Interested Article - Гамла
- 2021-10-07
- 1
Га́мла ( Гама́ла , ивр. גמלא ) — древний еврейский город на западном склоне Голанской возвышенности в 18 км северо-восточнее озера Кинерет . Находится на территории, контролируемой Израилем .
Основан в 81 году до н. э. в составе Хасмонейского царства . Был опорным пунктом восставших в Иудейской войне . В 67 году н. э. после месячной осады был взят и разрушен римскими войсками .
Основными источниками информации о Гамле служат сочинения древнееврейского историка Иосифа Флавия и результаты археологических раскопок , проводившихся в 1970—1990-е годы .
История
Раннее поселение
Археологические раскопки показали, что на месте Гамлы существовало поселение уже в раннем бронзовом веке . Поселение вероятно было сельскохозяйственным, поскольку археологи нашли множество отполированных долгим употреблением кремнёвых серпов. Некоторые находки относятся к ещё более раннему медному веку . Древние строения были настолько прочными, что использовались впоследствии в I веке до н. э. Примерно в 2700 г. до н. э., поселение было заброшено и восстановлено как военный форпост только во времена Селевкидов . Мишна упоминает Гамлу в числе городов, завоёванных Иисусом Навином , хотя в действительности городище было покинуто до прихода евреев; археолог Дани Сион предполагает, что жители еврейской Гамлы сами увязали остатки древних стен с библейской историей .
Создание Гамлы
Краткая еврейская энциклопедия приводит в качестве даты основания Гамлы 81 год до н. э. — время правления Александра Янная , который присоединил Голаны к Хасмонейскому царству . Название города происходит от слова «гамаль» ( ивр. גמל — верблюд ), поскольку холм, на котором находился город, напоминает горб верблюда . В I веке до нашей эры наблюдалось резкое усиление еврейского присутствия на Голанах, о чём свидетельствует массовое использование в Гамле монет Хасмонеев .
Есть иные версии появления города. Возможно, что еврейский населённый пункт на месте Гамлы ранее основали выходцы из Вавилона . Эта теория основывается на арамейском написании названия «Гамла» (с алефом на конце). полагал, что победа Маккавеев в борьбе с греками стала толчком к возвращению в Землю Израильскую части вавилонских евреев , которые в том числе расселились и на Голанах, где ещё не был установлен еврейский контроль. В частности, в первой книге «Иудейских войн» Иосифа Флавия сказано, что Яннай захватил крепость Гамлу в ходе войны в Галилее против селевкидского правителя Деметрия Эвкера .
Жизнь города
Город находился на холме между долинами ручьёв Гамла и Далиот. Он был построен на небольшом седле базальтового хребта и был окружён глубокими ущельями, что обеспечивало городу сильные преимущества в обороне. Единственная дорога подходила к городу с востока. В этом месте была построена массивная крепостная стена из квадратных базальтовых камней до 6 м толщиной. Сам город располагался на более пологом южном склоне . Вдоль стены располагались квадратные башни, на вершине холма у северной оконечности стены находилась круглая башня, которая была построена намного раньше стены (вероятно ещё в период Селевкидов) и до начала военных действий предположительно была единственным оборонительным укреплением в Гамле. В нижней части стены ещё 2 башни охраняли въезд в город — так называемые «водяные ворота», в середине стены находились так называемые «ворота двух башен», которые антиковед Самуэль Рокко считает официальным въездом в город .
Здания города были построены на террасах с лестницами. В западной части города были найдены богатые дома и производственные помещения .
В качестве столицы Голан город просуществовал около 150 лет. Город был знаменит производством высококачественного оливкового масла . Активно развивался в правление Ирода Великого . В дальнейшем Гамла была спорной территорией между Иродом Антипой и набатейским царём Аретой IV
В вопросах культа и быта Гамла была типичным традиционалистским еврейским поселением . Так, археологи обнаружили древнюю синагогу и большое число разных ритуальных предметов. Кроме общеизвестных вещей — таких, как миквы и ритуальная посуда, — была обнаружена странная архитектурная деталь. Оба входа в узкий переулок между двумя домами были частично перекрыты достроенными позже пилястрами . С практической архитектурной точки зрения эти пилястры никакой функции не несли, из чего был сделан вывод, что у них было ритуальное значение: они символизировали эрув — ритуальное объединение собственности разных людей в общее пользование, позволявшее переносить из одного здания в другое предметы во время шаббата . В отличие от ряда других мест, в Гамле не было обнаружено изображений людей и животных, которые были связаны с языческими культами .
С начала 1 тысячелетия, когда римляне превратили бывшее Иудейское царство в провинцию Иудея , выходцы из Гамлы играли важную роль в борьбе за независимость. В частности, Иуда Галилеянин в 4 году до н. э. поднял антиримское восстание в Сепфорисе и был убит при его подавлении. Его сыновья Яаков и Шимон воевали против римлян в 46 году, третий сын стал вождём сикариев , а ещё один родственник Элазар бен-Яир возглавлял оборону крепости Масада .
В период антиримского восстания 66-71 гг. Гамла стала одним из опорных пунктов восставших. Взятие Гамлы в 67 году н. э. римлянами описано очевидцем событий Иосифом Флавием в труде « Иудейская война », 4 книга, 1 часть . По собственному свидетельству, Иосиф занимался ранее укреплением обороны Гамлы, знал её жителей, а после взятия римлянами в плен в Йотапате наблюдал за осадой Гамлы из римского лагеря . Ряд деталей осады Гамлы в описании Флавия являются неправдоподобным вымыслом и не подтверждаются археологическими исследованиями . Зато географические описания сделаны Флавием достаточно точно и позволяют идентифицировать множество объектов и связанных с ними событий .
Флавий пишет, что вначале Гамла была лояльна к властям, но с приходом в город повстанцев, оппозиционных Агриппе II , горожане присоединились к сопротивлению . Руководство перешло в руки крайних противников римской оккупации — зелотов .
Осада Гамлы
Город выдержал первую семимесячную осаду, которую организовал в 66 году н. э. царь Иудеи Ирод Агриппа II .
12 октября 67 года 3 римских легиона ( V Македонский , X Охраняющий пролив и XV Аполлонов ) общей численностью около 60 тысяч солдат под командой Веспасиана начали вторую осаду . Жителей города, включая вооружённых повстанцев, было по данным Флавия всего 9000 человек. Кеннет Аткинсон называет это число явно завышенным . Тем не менее, Дани Сион пишет, что перед осадой Гамла стала городом-убежищем, в которое стекались как повстанцы со всей Галилеи, так и жители окрестных деревень. Места в городе было мало, и даже городская синагога была приспособлена для проживания беженцев .
Захват города имел принципиальное значение для Веспасиана. По существующей стратегии следовало захватить и подавить все очаги сопротивления по пути следования, какими бы небольшими они ни были. Кроме того, евреи рассчитывали, хотя и необоснованно, на возможную помощь от единоверцев из Вавилона и военную интервенцию Парфянского царства . Хотя Флавий, руководивший укреплением обороны Гамлы, описывает её как крепость, археологические изыскания показывают, что фактически стены строились фрагментарно, заполняя промежутки между домами для создания сплошной линии укреплений , а некоторые дома, мешавшие строительству, даже были снесены .
Согласно обычной римской тактике, если город не сдавался и не мог быть сразу взят штурмом, его окружали и возводили снаружи. Однако при осаде Гамлы такие стены, судя по всему, не возводились, равно как и укрепления вокруг римского лагеря. Римляне не собирались долго задерживаться под Гамлой и не ожидали нападения со стороны защитников . Видимо, по этой причине каких-либо стационарных укреплений, оставшихся от римских лагерей вокруг Гамлы, обнаружить не удалось .
Город был подвергнут сильному обстрелу каменными ядрами и стрелами с горящей паклей, которые метали баллисты и катапульты с соседних холмов . Они располагались примерно в 300 метрах от стен города . Осада продолжалась 1 месяц . Стена города была пробита в нескольких местах на узком участке общей шириной около 50 метров , там же происходили основные столкновения . Вокруг крупнейшей бреши, ширина которой достигала 5 метров, археологами было найдено множество каменных ядер и наконечников стрел, как снаружи, так и внутри, что свидетельствует об ожесточённой схватке между осаждающими и защитниками города .
Штурм и падение
При первом штурме ворвавшийся в город отряд римлян был уничтожен защитниками, поскольку нападающие не смогли использовать численное преимущество в узких улицах Гамлы и были перебиты обстреливавшими их с более высоких мест евреями . Флавий пишет, что в тесноте, когда передние ряды стремились отступить из-под обстрела, а задние напирали, солдаты влезали на низкие крыши домов, которые в итоге не выдержали и рухнули, убивая тех, кто стоял на них, под ними и ниже. Римская армия обратилась в бегство .
Через несколько дней римлянам удалось разрушить круглую башню.
…три солдата пятнадцатого легиона перед началом рассвета подкрались в самую высшую башню, стоявшую насупротив их лагеря, и тихо подкопали её, между тем как находившаяся на ней стража не заметила ни их приближения (так как это случилось ночью), ни их присутствия внутри башни. Солдаты бесшумно сдвинули с места пять громаднейших камней и быстро отскочили прочь, после чего башня с грохотом рухнула.
— Иосиф Флавий . Иудейская война
Этот отрывок обычно рассматривается как вымысел, но Дани Сион пишет, что такое вполне возможно, поскольку башня не имела фундамента, была построена прямо на почве и камни действительно могли быть выбиты .
На следующий день, 10 ноября , римляне, сломив оборону города, повторно ворвались в Гамлу. В резне погибло около 4000 жителей, остальные, по утверждению Флавия, чтобы не сдаваться в плен, бросились в пропасть с гребня холма.
Повсюду раздавались душераздирающие крики умирающих, и кровь, запрудившая весь город, лилась по склонам. Потеряв надежду на спасение, многие [евреи] хватали жен и детей и бросались вместе с ними в глубочайшее ущелье… Так пала Гамла.
— Иосиф Флавий . Иудейская война
В живых остались только две женщины, которым удалось спрятаться . Город прекратил существование и был забыт. Некоторые защитники Гамлы, которым ранее удалось уйти из города, присоединились к повстанцам в Иудейской пустыне .
Дани Сион, отмечая, что утверждение о массовом самоубийстве жителей Гамлы обычно принимается на веру широкой публикой, сам ставит его под сомнение. Как он указывает, есть лишь одно место на холме, откуда можно прыгнуть в пропасть, но добраться до него по скалам сложно, и для тысяч стариков, женщин и детей нереально. Сама по себе эта точка вмещает несколько десятков, но не тысяч человек. Кроме того, в отличие от защитников Масады , имевших достаточно времени для выработки плана о массовом самоубийстве, у жителей Гамлы в разгар боя просто не было такой возможности. Возможно, часть жителей погибла в попытках спуститься, но преднамеренного массового самоубийства, вероятно, не было. Добавление вымыслов, подчёркивающих ужасы войны, было характерно для эллинистической литературы того времени . Аткинсон считает, что описание массового самоубийства, помимо воспевания героизма, могло нести функцию предупреждения о бесполезности дальнейших восстаний .
Оценки
Оборону Гамлы часто сравнивают с более известной героической историей о крепости Масада , где защитники, не желая сдаваться римлянам, покончили с собой. Иногда Гамлу называют даже «северной Масадой» или «Масадой Голан». Однако Дани Сион подчёркивает, что Масада была именно крепостью, изначально построенной как фортификационный объект, где укрывалось несколько сотен семей восставших и где сражения как такового не было. А Гамла была городом, где фортификация производилась в связи с военными действиями и где перед захватом и разрушением шли настоящие тяжёлые бои . Разницу между ситуациями в Гамле и Масаде отмечают также Аткинсон и другие историки .
Менахем Штерн писал, что отчаянная оборона Гамлы и ряда других городов Иудеи произвела на современников сильное впечатление и победа в этой войне считалась важнейшим военным достижением первой римской династии Флавиев .
Поиск и идентификация
Точное местонахождение Гамлы оставалось неизвестным до 1968 года . Ошибочные версии относительно её местонахождения предлагались разными исследователями с 1845 года . Гипотезы опирались на описание местоположения Гамлы в четвёртой книге « Иудейской войны » Иосифа Флавия :
К последним примкнула также Гамала — город, лежавший против Тарихеи, по ту сторону озера и составлявший вместе с Соганой и Селевкией (II, 20, 6) границу владений Агриппы. Гамала и Согана принадлежали к Гавлану (первая — к нижней его части, а последняя — к верхней, называемой собственным Гавланом)…
Путаницу усугубляло то обстоятельство, что до 1909 года место Тарихеи также определялось неверно. Согласно версии, господствовавшей с 1845 года по конец 1870-х годов , Гамла находилась в районе Калат аль-Хусн, который сейчас считается местонахождением древнего города Гиппоса (он же Сусита) на восточном берегу озера . Согласно другой версии, это был район Бет-Йерах на южном берегу. По предположению Конрада Фюрера, выдвинутому в 1889 году, Гамла была идентифицирована в районе Тель ад-Дра, он же Тель аль-Эхдеб, в долине реки Рукад, в 15 километрах к юго-востоку от реального расположения Гамлы. Там располагалась сирийская деревня .
После перехода Голанских высот под контроль Израиля в 1967 году в результате Шестидневной войны в этот район было отправлено несколько археологических экспедиций, одна из которых, под руководством Ицхака Галя , обнаружила остатки города, описание которых совпадало с текстами Флавия. На старых картах вершина называется эс-Салам или эс-Санам («горб») .
Археологические исследования
В 1970—1980-е годы здесь проводились интенсивные археологические раскопки. Первое обследование было проведено в 1970 году, оно подтвердило первоначальные предположения об обнаружении Гамлы. Археологические раскопки начались с 1976 года .
Наиболее известным из исследователей Гамлы был израильский археолог , который занимался этой темой 14 лет (1976—1989) . После смерти Гутмана его работа в 1997—2000 годах была продолжена Дани Сионом и Цви Ябуром . Из-за сложностей рельефа все работы проводились вручную, без какой-либо механизации. Во второй период, помимо собственно археологических изысканий, были также проведены работы по созданию туристического объекта: строительство дороги, оформление, реконструкция и т. д.
Из общей площади в примерно 45 акров , которую занимал город, археологами исследованы только два небольших участка — на западе и востоке поселения , всего около 5 % территории .
Одной из загадок, так и не решённых исследователями, было полное отсутствие человеческих костей в развалинах города — при том, что в массовой гибели жителей и римских легионеров нет никаких сомнений. Дани Сион полагает, что римляне позволили некоторым евреям временно вернуться в Гамлу, чтобы похоронить мёртвых, своих же солдат они кремировали, что было стандартной практикой того времени. Места захоронений пока не найдены, но их аналоги в других местах, в частности в Йотапате , позволяют сделать такое предположение .
Археологические находки
Археологические находки в Гамле предоставили историкам уникальную возможность изучения еврейской жизни конца периода Второго Храма . В частности, исследования доказывают, что, хотя активное освоение Голан началось при Александре Яннае, евреи начали селиться здесь гораздо раньше — как минимум во втором веке до н. э., о чём свидетельствует большое число монет периода правления Гиркана I (134—104 гг. до н. э.)
Помимо монет, в Гамле было найдено большое количество оружия, синагога периода Второго храма , различные ритуальные предметы (например, масляные лампы и меноры ), множество различных предметов быта и ювелирные украшения. Также в городе обнаружены маслодавильни, маслохранилища, 4 миквы и остатки больших строений с цветной штукатуркой .
Основные археологические находки Гамлы находятся в Музее древностей Голан города Кацрин .
Оружие
Одним из важных успехов археологов было обнаружение огромного количества древнего оружия . Число найденных в Гамле каменных ядер и наконечников для стрел является рекордным для находок на всей территории Римской империи . В частности, было собрано около 2000 ядер из базальта , 1600 металлических наконечников стрел, части римских шлемов, доспехов, щиты и множество другого оружия и военных принадлежностей .
Монеты
Также в Гамле было обнаружено 6314 древних монет, в том числе уникальные монеты собственной чеканки. Большинство из них (6164) были найдены во время 14 сезонов раскопок под руководством Гутмана (1976—1989), 24 во время консервационных и реставрационных работ в 1990—1991 годах и остальные 126 — во время 4-х сезонов раскопок, проведённых Дани Сионом и Цви Ябуром в 1997—2000 годах. Ещё 153 монеты из Гамлы впоследствии «нашли» в коллекции кибуца Саса
В числе найденных монет :
Период | Количество | Процент |
---|---|---|
Хасмонеи | 3964 | 62,8 % |
Финикийские города | 928 | 14,7 % |
Селевкиды | 610 | 9,7 % |
Неопознанные | 419 | 6,6 % |
Иродиады | 304 | 4,8 % |
Другие | 89 | 1,4 % |
Всего обнаружено 9 образцов монет гамлского чекана времён восстания. Из них 7 было найдено непосредственно в Гамле, одна — в Александрионе и одна (предположительно похищенная в Гамле) — у коллекционеров . Гамлская монета, найденная в Александрионе, свидетельствует о контактах восставших с Галилеей . Историки, в частности Дани Сион, и Давид Эйдлин, активно обсуждали факт чеканки вне Иерусалима монет повстанческого государства . Как пишет Евгений Валленберг, этот факт «открывает самые широкие горизонты для историка в изучении социальной и экономической истории восстания, исследовании партии зелотов как самостоятельного и самодостаточного политического формирования». Исследователи отмечают надписи на монетах, сделанные малоквалифицированными ремесленниками синтезом букв палеоеврейского и арамейского письма: на одной стороне надпись «Избавление», на другой — «Святому Иерусалиму» .
писал:
Я не понимал, что двигало защитниками крепости, пока мы не нашли отчеканенную в осаждённом городе монету, на которой было написано: «Избавление Святому Иерусалиму». Защитники города верили, что, остановив врага на Голанах, они спасут Вечный город… Покорив Гамлу, римляне пошли на Иерусалим, и после 3 лет осады Вечный город пал.
—
Дани Сион считает, что монеты несли важную идеологическую функцию пропаганды идеи борьбы за освобождение .
Древняя синагога
В восточной части города археологи раскопали руины городской синагоги Гамлы, которая примыкала к внешней крепостной стене. Она имела прямоугольную форму (25,5 на 17 м). Вдоль стен было расположено 4 ряда каменных скамей. Столбы в центре зала поддерживали крышу. Такое планирование зала характерно для синагог в Галилее . Во дворе широкие ступени вели вниз к микве . Хотя большинство синагог строились дверями в сторону Иерусалима, в Гамле дверь синагоги выходила на юго-восток, вероятно, из-за сложного рельефа местности .
Сама по себе синагога, действовавшая в период до разрушения Второго храма (70 г.), является важным аргументом в дискуссии историков по вопросу наиболее раннего периода строительства синагог . Ранее предполагалось, что она была построена в I веке до н. э. и является самой древней синагогой на территории Израиля . Стивен Файн считает, что она построена после 40 г. до н. э. В 2012 году Ури Цви Маоз оспорил эти датировки: он полагает, что синагога была построена около 50 года н. э. Миква, по его мнению, была сделана только в 67 году, а ранее это была водяная цистерна .
В рамках реконструкции учёными была создана трёхмерная модель гамлской синагоги .
Гамла в 2000-е годы
В 2003 году территория древнего города была включена в состав крупного одноимённого заповедника и открыта для туристов. Кроме древнего города на территории заповедника находятся станция наблюдения за орлами, самый высокий в Израиле , развалины византийского поселения и множество неолитических дольменов .
В наши дни на территории гамлской синагоги религиозные посетители иногда проводят бар-мицву . В мае 2010 года остатки старого города пострадали во время крупного лесного пожара, вызванного возгоранием от снаряда, выпущенного во время военных учений .
В Израиле бытует крылатая фраза « Гамла вторично не падёт », смысл которой в том, что контроль над Голанскими высотами имеет стратегическое значение в обеспечении безопасности Израиля. В частности, эту фразу произнёс на выборах 2009 года лидер партии Ликуд Биньямин Нетаньяху , аргументируя позицию, согласно которой отдавать Голаны Сирии нельзя .
В литературе
Гамла также названа родным городом Иешуа Га-Ноцри в романе « Мастер и Маргарита » Булгакова ; когда Понтий Пилат спросил у него:
— Откуда ты родом?
— Из города Гамалы , — ответил арестант, головой показывая, что там, где-то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала.
Примечания
- (англ.) — 2005.
- , p. 349.
- ↑ Mark A. Chancey. . — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — P. -130. — 248 p. — ISBN 978-0-521-60948-7 .
- ↑ רן שפירא. (ивр.) . Walla! (18 января 2006). Дата обращения: 15 апреля 2013. Архивировано из 2 июля 2013 года.
- , p. 150.
- דני שיאון וצבי יבור. (ивр.) . רשות העתיקות . Дата обращения: 22 апреля 2013. 12 июня 2022 года.
- ↑ — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ , p. 40.
- , p. 103.
- דני שיאון וצבי יבור. (ивр.) . רשות העתיקות . Дата обращения: 26 апреля 2013. 12 июня 2022 года.
- Иосиф Флавий .
- ↑ (англ.) . Ministry of Foreign Affairs (29 июля 1998). Дата обращения: 14 апреля 2013. 22 января 2013 года.
- דני שיאון וצבי יבור. (ивр.) . רשות העתיקות . Дата обращения: 16 апреля 2013. 12 июня 2022 года.
- R. Seligsohn & R. Krauss. (англ.) // Jewish Encyclopedia. — 1906. 22 января 2013 года.
- ↑ Валленберг Е. // Пятыгин А. А. Альманах античной нумизматики. — Хобби-пресс, 2011. — Вып. 4 . — С. 103—125 . — ISBN 978-5-904792-16-9 . 28 марта 2016 года.
- ↑ , p. 135.
- דני שיאון וצבי יבור. (ивр.) . רשות העתיקות . Дата обращения: 23 апреля 2013. 12 июня 2022 года.
- , p. 358.
- ↑ , p. 135—136.
- ↑ , p. 362.
- ↑ , p. 149—151.
- , p. 380—383.
- , p. 358—359.
- ↑ David E. Aune. (англ.) . University of Notre Dame . Дата обращения: 14 апреля 2013. Архивировано из 3 мая 2013 года.
- , p. 141.
- , p. 146.
- Syon D. // The First Jewish Revolt: Archaeology, History, and Ideology. Proceedings of the Conference Held at the University of Minnesota and Macalester College. — Routledge, 1999-4-21. — С. 134—153 . 16 августа 2022 года.
- , p. 137.
- , p. 374.
- , p. 360.
- ↑ , p. 136.
- ↑ , p. 361.
- , p. 136—137.
-
Иудеи выдержали первый натиск римлян, остановили их дальнейшее наступательное движение и храбро отбили их назад; но теснимые более многочисленным войском, нападавшим на них со всех сторон, они отступили в выше лежавшую часть города. Так как враги напирали и туда, они обернулись, бросились на них и стеснили их всех против крутого обрыва, где римляне, приведённые в узкой неудобной местности в замешательство, были перебиты.
— Иосиф Флавий . Иудейская война - , p. 139.
- , p. 366.
- , p. 149—150.
- , p. 360—361.
- Штерн М. Часть II. Период Второго Храма // История еврейского народа = History of the Jewish people / Под ред. Ш. Эттингера. — Москва—Иерусалим: Мосты культуры/Гешарим, 2001. — С. 145. — 678 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-93273-050-8 .
- ↑ , p. 5.
- , p. 4.
- , p. 134.
- «Г» на арабском произносится как «Дж».
- ↑ , p. 22.
- Eli Ashkenazi. (англ.) . Haaretz (17 июня 2008). Дата обращения: 12 апреля 2013. 15 апреля 2013 года.
- , p. 373.
- ↑ דני שיאון וצבי יבור. (ивр.) . רשות העתיקות . — история раскопок. Дата обращения: 15 апреля 2013. 12 июня 2022 года.
- Парнис А. . parnis.co.il. Дата обращения: 10 апреля 2013. 3 августа 2014 года.
- ↑ Milstein F. (англ.) . Israel Antiquities Authority (декабрь 2010). Дата обращения: 15 апреля 2013. 7 июня 2022 года.
- ↑ Donald D. Binder. (англ.) . Pohick Episcopal Church. Дата обращения: 10 апреля 2013. 27 сентября 2011 года.
- , p. 372.
- , p. 151.
- , p. 22—23.
- , p. 100.
- , p. 141—144.
- , p. 383.
- ↑ , p. 27.
- , p. 54—55.
- , p. 54.
- , p. 56—57.
- דני שיאון וצבי יבור. (иврит) . — Jerusalem: רשות העתיקות . 26 августа 2017 года.
- סופר נידח. (ивр.) . עורך אחראי: יוסף גלרון-גולדשלגר (גיליון מס' 468 6 באוגוסט 2009). Дата обращения: 14 апреля 2013. 6 апреля 2015 года.
- (англ.) . BN Media, LLC. Дата обращения: 30 октября 2022. 30 октября 2022 года.
- Mark A. Chancey. Greco-Roman Culture and the Galilee of Jesus. — Cambridge: Cambridge University Press, 2005. — P. 94. — 285 p. — (Society for New Testament studies). — ISBN 978-1-139-44798-0 .
- Steven Fine. (англ.) // P. 449—458 . — ISSN . 26 июля 2014 года. . — , 2003. —
- Ma'oz, Zvi Uri. Four Notes on the Excavations at Gamala (англ.) // Tel Aviv. — Institute of Archaeology of Tel Aviv University, 2012. — Vol. 39 , no. 2 . — P. 230—237 . — ISSN . — doi : .
- (англ.) . Ritmeyer Archaeological Design (9 августа 2008). Дата обращения: 14 апреля 2013. 27 сентября 2013 года.
- (англ.) . Israel Nature and Parks Authority. Дата обращения: 27 апреля 2013. Архивировано из 14 октября 2013 года.
- Schaalje J. (англ.) // Jewish Magazine. — February 2001. 11 октября 2013 года.
- דני ברנר. (ивр.) . Israel Hayom (28 мая 2010). Дата обращения: 21 апреля 2013. 15 ноября 2017 года.
- (англ.) . Haaretz (8 февраля 2009). Дата обращения: 11 апреля 2013. 17 марта 2012 года.
- (англ.) . The Jerusalem Post (2 августа 2009). Дата обращения: 14 апреля 2013.
- . Булгаковская энциклопедия . Дата обращения: 26 мая 2013. 24 апреля 2013 года.
- Территория Голанских высот занята Израилем в 1967 году по итогам Шестидневной войны , аннексирована в 1983, аннексия не признана ООН
Литература
- Gamla, a City in Rebellion. — Tel Aviv: Ministry of Defense Press, 1994. (иврит)
- Gutman S. The Synagogue at Gamla. In Lee I. Levine, ed., Ancient Synagogues Revealed, 30-34. Jerusalem: Israel Exploration Society; Detroit: Wayne State University Press, 1982.
- Gutman S. Gamala (англ.) // New Encyclopaedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. — 1992. — Vol. 2 . — P. 459—463 . — ISBN 978-965-220-192-8 .
- Atkinson K. (англ.) // Zuleika Rodgers Making History: Josephus And Historical Method. — BRILL, 2007. — P. —371 . — ISBN 978-90-04-15008-9 .
- Aviam M. (англ.) // Zuleika Rodgers Making History: Josephus And Historical Method. — BRILL, 2007. — P. —383 . — ISBN 978-90-04-15008-9 .
- Syon D. // The First Jewish Revolt: Archaeology, History, and Ideology. — Routledge, 2002. — С. 134—153 . — ISBN 978-0-415-25706-0 .
- Syon D, Yavor Z. . — Israel Antiquities Authority , IAA Reports, No. 44, 2010. — 206 p. — ISBN 978-965-406-234-3 .
- Syon D. // PhD disseratation. — Hebrew University of Jerusalem , 2004. 26 июня 2013 года.
- Rocca S. . — Oxford: Osprey Publishing, 2008. — 64 p. — ISBN 978-1-84603-171-7 .
Ссылки
- на сайте Управления древностей Израиля (иврит)
- R. Seligsohn & R. Krauss. (англ.) // Jewish Encyclopedia. — 1906.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- (англ.) . Jewish Virtual Library . Дата обращения: 14 апреля 2013.
- на YouTube (англ.)
- 2021-10-07
- 1