Interested Article - Дзига Вертов

Дзи́га Ве́ртов (при рождении Давид А́белевич Ка́уфман , впоследствии известен также как Дени́с Абра́мович и Денис Арка́дьевич Кауфман ; 21 декабря 1895 [ 2 января 1896 ], Белосток 12 февраля 1954 , Москва ) — советский кинорежиссёр и сценарист, один из основателей и теоретиков документального кино . Обогатил кинематограф множеством приёмов и техник, включая методики « скрытая камера » и « » . Его фильм « Человек с киноаппаратом » (1929) часто называют величайшим из всех документальных фильмов в истории .

Старший брат кинооператоров Бориса Кауфмана и Михаила Кауфмана . Жена — Елизавета Свилова .

Биография

Я, слуга рабочего класса, отдаю все силы без остатка на службу этому классу не по принуждению, а сознательно и добровольно. Дзига Вертов

Давид Абелович Кауфман родился 21 декабря 1895 ( 2 января 1896 ) года в Белостоке ( Гродненская губерния , Российская империя ; ныне Польша ) в семье букиниста Абеля Кушелевича Кауфмана , владевшего книжным складом и двумя книжными магазинами, и Хаи-Эстер Рахмиелевны Гальперн, заключивших брак в Белостоке в 1894 году. Учился в музыкальной школе, в Петроградском психоневрологическом институте , в Московском университете . В 1915 году начал использовать псевдоним Дзига Вертов (от укр . дзиґа волчок ). В 1917 году работал в отделе кинохроники . В 1918 1919 годах — составитель-монтажёр журнала «Кинонеделя». С 1920 года — режиссёр-документалист, инициатор выпуска киножурнала « Кино-Правда » (1922—1924 годы). Под его руководством был сделан первый советский мультфильм «Сегодня» (1923). Работал на студиях « », 3-й Госкинофабрике , Киевской кинофабрике ВУФКУ (1927—1930 гг.), « Межрабпомфильм », ЦСДФ . Автор сценариев нескольких своих документальных фильмов, игрового фильма «Тебе, фронт!» (1942), мультипликационного фильма «Юморески». Автор нескольких статей по теории кино . Фильм « Кино-глаз » в 1925 году получил серебряную медаль Всемирной выставки в Париже . С переездом Вертова на Украину распалась группа « Киноки » , руководителем которой он был.

Вертов является режиссёром одного из первых звуковых документальных фильмов «Симфония Донбасса» («Энтузиазм», 1930). Снимает « Три песни о Ленине » (1934), фильм в жанре образной кинопублицистики, который газета « Правда » назвала «Песней всей страны». Фильм « Колыбельная » (1937) посвящён двадцатилетнему пути страны, пройденному после революции. Во время Великой Отечественной войны снял фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» и «В горах Ала-Тау» (оба 1944), посвящённые борьбе советского народа с нацизмом и работе в тылу. Все дальнейшие кинопроекты Вертова отклонялись начальством.

C 1944 года и до самой смерти он работал режиссёром-монтажёром над киножурналом «Новости дня» (всего выпустил 55 номеров).

При съёмке документальных фильмов Дзига Вертов использовал монтаж для целей пропаганды. Так, в фильме « Три песни о Ленине » воспевается как достижение советской власти снятие женщинами советского Востока паранджи уже в начале 1930-х годов . При этом режиссёр манипулирует документальным изображением для достижения идеологических целей . Образ «освобождённой женщины Востока» был создан Вертовым путём монтажа разрозненных кадров . В первых кадрах показана женщина из Хивы (судя по архитектуре) в узбекской парандже . Далее показано строительство железной дороги и туркменская женщина — у неё закрыта по традиции только нижняя часть лица . Последними в эпизоде появляются казахские женщины с открытыми лицами, которые никогда не носили паранджу . Таким образом, путём изображения женщин из разных мест с разными традициями, режиссёр с помощью монтажа показал эффект снятия паранджи .

Дзига Вертов умер 12 февраля 1954 года. Первоначально был похоронен на Миусском кладбище рядом с матерью, в 1967 году перезахоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

В литературе

Могила Вертова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Дзига Вертов выступает под именем «Крайних-Взглядова, великого борца за идею кинофакта» и автора кинокартины «Беспристрастный объектив» в первоначальной редакции романа Ильфа и Петрова « Золотой телёнок ». Герой Ильфа и Петрова снимает урну крупным планом, так, что она «приобретает вид жерла сорокадвухсантиметрового орудия», а также «считает своей специальностью снимки под колёсами поезда» .

Награды

Память

В кинематографе

Документальные фильмы, посвящённые Дзиге Вертову:

Фильмография

  1. 1918 Годовщина революции
  2. 1919
  3. 1919
  4. 1919
  5. 1920
  6. 1921
  7. 1922
  8. 1922
  9. 1924 Советские игрушки
  10. 1924 Кино-глаз
  11. 1924
  12. 1925 Киноправда
  13. 1926 Шестая часть мира
  14. 1926
  15. 1928
  16. 1929 Человек с киноаппаратом
  17. 1930 Энтузиазм: Симфония Донбасса
  18. 1934 Три песни о Ленине
  19. 1937
  20. 1937 Колыбельная
  21. 1938
  22. 1941
  23. 1942
  24. 1944
  25. 1944
  26. 1954

См. также

Примечания

  1. В записи о рождении, доступной на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, имя записано как Давид Абелович Кауфман). Отчество братьев Моисея (1897) и Бориса (1903) также Абелович , лишь младший брат Семён (1899) записан с отчеством Абелевич .
  2. «Скрытая камера» // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. . Дата обращения: 14 февраля 2022. 8 февраля 2022 года.
  4. от 1 марта 2017 на Wayback Machine от Sight & Sound (2012)
  5. . Дата обращения: 23 июля 2018. 23 июля 2018 года.
  6. 3-я Московская кинофабрика «Культфильм» — бывшая студия И. Ермольева , находившаяся возле Киевского вокзала.
  7. Дзига Вертов. // Кино-фот. — 1922. — 25-31 август ( № 1 ). — С. 11—12 . 27 февраля 2022 года.
  8. Дзига Вертов. // Пролетарское кино. — 1931. — № 4 . — С. 12—15 . 23 декабря 2019 года.
  9. Д. Вертов. // Пролетарское кино. — 1932. — № 3 . — С. 40—43 . 1 декабря 2019 года.
  10. Д. Вертов. // Пролетарское кино. — 1932. — № 5 . — С. 12—18 . 17 января 2020 года.
  11. // Жизнь искусства. — 1925. — 17 ноября ( № 46 ). — С. 21 . 31 января 2021 года.
  12. Exposition internationale (1925 ; Paris) Auteur du texte. . — 1925. — С. 173. 17 октября 2020 года.
  13. . Дата обращения: 27 января 2013. 3 октября 2013 года.
  14. Абикеева Г. История кино Казахской ССР, перестройки и первых лет независимости Казахстана // История национальных кинематографий: советский и постсоветский периоды. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2020. — С. 118.
  15. . Дата обращения: 25 октября 2015. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  16. // Правда: газета. — 1935. — 12 января ( № 12(6258) ). — С. 1 . 5 ноября 2019 года.
  17. . Дата обращения: 22 ноября 2021. 22 ноября 2021 года.
  18. Логотип YouTube
  19. на YouTube

Литература

  • Рошаль Л. М. Дзига Вертов. — М. : Искусство , 1982. — 264 с. — (Жизнь в искусстве).
  • Hicks, J. Dziga Vertov: defining documentary film (англ.) . — London, New York: I.B. Tauris , Palgrave Macmillan , 2007. — 194 p.
  • Дзига Вертов: Киновещь // Формальный метод: Антология русского модернизма / под. ред. С. Ушакина . — М., Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2016. — Т. 2: Материалы . — С. 11—180 . — ISBN 978-5-7525-2996-2 .

Ссылки

  • Аркус Л ; Бочкарева Н.: . Киноведческая база «Чапаев» . Проект «Чапаев» журнала « Сеанс ». Дата обращения: 2 мая 2020.
  • Internet Archive
  • Д. А. Вертов. Автобиография / Кремлёвский кинотеатр. 1928—1953. Документы. — М.: РОССПЭН , 2005. — С. 1066—1070.
Источник —

Same as Дзига Вертов