Interested Article - Цудзуми

Внешние видеофайлы
Подготовка цудзуми к исполнению и игра
(Музыкант школы Танабэ Кёсукэ )

Цудзуми ( яп. ) — японский малый барабан китайско-индийского происхождения, относится к семейству симэ-дайко ( яп. 締め太鼓 ) , барабанов, настраиваемых шнуром. Его корпус делают в виде песочных часов с двумя мембранами, через обод от одной мембраны к другой пропускают шнур ( яп. 調緒 сирабэо ) , которым можно регулировать её натяжение . Корпус инструмента обычно изготовляют из вишнёвой древесины и покрывают лаком, мембраны производят из лошадиной кожи . Музыкант может менять высоту звука прямо во время представления, изменяя натяжение шнура.

Цудзуми используется для аккомпанирования музыке в театрах но и кабуки , в народных песнях минъё ( яп. 民謡 ) . В но малый и большой цудзуми входят в состав оркестра «хаяси» вместе с барабаном большего размера и флейтой . В кабуки обычно используется как минимум один оцудзуми и до четырёх коцудзуми, последние зачастую задают ритм для сямисэнов .

История

Барабан в форме песочных часов попал в Японию из Индии через Китай и Корею . Точная этимология слова «цудзуми» неизвестна, выдвигается гипотеза о происхождении от индийского барабана дундубхи ( хинди दुन्दुभि ) .

Самые ранние сохранившиеся цудзуми были, вероятно, привезены из Кореи в XVII веке для гигаку , они хранятся в сокровищнице Сёсоин . Судя по всему, изначально техника игры напоминала корейскую при игре на чангу : в правой руке барабанщик держал барабанную палочку, а левая оставалась пустой .

Обе разновидности цудзуми прибыли на Рюкю вместе с музыкой театра но , получив названия «большое тело» ( яп. ウフドウ уфудо: ) и «маленькое тело» ( яп. クドウ кудо: ) .

Разновидности

Слово «цудзуми» в узком смысле означает самый маленький из таких барабанов, коцудзуми ( яп. 小鼓 , буквально «маленький цудзуми») , который при выступлении держат на правом плече и играют правой рукой, помимо него существует также оцудзуми ( яп. 大鼓 о:цудзуми , большой цудзуми) , называемый также окава ( яп. 大革 о:кава , «большая кожа») , на котором играют правой рукой, поставив на левое колено . Кроме того, в гагаку используются два из «нумерованных» цудзуми — «первый цудзуми» ( яп. 一鼓 икко , длина 36 см, диаметр обода 24 см) и «третий цудзуми» ( яп. 三の鼓 сан-но цудзуми , длина 45 см, диаметр обода 42 см) .

Оцудзуми издаёт два типа звука: «тён» (более сильный) и «цу» (более слабый); коцудзуми — четыре :

  • ти — тихий удар безымянным пальцем по краю мембраны, шнур натянут;
  • та — громкий удар средним и безымянным пальцами, шнур максимально натянут;
  • пу — тихий удар указательным пальцем в центр, шнур расслаблен,
  • по — сирабэо натягивают, после чего в середину мембраны ударяют всеми пальцами с силой, а затем натягивают шнур снова.

Удары комбинируются во фразы, всего их около 200 для каждого барабана . Кроме того, исполнители издают восклицания ( яп. 掛け声 какэгоэ ) , указывающие на изменение темпа или динамики исполнения, а также координирующие всех музыкантов .

Коцудзуми (слева) и оцудзуми (справа)

Составные части

У обоих видов цудзуми имеются следующие составные части:

  • корпус ( яп. то: ) ,
  • наружная мембрана ( яп. 表革 омотэгава ) ,
  • внутренняя мембрана ( яп. 裏革 урагава ) ,
  • шнур ( яп. 調緒 сирабэо ) .

За инструментом сложно ухаживать, так как он требует нагрева для наилучшего качества звука. Перед выступлением музыкант должен нагреть мембрану, причём коцудзуми требуется повышенная, а оцудзуми — пониженная влажность . Исполнитель на коцудзуми перед игрой прикрепляет на заднюю мембрану полоски васи , смоченные слюной, и дышит на них во время представления . В середине пьесы но играющему на оцудзуми обычно приносят свежеподогретый инструмент .

Примечания

  1. , p. 89.
  2. .
  3. .
  4. .
  5. , p. 89—90.
  6. , p. 91.
  7. , p. 587.

Литература

  • Chijin // . — Oxford University Press, 2015. (требуется подписка)
  • Hughes, David W. . Tsuzumi // . — Oxford University Press, 2015.
  • Kishibe et al. . Japan, § VI: Theatre music // . — Oxford University Press. (требуется подписка)
  • Malm W. P. The Rhythmic Orientation of Two Drums in the Japanese No Drama // Ethnomusicology. — 1958. — Vol. 2, no. 3. — P. 89—95. — doi : .
  • Provine, Robert C.; Witzleben, J. Lawrence; Tokumaru, Yosihiko. . East Asia: China, Japan, and Korea (Garland Encyclopedia of World Music). — Routledge, 2001. — ISBN 978-0824060411 .

Ссылки

  • Цуру камэ но кёку ( яп. 鶴亀の曲 , мелодия журавля и черепахи)
Источник —

Same as Цудзуми