Генезис (геология)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ко́ттоновский Ге́незис или Коттоновская книга Бытия ( англ. the Cotton Genesis ), по В. Н. Лазареву — Коттонова Библия — богато иллюминированная рукопись ветхозаветной книги Бытия на греческом языке, датируемая рубежом V и VI веков. Название — по Коттоновской библиотеке , в которой она хранилась. После пожара 23 октября 1731 года в вестминстерском от рукописи остались 134 фрагмента пергамента , сильно обгоревшие и сморщившиеся от температуры.
Согласно наиболее вероятной реконструкции, в Коттоновском генезисе был 221 лист, первоначальный размер страниц примерно 35×30 см. В тексте было 360 миниатюр-иллюстраций, заключённых в рамки. Вероятно, книга Бытия никогда в истории не иллюстрировалась столь щедро . В миниатюрах активно использовалась позолота, текст выполнен парадным унциальным почерком, в одну колонку, по 27-30 строк.
Место создания рукописи неизвестно, обычно указывают предельно широко на восточное Средиземноморье. Акцент в иллюстрациях на истории Иосифа и египетских пейзажах интерпретировался как свидетельство египетского происхождения рукописи , однако такая прямолинейная трактовка оспаривается . К. Вейцман указывает также на стилистическое сходство с александрийским « папирусом возничих ».
Известно, что в начале XIII века рукопись была в Венеции . Возможно, она попала туда в качестве трофея после разгрома Константинополя в 1204 году . Её миниатюры (или копии с них) использовались в качестве оригиналов для мозаик северо-западного угла собора Святого Марка . Необычность иконографии не оставляет сомнений в прямой связи между этими изображениями. Впервые это сходство было замечено финским учёным И. И. Тикканеном в 1888 году. Использование книжной миниатюры в качестве образца для монументальной мозаики в средневековом искусстве уникально.
В начале XVI века с рукописи, всё ещё находившейся в Венеции, грек Маркос Ватас скопировал четыре миниатюры в качестве маргиналий к комментированному Генезису, ныне хранящемуся в Вене (не путать с древним Венским Генезисом ). Вероятно, в 1526 году рукопись купил Реджинальд Поль , внук герцога Кларенса и троюродный брат Генриха VIII (впоследствии деятель Контрреформации, кардинал и архиепископ Кентерберийский при Марии I), затем она принадлежала Роберту Уэйкфилду (ум. 1537), библеисту из Оксфордского университета , а затем его брату Томасу, работавшему в Кембридже. Томас оставил на кодексе владельческую надпись. Замечено, что Томас Уэйкфилд сравнивал Коттоновский Генезис с печатной Библией 1526 года и выписывал варианты «древнейшего кодекса» . В 1540 году Томас Уэйкфилд был назначен Генрихом VIII королевским профессором древнееврейского языка и, по-видимому, в благодарность подарил книгу королю. Легендарная версия, согласно которой Генезис якобы был преподнесён Генриху двумя греческими монахами из города Филиппы в Македонии (в XVI в. бывшего в руинах), впервые появилась только в 1620-е годы.
Елизавета I передала кодекс Джону Фортескью (ум. 1607), а к 1611 году рукопись была уже в коллекции Роберта Коттона .
К моменту пожара в рукописи отсутствовала примерно четверть страниц и треть миниатюр . Французский антиквар Николя-Клод Фабри де Пейреск , бравший книгу у Коттона для работы в 1618—1622 г., скопировал часть текста и одну из миниатюр; его копия является важным источником для реконструкции рукописи.
Самый большой из сохранившихся фрагментов — 175×50 мм. То, что не тронул огонь, сжалось от температуры примерно вдвое .
Большая часть Коттоновского Генезиса хранится в Британской библиотеке (шифр Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI), несколько фрагментов — в Баптистском Колледже в Бристоле. Фрагменты неоднократно изучались, расшифровывались, реконструировались и факсимильно воспроизводились. В 1857 году Лондонские фрагменты были изданы К. фон Тишендорфом . До середины XIX века Коттоновский Генезис считался самым древним и самым точным из сохранившихся списков Септуагинты ; сейчас он лишился приоритета, но по-прежнему относится к числу нескольких древнейших кодексов .