Фаббри, Эдмондо
- 1 year ago
- 0
- 0
Мо́рис Альбе́ртович (Алекса́ндрович) Фа́ббри ( итал. Moris Fabbri ; после 1917 — Фа́бри ; не позднее 1885 — после 1933 , Баку ) — российский и советский художник итало - персидского происхождения. График , книжный иллюстратор и плакатист , музейный работник . Один из участников раннего русского авангарда ; входил в круг Михаила Ларионова . Участник Первой мировой войны на стороне Османской империи .
Морис Фаббри родился не позднее 1885 года в семье итальянца и азербайджанки- персиянки .
У Фаббри было малопривлекательное лицо, он был высоким и худощавым, с кудрявыми чёрными волосами. При этом Фаббри был очень обаятелен и интеллигентен. По-русски говорил с акцентом и писал с ошибками («…страшно трудно мне, не зная хорошо русского языка, выражаться ясно»). Был болен туберкулёзом .
В начале 1910-х годов Фабрри поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Положение его в училище было шатким: он не был освобождён от платы (видимо, испытывая при этом материальные затруднения) и неоднократно получал замечания о несоответствии его работ требованиям училища .
Начав самостоятельно работать с новым пониманием художественной формы, Фаббри вскоре нашёл единомышленников, объединившихся вокруг Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой . Особенно он сблизился с Михаилом Ле-Дантю , чьим мнением о своих работах очень дорожил . В 1912 году Морис Фаббри и Янко Лаврин присоединились к Михаилу Ле-Дантю и Илье Зданевичу , путешествующим по Грузии и Осетии .
В конце 1912 года Фаббри принял решение «бросить училище к чертям» (поскольку не понимал учителей, а учителя не понимали его) и держать экзамен в «натурный класс». С начала 1913 года Морис Фаббри жил, лечился и, предположительно, рисовал в Одессе , где проживал по адресу: Ришельевская улица , дом 48, квартира 11. Но уже в конце апреля того же года Фаббри ждал Ле-Дантю в Москве для совместных занятий. В августе следующего, 1914 года Илья Зданевич писал Михаилу Ле-Дантю, что наблюдает «прогуливающегося пока по Головинскому проспекту Фаббри» .
Во время Первой мировой войны Морис Фаббри был вовлечён в политику, перебрался в Персию и оказался в армии Османской империи , воюющей против Российской империи . В ноябре 1916 года Ольга Лешкова писала Ле-Дантю на фронт по этому поводу:
…Относительно интересовавших Вас коллекций ничего определённого узнать не удалось. Достоверно только то, что они были аккуратнейшим образом вывезены из Тифлиса . Когда началась война, принцы эти уехали в Персию, в которой произошёл раскол на партии русофильскую и туркофильскую. Меджидул-Салтан с Ардаширом и присными примкнул к последней и даже пошёл в ряды турецких войск. С ним видели высокого брюнета с итальянской фамилией, в котором нетрудно узнать Фаббри. Под напором русских войск они отступали, и их видели в Урмии , Тавризе . Когда русские войска вошли в Исфагань — вся компания бежала в Багдад .
Не ранее 1923 года Фаббри появился в Баку, где с 1926 года работал в одном из музеев города. Коллегой по этой работе был один из его ближайших друзей — Владимир Оболенский . В 1928 году в издательстве газеты « Бакинский рабочий » вышла отдельным изданием поэма Бориса Серебрякова « » с обложкой работы Мориса Фаббри. Фаббри был участником юбилейной художественной выставки к десятилетию советского Азербайджана . В 1933 году он принял участие в московской «Выставке произведений художников Азербайджанской ССР» с двумя плакатами — «Перевыборы сельсовета» и «Учиться, учиться и учиться» .
Достоверных сведений о Морисе Фаббри после 1933 года нет .
В своём раннем авангардном творчестве Морис Фаббри работал над строением живописной формы как результатом согласования ритма движения плоскостей в реальном предмете и на холсте. Свои занятия он соотносил с диалектикой формы как таковой и, по его собственным словам, «с опытом искусства персов» . О своём понимании диалектики Фаббри писал в письме Михаилу Ле-Дантю : «Отрицать природу значит отрицать самого себя, всё равно что окружающее без нас и наоборот. Нарисована выпуклость, чтобы рядом не было выпадины, невозможно. Если мы постараемся понимать ту или другую форму, мы должны считаться с окружающими её условиями. Шар получает свою форму и от себя и от окружающего, и наоборот — меняет свою форму опять <в> таком же порядке (принцип давления и прочее)» .