Interested Article - Нодо, Жак-Кристоф

Внешние видеофайлы

Жа́к-Кристо́ф Нодо́ ( фр. Jacques-Christophe Naudot , 1690 (?), Франция 26 ноября 1762 года , Париж , Франция) — французский флейтист и композитор эпохи барокко , активный участник масонской ложи «Кусто-Вильруа» ( фр. Coustos-Villeroy ). Первый из значительных исполнителей на флейте-траверсо во Франции .

Биография

Жак-Кристоф Нодо. Автограф
Титульный лист первого издания Концертов для флейты Жака-Кристофа Нодо, op. 11

Документальных свидетельств о жизни Нодо сохранилось немного. Полное имя композитора только четыре раза упоминается современниками: в музыкальном справочнике, двух масонских документах и сообщении о смерти и судьбе его имущества. Предки композитора, возможно, проживали в Труа в Шампани ; там засвидетельствованы два музыканта, отец и сын, оба по имени Франсуа Нодо в 1611 и 1619 годах .

Дата рождения композитора неизвестна, но устанавливается на основе сообщения в документах. Нодо предложил своего сына в члены масонской ложи 6 марта 1737 года . Если возраст по крайней мере восемнадцать лет был необходим для членства в масонстве, а возраст двадцати лет был самым ранним для вступления в брак в это время, то маловероятно, что Нодо был бы моложе, чем тридцать восемь лет в 1737 году . Музыкальные сочинения Нодо по неизвестной причине никогда не подписывал своим именем Жак-Кристоф, указывая только фамилию . Biographle Universelle Франсуа-Жозефа Фети ошибочно называет композитора Жан-Жаком, что даже породило версию об одновременном существовании двух Нодо — флейтиста и композитора .

Композитор не имел официального придворного статуса. Опусы XI и I, сочинённые им, были посвящены графу Эгмонту. Есть основания предполагать, что он мог быть постоянным покровителем композитора .

Самая ранняя запись о Жаке-Кристофе Нодо находится в «Repertolre Alphabetique d’Artistes et Artisans» маркиза , где он идентифицируется как учитель музыки, проживающий на в приходе Святой Женевьевы на 25 сентября 1719 года . С 1726 года Нодо проживал на . В 1748 году он проживал в Кафе Конти вблизи Пон-Нёф . В документе о смерти композитор проходит снова как «учитель флейты и музыки» .

Жак-Кристоф Нодо был активным участником и организатором общедоступных музыкальных собраний Concert spirituel , основанных в 1725 году и прекратившихся только в 1790 году, в разгар Великой французской буржуазной революции .

Супругой композитора была Клод Клеманс, вдова некоего Памфила Риду. У него были пасынок Пьер-Памфил Риду и сын Жак-Даниэль (служил адвокатом парламента, впоследствии занимал должность «inspecteur général des vivres de l’armée d’Allemagne» ).

Композитор сочинял в основном для своего инструмента (концерты, сонаты , дуэты с или без бассо континуо ), его собственные произведения были опубликованы между 1726 и 1740 годами в Париже. Нодо был известен в кругу аристократов и состоятельных буржуа , о чём можно судить по посвящениям его сочинений представителям парижской элиты. В 1739 году поэт Денель (Denesle; 1694—1759) упоминает его в своей оде « Сиринга , или происхождение флейты». Пьер-Луи д’Акен ( фр. Pierre-Louis D'Aquin ) упоминает композитора в качестве известного сочинителя для флейты (при этом пишет его имя «Nodot» ) в своей книге об выдающихся людях 1753 года . Возможно, Нодо поддерживал дружеские отношения с Жозефом Боденом Буамортье , поскольку он участвует в 1752 году в издании двух его сборников сочинений. Композитор был знаком с Иоганном Иоахимом Кванцем . Копии сочинений Нодо хранились в библиотеках Карлсруэ и Шверина , что свидетельствует о международном признании его творчества современниками. Они издавались в Англии под фамилией Nandot .

Композитор скончался 26 ноября 1762 года на улице Святой Анны в Париже. Дом, где он умер, был снесён в 1786 году , чтобы освободить место для проспекта Оперы. Сын композитора Жак-Даниэль умер семнадцать лет спустя, 18 октября 1779 года , не оставив наследника .

Композитор и масоны

Жак-Кристоф Нодо. Chansons notées de la très vénérable confrérie des Maçons libres (1737). Титульный лист первого издания

Интерес к Нодо со стороны историков масонства был более значительным, чем музыковедов. Однако авторитетный Quellen-Lexicon настойчиво пишет о композиторе «Жан-Жаке Нодо» (как в Biographle Universelle ) и «Брате Нодо», авторе масонского сборника «Chansons notées» , как о разных людях .

В 1736 1737 году он принадлежал к масонской ложе (или Loge de la ville de Tonnere по месту её заседаний). Ложу создали и , это была одна из первых масонских лож во Франции . В состав ложи входили многочисленные иностранцы: немцы, скандинавы, поляки . Сохранились её документы, касающиеся Нодо, в которых присутствует даже подпись композитора. Историки предполагают, что это произошло из-за их конфискации полицией. Сохранились протоколы заседаний Loge de la ville de Tonnere в период с 18 декабря 1736 по 17 июля 1737 года. Подпись композитора находится среди шестидесяти одной на документе об учреждении ложи 18 декабря . Ложа была официально закрыта в том же 1737 году, когда масонские организации были запрещены кардиналом Андре-Эркюлем де Флёри , первым министром Людовика XV .

Его подпись (только фамилия) находится на документах всех заседаний, кроме двух, в течение периода, охватываемого имеющимися документами. Хотя регулярные встречи проходили по вторникам, фактически собрания могли проходить чаще. Например, были проведены встречи в марте 23, 24 и 26 числа, в мае — 7, 14, 21 и 28 числа, в июне — 13, 19 и 26 числа .

Предполагают, что композитор был достаточно активным деятелем масонского движения. За восемь месяцев, охватываемых документами, Нодо предложил четыре человека для членства в ложе. 23 марта 1737 года Нодо предлагает композитора Луи Николя Клерамбо в члены масонской ложи и он был принят единогласно. 26 числа того же месяца Нодо рекомендует уже своего сына Жака-Даниэля для вступления в ложу. Только брат Baur (банкир и заместитель Великого мастера ложи), который выдвинул десять кандидатов, и брат Буассо, который номинировал пять, были более активными в этом деле. 7 мая Жан Кусто предложил братьям ложи Кусто-Вильруа назначить брата Нодо, сочинившего марш масонов, суперинтендантом музыки ложи ( фр. Surintendant de la musique de la loge ), «чтобы доверить ему заботу о нашей музыке» .

Нодо ненадолго был задержан вместе с тремя другими братьями во время гонений на масонов в апреле 1740 года , когда его ложа официально уже три года как прекратила своё существование. Находился до 9 мая в тюрьме For-l'Évêque . Аресты были политически мотивированными, но связаны не с реальной масонской деятельности, а с секретностью, в которой проходила она. Сохранился рассказ о его аресте в личных записях инспектора Русселя. В них Нодо идентифицируется с «Мастером масонской ложи, которая встречалась в его доме». По записям Русселя некоторые исследователи делают вывод, что это был не первый арест композитора .

Композитор посвятил сборник «Chansons notées» , включающий сочинения для церемониала масонской ложи, Людовику, граф Клермону , пятому великому мастеру Великой ложи Франции с 1743 года .

Судьба творчества композитора

На протяжении II половины XVIII — I половины XX века творчество Жака-Кристофа Нодо не привлекало внимания исследователей и исполнителей. Ситуация изменилась после публикации в 1970 году докторской диссертации Троя Джервиса, посвящённой биографии и сочинениям композитора. С того времени его произведения вошли в репертуар ведущих исполнителей- аутентистов . Среди них: Бенедек Чалог , Жан Пьер Рампаль , , , ансамбли Florilegium , Capella Savaria , лондонский Вивальди-оркестр и другие .

Сочинения

Мюзет
Охотничий рог
Колёсная лира

Среди сочинений композитора есть произведения, предназначенные для экзотических инструментов: мюзета , охотничьего рога , колёсной лиры .

С указанием опуса

  • Оpus 1: 6 Сонат для флейты-траверсо и баса (1726, посвящены графу Эгмонту)
  • Оpus 2: 6 Трио-сонат для двух флейт-траверсо и баса (1726)
  • Оpus 3: 6 Сонат для двух флейт-траверсо (1727)
  • Оpus 4: 6 Сонат для флейты-траверсо и баса (1728)
  • Оpus 5: 6 Сонат для двух флейт-траверсо (1728)
  • Оpus 6: 6 Сонат для двух флейт-траверсо (1728)
  • Оpus 7: 6 Сонат и один Каприс -трио для двух флейт-траверсо, скрипок, гобоев и баса; из которых три могут исполняться на мюзетах, колёсных лирах и блокфлейте (около 1730). Посвящены супруге
  • Оpus 8: 6 Трио «Деревенские праздники» для мюзета, колёсной лиры, флейты, гобоя и скрипки с басом (около 1737)
  • Оpus 9: 6 Сонат для флейты-траверсо и баса, № 5 может исполняться на мюзете (около 1737)
  • Оpus 10: 6 Babioles для даух колёсных лир, мюзетов и других инструментов без баса (1737)
  • Оpus 11: 6 Концертов-септетов для флейты, трёх скрипок, альтовой виолы и двух басов (1737, посвящены графу Эгмонту).
  • Оpus 12: Разнообразные пьесы для флейты-траверсо и баса (1737)
  • Оpus 13: Сонат для флейты-траверсо и баса (около 1740)
  • Оpus 14: 6 Сонат для колёсной лиры, среди них три — с басом (около 1740)
  • Оpus 15: 6 Трио-сонат для двух флейт-траверсо и баса (1740)
  • Оpus 16: 6 Сонат для флейты-траверсо и баса (1740)
  • Оpus 17: 6 Концертов для колёсных лир или мюзетов, двух скрипок и бассо континуо (1742). Посвящены виртуозу Danguy Laisné.

Без указания опуса

  • «Les Plaisirs de Champigny» для мюзетов, колёсных арф, флейт и баса (без даты)
  • Маленькая книга пьес для двух охотничьих рогов, труб, флейт-траверсо или гобоев (1733)
  • «Divertissement champêtre» для трио в составе мюзета или колёсной арфы, флейты и скрипки (1749)
  • 25 менуэтов для двух охотничьих рогов, труб, флейт-траверсо, гобоев, скрипок и (1748)
  • «L’Etrenne d’Iris», кантата для голоса в сопровождении флейты или скрипки (1736)
  • Chansons notées de la très vénérable confrérie des Maçons libres (1737)

Публикации сочинений других композиторов, произведённые Нодо

  • Noëls choisis et connus avec leurs variations pour deux flûtes traversières ou autres instruments, ajustés par M. Naudot. Paris, Boismortier, Mme Boivin, Le Clerc (1752)
  • Airs choisis et connus en duo avec leurs variations для двух флейт-траверсо или иных инструментов. Paris, Boismortier, Mme Boivin, Le Clerc (1752).

Примечания

  1. Fétis, François-Joseph. . — Paris: Firmin Didot Frères, 1867. — Т. VI. — С. [285] (стб. 1). — 406 с. 13 октября 2016 года.
  2. , с. 2.
  3. , с. 3.
  4. , с. 4—5.
  5. , с. 2, 11,.
  6. (фр.) . Info France (11 февраля 2010). Дата обращения: 26 августа 2016. Архивировано из 15 сентября 2016 года.
  7. .
  8. Cucuel, Georges. (фр.) // Sammelbânde der Internationalen Musikgesellschaft. — Leipzig, 1912/13. — Vol. XIV . — P. 243—252 . 28 августа 2016 года.
  9. , с. 12.
  10. , с. 16.
  11. Eitner, Robert, Springer, Hermann Wilhelm. Naudot // . — Leipzig: Werkes bei Breitkopf & Härtel, 1902. — Т. 7. — С. [151] (стб. 1). — 482 с.
  12. Подробно об этой ложе и ранних масонских организациях во Франции: Chevallier, Pierre. (фр.) // Annales. Économies, Sociétés, Civilisations : Журнал. — 1967. — Vol. 22 , n o 2 . — P. 396—411 . 3 июня 2018 года.
  13. (фр.) . Musée virtuel de la musique maçonnique. Дата обращения: 26 августа 2016. 29 мая 2016 года.
  14. , с. 8.
  15. , с. 9—11.
  16. , с. 11.
  17. Записи сочинений Жака-Кристофа Нодо: (англ.) . Der Hipster - the classical composers database. Дата обращения: 26 августа 2016. 27 августа 2016 года.
  18. Naudot, Jacques-Christophe. (фр.) . Info France. Дата обращения: 26 августа 2016. 27 августа 2016 года.

Литература

  • Jervis, Troy. The Life of Jacques-Christophe Naudot // . — Denton: North Texas State University, 1970. — С. 1—17. — 357 с.

Ссылки


Источник —

Same as Нодо, Жак-Кристоф