1984 год во Франции
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ночь» ( инципит «Любит? не любит? Я руки ломаю…», также встречается название «Неоко́нченное» ) — песня композитора Давида Тухманова 1984 года на фрагменты предсмертного Владимира Маяковского ( 1930 , начато в 1928), написанная Тухмановым для начала сольной карьеры Николая Носкова . Показанная в СССР единственный раз по телевидению в передаче « Музыкальный киоск », песня была запрещена после разгромной статьи Сергея Образцова в газете « Советская культура ». Спустя 28 лет, в 2012 году, «Ночь» была перезаписана Носковым на сольном альбоме « Без названия ».
Музыка
Давида Тухманова
Слова
Владимира Маяковского
Любит? не любит? Я руки ломаю
и пальцы
разбрасываю разломавши
так рвут загадав и пускают
по маю
венчики встречных ромашек
море уходит вспять
море уходит спать
Как говорится инцидент исперчен
любовная лодка разбилась о быт
Я с жизнью в расчете
И не к чему перечень
взаимных болей бед и обид
Уж час второй должно быть ты легла
В ночи
Млечпуть
серебряной Окою
Я не спешу и молниями телеграмм
Мне незачем тебя будить и беспокоить
море уходит вспять
море уходит спать
Как говорится инцидент исперчен
любовная лодка разбилась о быт
Я с жизнью в расчете
И не к чему перечень
взаимных болей бед и обид
После неудачи в конце 1982 года первого и последнего альбома « НЛО » созданной им группы « » Давид Тухманов продолжал по инерции формально руководить группой, но не занимался организацией её концертов и не предлагал ей новых песен. К началу 1984 года Тухманов, уставший от постоянных запретов группы и необходимости их преодолевать, полностью снял с себя и без того эфемерные обязанности продюсера и руководителя группы, и она фактически распалась. Ключевому музыканту, солисту «Москвы» Николаю Носкову , под которого Тухманов писал почти все песни группы, и который в это время уже начал работать в ансамбле « Поющие сердца », он предложил начать сольную карьеру и с этой целью написал первую песню «Ночь» — на фрагменты предсмертного неоконченного безымянного Владимира Маяковского 1930 года (начато в 1928) .
В 1984 году песня была записана в тухмановской студии и показана в телепередаче « Музыкальный киоск ». Передачу увидел один из крупных официально признанных театральных деятелей СССР — кукольник Сергей Образцов , написавший разгромную статью на песню в газете « Советская культура ». В заключение своей статьи Образцов написал: «Я надеюсь, что больше эта песня звучать не будет», после чего «Ночь» была полностью запрещена. Тухманов спустя почти тридцать лет вспоминал об этом: «В газете появилась заметка, в которой было написано: как это можно — взять такие святые стихи и сделать из них эстрадную песенку?». До Носкова, с которым никто по этому поводу даже не связывался, дошли отголоски этого запрета: «Тухманов сказал, что начальству не нравится мой тембр голоса» . Для Николая Носкова запрет песни стал знаковым; запретили не только песню, но и его самого:
Мне казалось, что если такой композитор как Тухманов сделает песню на стихи Маяковского, то, возможно, это не привлечёт внимание советской цензуры . Но я ошибся, песня стала запрещённой, как и тот, кто её исполнил…
Во время перестройки и после распада СССР запрет на песню отпал сам собой, но Николай Носков, занятый сначала в группе « Парк Горького », а затем собственными песнями в рамках сольной карьеры, исполнял «Ночь» редко. Позже песня вернулась в его репертуар, а в 2012 году, спустя 28 лет после появления песни, Носков впервые записал её на своём сольном альбоме « Без названия » . В 2013 году «Ночь» была исполнена Николаем Носковым в телепрограмме « Достояние республики », полностью посвящённой песням Давида Тухманова, в числе одиннадцати тухмановских песен .
Из пяти строф стихотворения Владимира Маяковского , которое в его первом полном собрании сочинений (1955—1961) условно называется « », Давид Тухманов оставил для песни начальную часть первой строфы (первый куплет: «Любит? не любит?..»), начальную часть четвёртой строфы (второй куплет: «Уж час второй должно быть ты легла…») и полностью третью строфу (припев: «море уходит вспять…»). Для большей понятности строка «Уже второй должно быть ты легла…» была им изменена на «Уж час второй должно быть ты легла…», а строка «Как говорят инцидент исперчен…» для большей «гладкости» была изменена на «Как говорится инцидент исперчен…» В ранней исполнительской версии песни Николай Носков пел строку «Я с жизнью в расчёте…» в варианте из предсмертной записки, но позже вернулся к варианту из записной книжки: «С тобой мы в расчёте…» Легко заметить, что в песенном варианте текста Тухманов отказался от бытовых подробностей («пускай седины обнаруживает стрижка и бритье…») и глобальных обобщений Маяковского («в такие вот часы встаешь и говоришь / векам истории и мирозданию…», «Я знаю силу слов я знаю слов набат…» и т. п.) — предпочтя им тонкую интимную лирику стихотворения, включая строки, перенесённые Маяковским в предсмертную записку:
Как говорят инцидент исперчен
любовная лодка разбилась о быт
Я с жизнью в расчете
И не к чему перечень
взаимных болей бед и обид
Эта статья входит в число
добротных статей
русскоязычного раздела Википедии.
|