Interested Article - Водонос

С. И. Грибков « Водовоз » (1873)

Водоно́с (также водово́з , продаве́ц воды́ ) — профессия, существовавшая до появления централизованного водоснабжения . Водонос набирал воду в источнике ( реке , колодце , из водокачки и т. п.) и разносил или развозил ёмкости с водой по домам. После строительства индивидуального водопровода профессия водоноса становится ненужной и исчезает .

В позднецинском Чэнду водоносами работало около тысячи человек, причём они не только занимались своими непосредственными обязанностями, но ещё и помогали по хозяйству старикам и больным, которые не могли о себе заботиться . Чэндуские водоносы ещё в 1940-х годах ходили босиком, подчёркивая этим, что они заходят глубоко в реку, чтобы набрать самой чистой воды .

Наличие водопровода как такового не уничтожало профессию. Лондонские водоносы, к примеру, продолжали набирать воду из реки до XIV века, несмотря на наличие водопровода . В Санкт-Петербурге в середине XIX века работало 37 водокачек; от них воду в вёдрах по городу распространяли водоносы .

Статус

Парижский водонос в 1841 году
Автомобиль-водовоз на базе ЗиЛ-130 в Будапеште

Профессия водоноса требует большой физической силы и выносливости, из-за чего считается тяжёлой и преимущественно мужской. Евгений Марков в «Очерках Кавказа» сообщал, что в Тбилиси воду носят персы, отмечая тяжесть этой работы применительно к городу, где источник воды отделён обрывом . Несмотря на это, в Гане воду разносят в основном женщины и дети, зачастую из бедных семей .

Водоносы обычно многочисленны, из-за чего их гильдии зачастую имели большое влияние . Так, в Бухаре в конце XIX века цех водоносов был одним из самых крупных в городе. У него имелось что-то вроде профсоюза : избираемый староста цеха следил за соблюдением правил и защищал интересы всех водоносов, подчиняющихся ему, и контролировал работников, чтобы они, например, не ставили бурдюки на землю .

Древнеегипетские водоносы вдобавок к основной деятельности подрабатывали курьерами , перенося вместе с водой посылки. Они были свободными людьми и могли иметь собственность . В исламских странах, в особенности в Таджикистане, водовозы наряду с дровосеками считались представителями наиболее «чистых» и почитаемых профессий . В западнобенгальском Каримпуре , где существует деление на касты , водоносы являются каминами , т. е. «низшими», в отличие от джаджманов, «высших». Водоносы считаются равными джатам -мусульманам и чамарам . В Гане данная профессия также считается непрестижной, хотя женщин-водоносов уважают за физическую силу .

Профессиональным праздником парижских водоносов (вместе с и прачками ) считался карнавал .

См. также

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. .
  7. .
  8. .
  9. .
  10. .
  11. .
  12. .

Литература

  • Садриддин А. . — С. 557. — ISBN 9785458550413 .
  • Богословский Е.С. Дер эль-Медина . — Изд-во «Наука», Глав. ред. восточной лит-ры, 1983. — (Akademija nauk SSSR).
  • Марков Е. . — С. 387. — ISBN 9785424190865 .
  • Екатерина Юхнева. . — Litres, 2013. — С. 127, 205. — ISBN 9785457237322 .
  • Рахимов Р.Р. , Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). . — Наука, 2009. — С. 365. — (Центральная Азия: традиция в условиях перемен).
  • Улуг-заде Е. С. , Амонов Р. , Тилавов В. , Капранов В. А. . — Дониш, 1986.
  • Irit Eguavoen. . — Lit, 2008. — С. 173—175. — (ZEF development studies). — ISBN 9783825816131 .
  • Angelakis A.N. , Mays L.W. , Koutsoyiannis D. . — IWA Publishing, 2012. — С. 209. — ISBN 9781843395409 .
  • Roberta J. Magnusson. . — JHU Press, 2003. — ISBN 9780801872839 .
  • Di Wang. . — Stanford University Press, 2003. — С. 75—76. — ISBN 9780804747783 .
  • Paris Societe d’Economie Sociale. . — Nabu Press, 2012. — 334 с. — ISBN 9781273310966 .
  • Joseph Mainzer. . — 1876—1878. — С. 226—227.
Источник —

Same as Водонос