного коня , а Шекспир взял только коня».
Но у Шекспира отсутствуют не три, а две пешки, и не один, а оба коня. Неразборчивая форма фигур, типичная для того времени , легко могла привести к ошибке: одного чёрного коня сочли за пешку. С другой стороны, кроме коня, Шекспир взял у белых ещё пешку b2. He исключено, что он мог поставить её сбоку, поэтому она случайно попала на поле h4.
Репродукции с картины украшают залы двух крупнейших нью-йоркских шахматных клубов .
Картина изображена на почтовой марке , выпущенной в Никарагуа в 1976 году .
Обычно свидетельствами знакомства Шекспира с шахматами считаются следующие фрагменты из его пьес :
«Мою жизнь считал я пешкой, всегда готовой сражаться с твоими врагами».
«Так вы, отец, хотите, чтобы я стала „патом“ среди этих „матов“?».
«Ты можешь стать королевой и шаховать весь мир».