Кобо-центр
- 1 year ago
- 0
- 0
Ко́бо А́бэ ( яп. 安部公房 Абэ Ко:бо: ) , наст. имя — А́бэ Кимифуса ; 7 марта 1924 года , Кита , Токио , Японская империя — 22 января 1993 года , Токио , Япония ) — японский писатель , драматург и сценарист , один из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве. Основная тема творчества — поиск человеком собственной идентичности в современном мире. По романам «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожжённая карта» в 1960-х годах режиссёром Хироси Тэсигахарой были сняты кинофильмы .
Кобо Абэ появился на свет 7 марта 1924 года в пригороде Токио — Кита . Детские годы будущий писатель провёл в Маньчжурии , где в 1940 году окончил среднюю ступень школы. После возвращения в Японию, завершив среднее образование в школе Сэйдзё ( яп. 成城高等学校 ) , в 1943 году поступил на медицинский факультет Токийского императорского университета . Будучи ещё студентом, в 1947 году женился на художнице Мати Абэ, которая в дальнейшем будет играть важную роль, в частности, в оформлении книг Абэ и декораций к его театральным постановкам. В 1948 году Абэ окончил университет, однако, неудовлетворительно сдав государственный квалификационный медицинский экзамен, фактически лишился возможности стать практикующим врачом.
В 1947 году , основываясь на личном опыте жизни в Маньчжурии, Абэ написал поэтический сборник «Анонимные стихи» ( яп. 無名詩集 ) , который опубликовал сам, напечатав весь тираж 62-страничной книги на мимеографе . В стихотворениях, где было очевидно сильное влияние на автора поэзии Рильке и философии Хайдеггера , молодой Абэ наряду с выражением отчаяния послевоенной молодёжи обращался к читателям с призывом протеста против реальности.
Тем же 1947 годом датируется написание Абэ его первого сочинения крупной формы, получившего название «Глиняные стены» ( яп. 粘土塀 ) . Первым, кто в литературном мире познакомился с этой работой и дал ей высокую оценку, был критик и филолог-германист , преподававший Абэ немецкий язык , когда тот учился ещё в школе высшей ступени Сэдзё в военные годы. Повествование в «Глиняных стенах» строится в виде трёх томов записок молодого японца, который, решительно разорвав все связи с родным городом, уходит странствовать, но в результате попадает в плен к одной из маньчжурских банд. Глубоко впечатлённый этим произведением, Рокуро Абэ отправил текст Ютаке Хании , которым недавно был создан малоизвестный на тот момент журнал «Современная литература» ( яп. 近代文学 ) . Первый том записок из «Глиняных стен» в феврале следующего года был опубликован в журнале «Индивидуальность» ( яп. 個性 ) . Обретя таким образом некоторую известность, Абэ получил приглашение вступить в объединение «Ночь» ( яп. 夜の会 ) , которым руководили Ютака Хания , и Таро Окамото . В октябре 1948 года переименованные в «Указатель в конце дороги» ( яп. 終りし道の標べに ) «Глиняные стены» при поддержке Хания и Ханада были изданы отдельной книгой издательством «Синдзэнбися» ( яп. 真善美社 ) . Позднее в своей рецензии на «Стену» Хания, высоко ценивший творчество Абэ, написал, что Абэ, которого в каком-то смысле можно считать последователем Хании, превзошёл его, своего предшественника.
В 1950 году Абэ совместно с Хироси Тэсигахарой и создал творческое объединение «Век» ( яп. 世紀の会 ) .
В 1951 году в февральском номере журнала «Современная литература» была опубликована повесть «Стена. Преступление S. Кармы» ( яп. 壁―S・カルマ氏の犯罪 ) . Это неординарное произведение было отчасти вдохновлено « Алисой в стране чудес » Льюиса Кэрролла , тематически отталкивалось от воспоминаний Абэ о жизни в маньчжурской степи, а также демонстрировало влияние на автора его друга, литературного критика и писателя . Повесть «Стена. Преступление S. Кармы» в первом полугодии 1951 года была удостоена премии Акутагавы , разделив первенство с опубликованной в «Литературном мире» «Весенней травой» . Во время обсуждения работ членами жюри повесть Абэ подверглась суровой критике , однако решающую роль при выборе победителя сыграла полная энтузиазма поддержка кандидатуры Абэ другими членами жюри, Ясунари Кавабатой и . В мае того же года «Стена. Преступление S. Кармы», переименованная в «Преступление S. Кармы» и дополненная рассказами «Барсук с Вавилонской башни» ( яп. バベルの塔の狸 ) и «Красный кокон» ( яп. 赤い繭 ) , вышла отдельным изданием под заголовком «Стена» с предисловием, которое написал Дзюн Исикава .
В 1950-е годы , стоя на позициях литературного авангарда, Абэ вместе с Хироси Нома примкнул к объединению «Народная литература» ( яп. 人民文学 ) , в результате чего после слияния «Народной литературы» с «Новой японской литературой» ( яп. 新日本文学 ) в «Общество новой японской литературы» ( яп. 新日本文学会 ) вступил в Коммунистическую партию Японии . Однако в 1961 году после 8-го съезда КПЯ и определённого на нём нового курса партии, скептически восприняв его, Абэ публично выступил с критикой, за которой последовало его исключение из КПЯ.
В 1962 году Тэсигахара снял по сценарию Абэ свой первый художественный фильм « Западня », в основу которого была положена пьеса писателя. Впоследствии Тэсигахара снял ещё три фильма по романам Абэ.
В 1973 году Абэ создал и возглавил собственный театр «Студия Абэ Кобо» ( яп. 安部公房スタジオ ) , что ознаменовало начало периода его плодотворного драматургического творчества. На момент открытия театр Абэ насчитывал 12 человек: , , , Тацуя Накадай , , , , , , , и . Благодаря поддержке Сэйдзи Цуцуми , труппа Абэ смогла обосноваться на Сибуе в носящем теперь название «PARCO» театре «Сэйбу» ( яп. 渋谷西武劇場 ) . Кроме того, выступления экспериментального коллектива не раз демонстрировались за рубежом, где получили высокую оценку. Так в 1979 году в США с успехом была исполнена пьеса «Слонёнок умер» ( яп. 仔象は死んだ ) . Несмотря на то, что нетривиальный новаторский подход Абэ вызывал большой резонанс в театральном мире каждой из стран, где гастролировала «Студия Абэ Кобо», оставаясь игнорируемым критиками в самой Японии, в 1980-х годах театр Абэ постепенно прекратил своё существование.
Около 1981 года внимание Абэ привлекло творчество немецкого мыслителя Элиаса Канетти , совпав с присуждением тому Нобелевской премии по литературе . Примерно в то же время по рекомендации своего друга япониста Дональда Кина Абэ познакомился с произведениями колумбийского писателя Габриэля Гарсии Маркеса . Работы Канетти и Маркеса потрясли Абэ так сильно, что в последовавших за этим своих собственных произведениях и выступлениях по телевидению Абэ с большим энтузиазмом стал популяризировать их творчество, способствовав существенному увеличению читательской аудитории этих авторов в Японии.
Поздно ночью 25 декабря 1992 года , после кровоизлияния в мозг , Абэ был госпитализирован. Несмотря на то, что после возвращения из больницы курс лечения был продолжен уже в домашних условиях, начиная с 20 января 1993 года состояние здоровья начало резко ухудшаться, в результате чего рано утром 22 января писатель скоропостижно скончался от остановки сердца в возрасте 68 лет.
Кэндзабуро Оэ , ставя Абэ в один ряд с Кафкой и Фолкнером и считая его одним из крупнейших писателей за всю историю литературы, заявил, что, проживи Абэ дольше, он, а не удостоенный её в 1994 году сам Оэ, непременно получил бы Нобелевскую премию по литературе .
В 2019 году Ани Котляревска создана Международная литературная премия имени Кобо Абэ.
Абэ был первым японским писателем, который стал сочинять свои произведения, набирая их в аппаратном текстовом процессоре (начиная с 1984 года ). Абэ пользовался продуктами фирмы NEC модели «NWP-10N» и «Бунго» ( яп. 文豪 ) .
Музыкальные пристрастия Абэ были разносторонними. Являясь большим поклонником группы « Pink Floyd », из академической музыки он больше всего ценил музыку Белы Бартока . Кроме того, Абэ приобрёл синтезатор задолго до того, как он получил массовое распространение в Японии (на тот момент, кроме как у Абэ, синтезатор можно было найти лишь в «Студии электронной музыки» NHK и у композитора Исао Томиты , а если исключить тех, кто использовал синтезатор в профессиональных целях, то Абэ был единственным в стране обладателем этого инструмента). Синтезатор использовался Абэ следующим образом: передаваемые по NHK программы с интервью он записывал и самостоятельно обрабатывал для создания звуковых эффектов, служивших аккомпанементом в театральных постановках «Студии Абэ Кобо».
Абэ также известен своим интересом к фотографии , который выходил далеко за рамки простого увлечения и граничил с манией. Фотография, раскрывая себя через темы слежки и подглядывания, повсеместна и в художественных работах Абэ. Так, например, главный герой романа « » — бывший фоторепортер, помешанный на подглядывании и фотографировании всего вокруг. Фотоработы Абэ использованы в оформлении изданного « Синтёся » полного собрания сочинений Абэ: их можно увидеть на обратной стороне каждого из томов собрания. Абэ-фотограф отдавал предпочтение фотоаппаратам « Contax », а в числе излюбленных объектов фотосъёмки были мусорные свалки .
Абэ принадлежит патент на простую и удобную («Chainiziee»), которую можно надевать на шины автомобиля без использования домкрата . Изобретение было продемонстрировано им на 10-й международной выставке изобретателей, где Абэ был награждён серебряной медалью.
Год издания | Название на русском языке | Оригинальное название | Русское чтение |
---|---|---|---|
1948 | 終りし道の標に | Овасири мити но сирубэ ни | |
1954 | 飢餓同盟 | Кига доумэй | |
1957 | けものたちは故郷をめざす | Кэмоно тати ва кокёу во мэдзацу | |
1959 | Четвёртый ледниковый период | 第四間氷期 | Дай ён кан пёки |
1960 | 石の眼 | Иси-но мэ | |
1962 | Женщина в песках | 砂の女 | Суна-но Онна |
1964 | Чужое лицо | 他人の顔 | Танин-но као |
1965 | 榎本武揚 | Эномото такэаки | |
1967 | 人間そっくり | Нингэн соккури | |
1967 | 燃えつきた地図 | Моэцукита тидзу | |
1973 | 箱男 | Хако отоко | |
1977 | 密会 | Миккай | |
1984 | 方舟さくら丸 | Хакобунэ сакура мару | |
1991 | カンガルー・ノート | Кангару нотэ | |
1994 | 飛ぶ男 | Тобу отоко |
Год издания | Название на русском языке | Оригинальное название | Русское чтение |
---|---|---|---|
1954 | どれい狩り | Дорэй гари | |
1958 | 幽霊はここにいる | Юурэй ва коко ни иру | |
1962 | Дзёсай | ||
1964 | 時の崖 | Токи-но гакэ | |
1965 | おまえにも罪がある | Омаэ нимо цуми га ару | |
1967 | 友達 | Томодати | |
1969 | 棒になった男 | Боу ни натта отоко | |
1969 | Чемодан | 鞄 | Кабан |
Произведения Кобо Абэ в числе работ других авторов были включены в « Библиотеку современной фантастики », выпускавшуюся издательством «Молодая гвардия» в 1965—1973 годах.