Система управления огнём
- 1 year ago
- 0
- 0
Дуальная система правления или Cho-sid-nyi ( тиб. ཆོས་སྲིད་གཉིས་ , Вайли chos-srid-gnyis ; альтернативные наименования Chhos-srid-gnyis , Chhoe-sid-nyi , и Chos-sid-nyi ) является традиционной диархической политической системой тибетцев , отличающаяся от других политических систем тем, что Дези (светский правитель) сосуществует с духовным правителем, обычно объединённые под третьим единым правителем. Фактическое распределение власти между институтами менялось с течением времени и местности. Chos-srid-gnyis буквально означает «и дхармическое , и светское» , но и может быть переведено как «двуединство религии и политики».
Поскольку в конечном итоге правитель является покровителем и защитником государственной религии , некоторые аспекты двойной системы правления можно сравнить с Верховным правителем Церкви Англии или даже с теократией . Однако другие аспекты напоминают секуляризм , направленный на разделение доктрины религии и политики. В Cho-sid-nyi обе ветви власти (религиозные и светские органы) обладают фактической политической властью, хотя и в рамках официально отдельных учреждений. Религиозные и светские чиновники могут работать бок о бок, но относятся к разным бюрократиям .
Как минимум, со времён монгольского присутствия в Тибете в течение XIII и XIV веков, буддистские и бонские священники принимали участие в светской власти с теми же правами, что и миряне, назначались на официальные должности, как военные, так и гражданские. Эта система резко контрастирует с Китаем , в котором возобладали буддийский взгляд на политику как нa унылое дело и конфуцианская монополия на бюрократию, что исключило политическую активность со стороны сангхи . Во времена Империи Мин (основана в 1368) сакьясци занимали должности над обоими частями власти. В результате, было два набора законов и должностных лиц, религиозный ( тиб. ལྷ་སདེ་ , Вайли lha-sde ) и светский ( тиб. མི་སྡེ་ , Вайли mi-sde ), однако обе ветви власти управляли совместно и не действовали независимо друг от друга. Эта система часто функционировала под монгольским и китайским господством с соответствующим императором над местной тибетской администрацией.
В Тибете дуальная форма управления государством (Cho-sid-nyi) действовала с 1642 по 1951 год. Такая система управления была создана в период консолидации страны под руководством Пятого Далай-ламы (1642—1682 гг.), который объединил Тибет религиозно и политически после продолжительной гражданской войны. Он ввёл управление Тибетом под контроль школы Гелугпа тибетского буддизма после победы над соперниками из школ Кагью и Джонанг , а также над светским правителем князем ( англ. ). Тибетская модель управления стремилась произвести синтез дополнительных компонентов к светским нормам: Дхарма ( тиб. ཆོས་ལུགས་ , Вайли chos-lugs ) и Сансара ( тиб. འཇིག་རྟེན་ , Вайли ' jig-rten ). Одним из базовых предположений этой системы является то, что светский правитель нуждается в религии для своей легитимности, в то время как институт государственной религии нуждается в покровительстве и защите со стороны политической элиты.
В 1751 году Седьмой Далай-лама упразднил должность Дези (регента), в руках которого было сосредоточено слишком много власти. Должность Дези была заменена Кашагом (Советом), который представлял собой гражданскую администрацию. Таким образом, Далай-лама стал духовным и политическим лидером Тибета.
В Бутане Cho-sid-nyi был введён Шабдрунг Нгаванг Намгьяломом в XVII веке под названием ( англ. ). Сбежав из Тибета от преследований за сектантство, Нгаванг Намгьял установил Друкпа Кагью в качестве государственной религии в Бутане. В этой системе управления органы государственной власти были разделены между религиозной ветвью во главе с Дже Кхемпо в Друкпа Кагью и гражданской администрацией во главе с Друк Деси . И Дже Кхемпо, и Друк Деси находились под номинальной властью Шабдрунга , который являлся реинкарнацией Нгаванг Намгьяла. После смерти Шабдрунг Нгаванг Намгьяла, Бутан номинально следовал дуальной системе правления. На практике Шабдрунг часто был ребёнком под контролем Друк Деси, и региональные Пенлопы (губернаторы) часто управляли своими районами, не повинуясь Друк Деси, что продолжалось до возникновения единой монархии в начале XX века.
В Ладакхе и Сиккиме периоды правления абсолютных монархий двух связанных династий Чогьял перемежались периодами вторжения и колонизации со стороны Тибета , Бутана , Индии , Непала , Пакистана и Британской империи . Основой монархии Чогьялов как в Ладакхе, так и Сиккиме было признание Тремя ламами, и титул Чогьял ( тиб. ཆོས་རྒྱལ་ , Вайли chos-rgyal , «Дхарма Раджа» или «Религиозный король») по своему наименованию относится к двойной системе правления. ( англ. ) правила с 1470 до 1834 года. Автономия тибетской элиты в Ладакхе, а также их система правления, закончилась с походами генерала ( англ. ) и раджпутским сюзеренитетом . Ладакх стал союзной территорией в составе Индии . Династия Намгьял правила в Сиккиме с 1542 до 1975 года, когда королевство во время плебисцита проголосовало за присоединение к Индии .
Единственным современным суверенным государством, в котором воплощена система правления Cho-sid-nyi , является Бутан , хотя эта система воплощена в очень изменённом виде. В 1907 году в рамках усилий по реформированию нефункционирующей политической системы, пенлопы (губернаторы) регионов Бутана создали монархическую систему во главе с пенлопом Тонгсы Угьеном Вангчуком , который был провозглашён наследственным королём при поддержке Великобритании и против воли Тибета. С момента создания династии Вангчук в 1907 году, обязанности Друк Деси осуществляет царствующий Король Бутана . В период монархии влияние Дже Кхемпо уменьшилось. Однако его позиция остаётся достаточно сильной и Дже Кхемпо обычно рассматривается как ближайший и самый влиятельный советник Короля Бутана.
Конституция Бутана , принятая в 2008 году, подтверждает приверженность Бутана системе Cho-sid-nyi . Однако титул «Друк Деси» не упомянут в Конституции и все административные полномочия возложены на Короля Бутана и государственные учреждения. Кроме того, Король Бутана назначает Дже Кхемпо по совету пяти Лопонов ( англ. Lopons ) из Комиссии по монастырским делам , а сама Конституция является высшим законом страны, в отличие от фигуры Шабдрунга , о котором в Конституции не упомянуто.
Парламент Центральной тибетской администрации состоит из 43-46 членов, включая 10 религиозных делегатов (по 2 члена от каждой из четырёх школ Тибетского буддизма и от традиционной религии Бон ). Кроме мест, зарезервированных для религиозных представителей, официальные должности, как правило, тоже открыты для священнослужителей: буддистский монах Лобсанг Тензин с 1991 по 2001 годы был Председателем Ассамблеи тибетских народных депутатов , а с 2001 по 2011 годы — ( англ. ). Далай-лама возглавлял Правительство Тибета в изгнании с момента создания до 2011 года.