Кот учёный (скульптура, Обнинск)
- 1 year ago
- 0
- 0
Автор неизвестен | |
Голова (Скульптура у источника) . XIX век | |
Гранит . Высота 2 м | |
Усадьба Сергиевка , Петергоф , Санкт-Петербург | |
Объект культурного наследия России
федерального значения
( ЕГРОКН ) (БД Викигида) |
Голова (или Скульптура у источника ) — скульптура неизвестного мастера, высеченная в гигантском гранитном валуне и находящаяся на территории бывшей усадьбы Лейхтенбергских в Петергофе . Является объектом культурного наследия федерального значения .
Памятник располагается на склоне оврага вблизи усадебного дома. От дома мимо него идёт тропинка по направлению к ферме. Размеры скульптуры, высеченной из гигантского валуна, — 2 х 2,2 х 1,8 метров . Традиционное описание скульптуры — лицо человека (мужчины), скорее всего — воина. Над землёй видна только верхняя часть лица. Глаза широко раскрыты. Левая нижняя часть лица скульптуры только намечена мастером. Сохранились следы её грубой обработки. Затылочная часть валуна обработке не подвергалась, большая её часть погружена в землю.
На территории парка существует и ряд других, менее крупных обработанных валунов. «Голова» — самый известный из них. В парке находятся также три относительно небольшие каменные скамьи, вырубленные в валунах. На побережье Финского залива , неподалёку от разрушенного кирпичного здания водоподъёмной машины, авторство которого приписывается Андрею Штакеншнейдеру , находится большой камень с вырубленными в нём ступенями и четырьмя отверстиями, сделанными, очевидно, для крепления скамьи. Версии назначения этого валуна разные — от трибуны летнего театра до лодочной пристани, возможно, камень служил своеобразной обзорной площадкой .
Большинство исследователей сходятся в том, что статуя «Голова» вытесана, вероятно, в конце XVIII — начале XIX века неизвестным скульптором . Она оформляет родник, стекающий в ручей.
В 1800 году усадьба Сергиевка была куплена у графа С. П. Румянцева Павлом I , а в 1822 году стала собственностью К. А. Нарышкина . Здесь в это время существовали: господский дом, баня , ферма , несколько каменных и деревянных домиков. Голова ни в одной описи не упоминалась. В 1838 (по другим данным в 1839 году) году имение было приобретено Николаем I в качестве свадебного подарка дочери императора Марии Николаевне , ставшей супругой герцога Максимилиана Лейхтенбергского . Архитектор А. И. Штакеншнейдер возвёл для новобрачных дворец (1839—1842), Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а в 1845—1846 годах небольшую покрытую мрамором капеллу . Планировку парка осуществил П. И. Эрлер . Документальных свидетельств о создании памятника в это время также нет .
Не существует дореволюционных фотографий или рисунков, запечатлевших этот памятник. Три наиболее популярных дореволюционных путеводителя также обходят его существование молчанием .
Одним из редких упоминаний памятника в XIX веке является фрагмент в «Дневнике путешествия в Россию» Льюиса Кэрролла под 1 августа 1867 года:
«Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада , ниспадающего с широких каменных ступеней; тут — длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там — огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса , так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли…»
— Льюис Кэрролл. Дневник путешествия в Россию в 1867 году .
Высказывалось предположение, что памятник повлиял на отдельные эпизоды сказки « Алиса в Зазеркалье » .
Внимание широкой общественности к монументу было привлечено уже в советское время. Ленинградский журнал «Спартак» в 1931 году поместил снимок с изображением пионеров , сидящих на изваянии; были приведены географические координаты, по которым любители прогулок могут найти его . Статья вызвала большой интерес, сохранились коллективные фотографии этого времени возле скульптуры . Среди петербургской интеллигенции распространилась даже примета — если творческий человек погладит скульптуру руками и выпьет воду из струящегося под ней родника, то к нему придёт вдохновение .
Краткая характеристика памятника приводилась в советских путеводителях по Петергофу. Е. П. Чернобережская приводит несколько его местных названий: «Голова Адама» (не следует путать с « Адамовой головой », символическим изображением человеческого черепа с двумя крест-накрест лежащими костями, которое является символом смерти и бесстрашия перед её лицом), «Старик», «Русич» .
В 2000-е годы появилось большое количество малосодержательных статей, пытавшихся спекулировать на интересе к памятнику. В Санкт-Петербурге в июне 2014 года в Библиотеке книжной графики в рамках Балтийской биеннале искусства книги состоялась выставка «Про Голову», на ней присутствовали картины современных художников, изображающие скульптуру, редкие фотографии и газетные вырезки .
Подлинная история создания памятника неизвестна. Неизвестно, кого он изображает. Существуют фольклорные версии происхождения памятника, не подтверждаемые документами:
Смотрит храбрый князь —
И чудо видит пред собою.
Громадой грозной и туманной .
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в темной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она