Великан (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Великан» — первая опера Сергея Прокофьева в 3 действиях (6 картинах) на либретто композитора, созданная автором в возрасте девяти лет. Впервые поставлена в 1901 году силами друзей и родственников. Опера не имеет номера опуса в списке сочинений композитора .
Оперу «Великан» Сергей Прокофьев написал в возрасте 9 лет (с февраля по июнь 1900 года ) в имении Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии , где его отец работал управляющим поместьем Дмитрия Дмитриевича Сонцова . Перед этим мальчик впервые побывал в оперном театре. Впечатление от двух опер (« Фауст » Шарля Франсуа Гуно и « Князь Игорь » Александра Бородина ) и балета (« Спящая красавица » Петра Ильича Чайковского ), которые он услышал будучи в Москве, было настолько сильным, что, вернувшись в Сонцовку, Прокофьев заявил матери, что собирается написать оперу . Окончание работы над ней было отмечено походом к фотографу:
«Тётя Таня водила к фотографу, снявшему меня перед картонным пианино, на пюпитре которого стоял белый лист. Готовые фотографии были отнесены к тёти-Таниному сослуживцу, обладателю каллиграфического почерка, и он мелко вывел на них: Опера "Великан", соч. Сережи Прокофьева»
— С. С. Прокофьев. Человек, События, Время. Сборник под редакцией М. И. Нестьевой
На двух экземплярах фотографии юного Сергея Прокофьева за пианино на листе белой бумаги вписано от руки название другой (так и незаконченной) оперы композитора — « На пустынных островах » .
Опера подверглась, к ужасу автора, редактированию со стороны матери после создания первого акта. Под предлогом, что рукописный текст слишком грязный, она принялась править его: поменяла имена героев, стоявших первоначально в тексте, на производные от них фамилии; четыре форте в арии Великана были заменены на два (затем остановились на компромиссе — трёх); исправлены трёхчетвертные такты, содержавшие три с половиной четверти по вине автора; эпизоды, написанные на разных листках и между собою не стыковавшиеся, были согласованы друг с другом . Опера была посвящена (на тот момент существовало только первое действие) вопреки желанию автора тёте композитора (тёте Тане — младшей сестре матери композитора, Татьяне Григорьевне Житковой, она умерла в 1912 году ) по настоянию матери, пытавшейся утешить её из-за обрушившегося на неё несчастья — смерти матери. Прокофьев долго сопротивлялся этому посвящению, решающим доводом стало напоминание о многочисленных подарках тёти (чаще всего это были игрушечные кареты), которые он уже получал и на которые может рассчитывать в будущем в случае успеха оперы у тёти Тани .
Первоначально нотный текст был написан на отдельных грязных листах бумаги , поэтому он был переписан набело каллиграфическим почерком Луизой Роблен (молодой француженкой , дочерью участника обороны Парижа от прусской армии в 1871 году , которая обучала Прокофьева музыке и верховой езде ) в Петербурге, куда её увезла тётя Таня, партитура была переплетена в красное с золотом .
Позже Прокофьев настаивал на том, что «По форме это была <именно> commedia dell ’arte : выдумывался скелет, а затем актёры импровизировали» . Сюжет оперы создавался по ходу сочинения оперы вместе с друзьями по совместным играм (авторы собирались создать либретто в стихах, но удалось зарифмовать только отдельные эпизоды ). В центре событий был некий Великан, который воспринимался как олицетворение взрослого мира, с которым сталкиваются сам Серёжа Прокофьев (Сергеев в опере) и его друзья Егорка (в опере — Егоров) и Стеня (сестра Егорки, в опере она фигурирует под своим полным именем Устинья). К основным четырём персонажам прибавились король, солдаты, гости на торжестве в честь победы над Великаном .
Так выглядит реконструкция сюжета оперы :
Отец композитора выразил недовольство «революционным» финалом оперы, поэтому его текст так никогда и не был вписан в ноты. Отец предложил закончить оперу примирением короля с Великаном, но юный композитор отказался .
В музыке присутствовали запоминающиеся изобразительные детали: чириканье птиц, мрачно-бравурная ария Великана. В первой детской опере Прокофьева музыковеды находят тяготение к устрашающим эффектам, к гиперболе, к живописной звуковой натуре . Каждый персонаж имел свой коронный номер — своеобразную самохарактеристику: ариозо и ария Сергеева, ариозо и ария Великана, ариозо и ария Устиньи… .
В опере нашлось место для контрапункта : когда король поёт об отряде, который он даёт Сергееву и Егорову для похода, мимо проходит Великан, он слышит тираду короля и поет одновременно: «они хотят убить меня» .
Многие фрагменты оперы носят танцевальный характер, использованы вальс и полька . Военные эпизоды были выстроены в ритме марша . Сам композитор признавался, что, очевидно, они были написаны под воздействием маршей из «Фауста» Гуно, «Аиды» Джузеппе Верди и «Пророка» Джакомо Мейербера .
В конце оперы, когда гости пели: «да здравствует наш Великан!», в заключительном тремоло предусматривалось исполнение фа пятой октавы , не существующего на фортепианной клавиатуре . Мать композитора настаивала на отказе от этой ноты, но затем согласилась уступить сыну, так как «пределы клавиатуры не должны стеснять фантазии молодого композитора» .
В «Автобиографии» композитора сохранилось упоминание о том, как предполагалось и происходило исполнение оперы в домашнем театре: пьеса обыкновенно разыгрывалась в одной комнате, а зрители сидели в другой, перед закрытой дверью, открытие двери между комнатами заменяло поднятие занавеса .
Впервые опера была исполнена летом 1901 года в имении Раевских в Калужской губернии , но исполнено было только Действие 1 . В исполнении оперы приняли участие сам Прокофьев, его двоюродные братья (старшему из которых — Андрею Раевскому было уже девятнадцать лет), кузина Катя и тётя Таня, изображавшая Великана. На репетиции, подготовку костюмов и декораций был потрачен только один день . Автор сам руководил репетициями спектакля .
Состав исполнителей и распределение ролей :
Роль |
Первое исполнение, лето 1901
(режиссёр — Сергей Прокофьев, фортепиано — Андрей Раевский) |
---|---|
Великан | Татьяна Григорьевна Житкова |
Сергеев | Сергей Прокофьев |
Устинья | Катя Раевская |
Егоров | Шура Раевский |
Спектакль начался с конфуза. Автор спел от волнения чужие слова, но затем:
«Спектакль продолжался гладко, тётушки нашли, что кузина очень, очень мило спела арию Устиньи и что безусловно стоит продолжать уроки пения. Вторая картина протекла менее стройно, потому что её недоучили, но всё таки первый акт пришел к благополучному концу. Все аплодировали и были в восторге. Дядюшка Раевский, очень довольный представлением, смеясь и по привычке дёргая себя за нос, сказал: "Ну, Сережа, когда тебя будут давать на императорской сцене, помни, что первый раз твоя опера была исполнена у меня в доме!"»
— С. С. Прокофьев. Автобиография
В Москве зимой 1901/1902 года, прослушав отрывки из «Великана» и увертюру ко второй опере мальчика — « На пустынных островах », Сергей Танеев дал совет начать систематическое обучение мальчика теории музыки (пояснив: «Иначе он усвоит ошибки, от которых потом трудно будет отделаться» ). Клавир оперы (неполный) хранится в Центральном Государственном архиве литературы и искусства , фонд 1929 .
Композитор оставил в своей «Автобиографии» подробное описание либретто оперы и нотные фрагменты отдельных эпизодов , нотные примеры из оперы есть и в его каталоге детских сочинений (в одиннадцать лет Прокофьев составил каталог своих произведений с начальными тактами каждого из них и годом сочинения, но некоторые произведения он не счёл достойными для включения в каталог ). В архиве Прокофьева сохранилось всего 12 нотных страниц. В начале 90-х годов клавир «Великана» был восстановлен Сергеем Сапожниковым . Неоднократно высказывались сомнения в возможности считать такую реконструкцию прокофьевской:
«От оперы "Великан" сохранились разрозненные листы. С. Р. Сапожников, дописавший музыкальные куски взамен утраченных и в 1991 году издавший сочинение под своей редакцией, построил большую часть первой картины на слегка изменённой цитате из первых тактов песни "Степь да степь кругом…" — но это, конечно, не имеет к детскому сочинению Прокофьева никакого отношения… На самом деле, авторского в опубликованном "Великане" чуть больше половины, включая — стоит ли удивляться? — звучащий в конце оперы вальс ».
— Вишневецкий И. Г. Сергей Прокофьев
В 1991 году детская группа Московского музыкального театра Бориса Покровского осуществила спектакль «Играем в Сергея Прокофьева», этот спектакль включал сокращённый вариант оперы. В 2000 году Сапожников создал свободную оркестровую версию оперы. Он изменил либретто — Великан на протяжении спектакля пугал детей, а когда побеждённый в бою король хотел заколоться, всё кончалось миром — все герои славили Великана. В 2000 году опера в этой версии была записана на фонограмму, а также поставлена в фойе « Новой оперы » к 110-летию композитора детским театром «Светофор» в режиссуре Ольги Минаичевой. Эта постановка оперы была представлена в Норвегии ( Берген , 2001). Следующая постановка была осуществлена на Малой сцене Театра на Таганке (2002). В 2006 году в Бонне постановку приблизили к авторскому либретто. Сопровождал оперу небольшой оркестр (дирижёр Павел Брохин) . В 2010 году в Михайловском театре состоялась премьера оперы в Санкт-Петербурге . Режиссёр-постановщик оперы — Аркадий Гевондов, дирижёр — Михаил Леонтьев, художник-постановщик — Елена Якименко . Опера входит в репертуар Академии молодых певцов Мариинского театра , исполняется в зале Прокофьева на Новой сцене театра. Музыкальной частью постановки руководит Лариса Гергиева , постановка Александра Маскалина .
Телевизионный документальный фильм о Прокофьеве режиссёра Андрея Некрасова «Блудный сын» (1991 ) содержит реконструкцию сцены премьеры оперы «Великан», но фильм показывает Прокофьева за фортепиано, в то время как на самом деле эту партию исполнял его двоюродный брат Андрей .