Павловская верфь
- 1 year ago
- 0
- 0
Эми́лия Ка́рловна Павло́вская , урождённая Бе́ргман (в некоторых источниках — Бе́рман ; ( 28 июля [9] августа 1853 (по другим источникам — 1857 ), Санкт-Петербург , Российская империя — 23 марта 1935 , Москва , СССР ) — русская оперная и камерная певица ( лирико-драматическое сопрано ), вокальный педагог, пианистка. Выпускница Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано и вокала. Солистка Большого театра (сезоны 1883/84, 1888/89) и Мариинского театра (1884—1888). Заслуженная артистка Республики (1925). Заслуженная артистка РСФСР (1934). Герой Труда . Супруга певца С. Е. Павловского .
Первая исполнительница в операх П. И. Чайковского партий Марии (« Мазепа », 1884 ), Татьяны (« Евгений Онегин », 1884 ), Кумы (« Чародейка », 1887 ). Созданный артисткой образ Марии , при жизни композитора, считался критиками лучшим.
Среди лучших партий, исполненных певицей — Аида (« Аида » Верди ), Валентина (« Гугеноты » Мейербера ), Виолетта (« Травиата » Верди ), Кармен (« Кармен » Бизе ), Манон Леско (« Манон » Массне ), Маргарита (« Фауст » Гуно ), Мария (« Мазепа » Чайковского ), Розина (« Севильский цирюльник » Россини ), Татьяна (« Евгений Онегин » Чайковского ).
Родилась в Петербурге 28 июля [9] августа 1853 года (по другим источникам — в 1857 году). По свидетельству Е. Клейнмихель (урожд. княжны Мещерской) Бергманы происходили из дворян и исповедовали лютеранство .
В биографии младшей сестры Павловской, Фанни Карловны, упоминается о том, что семья Бергман имела некое отношение ко двору великой княгини Елены Павловны , при финансовой поддержке которой возникли Русское музыкальное общество ( 1859 ) и первые классы российской консерватории ( 1862 ) во главе с А. Рубинштейном .
В родительском доме была создана благоприятная атмосфера для развития музыкальных и актёрских данных юной Эмилии Бергман, которая в первом полугодии 1863/64 учебного года являлась ученицей Рубинштейна . В январе 1866 года поступила в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано Г. Кросса . Через два года там же начала обучаться пению у профессора К. Эверарди .
В консерватории обучалась бесплатно, так как являлась стипендиаткой великой княгини Елены Павловны . Принимала участие в ученических концертах как пианистка и работала концертмейстером Эверарди. Фортепианный класс окончила в 1869 году, а в 1872 году получила аттестат об окончании класса пения.
В 1873 году уехала совершенствовать вокал в Милан , где и начала . Во время заграничных стажировок совершенствовала вокальное мастерство вместе с сестрой, , у знаменитой певицы Полины Виардо-Гарсиа . Во Франции неоднократно встречалась с И. С. Тургеневым . В 1876 году вернулась в Россию. Её сестра, Фанни Карловна продолжила обучение у Виардо, а после - у Енни Линд , с которой занималась до 1883 года, до возвращения в Россию .
Сцену оставила в 1892 году и занялась .
В Москве проживала на углу Арбата и Большого Афанасьевского переулка в Доходном доме № 13 .
Умерла 23 марта 1935 года в Москве. Похоронена на Введенском кладбище (участок № 19) .
Архивные материалы певицы находятся на хранении в ГДМЧ , РГАЛИ , ГЦТМ им. А. А. Бахрушина и ГЦММК им. М. И. Глинки .
Краткая характеристика вокальных данных артистки дана в словаре «Отечественные певцы. 1750—1917»:
Обладала гибким, сильным (с горловым оттенком) голосом „жидковатого“ тембра и широкого диапазона, в совершенстве владела колоратурной техникой. Исполнение отличалось высокой культурой пения, исключительной выразительностью и драматическим мастерством. А. М. Пружанский
По мнению оперного певца Василия Шкафера , голос Павловской не был красивым, тем не менее артист отмечал его богатую выразительность .
Отзыв музыкального критика на московский дебют артистки в партии Виолетты:
Большой, хороший, красивый голос, не поражающий силы, но во всяком случае, вполне сценичный, по свойствам своим подходит ближе всего к тому, что итальянцы называют soprano guisto. Много уменья и опытности, кантилена, фиоритуры одинаково удаются на славу, всюду видна хорошая, основательная школа. Прибавьте к этому образцовое произношение слов, горячую, умную фразировку и большинство свойств первоклассной актрисы.
Музыкальный критик Н. Кашкин писал в 1888 году, что сила голоса певицы и её вокальная техника оставляли желать лучшего. Считая вокальные средства Павловской весьма скромными для оперной исполнительницы, Кашкин отдавал должное её артистическому таланту, подчёркивая художественно законченную цельность создаваемых ею образов и продуманного исполнения .
Оперная карьера Павловской началась в Италии. Дебют состоялся в 1873 году в г. Крема , где она пела вместе с Сергеем Павловским в опере Верди « Бал-маскарад ».
1874 — выступления в
Равенне
,
Асти
и
Турине
(Италия).
Москва. 4 февраля 1884
Дорогая, чудная Эмилия Карловна! <…> Спасибо вам, несравненная Мария, за неописанно чудное исполнение роли! <…> Никогда не забуду глубоких впечатлений, доставленных Вашим дивным талантом.
1875—1876 — итальянская опера в
Ла-Валлетте
(
о. Мальта
).
1876—1879 — антреприза
И. Я. Сетова
, (
Киев
). В России дебютировала в опере «
Севильский цирюльник
»
1879—1880 — антреприза
П. Медведева
(
Харьков
).
1880—1883 — антреприза
(
Одесса
,
Тифлис
).
В 1883 году принята солисткой в московский
Большой театр
.
Пела в театре сезоны 1883/84 и 1888/89.
1884 — гастроли в Харькове.
В 1884 году переведена солисткой в петербургский
Мариинский театр
.
Покинула Мариинский театр в 1888 году.
В 1887 году гастролировала в Харькове. Приняла участие в спектаклях «
Русалка
»
Даргомыжского
, «
Аида
» и «
Травиата
»
Верди
, «
Джоконда
»
Понкьелли
, поставленных
Московской частной оперой
С. Мамонтова
. Дирижировал
И. Труффи
.
В ноябре 1892 года была приглашена антрепренёром И. Сетовым на гастроли в Киевскую оперу.
1921 — солистка московской
Оперы С. Зимина
.
Премьера | Год | Партия | Опера | Композитор | Сцена | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
1876 | Розина | « Севильский цирюльник » | Россини Дж. | антреприза И. Я. Сетова, Киев | ||
1879 | Наталья | « Опричник » | Чайковский П. И. | Мариинский театр | ||
1883 | Оскар | « Бал-маскарад » | Верди Дж. | Большой театр | ||
20 декабря | 1883 | Розина | « Севильский цирюльник » | Россини Дж. | ||
3 января | 1884 | Валентина | « Гугеноты » | Мейербер Д. | ||
3 февраля | 1884 | Мария | « Мазепа » | Чайковский П. И. | Большой театр | 1-я исполнительница |
21 сентября | 1884 | Виолетта | « Травиата » | Верди Д. | Мариинский театр | |
19 октября | 1884 | Татьяна | « Евгений Онегин » | Чайковский П. И. | Мариинский театр | впервые на петербургской сцене; |
12 ноября | 1885 | Корделия | « » | Соловьёв Н. Ф. | Мариинский театр | 1-я исполнительница |
19 декабря | 1885 | Манон Леско | « Манон » | Массне Ж. | Мариинский театр | впервые на русской сцене |
5 декабря | 1886 | Маргарита | « » | Бойто А. | Мариинский театр | впервые на русской сцене |
22 апреля | 1886 | Тамара | «Тамара» | Фитингоф-Шель Б. А. | Мариинский театр | 1-я исполнительница |
1886 | Адель | « » | Направник Э. Ф. | 1-я исполнительница | ||
1878 | Ядвига | «Илья Муромец, или Русские богатыри» | Малашкин Л. Д. | 1-я исполнительница | ||
20 октября | 1887 | Кума | « Чародейка » | Чайковский П. И. | Мариинский театр | 1-я исполнительница, дирижировал композитор |
1887 | Дездемона | « Отелло » | Верди Дж. | впервые на русской сцене | ||
Аида | « Аида » | Верди Дж. | ||||
Амелия | « Бал-маскарад » | Верди Дж. | ||||
Амина | « Сомнамбула » | Беллини В. | ||||
Антонида | « Жизнь за царя » | Глинка М. И. | ||||
Брунгильда | « Гибель богов » | Вагнер Р. | ||||
Джоконда | « Джоконда » | Понкьелли А. | ||||
Кармен | « Кармен » | Бизе Ж. | ||||
Лиза | « Пиковая дама » | Чайковский П. И. | ||||
Людмила | « Руслан и Людмила » | Глинка М. И. | ||||
Маргарита | « Фауст » | Гуно Ш. | ||||
Мария | « Дочь полка » | Доницетти Г. | ||||
Мисисс Форд | « » («Виндзорские кумушки») | Николаи О. | ||||
Надежда | « Аскольдова могила » | Верстовский А. Н. | ||||
Наташа | « Русалка » | Даргомыжский А. С. | ||||
Норина | « Дон Паскуале » | Доницетти Г. | ||||
Тамара | « Демон » | Рубинштейн А. Г. |
После завершения артистической карьеры в 1892 году занялась преподаванием. С 1895 года обучала вокалу молодых артистов Большого театра . Среди учеников: Елизавета Азерская , Конкордия Антарова , Леонида Балановская , , Наталия Ермоленко-Южина , Евгения Збруева , Елена Муравьева , Антонина Нежданова , , Надежда Салина , Александр Свешников , Дмитрий Смирнов , Леонид Собинов , Елена Степанова , , Степан Трезвинский , , , Мария Цыбушенко , .