Лестница существ
- 1 year ago
- 0
- 0
Недвижи́мая лестница ( ивр. סולם הסטטוס קוו , араб. السُّلَّم الثَّابِت ) — деревянная лестница, приставленная к правому окну второго яруса фасада Храма Гроба Господня в Старом городе в Иерусалиме . Лестница опирается на карниз и приставлена к окну, находящемуся во владении Армянской апостольской церкви . Лестница является одним из символов межконфессиональных разногласий в христианстве . Нахождение лестницы на своём месте означает соблюдение соглашения между шестью христианскими конфессиями, владеющими храмом, — не двигать, не ремонтировать и не изменять ничего в храме без согласия всех шести конфессий.
Появление недвижимой лестницы на фасаде храма Гроба Господня связано с конфликтом между христианскими конфессиями за право контроля над святынями Храма Господня и разделением храма между шестью христианскими конфессиями. Различными частями храма сейчас владеют Католическая церковь , Греческая православная церковь , Армянская апостольская церковь , Сирийская православная церковь , Эфиопская православная церковь и Коптская православная церковь .
Борьба за контроль над христианскими святынями Иерусалима велась со времён событий, описанных в Новом Завете .
С XVI века межконфессиональные конфликты между христианами за право контролировать святыни приобретают всё более ожесточённые формы. В этих конфликтах участвовали практически все христианские конфессии, но особенно враждовали католики и православные греки — самые многочисленные, богатые и влиятельные общины .
В период нахождения Иерусалима под властью египетских мамлюков (XIV—XV века) францисканцы , благодаря европейским монархам, которые оказывали им финансовую и политическую поддержку, сумели закрепить за собой статус «хранителей храма Гроба Господня», а также некоторых других святых мест. Православные греки, пытаясь оспаривать предоставленные францисканцам права, в качестве главного аргумента в свою пользу предъявляли якобы полученный ими в VII веке от халифа Омара указ о передаче им всех прав на христианские святыни. Католики, в свою очередь, оспаривали подлинность этого документа, называли его более поздней подделкой и обращали внимание, что в VII веке христианство ещё было единым и поэтому указ халифа , даже если он подлинный, распространялся на все христианские конфессии. Католики также ссылались на свою преемственность от крестоносцев и обвиняли православных в неучастии в Крестовых походах .
Христиане не ограничивались руганью и письменными доносами друг на друга, которые православные и католики направляли в Константинополь. Часто было достаточно малейшего повода, чтобы между монахами вспыхивала кровопролитная драка . Нередко такие драки приводили к гибели людей и наносили большой материальный ущерб храму. Часто вмешательство турецких стражников и самого паши спасали не только жизни монахов, но и сам храм от разрушения .
Конфликты в храме Гроба Господня случались постоянно. Османское правительство издавало указы, регулирующие отношения между христианскими конфессиями — такие указы были изданы в 1604, 1637, 1673, 1757 и 1852 годах .
В 1719 году францисканцы одержали дипломатическую победу , — специальным фирманом султана им было дано разрешение самостоятельно, без участия других христианских конфессий, осуществить реставрационные работы в храме Гроба Господня .
В 1757 году францисканцы стали сооружать перед Кувуклией свой алтарь , богато украшенный дарами, полученными из различных европейских стран. На Пасху 1757 года в храм ворвалась толпа греков, подстрекаемых православными монахами, с целью воспрепятствовать строительству алтаря. Францисканцы забаррикадировались в своих кельях . Греческие иерархи направили в Константинополь доклад об этом инциденте, обвиняя католиков в «скрытой враждебности» властям Османской империи .
Султан Осман III , желая предотвратить волнения среди православного населения империи, специальным фирманом ограничил права католиков на святыни в Святой земле и передал во владение Греческой церкви храм Рождества в Вифлееме , гробницу Пресвятой Девы Марии и закрепил за обеими конфессиями равные права в храме Гроба Господня. Некоторые источники утверждают, что принятие фирмана 1757 года лоббировал великий визирь Коджа Мехмед Рагып-паша , который якобы получил от греков крупную взятку. Французский посол граф де Верженн , который пытался опротестовать принятое решение, получил от Рагыпа-паши ответ: «Эти места принадлежат султану, и он отдаёт их кому захочет; возможно, они и находились всегда в руках франков, но сегодня Его Величество желает, чтобы они принадлежали грекам» .
Фирман 1757 года послужил первой документальной основой для установления своеобразных правил раздела христианских святынь между несколькими христианскими конфессиями . Разделение прав, которое было закреплено фирманом 1757 года и повторно подтверждено фирманом в 1852 году , получило название « подмандатной Палестины , Иордании , Израиля .
». В настоящее время это единственные документы, на основании которых управляются и функционируют главные христианские храмы. Положения «Статус-кво Святой земли» неукоснительно соблюдались и соблюдаются всеми властями, в чьей юрисдикции в разное время находились и находятся эти территории — британскими властямиВпервые Недвижимая лестница упоминается в 1757 году в фирмане султана Абдул-Хамида I и позднее в 1852 году в эдикте султана Абдул-Меджида I .
Точная дата появления лестницы на фасаде храма неизвестна. Возможно, самым старым изображением лестницы является гравюра монаха-францисканца Эльзеара Хорна , которую Кустодия Святой Земли датирует 1728 годом . Также лестница изображена на гравюре , опубликованной в 1834 году. Позже этой даты лестница изображена на многочисленных гравюрах, литографиях и фотографиях. Сама лестница принадлежит Армянской апостольской церкви, так как именно армяне имеют право использовать карниз, выходя на него через свое окно во время религиозных праздников . Однако израильский писатель в своей книге утверждает, что лестница принадлежит греческой православной церкви и должна оставаться на своем месте из-за неукоснительного соблюдения « Статус-кво » . На этой же версии нахождения лестницы на фасаде настаивает Христианский информационный центр Иерусалима — «Короткая лестница является частью фасада храма Гроба Господня из-за Статус-кво».
Сейчас лестница является своеобразным знаком, — взглянув на фасад и увидев лестницу, можно понять, что «Статус-кво» соблюдается. Нахождение лестницы на своём месте означает соблюдение соглашения между шестью христианскими конфессиями, владеющими храмом, — не двигать, не ремонтировать и не изменять ничего в храме без согласия всех шести конфессий. Во время своего паломничества в Святую Землю в 1964 году римский папа Павел VI назвал лестницу «видимым символом раскола в христианстве» и «видимым символом соблюдения „Статус-кво“» .
Существует несколько версий, для каких целей первоначально использовалась лестница.
Существует предположение, что монахи армянской церкви использовали карниз и лестницу, чтобы на верёвке поднимать воду и провизию. Это делалось, чтобы не покидать храм и не платить пошлины за вход, которую взимали османские власти . Слева при входе в храм располагался диван, на котором находились турецкие стражники. Пошлина за вход в храм — так называемый каффар — составляла до 500 пиастров . Чтобы попасть в помещения за окнами второго яруса, необходимо пройти через территорию, принадлежащую греческой церкви, — а это также могло быть иногда невозможным. Карниз был для монахов местом, где можно было подышать свежим воздухом , так как некоторые монахи, чтобы не платить туркам за вход, месяцами, а то и годами не выходили из храма .
По другой версии, монахи использовали карниз, чтобы выращивать зелень и овощи. На гравюре
изображены горшки с растениями, расположенные на карнизе рядом с Недвижимой лестницей. О том, что монахи выращивали зелень на карнизах, упоминают и некоторые источники .Существует версия, что лестница использовалась, чтобы попадать на карниз во время религиозных праздников, когда множество верующих собиралось во дворе храма . Так, в резюме Статус-кво, которое предназначалось для использования подмандатной Палестине , сказано:
вНад входом [в храм Гроба Господня] расположен классический карниз, характерный для зданий в византийском стиле. На него можно попасть из окна Армянской часовни Святого Иоанна, и эта община может пользоваться этой возможностью во время праздничных церемоний, которые имеют место во внутреннем дворе. Карниз, который расположен выше [видимо, имеется в виду площадка над окнами второго яруса], используется для этих же случаев [греческой] православной церковью .