Interested Article - Рой, Бимал
- 2020-09-16
- 1
Бимал Рой ( англ. Bimal Roy , бенг. বিমল রায় ; 12 июля 1909 — 7 января 1966 ) — индийский режиссёр и продюсер. За свою карьеру поставил 17 художественных фильмов, три из которых были на бенгальском языке , а остальные на хинди , и несколько документальных. Рекордсмен по количеству Filmfare Award за лучшую режиссуру (всего 7), дважды становился лауреатом данной премии три года подряд. Завоевал славу выдающегося кинематографиста в течение короткого периода чуть более десяти лет . Его фильмы четырежды удостаивались Filmfare Award за лучший фильм и шесть раз — наград Национальной кинопремии Индии различной степени, а « Два бигха земли » получил международный приз на Каннском кинофестивале .
Семья
Бимал Рой родился в деревне Суапур в окрестностях Дакки (ныне столица Бангладеш ) в семье помещиков. Был шестым из восьми выживших детей . В 1930 году вместе со своей овдовевшей матерью и двумя братьями переехал в Калькутту .
В 1937 году он женился на Манобине Рай, которая была младше его почти на десять лет . Его жена была одной из первых женщин-фотографов в Индии . В этом браке родились дочери Ринки (род. 1942), Яшодхара, Апараджита (род. 1952) и сын Джой (род. 1955) . Его старшая дочь — писательница, журналист и режиссёр-документалист — вышла замуж за режиссёра , который в то время работал на её отца, что привело к расколу между ними. Яшодхара Рой разрабатывает дизайн чоли . Апараджита (в замужестве Синха) пишет рецензии и переводит фильмы на хинди и бенгальский язык для показа на международных кинофестивалях, а также сняла несколько коротких фильмов для индийского канала Doordarshan и британского Channel 4 . Джой Бимал Рой в 2007 году сделал 55-минутный документальный фильм о своём отце — Remembering Bimal Roy . Лента вошла в программу фестиваля индийских фильмов River to River во Флоренции и 6-го международного кинофестиваля в Бангалоре .
Карьера
В 1932—1933 годах, благодаря имеющимся навыкам работы с камерой, Рой нашёл работу на съемках документальных фильмов . Затем получил место рекламного фотографа и ассистента оператора из New Theatres . Как оператор принимал участие в съемках таких фильмов как «Девдас» (1935, на хинди), Grihadah , Maya (оба 1936) и Mukti (1937) режиссёра , Bardidi (1939) и Abhinetri (1940) . Его режиссёрским дебютом стал фильм Udayer Pathey , выпущенный под баннером и ставший эталоном соцреализма в индийском кино . Картина вышла в период, когда голод , инфляция военных лет и экономические трудности разделили имущих и неимущих на два непримиримых лагеря, и рассматривала актуальные проблемы индийского общества . Сюжет рассказывал о бедном писателе-интеллектуале, который отстаивает права пролетариата в системе, где равновесие смещено в сторону богачей. Фильм был переснят им на хинди 1945 году под названием Humrahi . В обоих лентах Рой также исполнял обязанности оператора. Другой его фильм Anjangarh (1948) был посвящён другой насущной проблеме — ликвидации княжеств, вызванной демократическими преобразованиями в стране .
После развала New Theatres в 1950 году Рой переехал в Бомбей , где некоторое время работал на . Здесь в 1952 году он снял фильм «Любовь матери» с и в главных ролях. В этом же году он основал собственную студию Bimal Roy Production и в течение следующих 11 лет поставил 13 фильмов, а гуманистические аспекты, характеризующие большую часть из них, вознесли его до головокружительных высот .
В 1952 году на 1-м международном кинофестивале в Мумбаи Рой увидел итальянский фильм « Похитители велосипедов » 1948 года режиссёра Витторио де Сики и решил что снимет что-то столь же резкое . Итогом стал фильм « Два бигха земли » (1953), основанный на повести Rickshawalla . Сюжет повествует о бедном фермере, который отправляется в Калькутту в поисках заработка, чтобы собрать 235 рупий и выкупить свои два бигха земли у ростовщика. Изначально Рой планировал снять в главной роли Джайраджа или Трилока Капура, в то время как ему советовали , однако окончательный выбор он сделал, увидев Балраджа Сахни в фильме Hum Log (1951) . На роль жены героя режиссёр пригласил Нирупу Рой , до этого снимавшуюся в основном в кинолентах мифологического характера. В обоих случаях его выбор вызвал возражения, но оправдал себя в полной мере . Картина получила признание на кинофестивалях в Каннах и Карловых Варах . Одновременно с «Двумя бигхами» Рой снимал фильм , трогательную историю любви по роману бенгальского писателя , главные роли в которой исполнили Мина Кумари и Ашок Кумар .
В 1955 году вышел его фильм « Девдас », основанный на другом романе Чаттерджи. Желание снять подобный фильм появилось у Роя ещё во время участия в съемках более ранней экранизации 1935 года, чтобы показать что он может добиться того же успеха, что его гуру П. Баруа . Большой проблемой стал поиск актёра на главную роль, способного сыграть спивающегося человека, как это в 1935 году сделал , который сам был алкоголиком . В итоге был выбран Дилип Кумар , чьё исполнение схожей роли в фильме понравилась режиссёру . На одну из женских ролей — куртизанки Чандрамукхи — Рой пригласил актрису Виджаянтималу , до того момента известную больше своими танцами. Сценарист фильма был против кандидатуры Виджаянтималы, так как она была слишком молода, а Чаттерджи описывал Чандрамукхи как зрелую женщину . Однако все актрисы, которым роль была предложена до этого ( Наргис , и ) отказались, и у режиссёра не оставалось выбора . Когда о том, что на роль приглашена Виджаянтимала, узнали кинопроизводители, то с сарказмом предложили Рою « Почему бы тебе не взять комика Кишор Кумара в качестве Девдаса? » . Однако актриса в полной мере проявила себя и за свою работу была удостоена Filmfare Award за лучшую женскую роль второго плана . Другой фильм режиссёра с Дилипом Кумаром и Виджаянтималой — (1958) стал одним из крупнейших хитов 1950-х годов . Это был самый коммерчески успешный фильм Роя, и циники обвиняли его в том, что он пошёл на поводу у зрителя, сняв развлекательную киноленту на популярную тему реинкарнации .
Испытания, которые пришлось пройти его матери, побудили Роя отойти от принятой манеры показывать женщин второстепенными персонажами . В его фильмах героини выводились на первый план, особое внимание уделялось теме их угнетения и эксплуатации. « Бирадж Баху » (1954) ставила под сомнение социальный цинизм по отношению к работающим женщинам. « Неприкасаемая » (1959), рассказывающая историю сироты- хариджан , удочеренной семьей из высшего класса и борющейся за их любовь, поднимала острую тему кастовых предрассудков, которые оставались сильны в Индии ещё сорок лет после выхода фильма . (1963) показывала тёмную сторону главной героини, демонстрируя как угнетение человека сверх всяких пределов может довести до убийства.
Бимал Рой скончался во сне в ночь с 7 на 8 января 1966 года в возрасте 56 лет от рака лёгких .
Наследие
Фильмы Бимала Роя являлись отражением отдельных людей и общества своего времени. Он не позволял коммерческим соображениям обогнать его творческие инстинкты . В его съемочную группу входило множество талантов, которые впоследствии сами стали крупными кинематографистами, например, (композитор), (сценарист), (ассистент режиссёра), (монтаж), (оператор) и Гулзар (автор песен). Через год после смерти Роя, Ришикеш Мукхеджи выпустил фильм , посвящённый своему наставнику. Картина содержит отсылки к дебютному фильме Роя Udayer Pathey : персонажи, ситуации, диалоги и даже финал, когда героиня, прочитав роман бедного писателя, оставляет своего богатого отца и уходит из дома . В 1971 вышел ремейк Udayer Pathey под названием «Новые времена» ( Naya Zamana ).
Влияние Бимала Роя имело далеко идущие последствия, как для индийского , так и для мирового кинематографа. В индийском кино оно распространяется и на основное коммерческое кино на хинди , и на возникшее в то время параллельное кино . Его картина « Два бигха земли » (1953) была первым фильмом, который успешно сочетал искусство и коммерческую составляющую, и имел успех как в кассе, так и у критиков, выиграв Международный приз на Каннском кинофестивале 1954 года . Успех фильма проложил путь для индийской Новой волны. Почти пятьдесят лет спустя открывающая сцена фильма (ликование крестьян, вызванное дождем) была скопирована Ашутошем Говарикером в киноленте « Лагаан: Однажды в Индии » .
Среди коммерческих лент наибольшее влияние из его фильмов имел « » (1958), его первое и единственное сотрудничество с Ритвиком Гхатаком (который написал сценарий) и один из самых ранних фильмов, повествующий о реинкарнации . Картина, как полагают, была источником вдохновения для многих более поздних работ, посвящённых данной теме в индийском кино и на телевидении, и, возможно, в мировом кино. Вероятно, именно он вдохновил авторов американского фильма «Реинкарнация Питера Прауда» (1975) и фильма на хинди (1980), которые рассматривали тему последующих перерождений и оказали значительное влияние на соответствующую культуру . «Долг чести» в частности был переделан в несколько раз: на каннада как Yuga Purusha (1989), на тамильском как Enakkul Oruvan (1984), и в недавнее время в Болливуде как «Долг» (2008), а также вдохновил американский фильм « Шансы есть » (1989) . Самый последний фильм, который был непосредственно вдохновлен «Мадхумати» — хит Болливуда « Когда одной жизни мало » (2007). Обилие похожих моментов в этих двух фильмах побудило дочь Роя Ринки Бхатачария обвинить кинопроизводителей в плагиате и угрожать им судебным иском .
Другой фильм Роя Parakh (1960) во многом перекликается с Шьяма Бенегала . Оба фильма рассматривают деревенскую политику, суеверия и насмехаются над выборами в Индии. Между фильмами можно провести несколько параллелей: главный герой первого — почтальон, второго — пишет письма за деньги; центральное место в первом отводится учителю, герой второго единственный в деревне окончил колледж; в первом священник играет на суевериях простых крестьян, во втором суеверная мать заставляет дочь выйти замуж за собаку .
Фильмы Бимала Рой по-прежнему демонстрируются на крупных национальных и международных кинофестивалях в Индии , Европе и Северной Америке . Его фильмы в настоящее время восстановлены и оцифрованы в (NFAI) в Пуне. В июле 2014 года Музей принца Уэльского в Мумбаи представил выставку, «Бимал Рой: Жизнь и Времена», организованную в сотрудничестве с его детьми. Среди экспонатов — кадры из фильмов «Мадхумати», « Неприкасаемая » и « », а также постеры фильмов, костюмы и памятные вещи, в том числе камера Arriflex , использовавшаяся для съемки « Девдаса » и «Неприкасаемой» .
8 января 2007 года Почтой Индии в честь Бимала Роя была выпущена почтовая марка с его изображением .
Фильмография
Год выхода | Русское название | Оригинальное название | Язык | Сферы деятельности | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Режиссёр | Продюсер | Сценарист | ||||
1944 | Победный марш / На утренней дороге | Udayer Pathey | бенгальский | Да | Да | |
1945 | Попутчик | Hamrahi | хинди | Да | Да | |
1948 | Анджангарх | Anjangarh | бенгальский | Да | Да | |
1949 | Самый первый / Первый человек | Mantramugdhu | бенгальский | Да | ||
1950 | Очарованный | Pehla Aadmi | хинди | Да | ||
1952 | Любовь матери | Maa | хинди | Да | Да | Да |
1953 | Два бигха земли | Do Bigha Zamin | хинди | Да | Да | |
1953 | Parineeta | хинди | Да | Да | ||
1954 | Отец и дочь | Baap Beti | хинди | Да | ||
1954 | Бирадж Баху | Biraj Bahu | хинди | Да | Да | |
1954 | Naukari | хинди | Да | Да | ||
1955 | Девдас | Devdas | хинди | Да | Да | |
1956 | Семья / Кто преступник | Parivar | хинди | Да | ||
1958 | Yahudi | хинди | Да | |||
1958 | Madhumati | хинди | Да | Да | ||
1959 | Неприкасаемая | Sujata | хинди | Да | Да | |
1960 | Испытание | Parakh | хинди | Да | Да | |
1960 | Он сказал | Usne Kaha Tha | хинди | Да | ||
1961 | Кабулиец | Kabuliwala | хинди | Да | ||
1962 | Любовные письма | Prem Patra | хинди | Да | Да | |
1963 | Bandini | хинди | Да | Да | ||
1964 | Беназир | Benazir | хинди / урду | Да |
Награды
|
|
- 1954 — Почётная грамота за лучший художественный фильм — « Два бигха земли »
- 1955 — Почётная грамота за лучший художественный фильм — « Бирадж Баху »
- 1956 — Почётная грамота за лучший фильм на хинди — « Девдас »
- 1959 — Серебряная медаль за лучший фильм на хинди — «Мадхумати»
- 1960 — Почётная грамота за третий лучший художественный фильм — « Неприкасаемая »
- 1964 — Премия за лучший фильм на хинди — «Заключённая»
- 1954 — Международный приз — «Два бигха земли»
- 1954 — номинация на « Золотую пальмовую ветвь » — «Два бигха земли»
- 1955 — номинация на «Золотую пальмовую ветвь» — «Бирадж Баху»
- 1960 — номинация на «Золотую пальмовую ветвь» — «Неприкасаемая»
Примечания
- ↑ M.L. Dhawan. (англ.) . The Tribune (7 января 2007). Дата обращения: 15 ноября 2014. 4 марта 2016 года.
- ↑ Amit Roy. (англ.) . The Telegraph (3 декабря 2007). Дата обращения: 14 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
- ↑ Dinesh Raheja. (англ.) . Rediff.com (9 декабря 2002). Дата обращения: 14 ноября 2014. 14 марта 2015 года.
- ↑ , pp. 6-17.
- M.L. Dhawan. (англ.) . The Tribune (7 января 2007). Дата обращения: 15 ноября 2014. 4 марта 2016 года.
- Mona Ramavat. (англ.) . India Today (20 февраля 2013). Дата обращения: 16 ноября 2014. 2 декабря 2014 года.
- ↑ Roshmila Bhattacharya. (англ.) . Mumbai Mirror (11 июля 2014). Дата обращения: 16 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
- Preeti Raghunath. (англ.) . DNA India (15 февраля 2006). Дата обращения: 14 ноября 2014.
- Aparajita Sinha. (англ.) . The Hindu (16 июля 2002). Дата обращения: 16 ноября 2014. 1 декабря 2003 года.
- ↑ Muralidhara Khajane. (англ.) . The Hindu (30 декабря 2012). Дата обращения: 14 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
- ↑ Vinay Lal. (англ.) . sscnet.ucla.edu. Дата обращения: 14 ноября 2014. 8 января 2015 года.
- ↑ Nivedita Ramakrishnan. (англ.) . DearCinema.com (5 января 2013). Дата обращения: 14 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
- ↑ Roshmila Bhattacharya. (англ.) . The Times of India (22 октября 2013). Дата обращения: 14 ноября 2014. 19 ноября 2014 года.
- ↑ (англ.) . IndiaGlitz (12 июля 2014). Дата обращения: 14 ноября 2014. 16 июля 2014 года.
- ↑ Lata Khubchandani. (англ.) . Rediff (5 июля 2002). Дата обращения: 31 марта 2014. 16 июля 2015 года.
- Gunvanthi Balaram. (англ.) . The Times of India (12 января 2003). Дата обращения: 27 марта 2014. 13 марта 2019 года.
- . BoxOfficeIndia.Com. 14 октября 2013 года.
- ↑ Boski Gupta. (англ.) . DNA India (23 сентября 2014). Дата обращения: 14 ноября 2014. 24 сентября 2014 года.
- ↑ Ratnottama Sengupta. (англ.) . The Times of India (11 июля 2009). Дата обращения: 14 ноября 2014. 21 сентября 2019 года.
- Ziya Us Salam. (англ.) . The Hindu (29 сентября 2009). Дата обращения: 19 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
- ↑ Wendy Doniger. Chapter 6: Reincarnation // . — Oxford University Press , 2005. — P. 112–136. — ISBN 0-19-516016-9 .
- (англ.) . The Indian Express (25 ноября 2008). Дата обращения: 17 ноября 2014. 30 ноября 2015 года.
- Hetal Vyas. (англ.) . Mumbai Mirror (7 августа 2008). Дата обращения: 17 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
- Reema Gehi. . Mumbai Mirror (20 июня 2014). Дата обращения: 17 ноября 2014. 5 марта 2016 года.
- (англ.) . India Post. Дата обращения: 17 ноября 2014. 9 декабря 2014 года.
- ↑ (англ.) . Filmfare (31 декабря 2015). 13 апреля 2016 года.
- Vijay Lokapally. (англ.) . The Hindu (20 августа 2009). Дата обращения: 3 мая 2015.
- ↑ Sakina Babwani. (англ.) . The Economic Times (12 июля 2011). Дата обращения: 21 августа 2016. Архивировано из 28 августа 2016 года.
- Anjana Rajan. (англ.) . The Hindu (13 сентября 2008). Дата обращения: 21 августа 2016.
- (англ.) . — New Delhi: Ministry of Information and Broadcasting, 1954. — P. 14.
- (англ.) . — New Delhi: Ministry of Information and Broadcasting, 1955. — P. 17.
- (англ.) . — New Delhi: Ministry of Information and Broadcasting, 1956. — P. 6.
- (англ.) . — New Delhi: Ministry of Information and Broadcasting, 1959. — P. 3,10.
- (англ.) . — New Delhi: Ministry of Information and Broadcasting, 1960. — P. 2,8.
- (англ.) . — New Delhi: Ministry of Information and Broadcasting, 1964. — P. 3, 10-13.
- ↑ (англ.) . Cannes Film Festival. Дата обращения: 3 мая 2015. 5 марта 2016 года.
Литература
- Rinki Roy Bhattacharya. . — Penguin Books Limited, 2009. — 288 p. — ISBN 978-81-8475-818-4 .
- Rinki Roy Bhattacharya. Bimal Roy's Madhumati: Untold Stories from Behind the Scenes. — Rupa Publications, 2014. — 224 p. — ISBN 978-8129129167 .
- 2020-09-16
- 1