Interested Article - Таиса Савва

Таи́са Са́вва (настоящее имя — Таи́сия Алекса́ндровна Саве́нко ; 1907—1973) — советская артистка эстрады, солистка Ленинградского и Московского Мюзик-Холлов , мастер . Участвовала в записи нескольких грампластинок , а также исполнила ряд небольших ролей в нескольких кинофильмах.

Биография

Таисия Савенко выросла в музыкальной семье: её мать была пианисткой. Детство будущей артистки прошло в Николаеве , у неё были две сестры и брат. Все четверо поступили в Николаевский музыкальный техникум , где преподавала их мать, двое по классу рояля и двое по классу скрипки. Таисия успешно окончила техникум и должна была стать пианисткой, как и её мать. Однако в 1921 году мать умерла от холеры , и девочке пришлось взять на себя обязанности главной кормилицы семьи .

Таисия была очень спортивной девушкой и работала инструктором по лёгкой атлетике , гребле и плаванию . Времени на обстоятельные занятия музыкой совсем не оставалось, однако тяга к ней не ослабевала. Тогда Таисия заметила, что часто насвистывает различные, порой довольно сложные мелодии, и решила во что бы то ни стало развить в себе эту способность. Для этого ей пришлось овладеть азами как пения , так и игры на духовых инструментах , причём опытным путём она обнаружила, что игра на флейте очень близка по технике к художественному свисту. Однако были и отличия. Таисия добилась звучания, близкого одновременно к звуку флейты и колоратурному сопрано , а также к пению соловья и других певчих птиц .

Постепенно Таисии удалось расширить диапазон до двух с половиной октав , добиться чёткого стаккато , легато , чистоты интервалов . После этого ей стал подвластен огромный репертуар вокальной классики, причём в исполнении она сохраняла все особенности и нюансы произведения, написанного для голоса, обычно — для колоратурного сопрано: самые тонкие переходы, пиано , пианиссимо .

Творчество

В Мюзик-Холле

Пик популярности Таисии Савенко (взявшей сценический псевдоним Таиса Савва) пришёлся на начало 1930-х годов. Она выступала в дивертисменте ленинградского кинотеатра «Пикадилли» (сейчас «Аврора»), принимала участие практически во всех программах Московского Мюзик-Холла . Так, в спектакле «Шестая часть мира» она исполняла роль птицы. Её концертмейстером в течение многих лет был Э. Д. Захаров. На эстраде Таиса Савва выступала, в том числе, в составе экспериментального дуэта: флейта и художественный свист .

Согласно энциклопедии «В мире цирка и эстрады» (статья «Художественный свист»), Таиса Савва была самым популярным исполнителем 1930-х годов в своём жанре (хотя были и другие, энциклопедия называет Николая Хохлова и ). Основу её репертуара составляла серьёзная академическая музыка: фантазия на темы оперы Джузеппе Верди « Риголетто », « Соловей » Алябьева . Некоторые номера были поставлены в сопровождении арфы (ария из оперы Доницетти « Любовный напиток ») или флейты («Жёлтенькая птичка» Ипполитова-Иванова ).

Критика

Драматург Самуил Алёшин вспоминал:

Она действительно виртуозно свистела и пользовалась заслуженной популярностью. В её репертуаре были и классика, и расхожие мелодии. Причем последние в её исполнении даже облагораживались.

Искусством Таисы Саввы восхищались певица Антонина Нежданова , профессор Александр Гольденвейзер , дирижёр Николай Голованов . Критик Евгений Гершуни писал :

Замечательное искусство художественного свиста, которым Таиса Савва владела в совершенстве, своими корнями уходило вглубь народного творчества и было подлинным украшением и гордостью нашей эстрады.

Личная жизнь

Таисия Савва была замужем за грузинским драматургом и киносценаристом Георгием Мдивани . По воспоминаниям Самуила Алёшина:

Стройная, красивая, высокая и моложавая, она явно, как говорят киношники, «не монтировалась» с Мдивани — он был сравнительно небольшого роста, с лохматой шевелюрой и неказистой внешностью. И неумеренно кипучий. Но в том-то и дело, что ни на её выступлениях, ни вообще рядом с женой его никогда видеть не приходилось.

Таиса Савва страдала астмой и скончалась в больнице в 1973 году. Прощание состоялось в зале Центрального Дома работников искусств в Москве.

Дискография

Наибольшую известность получил номер « » (1941), авторства московского композитора , в сопровождении концертного ансамбля .

Также на грампластинках издавались следующие композиции в исполнении Таисы Саввы: интермеццо «Весёлые кузнечики» (1946), вальс «Незабудки голубые» (1946) — обе авторства Артура Полонского ; «Я весел, как птица» Аркадия Островского .

Фильмография

В культуре

Сценарист и кинорежиссёр Ираклий Квирикадзе в своей книге «Пловец» (2010) описывает одного из героев:

У Сумбата Соломоновича появились деньги. Несколько раз мы, дети двора, видели его в ресторане летнего сада «Стела». Он взбирался на эстраду, одаривал оркестрантов, те играли « Танец с саблями » Арама Хачатуряна , а Сумбат Соломонович свистел в микрофон. «Танец с саблями» получался у него не хуже, чем у самой Таисии Саввы. Он знал весь репертуар мастерицы художественного свиста: « О, голубка моя », « », « »…

Архив

В РГАЛИ хранится архив Таиссы Саввы — 188 единиц за 1928—1953 годы (ф. 2320). Среди них есть письмо: «Т. А. Саввы. С припиской Г. Д. Мдивани . Крайние даты: 25 авг. 1948. Брик Лили Юрьевна , адресат. Катанян Василий Абгарович , адресат».

Примечания

  1. .
  2. В 1964 году при очередном переиздании пластики была допущена ошибка, автором «Танго соловья» был указан более маститый композитор — Никита Богословский . После этого ошибка долгое время тиражировалось, пока фирма «Мелодия» не признала её.

Литература

  • Гершуни Е. П. Таиса Савва // Воображаемый концерт : Рассказы о мастерах советской эстрады. — Ленинград : Искусство, 1971. — С. 74-75. — 50 000 экз.

Ссылки

  • / Черепаха на острове (Художественно-публицистический журнал Марии Ольшанской)
  • / В мире цирка и эстрады. Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
  • / Мир русской грамзаписи (фонограмма)
Источник —

Same as Таиса Савва