Interested Article - У омута
- 2020-04-27
- 1
«У о́мута» — пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), оконченный в 1892 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве ( инв. 1484 ). Размер — 150 × 209 см (по другим данным, 151,5 × 212 см ). На переднем плане полотна изображены мостки, переходящие в брёвна плотины, справа от которой находится омут . На другой стороне реки продолжается узкая тропинка, которая, огибая прибрежные кусты, ведёт в сторону тёмного сумеречного леса .
Левитан начал работу над картиной в 1891 году в Тверской губернии , используя в качестве натуры пейзаж у реки Тьмы в окрестностях села Берново . Зимой 1891/1892 года художник продолжил работу над картиной в Москве, а в феврале 1892 года она была представлена на 20-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Санкт-Петербурге . Прямо с выставки полотно было приобретено у автора Павлом Третьяковым , по согласованию с которым Левитан позднее доработал изображение водной поверхности, используя этюды , написанные им летом 1892 года во Владимирской губернии .
Картина «У омута» является одним из трёх самых больших по размеру произведений художника — наряду с полотнами « Над вечным покоем » (1894) и « Озеро » (1899—1900) . Вместе с двумя другими произведениями первой половины 1890-х годов — «Над вечным покоем» и « Владимиркой » (1892) — картину «У омута» иногда объединяют в так называемую «мрачную» или «драматическую» трилогию Левитана .
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов считал произведение «У омута» «первым опытом на пути создания национального образа в пейзаже» и называл его «одним из выдающихся полотен в передвижнической пейзажной живописи», в то же время отмечая, что эта картина «не является бесспорной удачей» Левитана . Искусствовед Григорий Стернин писал, что размер полотна и «несколько драматизированная характеристика предметно-цветовой среды» свидетельствуют о том, что одной из целей автора было «создание эпического зрелища, не лишённого элементов сказочной театрализации» .
История
Предшествующие события и работа над картиной
Картина «У омута» была задумана и начата в 1891 году, когда Исаак Левитан жил в деревне Затишье Старицкого уезда Тверской губернии (ныне на территории Старицкого района Тверской области ). Его сопровождала художница Софья Кувшинникова , а пригласила их провести летнее время в тверских краях Лика Мизинова , которую Левитан хорошо знал как близкую подругу Марии Павловны , сестры Антона Павловича Чехова .
Левитан и Кувшинникова прибыли в те края в мае . В письме к Антону Чехову от 29 мая 1891 года художник писал: «Пишу тебе из того очарователь[ного] уголка земли, где всё, начиная с воздуха и кончая, прости господи, последней что ни на есть букашкой на земле, проникнуто ею, ею — божественной Ликой!» В том же письме Левитан сообщал, что поселился вблизи усадьбы Николая Павловича Панафидина (дяди Лики Мизиновой), и писал, что выбрал место не вполне удачно: «В первый мой приезд сюда мне всё показалось здесь очень милым, а теперь совершенно обратное, хожу и удивляюсь, как могло мне всё это понравиться» . В июне настроение у Левитана улучшилось, и он написал Чехову: «С переменой погоды стало здесь интересней, явились довольно интересн[ые] мотивы» .
Недалеко от Затишья, в селе Берново , у реки Тьмы было расположено имение Анны Николаевны Вульф , которая унаследовала его от своего отца, Николая Ивановича Вульфа, скончавшегося в 1889 году . Левитану понравился пейзаж омута у старой развалившейся мельницы, и он начал делать карандашный набросок. Увидев, что́ он рисует, хозяйка имения рассказала ему предание, которое якобы вдохновило Александра Сергеевича Пушкина на написание драмы « Русалка » .
История была связана с временами, когда владельцем Бернова был дед Анны Николаевны, Иван Иванович Вульф. Описания этого предания у разных авторов несколько отличаются друг от друга. По одному источнику, Иван Иванович, несмотря на то, что был женат и имел пятерых детей, отбирал себе для развлечений крепостных девушек. В одну из молодых крестьянок, которую перед этим присмотрел себе барин, влюбился его слуга- камердинер и обручился с ней. Когда Иван Иванович про это узнал, он разгневался и повелел отдать своего слугу в рекруты . Зная, что после этого ничто не спасёт её от барских домогательств, девушка утопилась в омуте . В другом варианте слуга был не камердинером, а конюхом, а девушку звали Наташей, и была она дочкой мельника. Молодые люди полюбили друг друга, и Наташа ждала ребёнка. Когда слух об этой тайной любви дошёл до барина, конюх был высечен до полусмерти и затем отдан в солдаты, а его любимая с горя утопилась .
Левитана рассказ Анны Николаевны Вульф очень взволновал. С чувством тревоги он ходил у плотины, возвратился туда же и на следующий день. Постепенно он пришёл к мысли о том, чтобы написать картину . Софья Кувшинникова вспоминала: «Сделав маленький набросок, Левитан решил писать большой этюд с натуры, и целую неделю по утрам мы усаживались в тележку — Левитан на ко́злы , я на заднее сиденье — и везли этюд, точно икону, на мельницу, а потом так же обратно. Затем с моим отъездом в Москву Панафидины предложили Левитану перебраться к ним, в Покровское, и тут в отведённом ему под мастерскую большом зале он написал свою картину» .
Действительно, после того как в августе Кувшинникова уехала в Москву, Левитан перебрался в Курово-Покровское — в имение, владельцами которого были Николай Павлович Панафидин и его жена Серафима Александровна . Главный дом имения изображён на этюде Софьи Кувшинниковой «Дом в Курово-Покровском» (1891), хранящемся в Тверской областной картинной галерее . Для работы хозяева предоставили Левитану просторную столовую с пятью окнами . Кувшинникова так описывала пребывание художника в имении Панафидиных: «За Левитаном ухаживал и заботился весь дом, куда съезжалось более двадцати человек родни. Все располагали своё время соответственно занятиям Левитана» . В благодарность за гостеприимство той же осенью Левитан написал портрет Николая Панафидина (ныне в Тверской областной картинной галерее ), на котором изобразил хозяина дома сидящим в кресле . Исследователи творчества Левитана полагают, что в имении Панафидиных художник писал один из этюдов к картине «У омута», а основное полотно создавалось им зимой 1891/1892 года в Москве .
20-я передвижная выставка и последующие события
В начале 1892 года картина «У омута» была закончена. Она экспонировалась на 20-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») , открывшейся 23 февраля 1892 года в Санкт-Петербурге, а в апреле того же года переехавшей в Москву. Петербургская часть выставки проходила в здании Императорской Санкт-Петербургской академии наук , а московская — в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества . На выставке были представлены и другие произведения Левитана — «Октябрь» (1891, ныне в Самарском областном художественном музее ), а также «Осень» и «Лето» (местонахождение неизвестно) . Тем не менее «главной и наиболее значительной» из экспонированных Левитаном на этой выставке работ была картина «У омута» . Полотно сразу же привлекло к себе внимание. Художник-пейзажист Александр Киселёв в письме к живописцу Григорию Ярцеву сообщал, что «Левитан просто чудо как силён в новой картине „Омут“» . С другой стороны, Илья Репин писал Павлу Третьякову , что «Левитана большая вещь» ему не понравилась — «для своего размера совсем не сделана», «общее недурно и только» .
В московской и петербургской прессе появился ряд публикаций, где обсуждалась картина «У омута». В целом отзывов было значительно меньше, чем по поводу « Тихой обители », экспонировавшейся годом раньше (на 19-й передвижной выставке), и общий тон комментариев был сдержаннее, причём среди них встречались и вовсе неодобрительные . Анонимный автор статьи «Выставка картин передвижников», опубликованной в « Петербургской газете » ( № 53 от 24 февраля 1892 года), обсуждая «очень сильную вещь» кисти Исаака Левитана «У омута», писал, что полотно, изображающее взятую прямо с натуры «разорённую мельницу в лесистой местности», «на известном расстоянии <…> положительно увлекает зрителя своей правдивостью». В газете « Московские ведомости » ( № 105 от 17 апреля 1892 года) историк и публицист Владимир Грингмут отмечал, что в техническом отношении картина «У омута» выглядит несколько лучше других представленных на выставке произведений Левитана, поскольку «брёвна и вода очень натуральны, но зелень на заднем плане не написана, а намалёвана». В статье, напечатанной в газете « Новости дня » ( № 3187 от 8 мая 1892 года), писатель и критик Николай Александров писал, что картина «У омута» представляет собой «чисто профессорское произведение» — по его мнению, «она широко, свободно написана; она полна гармонии в тонах; но она не трогает зрителя; она, точно этюд, даёт только намёк на мотив, но не действует на нашу душу захватывающе неотразимо, как действует сама природа и как обязательно должно действовать художественное творчество» .
В том же 1892 году, прямо с выставки, картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым за три тысячи рублей . Вскоре после этого Павел Михайлович попросил художника поработать над изображением воды на переднем плане — возможно, что одной из причин послужил не вполне положительный отзыв Репина . В письме к Третьякову от 13 мая 1892 года Левитан сообщал: «Не подумайте, что я забыл Вашу просьбу и моё собственное сознание исправить воду в моём „У омута“. Я не решался переписывать его до той поры, пока не проверю этот мотив с натурою. Теперь напишу несколько мотивов воды и в конце мая приеду в Москву и начну переделывать картину» .
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов высказывал предположение, что именно при этой переделке картины Левитан датировал её 1892 годом, поскольку вариант, представленный в феврале на передвижной выставке, скорее всего, был готов ещё в конце 1891 года. Более того, наличие этюдов с изображением воды, использованных Левитаном при доработке полотна, вызвало споры о том, где же на самом деле находится место, запечатлённое на картине .
Писатель и искусствовед , автор биографии художника, сообщал, что эти более поздние этюды были написаны Левитаном летом 1892 года во Владимирской губернии , когда он жил в имении Городок, расположенном недалеко от станции Болдино Московско-Нижегородской железной дороги . По свидетельству краеведа Николая Соловьёва , Левитан писал эти этюды у реки Липни (по-видимому, имеется в виду Большая Липня ), в окрестностях села Аббакумово (ныне в пределах города Костерёво ) . Основываясь на этих подробностях, Прытков пришёл к выводу, что, как и более раннее полотно Левитана « Тихая обитель », картину «У омута» можно рассматривать как «синтетический пейзаж», содержащий в себе комбинацию впечатлений художника от разных мест . Алексей Фёдоров-Давыдов не согласился с этим заключением, полагая, что эти этюды, сделанные в другом месте, были использованы Левитаном только для доработки изображения воды, что «не меняло характера образа пейзажа, который есть не что иное, как в определённом смысле истолкованная художником, но всё же натура» .
В конце августа 1892 года 20-я передвижная выставка продолжила своё путешествие по другим городам Российской империи , которое завершилось в конце февраля 1893 года. За это время выставка побывала в Харькове (в августе — сентябре), Полтаве (в октябре), Елисаветграде (в ноябре), Одессе (в ноябре — декабре), Кишинёве (в декабре — январе) и Киеве (в январе — феврале) . Рецензенты ряда выходивших в этих городах изданий подвергли критике картину «У омута». Автор статьи в одесской газете « Новороссийский телеграф » ( № 5636 от 6 декабря 1892 года) писал: «Режет глаза тремя брёвнами запруды картина г. Левитана „У омута“; так бьют в глаза эти брёвна, что, кроме них, вы уже ничего не видите». Рецензент киевской газеты « Киевлянин » ( № 48 от 17 февраля 1893 года), писавший под псевдонимом «Дилетант», признавал, что «сам омут изображён очень правдиво», но при этом отмечал, что «погоня за „впечатлением“ и тут сослужила художнику плохую службу, заставив его нарисовать на заднем плане неестественно мрачную и грубую чащу, а вверху такие же облака для усугубления того же мрачного колорита» .
Впоследствии картина «У омута» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на персональных выставках Левитана, состоявшихся в 1938 году в Государственной Третьяковской галерее и в 1939 году в Государственном Русском музее в Ленинграде , а также на юбилейной, посвящённой 100-летию со дня рождения художника выставке, проходившей в 1960—1961 годах в Москве, Ленинграде и Киеве (картина участвовала только в московской и ленинградской частях экспозиции) . В 1971—1972 годах картина принимала участие в приуроченной к столетию ТПХВ выставке «Пейзажная живопись передвижников», проходившей в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве (экспонировалась только в Москве) . Она также входила в число экспонатов юбилейных выставок к 150-летию со дня рождения Левитана, проходивших в корпусе Бенуа Государственного Русского музея (с апреля по июль 2010 года) и в Новой Третьяковке на Крымском Валу (с октября 2010 года по март 2011 года) .
Во время юбилейной выставки Левитана, проходившей в 2010—2011 годах в Москве, был проведён социологический опрос посетителей экспозиции. Согласно результатам этого опроса, картина «У омута» оказалась на первом месте среди наиболее понравившихся зрителям произведений художника, опередив расположившиеся на втором и третьем местах полотна « Над вечным покоем » (1894, ГТГ) и « Март » (1895, ГТГ ) .
Описание
На переднем плане картины изображены мостки, переходящие в брёвна плотины, справа от которой находится омут . За плотиной, на другой стороне реки, продолжается узкая тропинка, которая, огибая прибрежные кусты, ведёт в сторону тёмного леса. Непрерывная линия, составленная из мостков, плотины и продолжающейся за ней тропинки, является стержнем композиции и подчёркивает глубину пейзажа, как бы приглашая взгляд зрителя пройти за собой и проникнуть в чащу сумеречного леса . По словам литературоведа Григория Бялого , «кажется, что старые мостики, скользкие, гнилые, ненадёжные и опасные, заманивают в сырую таинственную глубину леса» .
Несмотря на то, что река неширока, «преодоление» этого пространства оказывается непростой задачей. Сумеречное освещение и нависшая над «гиблым местом» тишина вызывают чувство тревоги и неуютности, ощущение «драматической неразрешённости» и даже чувство опасности, появляющееся вместе с желанием броситься в это «грозящее гибелью пространство» . Настроение картины «как будто навеяно деревенскими рассказами о леших и водяных , омут ― гиблое место, которого надо остерегаться» . По словам Алексея Фёдорова-Давыдова , «всё тревожно и напряжённо в этом пейзаже: и темнеющая зелень деревьев и кустов, и жёлтая в свете заката вода, по-разному, но равно драматичная и в стоячем зеркале справа и в тревожной ряби слева» .
Значительную роль в достижении эмоциональной выразительности полотна играет его колорит . При написании картины Левитан мастерски решил трудную задачу «колористического объединения в одно целое глухих зелёных цветов деревьев, серо-фиолетовых облаков и жёлтых тонов неба, отражений в воде, досок и брёвен плотины». Художнику удалось связать цвет брёвен на переднем плане с цветом облаков, при этом цвет досок плотины оказался переходным между цветом неба и его отражения в воде .
Техника масляной живописи , использованная Левитаном при написании картины, отличается большой сложностью и разнообразностью. Массивные прописки неба, кустов, брёвен и бликов водной ряби находятся в контрасте с тонким письмом остальных участков полотна. Местами просвечивает структура холста, кое-где видны лёгкие прописки по его бугоркам .
Эскизы и этюды
В Государственной Третьяковской галерее находится одноимённый рисунок- эскиз картины «У омута» (бумага или картон серый, графитный карандаш, 32 × 48 см , инв. 2651) . Другой одноимённый эскиз находится в частном собрании (бумага, акварель, тушь, сепия , 16 × 27 см ) .
Кроме этого, в Государственной Третьяковской галерее есть одноимённый этюд для картины «У омута» (картон, масло, 25,3 × 33 см , инв. Ж-1062) . До 1910 года он находился в собрании художника и коллекционера Н. В. Челищева , а затем — у московского коллекционера Г. М. Голковского , который передал его в дар Третьяковской галерее в 1985 году .
Ещё один одноимённый этюд находится в частном собрании (холст, масло, 59 × 90 см ) . По-видимому, это тот самый этюд, который находился в собрании Е. В. Ляпуновой и экспонировался на выставке 1960—1961 годов, посвящённой 100-летию художника .
Отзывы и критика
Художник Михаил Нестеров в январе 1892 года так описывал «большую, с рамой аршина четыре» картину «Омут»: «Впечатление огромное. Тревожное чувство охватывает всецело и держит зрителя в напряжённом возбуждении всё время. Со времён Куинджи в пейзаже не появлялось ничего подобного» . Впоследствии в своей книге «Давние дни» Нестеров вспоминал, что он любил «Омут» Левитана «как нечто пережитое автором и воплощённое в реальные формы драматического ландшафта» .
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов считал полотно «У омута» «первым опытом на пути создания национального образа в пейзаже», в котором художник стремился написать образ природы, связанный с эмоциональным содержанием народных сказок и преданий, в духе картин Виктора Васнецова . Далее Фёдоров-Давыдов писал: «Картина „У омута“ является объективно значительным и содержательным произведением. Это, несомненно, одно из выдающихся полотен в передвижнической пейзажной живописи. Интересно и значительно оно и для исканий самого́ Левитана». При этом он отмечал, что эта картина «не является бесспорной удачей» и не может быть отнесена к числу лучших работ Левитана, поскольку в ней «нет той органичности, того „единого дыхания“, той непосредственной поэтичности её полного слияния с само́й живописной плотью картины», которые присущи лучшим полотнам художника .
Искусствовед отмечала, что в таких левитановских пейзажах, как «У омута», « Владимирка » и « Над вечным покоем », отражалась «гнетущая обстановка общественной жизни» и звучала «мрачная повесть о русской действительности» . Обсуждая картину «У омута», Мальцева писала, что этот пейзаж написан Левитаном «с исключительным мастерством обобщения», так как в нём впечатления, вызванные мотивом природы, тесно переплетаются с впечатлениями окружающей жизни. По словам Мальцевой, «глубина и значительность взятой художником темы нашли в пейзаже своё полное выражение» .
В книге «Пленер в русской живописи XIX века» искусствовед Ольга Лясковская писала, что в композиции картины «У омута» очень большую роль играют брёвна плотины, направленные прямо на зрителя и вовлекающие его вглубь пейзажа. Признавая, что «картина хороша своим сумрачным настроением», Лясковская тем не менее отмечала, что, по её мнению, полотно «У омута» нельзя отнести к «наилучшим произведениям художника», в частности, из-за однообразности цветовой гаммы с преобладанием золотистых оттенков .
По мнению искусствоведа Михаила Алпатова , исключительное своеобразие картины «У омута» достигается за счёт «соединения тоскливой неопределённости пейзажа со стремительно втягивающим движением», направленным вдоль брёвен полуразрушенной запруды. По словам Алпатова, в самом построении этого пейзажа «есть что-то гнетущее, властно зовущее в подстерегающий, губящий слабого человека омут», при этом левитановское полотно производит не менее сильное впечатление, чем картина Виктора Васнецова « Алёнушка » (1881, ГТГ ), в которой сходное настроение было выражено в фигуре девушки .
По словам искусствоведа , картина «У омута» стала «первой в ряду масштабных работ, в которых Левитан предстал как глубокий „драматург“ русского пейзажа» . При этом он соглашался с Нестеровым в том, что общая тональность картины является отражением драматизма внутренней жизни художника . Петров писал, что по своей композиции и «силовым линиям» картина «У омута» очень близка к написанной в 1890 году картине « Тихая обитель »: в обоих случаях взгляд зрителя переходит по мостику через реку, за которой видна тропинка, уходящая в лес. Однако при этом совершенно различны переживания, вызываемые этими картинами, — в отличие от спокойной умиротворённости «Тихой обители», полотно «У омута» навевает чувства тревоги и опасности, так что эти две картины можно рассматривать как «своеобразную антиномическую пару » .
Искусствовед Григорий Стернин писал, что левитановская картина «У омута» мало чем уступает его же «Владимирке» в смысловой ёмкости поэтического образа, хотя при этом не поддаётся столь же прямолинейной идейной интерпретации. По словам Стернина, главное состоит в том, что в полотне «У омута» «взятый пейзажный мотив сам по себе обладает подчёркнутой знаковостью», поскольку в нём «больше от органического бытия и, главное, от вечных тайн самой природы» . Стернин отмечал, что в картине «У омута» Левитан «склоняется к монументально-декламационной интонации», а размер полотна и «несколько драматизированная характеристика предметно-цветовой среды» свидетельствуют о том, что одной из целей автора было «создание эпического зрелища, не лишённого элементов сказочной театрализации» .
См. также
Комментарии
- Для датировки событий, происходивших в Российской империи, используется юлианский календарь («старый стиль»).
Примечания
- ↑ , с. 358.
- . Моя Третьяковка — my.tretyakov.ru. Дата обращения: 20 сентября 2021. 21 сентября 2021 года.
- ↑ , с. 25.
- ↑ , с. 75—76.
- ↑ , с. 358—359.
- , с. 152—158.
- , с. 296.
- , с. 575—576.
- , с. 84.
- , с. 33—35.
- ↑ , с. 152.
- ↑ , с. 189.
- ↑ , с. 161.
- ↑ , с. 68—70.
- ↑ , гл. 9.
- , с. 65.
- . Энциклопедический справочник «Тверская область», region.tverlib.ru. Дата обращения: 17 мая 2016. 7 октября 2012 года.
- ↑ , с. 73—89.
- , с. 55.
- , с. 35.
- , с. 36.
- , с. 37.
- , с. 472.
- , с. 124—125.
- , с. 171.
- ↑ , с. 154.
- , с. 143.
- ↑ , с. 56.
- , с. 172.
- , с. 56—57.
- ↑ , с. 125—126.
- . Культура.РФ — ar.culture.ru. Дата обращения: 22 сентября 2021. 26 сентября 2021 года.
- , с. 35.
- ↑ , с. 413.
- , с. 419.
- , с. 158—159.
- ↑ , с. 26.
- , с. 157.
- ↑ , с. 69.
- , с. 159.
- , с. 372—373.
- , с. 372.
- , с. 13.
- ↑ , с. 156.
- , с. 42.
- ↑ , с. 359.
- , с. 156—158.
- , с. 35—37.
- , с. 37—38.
- , с. 158.
- , с. 193.
- , с. 437—438.
- , с. 629.
- , с. 373.
- , с. 463.
- , с. 471.
- . Виртуальный Русский музей — www.virtualrm.spb.ru. Дата обращения: 25 сентября 2021. 25 января 2020 года.
- А. Махонин. . Ведомости — www.vedomosti.ru (18 октября 2010). Дата обращения: 6 августа 2021. 3 октября 2015 года.
- . Музеи России — www.museum.ru. Дата обращения: 6 августа 2021. 4 мая 2017 года.
- , с. 616.
- , с. 389.
- ↑ , с. 81.
- , с. 234―239.
- , с. 155.
- , с. 259.
- . www.art-catalog.ru. Дата обращения: 20 сентября 2021. 1 мая 2016 года.
- . www.art-catalog.ru. Дата обращения: 20 сентября 2021. 1 мая 2016 года.
- . www.art-catalog.ru. Дата обращения: 20 сентября 2021. 1 мая 2016 года.
- . www.art-catalog.ru. Дата обращения: 20 сентября 2021. 1 мая 2016 года.
- art-nesterov.ru. Дата обращения: 14 мая 2016. 5 июня 2016 года.
- , с. 409.
- , с. 122.
- , с. 124.
- , с. 16.
- , с. 80.
- , с. 33—34.
- , с. 68.
Литература
- Алпатов М. В. Левитан. — М. : Искусство , 1945. — 32 с. — (Массовая библиотека).
- Богемская К. Г. Пейзаж настроения у Левитана // Пейзаж. Страницы истории / К. Г. Богемская . — М. : Галактика, 1992. — С. 234―239. — 338 с. — ISBN 5-269-00053-9 .
- Бойцова Т. И. , Железнова М. М. Край вдохновения. — Калинин : Московский рабочий (Калининское отделение), 1986. — 175 с.
- Бялый Г. А. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. — М. : Просвещение , 1976. — 432 с.
- Дружинин С. Н. О русской и советской живописи. — Л. : Художник РСФСР , 1987. — 232 с.
- Круглов В. Ф. Исаак Левитан. — М. : , 2001. — 50 с. — (Золотая галерея русской живописи). — ISBN 5-88896-051-9 .
- Левитан И. И. / А. А. Фёдоров-Давыдов . — М. : Искусство , 1956. — 335 с.
- Лобашов В. К. // Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах. — Вышний Волочёк , 2001. — № 5 . — С. 73—89 .
- Лясковская О. А. Пленер в русской живописи XIX века. — М. : Искусство , 1966. — 192 с.
- Лужецкая А. Н. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX века. — М. : Искусство , 1965. — 192 с.
- Мальцева Ф. С. И. И. Левитан и пейзажная живопись 1890-х годов // История русского искусства / И. Э. Грабарь , В. Н. Лазарев , А. А. Сидоров , О. А. Швидковский . — М. : Наука , 1968. — Т. 10, кн. 1 . — С. 108—178.
- Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М. : Искусство , 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484 .
- Нестеров М. В. Давние дни: воспоминания, очерки, письма. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. — 559 с.
- Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. — СПб. : Художник России , 1992. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века).
- Петров В. А. Исаак Левитан. — М. : Белый город , 2000. — ISBN 5-7793-0250-2 .
- Петрунина Л. Я. // Третьяковские чтения 2010—2011. — М. : Инико, 2012. — С. 606—618 . — ISBN 978-5-89580-106-2 .
- Пророкова С. А. Левитан. — М. : Молодая гвардия , 1960. — 240 с. — ( Жизнь замечательных людей ).
- Прытков В. А. Левитан. — М. : Издательство Академии художеств СССР, 1960. — 132 с.
- Репин И. Е. Переписка с П. М. Третьяковым, 1873—1898 / М. Н. Григорьева. — М. : Искусство , 1946. — 255 с.
- Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок. — М. : Искусство , 1989. — 430 с.
- Стернин Г. Ю. От Репина до Врубеля. — М. : Галарт , 2009. — 208 с. — ISBN 978-5-269-01086-6 .
- Турков А. М. Исаак Ильич Левитан. — М. : Искусство , 1974. — 160 с. — (Жизнь в искусстве).
- Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М. : Искусство , 1966. — 403 с.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Картина И. Левитана «Озеро» // Русское и советское искусство. Статьи и очерки. — М. : Искусство , 1975. — С. 574—588. — 739 с.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М. : Советский художник , 1986. — 304 с.
- Цветков Д. А. Старица и окрестности. — М. : Московский рабочий , 1977. — 168 с.
- Чижмак М. С. // Третьяковская галерея . — 2010. — № 3 . — С. 58—71 .
- Шер Н. С. Рассказы о русских художниках. — М. : Детская литература , 1966. — 394 с.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X .
- Пушкин в воспоминаниях современников / И. В. Захаров. — М. : Захаров , 2005. — 911 с. — ISBN 5815905399 .
- Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869—1899 / В. В. Андреева , М. В. Астафьева , С. Н. Гольдштейн , Н. Л. Приймак . — М. : Искусство , 1987. — 668 с.
Ссылки
- . Моя Третьяковка — my.tretyakov.ru. Дата обращения: 20 сентября 2021. 21 сентября 2021 года.
- . www.art-catalog.ru. Дата обращения: 20 сентября 2021. 4 марта 2016 года.
- . isaak-levitan.ru. Дата обращения: 20 сентября 2021. 7 октября 2012 года.
- 2020-04-27
- 1