Персоналии:Холокост в России
- 1 year ago
- 0
- 0
Холокост на территории России — систематическое преследование и истребление еврейского населения РСФСР немецкими нацистами , их союзниками и коллаборационистами в 1941—1944 годах в рамках политики « окончательного решения еврейского вопроса ».
На территории РСФСР было создано 41 гетто . По разным оценкам, за время оккупации в РСФСР без учёта Крыма погибло от 55 до 140 тысяч евреев.
С 1992 года в России действует Научно-просветительный центр «Холокост» . В националистических кругах существует явление отрицания Холокоста .
Корни Холокоста находятся в изначальной идеологии нацизма, основанной на расовой теории . Гитлер считал Советскую Россию центром мирового еврейства , утвердившего там свою власть .
Периодизация Холокоста в России совпадает с периодизацией Холокоста на территории СССР с тем уточнением, что России была освобождена в июле 1944 года (с освобождением Пскова, Острова и всей территории Ленинградской области).
Илья Альтман выделяет следующие этапы в осуществлении Холокоста на территории СССР:
Ицхак Арад рассматривает три этапа в следующих интервалах:
В результате нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года западная и юго-западная часть территории России попала под оккупацию войсками вермахта . 9 июля немецкие войска заняли Псков, 16 июля — Смоленск , 15 августа — Новгород , 6 октября был захвачен Брянск , 13-го — Калуга , 14-го — Калинин . На юге 17 октября был захвачен Таганрог . Ростов-на-Дону был оккупирован дважды — в ноябре 1941 и летом 1942 года. Также летом 1942 года были оккупированы Ставрополь , Майкоп , Краснодар , Моздок и Новороссийск .
Большую часть оккупированной российской территории контролировала военная администрация. и передвигались вслед за своими военными соединениями, а их места занимали тыловые штабы .
На оккупированных территориях немецкая администрация, вермахт и СС вели массовое уничтожение еврейского населения, оно сопровождалось грабежами и изъятием имущества .
Чем дальше на восток находилось еврейское население, тем большая его доля была эвакуирована и спасена от оккупации. Молодые мужчины были призваны в Красную армию . Население РСФСР было оповещено о Холокосте и евреи имели больше шансов на спасение, чем на Украине, и в Белоруссии .
В основном массовые расстрелы как мера «очистки тылов» наступающей немецкой армии осуществлялись айнзатцгруппами . В каждую из тыловых зон немецких фронтов назначался главный фюрер СС и полиции ( нем. Hohere SS-und Polizeifuhrer; HSSPf ). Под его общим командованием находились части ваффен-СС , айнзацгруппы, полиция порядка и полицейские части — добровольцы из местного населения. Все они принимали участие в уничтожении евреев .
В оккупированных Псковской , Смоленской и Брянской областях РСФСР во всех местах со сколько-нибудь значительной концентрацией еврейского населения были созданы гетто и лишь затем начались массовые расстрелы .
В Калужской и Калининской областях в результате контрнаступления под Москвой в нескольких населённых пунктах (в частности, в Калуге ) оккупанты не успели уничтожить еврейское население. В самом Калинине из 250 оставшихся в оккупации евреев 200 были убиты .
В Ленинградской и Новгородской областях, на Северном Кавказе и в Крыму (за небольшим исключением) уничтожение еврейского населения проводилось сразу же после захвата населённых пунктов и евреи перед расстрелом концентрировались в определённых зданиях лишь на несколько часов или дней . Зимой 1941/42 года в оккупированных городах царил такой же голод, как и в блокадном Ленинграде . В Ленинградской области у немцев была такса: полкотелка каши за выданного еврея, котелок за комиссара . По отчётам эйнзатцгруппы А на территории Ленинградской области было убито 3600 евреев . По оценке историков она приблизительно отражает масштаб произошедшего геноцида .
Убийства евреев Юга России и Северного Кавказа начались после оккупации нацистами этих регионов летом 1942 года. В этом регионе, оказавшемся в зоне контроля военной администрации, в непосредственной близости от линии фронта находились тысячи беженцев из ранее оккупированных районов СССР. В больших городах и местах массового проживания евреи уничтожались сразу в первые же недели после оккупации . 23 июля 1942 года произошло массовое убийство евреев Ростова-на Дону в Змиёвской балке .
Всего на территории трёх автономных республик, двух краёв и трёх областей РСФСР, оккупированных летом — осенью 1942 года, погибло около 70 000 евреев . Всего по разным оценкам на территории РСФСР погибло от 55-70 до 140 тысяч евреев . Разница связана с тем куда относятся погибшие евреи-военнопленные: считать их жертвами преступлений нацистов против евреев или против советских военнопленных? Часть авторов считают, что они одновременно испытывали преследования и как евреи, и как красноармейцы, часть нет . В Крыму были уничтожены около 40 тысяч евреев, среди них — около 6 тысяч крымчаков .
По имеющимся сведениям, на оккупированной территории России было 41 гетто в 12 регионах и 40 населённых пунктах (в Невеле было два). Больше чем 2/3 от всех гетто были на территории трёх областей России. Из них 15 гетто, где оказалось свыше 11 000 узников, находились в Смоленской области, 9 гетто в Псковской области и 7 — в Брянской. Самое крупное гетто — 3000 узников — было в Смоленске . Общее число узников в гетто России (без Крыма) составило свыше 28 000 человек .
В ряде городов, таких как Орёл , евреев селили в находящиеся в разных районах города дома, но всегда они были под постоянным контролем со стороны нацистов и коллаборационистов .
По данным «Энциклопедии гетто в период Холокоста» (« Яд ва-Шем ») , книги «Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР» ( И. А. Альтман ), энциклопедии «Холокост на территории СССР» и других источников на территории РСФСР того времени гетто находились в следующих населённых пунктах (по предвоенному административному делению):
Область | Список населённых пунктов, где были созданы гетто |
---|---|
Крымская АССР | Джанкой , Ялта |
Калининская область | Локня , Невель , Опочка , Пустошка , Ржев , Себеж , Торопец |
Курская область | Дмитриев-Льговский |
Ленинградская область | Вырица , Псков , Старая Русса |
Орловская область | Клетня , Клинцы , Орёл , Мглин , Стародуб , Унеча , Злынка |
Смоленская область | Бежаницы , Гусино , Ильино , Карачев , Хиславичи , Красный , Любавичи , Микулино , Монастырщина , Петровичи , Починок , Рославль , Рудня , Шумячи , Смоленск , Татарск , Усвяты , Велиж , Захарино |
Орджоникидзевский край (с 12.01.1943 — Ставропольский край) | Ессентуки , Нальчик |
Тульская область | Калуга |
Основными особенностями, отличавшими гетто на территории России по сравнению с другими территориями были :
Как показывают результаты опросов населения граничащих с Белоруссией российских районов, местное население, разделяя многие антисемитские предрассудки и зачастую обвиняя евреев в «пассивности», в своей массе всё же не одобряло Холокост (хотя и редко выказывало сочувствие евреям, подчёркивая наличие жертв среди собственной этнической группы). Известно немало случаев помощи евреям со стороны славянского населения; многие отказывались помогать еврейскому населению из-за страха перед немецкими репрессиями (за укрывательство евреев предусматривалась смертная казнь). Другие местные жители активно участвовали в уничтожении евреев и разграблении их имущества. Большинство же занимало нейтральную позицию, не предпринимая никаких действий. По мнению историка Даниэля Романовского, чувство вины за неоказание помощи евреям побуждало местное население в послевоенных интервью «объяснять» Холокост отрицательными качествами и «пассивностью» самих евреев .
Некоторые жители РСФСР на неоккупированных территориях декларировали безразличие к страданиям евреев или даже готовность способствовать их истреблению в случае прихода немцев. По мнению историка Олега Будницкого , антисемитские настроения среди населения РСФСР были довольно распространены; именно с ними учёный связывает замалчивание Холокоста и позднесталинский государственный антисемитизм .
Израильский Институт Катастрофы и героизма « Яд ва-Шем » присваивает почётное звание « Праведник мира » тем, кто спасал евреев в период Холокоста. Звания были присвоены 217 россиянам. По состоянию на 10 октября 2022 года из российских праведников мира в живых оставался 1 человек .
Во многих европейских странах, где живут праведники мира, например в Великобритании , Германии , Австрии , Украине , они награждаются национальными наградами . В 2004 году руководители научно-просветительного центра «Холокост» Алла Гербер и Илья Альтман обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой отметить заслуги российских праведников мира, но через год материалы были возвращены . Позже Илья Альтман заявил :
Россия — единственное государство, которое не награждает никак государственными наградами людей, признанных Яд-Вашем «праведниками мира».
Российский еврейский конгресс с 1996 года оказывал каждому российскому праведнику мира ежемесячную материальную помощь . Предпоследний из живших в России праведников украинец Иван Левчук умер 10 октября 2022 года .
В начале Великой Отечественной войны в центральной советской печати достаточно систематически отмечались факты уничтожения нацистами еврейского населения. 24 августа 1941 года в Москве состоялся радиомитинг, в котором приняли участие известные еврейские деятели культуры и науки, которые заявляли об уничтожении советских евреев — как о целенаправленной политике нацистов . В СССР после окончания войны Холокост замалчивался по идеологическим причинам . Согласно советской версии, нацисты и их пособники убивали евреев не за то, что они были евреями, а за то, что они были советскими гражданами . Из общих потерь гражданского населения России в 7,4 млн человек, русские составляли 6,3 млн и не было заметной относительной разницы . Упоминали о многочисленных жертвах среди евреев прежде всего в Германии и других оккупированных нацистами государствах, прежде всего в Польше , но не на территории СССР. Советская историография не выделяла сведения об уничтожении евреев нацистами на территории СССР в самостоятельную исследовательскую проблему . Замалчивание продолжалось и в постсоветской России в 1990-е и 2000-е годы . Данная тема отсутствовала в учебных программах и практически не отражалась в учебниках до 2004 года; ещё и в 2008 году совместная экспертная группа РАН и Российского еврейского конгресса отмечала неудовлетворительное освещение Холокоста в предназначенных для школ учебных материалах (хоть и признала прогресс в этом вопросе по сравнению с советским периодом): в ряде учебников, полагают авторы доклада экспертной группы, Холокост тривиализируется или вообще замалчивается . Однако в целом во второй половине 2000-х и позже ситуация существенно изменилась: тема преследования и геноцида евреев включена почти во все школьные учебники и программу ЕГЭ .
Государственный антисемитизм в СССР после его распада способствовал появлению в России националистических и профашистских движений. В середине 1990-х годов появилась литература, в которой отрицался сам факт Холокоста или ставились под сомнение его существенные аспекты . Учёные отмечают низкий уровень и отсутствие у российских отрицателей каких-либо самостоятельных свежих идей .
26—27 января 2002 года в Москве прошла « Международная конференция по глобальным проблемам всемирной истории », в которой приняли участие известные в мировом ревизионистском движении активисты . Западные отрицатели утверждают, что именно в России им удалось найти понимание и поддержку .
В то же время, начиная с конца 2000-х имеются факты признания судами отдельных высказываний, отрицающих Холокост, нарушающими нормы законодательства о противодействии экстремизму (в том числе ст. 282 УК РФ) , запрета к распространению публикаций отрицателей как экстремистских материалов . С мая 2014 года предусмотрена уголовная ответственность за отрицание фактов, установленных приговором Нюрнбергского трибунала , одобрение преступлений, установленных им . По мнению правоведов, данный закон похож на зарубежные аналоги, которые криминализируют различные виды исторического ревизионизма и в первую очередь отрицание Холокоста. Принятие закона было расценено рядом СМИ как запрет отрицания Холокоста .
В связи с отношением властей к теме Холокоста в советские годы мемориализация была затруднена. На памятниках погибшим евреям вместо слова «евреи» писали «мирные жители» или «советские граждане» . Замалчивание темы в СССР оказало на российское общество, власти и науку большее влияние, чем где-либо на постсоветском пространстве в Европе : так, согласно проведённому в России в 1996 году социологическому исследованию, 91 % опрошенных россиян не знал значения термина « Холокост », а 49 % ничего не слышали об Освенциме , Дахау и Треблинке .
Тем не менее, в 1992 году Министерством юстиции России была зарегистрирована первая на постсоветском пространстве специализированная общественная организация ― Научно-просветительный центр «Холокост» . Он пытается реализовать концепцию сохранения памяти о Холокосте как составной части истории трагедии и героизма советского народа в годы Второй мировой войны. В 1994—2002 годах Центр организовал в Москве четыре международные научные конференции «Уроки Холокоста и современная Россия» и в дальнейшем подготовил ряд публикаций, включая «Энциклопедию Холокоста на территории СССР» .
Россия до сих пор не является членом межправительственной организации « Международный альянс в память о Холокосте », проводящей образовательные программы в этой области для преподавателей. Несмотря на неоднократные обращения к властям, на официальном уровне не установлено отмечание Международного дня памяти жертв Холокоста (РФ была среди инициаторов резолюции Генеральной ассамблеи ООН, рекомендовавшей странам-членам отмечать этот день). В частности, в мае 2011 года в ответ на соответствующее обращение в Администрации президента РФ заявили, что в России уже есть день поминовения, посвящённый всем жертвам войны, — День памяти и скорби 22 июня . В отличие от многих государств мира в России до сих пор нет музейно-образовательного центра, посвящённого осмыслению трагедии Холокоста (хотя в 1998 году в Мемориальной синагоге на Поклонной горе в Москве президентом России была открыта первая в СНГ экспозиция по истории Холокоста) .
По мнению Ильи Альтмана , Россия явно отстаёт от соседних стран по числу мест, где установлены памятники жертвам Холокоста , они ставятся в основном по инициативе отдельных энтузиастов .
В 1991 году в городе Пушкин был установлен памятник евреям — жертвам нацизма « Формула скорби » скульптора Вадима Сидура .
В 1997 году на территории Поклонной горы Зурабом Церетели был воздвигнут памятник , изначально имевший название «Трагедия еврейского народа», однако позже переименованный в « Трагедию народов ». На памятнике на языках всех оккупированных нацистами восточноевропейских стран высечена надпись: «Да будет память о них священна, да сохранится она на века». В выпущенной правительством Москвы в 2001 году брошюре о Поклонной горе Холокост назван «одним из самых драматичных эпизодов Второй мировой и Великой Отечественной войны». По мнению исследователей, память о Холокосте таким образом оказывается подчинена памяти о Великой Отечественной войне, а трагедия еврейского народа уступает место трагедии народов Восточной Европы, особенно русского .
Согласно социологическому опросу 2008 года (где респондентам нужно было выбрать один правильный ответ из четырёх), 52,1 % россиян знают, что такое Холокост; 55,3 % знают, что пострадавшими от Холокоста были евреи (35,6 % выбрали вариант «мирное население»), 68,7 % считают, что причиной преследований была национальная ненависть (21,7 % — что расовая); 93,2 % осведомлены об Освенциме , 72,4 % утверждают, что помогали бы жертвам нацистских преследований, если бы жили во время Холокоста, а 64,4 % считают, что в России логично создать музей Холокоста; 25,9 % знают, что такое Яд-Вашем (30,0 % ответили, что это концентрационный лагерь, 23,6 % — место выдающегося сражения, 20,5 % — место компактного национального проживания); 29,4 % знают, когда отмечается Международный день памяти жертв Холокоста . Также 42,0 % россиян полагают, что палачи и жертвы Холокоста всегда имели разные национальность и вероисповедание (36,8 % считают, что национальность и вероисповедание палачей и жертв могли как совпадать, так и отличаться, ещё 16,5 % считают, что палачи не обращали внимание на национальность и вероисповедание); 36,9 % — что жертвы Холокоста были непричастны к его проведению (24,7 % полагают, что жертвы сами спровоцировали Холокост, 21,2 % — что они активно боролись за власть, 17,2 % — что они были виновны в его начале); 37,5 % — что повторение Холокоста невозможно ни при каких условиях (35,5 % — «возможно при определённых условиях», 20,7 % — «возможно, но не уверен(-а)», 6,3 % — «в обязательном порядке»). При этом только 7,0 % узнали о Холокосте из учебной программы (из художественных произведений — 32,6 %, из прессы — 28,7 %, от родных и друзей — 16,8 %), 91,4 % опрошенных не изучали Холокост ни в одном учебном заведении, 54,8 % не смогли назвать ни одного произведения литературы или искусства о Холокосте .
Исследование российских учебников, проведённое в 2017 году по методике IHRA , показало, что тема Холокоста не замалчивается в российских учебниках, однако упоминания слишком фрагментарны, а раскрытие темы — поверхностно .
В 1998 году президент России Борис Ельцин открыл «Музей Холокоста» в Москве на Поклонной Горе .
В 1999 году денежные средства, выплачиваемые гражданам РФ — жертвам Холокоста, были отнесены к материальной помощи и освобождены от подоходного налога .
В 2004 году, в Международный день памяти жертв Холокоста группа депутатов Госдумы предложила почтить погибших евреев минутой молчания. Однако В. В. Жириновский отказался почтить их память, его в этом поддержала Н. А. Нарочницкая . Проведённый в 2007 году опрос среди российских депутатов Государственной думы показал единодушное неприятие введения специальной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за отрицание Холокоста . По мнению российских парламентариев, эту проблему не следует выделять в ряду отрицания иных преступлений фашизма . Общая норма, устанавливающая ответственность за отрицание таких преступлений, была включена в УК РФ в 2014 году .
В ноябре 2012 года на церемонии открытия « Еврейского музея и центра толерантности » президент России Владимир Путин сказал :
Мы должны четко понимать, что любые попытки пересмотреть вклад нашей страны в великую победу, отрицать Холокост — позорную страницу мировой истории — это не просто цинично и беспринципная ложь, это забвение уроков истории, которое может привести к повторению трагедии
Отрицание Холокоста неоднократно осуждалось в заявлениях государственных органов РФ, в том числе МИД РФ и Совета Федерации .