Деяния данов
- 1 year ago
- 0
- 0
« Дея́ния боже́ственного Авгу́ста » ( лат. Res Gestae Divi Augusti ) — краткая автобиография первого римского императора Октавиана Августа , важный исторический источник. Помимо «Деяний», Август написал большую автобиографию, но она не сохранилась до наших дней.
Точная дата написания «Деяний» неизвестна. Биограф императора Гай Светоний Транквилл , рассказывая о составлении завещания 3 апреля 12 года н. э., упоминал, что второй из трёх свитков завещания, где содержался «список его деяний», Август приказал «вырезать на медных досках у входа в мавзолей» . Первоначальная версия текста «Деяний» могла быть начата ещё раньше — во 2 году до н. э., но некоторые детали были добавлены уже в 14 году н. э. — возможно, уже Тиберием , после смерти Августа . Хотя мавзолей Августа в столице сохранился, бронзовые таблички с текстом второй части завещания за прошедшие две тысячи лет бесследно исчезли. Однако ещё в античную эпоху эти оригиналы были скопированы во многие храмы, посвящённые обожествлённому первому императору . Наиболее известна, однако, надпись на стенах храма Ромы и Августа в Анкире (современная Анкара ). Благодаря её хорошей сохранности и двуязычному характеру известный историк Теодор Моммзен назвал Monumentum Ancyranum «королевой надписей» . Другие, менее полные, фрагменты обнаружены в Аполлонии (позднее — ) в Писидии и в Антиохии Писидийской ; по-видимому, эта же надпись на двух языках была в храме Августа в Пергаме .
Надпись в Анкире выполнена на обеих сторонах стены храма. Она разбита на шесть страниц — три по 46, три по 44 строки — что, по-видимому, полностью копировало структуру бронзовых таблиц на мавзолее Августа в Риме. На каждой строке в среднем было выбито около 60 букв, начало каждого параграфа выделялось особым знаком. Высота всей надписи — 2,7 метра, ширина — 4 метра на каждой из двух стен . Анкирская надпись заметно повреждена, но большая часть лакун восстанавливается по другим сохранившимся копиям . Все сохранившиеся надписи различаются очень незначительно. Приложение к «Деяниям» наверняка предназначались только для провинциальных читателей и отсутствовало в оригинальных таблицах. Использование не только латинского, но и древнегреческого языка было вызвано доминированием последнего в Восточном Средиземноморье .
После падения Византийской империи храм Ромы и Августа был превращён в мечеть , а к боковым стенам были пристроены дома. Надпись заново открыл в середине XVI века антиквар Ожье Гислен де Бусбек , участник посольства правителя Священной Римской империи Фердинанда I к османскому правителю Сулейману I . Де Бусбек верно идентифицировал надпись с завещанием, которое упомянул Светоний . Благодаря ему надпись приезжали изучать многие антиковеды. Долгое время самым точным изданием надписи считалась публикация Жоржа Перро и Эдмона Гийома, посланных по личному распоряжению императора Наполеона III , ценителя древностей. Впрочем, часть надписи оставалась неизвестна из-за сопротивления владельцев домов, пристроенных к мечети. Лишь в 1882 году Карлу Гуманну удалось убедить хозяев прилегающих зданий частично разобрать стены и сделать гипсовые слепки. В 1883 году Теодор Моммзен выпустил новое издание «Деяний», опираясь на слепки Гуманна . Благодаря Моммзену распространилась и современная форма названия памятника — Res Gestae Divi Augusti .
«Деяния» состоят из введения, 35 параграфов и четырёх пунктов в приложении. Хронология событий, упомянутых в «Деяниях», начинается с 44 года до н. э . Затем кратко рассказывается о первом консульстве и основании второго триумвирата (43 год до н. э .), о войне с Брутом и Кассием (42 год до н. э .), о победе в войнах «на суше и на море» . Затем Октавиан перечисляет свои военные почести и религиозные обряды в свою честь, упоминает о тринадцати консульствах , упоминает об отказе от диктаторской власти и перечисляет прочие должности и почести , рассказывает о пополнении сената и проведении цензов . Далее продолжается перечисление почестей , упоминается о том, что в его правление трижды запирался храм Януса , после чего кратко упоминает о смерти своих родных детей и об их почестях . Далее Октавиан возвращается к исполнению завещания Цезаря, а также упоминает о своих крупнейших подарках римлянам , рассказывает о строительной деятельности , о крупнейших играх и праздниках , о восстановлении храмовых сокровищ . Затем Октавиан вновь возвращается к событиям гражданских войн, упоминая об «умиротворении» морей (речь о Сексте Помпее ) и о победе при мысе Акций . После этого следует перечисление покорённых территорий и посольств из соседних государств . Завершается автобиография упоминанием о формальном возвращении государства под опеку сената, о получении титулов «Август» и «отец отечества» . За основным текстом следует краткое приложение из четырёх пунктов: о расходах; список основных новых построек; список перестроенных сооружений; о «неисчислимых» расходах.
По традиции, принятой в современной историографии, текст условно делится на три части: параграфы 1—14 — honores (почести); 15—24 — impensae (расходы); 25—35 — res gestae (деяния) .
В Древнем Риме существовала традиция упоминать о добродетелях и достижениях умершего на похоронах, и она распространялась на политиков. Октавиан был не первым римским государственным деятелем, оставившим подобную запись («элогию»), высеченную в камне: первые известные образцы надгробий или памятников с перечислением заслуг известны с начала III века до н. э. Полководец Гай Марий оставил после себя надпись, выходившую далеко за пределы простого перечисления заслуг, и автобиографию Октавиана считают развитием именно этого направления римских элогий . Кроме того, по своей задумке и монументальности «Деяния» сравниваются с Бехистунской надписью персидского царя Дария I .
Стиль «Деяний» очень сжатый; его сравнивают с телеграфным по краткости. Подробности автобиографии носят почти статистический характер, преднамеренно отсутствуют многие обычные в элогиях прилагательные и наречия, не используются обычные для самовосхвалений прилагательные в превосходной степени. В автобиографии Август ни разу не упомянул своих оппонентов, в том числе и тех, кто сыграл большую роль в его карьере: нет имён Марка Антония , Марка Юния Брута , Гая Кассия Лонгина , Марка Эмилия Лепида , Секста Помпея . Кроме них, не упомянуты по имени родственники Октавиана . Кроме того, в начале «Деяний» император не называет своё имя по рождению и не упоминает об обстоятельствах наследованию Гаю Юлию Цезарю . Необычный стиль «Деяний» хорошо согласуется с сообщениями античных авторов о манере письма Октавиана Августа — эти сведения сохранили Светоний и Авл Геллий . В целом текст представляет сухое, но связное перечисление должностей, заслуг и достижений, хотя, например, заключительные два параграфа тщательно продуманы . Достижения в различных сферах деятельности группируются строго по параграфам.
В шестое и седьмое консульство, после того как Гражданские войны я погасил, с общего согласия став верховным властелином, государство из своей власти я на усмотрение сената и римского народа передал. <...> После этого времени я превосходил всех авторитетом, но власти имел не больше, чем другие, кто были у меня когда-либо коллегами по должности .
Цель составления «Деяний» неясна. По разным версиям, Октавиан приказал опубликовать эту часть завещания либо как отчёт перед римским народом, либо как апологию, либо как развёрнутую эпитафию, либо как политическое завещание . По-видимому, Октавиан обращался прежде всего к жителям столицы: многие упомянутые в автобиографии подробности совершенно неинтересны жителям периферии Римской империи, а многочисленные меры по поощрению провинций почти не отражены в тексте . Впрочем, Ц. Явец сомневается в обоснованности этого предположения; главным доводом он считает традиционную краткость любой римской пропаганды, рассчитанную на малограмотный городской плебс . Нередко подчёркивается пропагандистский (по современной терминологии) характер «Деяний». Упоминание заслуг Тиберия — наследника императора — считается намеренным .
Современные исследователи обращают внимание не только на записанные достижения Октавиана, но и на его умолчания: многие меры, достойные увековечивания в элогии, никак не упомянуты. Опущено и многое из того, что престарелый император хотел бы забыть . Эти умолчания условно обозначаются как res non gestae («дела не сделанные», или «не-деяния») . Возможно, Октавиан нарочно умолчал о многих реформах, желая предстать как обычный государственный деятель (официально Октавиан заявлял о восстановлении Римской республики, а сам подчёркивал, что он является лишь первым среди равных), и потому упоминал лишь те мероприятия, за исполнение которых он был лично ответственен . Благодаря этой тенденции Октавиан желал оставить о себе впечатление человека, следующего законам и не допускающего произвола .