Трубецкой, Сергей Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Князь Евге́ний Никола́евич Трубецко́й ( 23 сентября ( 5 октября ) 1863 года , Москва — 5 февраля 1920, Новороссийск ) — русский философ , правовед, публицист, общественный деятель из рода Трубецких .
Сын музыковеда Николая Петровича Трубецкого , брат князей Петра , Сергея и Григория Николаевичей , отец философа и литератора Сергея Трубецкого .
Сын Николая Петровича и Софьи Алексеевны Трубецких. В семье Н. П. Трубецкого было 12 детей (трое — от первого брака, остальные — от второго, с Софьей Алексеевной Лопухиной) . Жизнь Евгения Трубецкого была тесно связана с жизнью его старшего брата (оба от второго брака) — Сергея Николаевича . В 1874 году оба брата поступили в 3-й класс частной гимназии Креймана , в 1877 году — в 5-й класс гимназии в Калуге, куда их отец был назначен вице-губернатором. Огромные духовные сокровища были вложены в жизнь семьи матерью — С. А. Лопухиной :
…с тех пор врезалась мне в сознание эта интуиция всевидения <Бога>, которому до дна все светло…
Сильное влияние на формирование религиозной настроенности в семье оказали монастыри, располагавшиеся неподалёку от усадьбы Трубецких — Ахтырки . В тринадцати вёрстах от неё находится Троице-Сергиева лавра и в пяти вёрстах — Хотьковский женский монастырь :
Хотьковом и Лаврой полны все наши ахтырские воспоминания. В Лавру совершались нами, детьми, частые паломничества, там же похоронили и дедушку Трубецкого, а образ святого Сергия висел над каждой из наших детских кроватей.
В 1879 году оба брата, увлечённые идеями Чарльза Дарвина , Герберта Спенсера , Томаса Бокля , Людвига Бюхнера , Виссариона Белинского , Николая Добролюбова и Дмитрия Писарева , пережили острый религиозный кризис . Этот кризис братья преодолели довольно быстро, благодаря книге Куно Фишера «История новой философии» из гимназической библиотеки, чтение которой положило начало серьёзного изучения ими философии . Теперь предметом их изучения стали произведения Платона , Канта , Фихте , Шеллинга . Затем последовали Алексей Хомяков , Владимир Соловьёв , роман « Братья Карамазовы » Фёдора Достоевского . Неожиданное откровение было дано Трубецкому при исполнении 9-й симфонии Бетховена под управлением Антона Рубинштейна . Восприятие Бетховенской симфонии привело его к вере, которая открылась ему как источник высшей радости .
В 1881 году братья Трубецкие окончили Калужскую гимназию и поступили на юридический факультет Московского университета . По окончании университета со степенью кандидата прав в 1885 года Евгений поступил в качестве вольноопределяющегося в стоявший в Калуге Киевский гренадерский полк ; в сентябре сдал офицерские экзамены и получил чин подпоручика.
В апреле 1886 года получил в Демидовском лицее звание приват-доцента , защитив диссертацию pro venia legendi на тему «О рабстве в древней Греции» и с 22 июля начал читать лекции на кафедре энциклопедии права.
В 1886 году Евгений во время одной из «сред» в доме Льва Лопатина познакомился с Владимиром Соловьёвым . Будучи учеником и продолжателем Соловьёва, не соглашался со многими аспектами его учения, особенно — с его экуменическими идеями. Он был «даже не соловьёвец, но активный и часто непобедимый его противник» .
В 1889 году женился на княжне Вере Щербатовой, дочери бывшего первого выборного московского городского головы князя Александра Щербатова . От этого брака у них родилось трое детей: Сергей, Александр и Софья. Лето семья почти всегда проводила в Наре (Верейского уезда), в имении Щербатова.
С 4 июля 1892 году перемещён на службу в Киевский университет Святого Владимира — приват-доцентом кафедры энциклопедии права. В ноябре этого же года в Императорском Московском университете защитил магистерскую диссертацию «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина». В конце мая 1897 года после защиты там же диссертации «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов — его современников» (Киев, 1897) был удостоен степени доктора государственного права и в июле получил должность ординарного профессора Киевского университета.
С 1905 года член земского кружка «Беседа», протопартийного объединения, и Союза освобождения . Во время «банкетной кампании» союза — собраний для распространения решений первого легального Земского съезда за конституцию — держал речь на самом большом банкете, который состоялся в Киеве и собрал более тысячи участников. После образования в октябре 1905 года Конституционно-демократической партии вошёл в её Центральный комитет. В конце 1905 года граф Сергей Витте , формировавший новый Совет министров, предложил Трубецкому пост министра народного просвещения , но при встрече последний отказался от портфеля и в открытом письме констатировал, что в таком правительстве он, как член партии, не сможет выполнить свою программу в настоящее смутное время.
В конце мая 1905 года познакомился с меценаткой Маргаритой Морозовой , когда тридцатидвухлетняя вдова с четырьмя детьми предоставила свой дом делегатам Всероссийского земского съезда, где выступали и братья Сергей и Евгений Трубецкие . На её средства Трубецкой стал издавать общественно-политический журнал « ». Выдающимся итогом этой «беззаконной любви» было московское книгоиздательство Морозовой « », где, кроме работ Трубецкого, были напечатаны труды Сергея Булгакова, Владимира Эрна , Павла Флоренского . С 1906 года член Совета Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва .
В начале 1906 года баллотировался в Первую Государственную думу от Партии народной свободы , то есть кадетов. С 1906 года Трубецкой — профессор энциклопедии и истории философии права в Московском университете , позднее занимал кафедру философии.
Первоначально Трубецкой был одним из видных членов и основателей кадетской партии, затем вышел из-за её нежелания сотрудничать с правительством. Он стал одним из создателей, на основе фракции «мирного обновления» в 1-й Государственной думе, Партии мирного обновления , неофициальным органом которой стал «Московский еженедельник». Более трёхсот передовых статей Трубецкого было напечатано здесь. Уже в 1907 году в статье «Два зверя» Трубецкой предчувствовал надвигающуюся катастрофу Российской империи: «При первом внешнем потрясении Россия может оказаться колоссом на глиняных ногах. Класс восстанет против класса, племя против племени, окраины против центра. Первый зверь проснётся с новою, нездешней силой и превратит Россию в ад» .
В 1907—1908 годах (а затем — в 1915—1917-м) член Государственного совета .
В 1911 году Евгений Трубецкой вместе с большой группой профессоров покинул Московский университет в знак несогласия с нарушением правительством принципов университетской автономии ( Дело Кассо ). В связи с этим семья Трубецких переселилась в Калужскую губернию — в имение Бегичево. Здесь Трубецкой занимался ведением хозяйства, а также писал философские статьи для издательств «Путь» и «Русская мысль». В Москву он приезжал лишь для чтения лекций в народном университете имени Шанявского и участия в некоторых заседаниях Религиозно-философского и Психологического обществ.
В 1914 году в связи с начавшейся мировой войной он, испытав патриотическое воодушевление, задумался о смысле жизни , что проявилось в статьях и книгах этого периода. В это же время под влиянием впечатлений от выставки древнерусской живописи из коллекции Ильи Остроухова он написал три очерка о русской иконе : «Умозрение в красках» (1915), «Два мира в древнерусской иконописи» (1916) и «Россия в её иконе» (1917).
Председатель комитета «Война и культура» Всероссийского союза городов (1914), уполномоченный Главного комитета Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам (1915), член Политического отдела Всероссийского союза торговли и промышленности, делегат IX съезда партии народной свободы, I и II Совещаний общественных деятелей, товарищ председателя Всероссийского съезда духовенства и мирян (1917).
В 1917—1918 годах член Всероссийского Поместного собора , товарищ председателя, член Соборного Совета и Религиозно-просветительного совещания при нем, заместитель председателя VI и член II отделов, член Высшего Церковного Совета .
19 мая 1918 года Трубецкой был официальным оппонентом на защите диссертации Ивана Ильина на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» . В это же время в рядах антибольшевистской организации действовал Правый центр . Непосредственная угроза ареста вынудила Трубецкого покинуть Москву, и 24 сентября 1918 года он выехал в Киев . Там вошёл в состав Совета государственного объединения России (СГОР), а затем и в его бюро. В начале декабря того же года покинул осаждённый войсками Симона Петлюры Киев и в конце этого месяца перебрался в Одессу , куда уже переместилось руководство СГОР. В группе его членов был командирован в Екатеринодар к Антону Деникину договориться о форме управления Юго-Западным краем с большей автономией от Добровольческой армии . Попытка оказалась неудачной. В марте 1919 года в Екатеринодаре .
В 1919 году на белом юге России принимал участие в создании единого управления Русской православной церкви до освобождения Москвы и соединения с Патриархом . Член Юго-восточного русского церковного собора с 19 по 23 мая 1919 года в Ставрополе , принявшего положение о высшем церковном управлении в регионе .
На белом Юге князь принял участие в работе Освага — органе информации и пропаганды на территории, подконтрольной Добровольческой армии .
Попав вместе с отступавшей армией в Новороссийск , Трубецкой заболел здесь сыпным тифом и умер 5 февраля 1920 года .
Похоронен на Успенском кладбище, действовавшем с 1870-х годов до 1920-х, могила восстановлена в 1993 г.
Протоиерей Сергий Булгаков в некрологе написал: «Среди интеллигенции, духовно-тёмной и мёртвой, князь Евгений Николаевич Трубецкой являлся нелицемерным и верным исповедником христианской веры».
Историческому христианству Трубецкой приписывал организующую роль в политической жизни современных культурных народов; но поскольку средневековые отцы церкви смешивали благодатный порядок с порядком правовым, постольку их вероучение являлось для него обречённым на утрату своей силы. Миросозерцание блаженного Августина он считал типичной феноменологией христианского самосознания. Центральным положением религиозно-политического учения Григория VII Трубецкой считал идею всемирного царского священства, долженствующего обнять собой не только клир, но и мир. Несмотря на внутренние партийные распри, западная церковь, по убеждению Трубецкого, вносила нередко мир и единство в хаос средневековых политических сил и давала европейским народам возможность сохранить плоды общечеловеческой духовной культуры среди окружающего варварства. Он считал, что эту высокую миссию христианская церковь должна была сохранить за собой, но для этого требовалось сбросить с себя вековые путы недостойного прислужничества у светской власти, вернуться к высоким заветам митрополита Филиппа , бесстрашно обличавшего правительственную неправду.
Трубецкой — один из основных представителей метафизики всеединства , созданной В. С. Соловьёвым . Он критически пересматривал философию Соловьёва, определяя некоторое ядро и пытаясь решить задачу развития из этого ядра цельной и систематической философии Богочеловечества. Вне ядра оказываются прежде всего такие «утопии» Соловьёва: резкое преувеличение роли в Богочеловеческом процессе отдельных частных сфер и явлений: католицизма, теократии. Центральным объектом и одновременно главным орудием исследования в философии Трубецкого является концепция Абсолютного сознания. Возникает она в ходе гносеологического анализа. Согласно идеям Трубецкого, всякий акт познания направлен к установлению некоторого безусловного и общеобязательного (а значит, транссубъективного, сверхпсихологического) содержания — смысла или же истины — и, следовательно, предполагает существование такового; в любом сущем должна существовать истина. Истина же, по своей природе не есть ни сущее, ни бытие, но именно содержание сознания, притом характеризующееся безусловностью и сверхпсихологичностью. В понимании Трубецкого, Бог — вездесущий центр и смысл мировой эволюции, но не её субъект.