Interested Article - Авраам бар-Хия
- 2021-02-21
- 1
Авраа́м бар-Хия Ганаси (или бен-Хия ; ивр. אברהם בר חייא ; Abraham bar Hiyya Ha-Nasi ), также Abraham Judaeus (с лат. — «Авраам Иудей») и Савасорда ( лат. Savasorda ; от сахиб аш-Шурта = начальник стражей; араб. صاحب الشرطة ; Ṣāḥib al-Shurṭa; 1065, Барселона — ок. 1140, по некоторым источникам — 1136, Прованс ), — еврейский математик, астроном и философ из Барселоны . Первый автор научных и философских книг на иврите ; разработчик научной терминологии на иврите. Первым в Европе дал полное решение квадратного уравнения . Переводчик с арабского языка на латынь, способствовал ознакомлению Европы с достижениями мусульманской математики и астрономии.
Биография
Сын Хийи (Hiyya). Предположительно, часть жизни он провёл в городе Уэска , находящимся на тот момент в мусульманском эмирате Сарагоса . Там, под эгидой правителей из династии Худидов , Авраам бар-Хия занимал высокую полицейскую (« »; араб. شرطة ) должность градоначальника (городского префекта) под арабским титулом ṣāḥib al-shurṭa (сахиб аль-Шурта; отсюда имя Савасорда , под которым он был известен в Западной Европе), по-латыни: Praefectus praetonanibus , отчего евреи прозвали его Ганаси («наси»; князь). Позднее проживал в Барселоне, в Каталонии .
Современником бар-Хии был выдающийся талмудист Йеуда бен Барзилай . Сохранилось покаянное письмо, написанное бар-Хией и адресованное бен Барзилаю, в котором бар-Хия упоминает галахический спор касательно границ применения астрологических вычислений к планированию действий человека. Из письма можно понять, что Авраам бар-Хия пытался отложить свадьбу одного из своих учеников, поскольку звёзды показывали неблагоприятные предзнаменования, тогда как неназванный оппонент считал такой подход противоречащим закону, поскольку в Торе существует заповедь, запрещающая гадание: запрет, который этот оппонент распространял и на астрологию . Из письма не следует, что оппонентом бар-Хии был сам Йеуда бен Барзилай, который и сам хорошо разбирался в астрологии, и, возможно, он был адресатом письма, поскольку, с одной стороны, он был выдающимся законодателем Барселоны и, с другой стороны, мог понять доводы Авраама бар-Хии. При сравнении трудов обоих учёных можно обнаружить в них почти дословно повторяющиеся пассажи, хотя выяснить, кто из них заимствовал у кого, на данный момент не представляется возможным .
Как учёный, занимался высшей математикой и астрономией и пользовался в этих науках авторитетом у духовных лиц и учёных современников всех вероисповеданий .
В его книгах упоминается, что во Франции не знают наук, из-за чего он нашёл необходимым написать для них книги на иврите . Умер в Провансе (ныне южная Франция), на тот момент входившего в состав Барселонского графства .
Труды
Первый автор научных и философских книг на иврите , в частности, разработал научную терминологию на иврите , которой пользовались в дальнейшем еврейские философы Средневековья , такие как Авраам ибн Эзра и Маймонид . Автор четырёх сочинений по астрономии и календарным вычислениям . Первый автор, описавший систему Птолемея на иврите . Осуждая суеверные обычаи, основанные на незнании астрономии и законов природы, сам был поклонником астрологии , — подобно рационалисту Аврааму ибн-Эзре . Также внёс вклад в теорию музыки .
Сочинения
- « Основа мудрости и цитадель веры » ( יסוד התבונה ומגדל האמונה ) — энциклопедический трактат, посвящён арифметике, геометрии, оптике, астрономии и музыке. От него сохранились только небольшие фрагменты (коллекция манускриптов де Росси, № 1170; Берлинская, № 244; Мюнхенская, № 36; Бодлеянская, № 7) .
- « Трактат о геометрии » ( חבור המשיחה והתשבורת ; «Khibur ha-meshiha ve-ha-tishboret», «Хибур га-мешиха ве-га-тишборет»; букв. «Измерение объёмов и площадей» ; « лат. Liber embadorum ») возможно является частью предыдущего сочинения. Переведён на латинский язык современником автора, Платоном из Тиволи , и издан в подлиннике Штейншнейдером в сборниках общества « Mekize Nirdamim » (т. XI, 1895) .
- « Форма земли » или « Вид земли » ( צורת הארץ ; «Цурат Гаарец») — географический и астрономический трактат о небесных кругах и образовании Земли . В еврейском подлиннике с латинским переводом и с примечаниями Себаст. Мюнстера издан (Базель, 1546) , переиздан в 1720 году с новым комментарием . В предисловии автор говорит о своём желании распространить научные знания среди евреев Франции, которым недоступны книги на арабском языке .
- « Вычисление движения звёзд » ( חשבון מהלכות הכוכבים ) — продолжение предыдущего трактата; на манускрипте примечания Авраама Ибн-Эзры .
- « Таблицы » (לוחות) — астрономические таблицы, именовавшиеся также « таблицами Албаттани », — автор следовал системе этого арабского астронома ; их часто путали с однородными таблицами Ибн-Эзры .
- « Книга интеркаляции » ([вставки дополнительных дат] для еврейского календаря ; «ספר העבור») — о календарных вычислениях и високосных годах , напечатана с рукописи в Лондоне, 1851 .
- « Размышления о душе » ( הגיון הנפש ) — книга по религиозной философии и этике, посвящена вопросам рационального обоснования моральной философии. Опубликована Фрейманом с биографией автора и исследованием С. И. Рапопорта (Лейпциг, 1860) .
- « Свиток открывающего », или « Свиток откровения » ( מגילת המגלה ), — философские размышления, а также вычисления прихода мессии на основании толкования Библии, особенно книги Даниила , а также астрологии . Мессия ожидался в 1358 году , в котором его ожидали и более поздние авторитетные авторы, такие как Леви Бен Гершом . Манускрипт хранится в Бодлианской библиотеке в Оксфорде; в печати книгу цитировали или упоминали И. Абрабанель в «Perusch ha-Thorah» (Bereschith) и некоторые другие .
Переводы
Совместно с Платоном из Тиволи в период 1134—1145 годов перевёл с арабского языка на латынь более десятка научных трактатов по математике и астрономии. Среди выполненных переводов — «Четырёхкнижие» Птолемея , «Сферика» Феодосия и трактат «О движении звёзд» ал-Баттани .
Математика
Первый автор математических трудов на иврите. Первый в Европе описал полное решение квадратного уравнения вида . Оказал влияние на Фибоначчи . Одним из первых принёс в Европу достижения мусульманской математики — алгебры и тригонометрии . Сочинения Авраама переводились на латинский , пользовались влиянием и даже становились основными учебниками, особенно « лат. Liber embadorum » (перевод упомянутой выше «Хибур га-мешиха ве-га-тишборет») .
В трактате Авраама бар-Хия встречается новое доказательство связи между площадью круга S и длиной L окружности с радиусом R, которую можно выразить в современной записи как . Сейчас это непосредственно вытекает из формул . Доказательство Авраама носит геометро-механический характер: круг разрезается на тонкие концентрические кольца, которые распрямляются в прямые отрезки и укладываются в треугольник, с основанием равным длине окружности, и высотой равной радиусу . Предполагается, что когда кольца достаточно тонкие, ошибка при их распрямлении пренебрежима. Доказательство, тем самым, неявно использует элементы работы с бесконечно малыми величинами . Это доказательство довольно часто цитируется ранними комментаторами Талмуда .
Философия
Философия Авраама бар-Хия является смесью неоплатонизма и аристотелизма , тем не менее, он утверждает, что философы истине научить не могут, а истинный источник знаний — Тора , из которой философы будто бы и черпали свои знания . Идеи Авраама бар-Хия оказали влияние на последующих авторов, в частности Нахманида и его последователей .
«Размышления о душе»
«Размышления о душе» (הגיון הנפש) — изложение нравственной философии в виде гомилий к отрывкам из книг пророков (« Гафтара »; Haftaroth), читаемым в Йом-Киппур и « субботу покаяния ». С жаром проповедника Авраам бар-Хия увещевает читателя вести жизнь чистую и благочестивую .
Творение и душа
Meтафизическую теорию он развивает только для обоснования своей морали. Она основана, как у Габироля , на идеях неоплатонизма . Материя , лишённая всякой реальности, нуждается в « форме », которая призвала бы её к бытию . Соединение материи и формы волей Бога, который переносит их из состояния потенциальности в состояние активности, и есть « творение » .
И в материи, и в форме надо различать чистые и нечистые элементы. Есть очень высокие формы, не могущие соединяться с материей ( ангелы и небесные существа); более грубые формы скорее тяготеют к материи .
Высший мир, озаряя лучами света низший, создаёт смесь материи с восприимчивой формой — первобытное (хаос и пустыня; др.-евр. תוהו ובוהו ; «tohu va-vohu», эти слова обычно переводятся как « безвидна и пуста » в Быт. ); затем из чистой материи образуются небесные тела, а из нечистой — четыре земные стихии ( земля , вода , огонь , воздух ). Из этих двух комбинаций первая — постоянная, вторая — изменчивая. Но есть ещё третья комбинация: соединение формы с материей только на определённое время, по истечении которого форма отделяется и живёт в состоянии бестелесности; такова человеческая душа .
Мудрость направляет душу к высшему миру, к вечной чистой форме; глупость тянет её к нечистой материи низшего, преходящего мира — и в зависимости от этого каждая душа имеет свою судьбу .
Авраам бар-Хия развивает также иерархию форм (4): самодостаточная, неразрывно связанная с материей, перемещающаяся от материи к материи и временно прикреплённая к телу. Последний вид материи и есть человеческая душа, которая возвращается после смерти в мир ангелов, один из миров света. Всего таких миров пять, и они имеют соответствие уровням пророчества, a земная история соответствует развитию души .
Души принадлежат одному из четырёх классов:
- мудрые и праведные души попадают в высший мир и навеки соединяются с чистой формой;
- мудрые и неправедные души попадают в сферу жара;
- праведные, но невежественные души подвергаются реинкарнации ;
- неправедные и невежественные души бесследно исчезают после смерти .
Человек и Израиль
Бар-Хия утверждает, что человеку назначена Богом вечная жизнь , подобно ангелам, и дана власть над всеми земными тварями; и в той мере, в какой человек исполняет своё назначение или отступает от него, он поднимается на высшую ступень или опускается на низшую, ко всем земным тварям. Авраам бар-Хия повторяет мысль Аристотеля (« Этика », VII, 11): « Гораздо выше стоит тот, кто успел приучить себя пренебрегать земными страстями и жаждет только служить и поклоняться Всевышнему, чем тот, кто ещё должен бороться с похотями плоти, хотя он наконец и преодолеет их ». Ибо — говорит он словами Платона (« Федон ») — душа в этом мире плоти находится как бы в тюрьме; животная душа жаждет земных утех и испытывает боль от их лишения. Однако только чувственные натуры нуждаются в истязании плоти ради освобождения души от оков; истинно благочестивый человек не нуждается в посте или других формах аскетизма , кроме предписанных законом .
Подобно тому как человек был выделен из всех земных тварей в качестве служителя Бога, так и израильский народ выделен из всех других народов . Три термина, которыми обозначено в книге Бытия сотворение человека, употреблены также для обозначения образования Израиля ( bara =сотворил, jazar =образовал, asah =устроил; см. Ис. : синодальный перевод « … кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил ») .
Человек занимает четвёртую ступень иерархии , а ещё выше, на пятой ступени, стоит , история которого и есть главная часть человеческой истории, что позднее утверждал и Иехуда Галеви . По Аврааму бар-Хия, всё остальное человечество тоже может встать на эту ступень, если обратится к истине .
Благочестивые люди и законы Торы
Подобно Бахии , Авраам бар-Хия различает три разряда благочестивых людей :
- те, которые ведут жизнь, далекую от мирских сует и посвящают себя только Богу; их очень мало, но они стоят высоко над миром;
- те, которые принимают участие в мирских делах, но в своей жизни руководятся только божественными законами и совершенно не вмешиваются в поведение прочих людей; это — « святая, правоверная община »;
- те, которые ведут праведную жизнь, но заботятся также о том, чтобы пороки людей, стоящих вне их круга, были наказываемы, а добродетель поощрялась; это — « царство справедливости ».
Соответственно этим трём разрядам служителей Бога законы Торы также разделяются им на три группы :
- Десять заповедей , содержащий основные законы и приспособленный к людям высшего порядка, которые, подобно Моисею , видят цель жизни только в служении Богу; эти заповеди обращены к индивиду, определяя его отношения к Богу, семье и обществу;
- группа законов, содержащихся во второй , третьей и четвертой книгах Торы и регулирующих жизнь израильтян как святой общины, управляемой Богом ( теократия ) и ещё не организовавшейся в светское, военное государство;
- законодательство Второзакония , предназначенное для народа, живущего в земледельческом государстве и осуществляющем « царство справедливости ».
Однако в мессианские времена , когда злой дух исчезнет, когда чувственный человек превратится в духовного, когда страсти, порождающие ненависть и злобу между людьми, уступят место любви и богопослушанию, тогда останутся лишь заповеди Декалога, начертанные в сердцах людей. Тогда люди последних двух разрядов перейдут в первый разряд, и в мире утвердится только царство святых, божьих людей .
Астрология
В «Свитке откровения» вычислил точный срок пришествия Мессии — в 5118 году от сотворения мира (1358 ). Он вычислял также астрологически время падения ислама .
Примечания
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- ↑ Sela S . (англ.) // Jewish Studies Quarterly. — 2006. — Vol. 13 , iss. 2 . — P. 128–158 . — ISSN . 11 февраля 2023 года.
- ↑ .
- ↑ , p. 158.
- (фр.) . musicology.org . Дата обращения: 27 марта 2011. 25 августа 2011 года.
- (ивр.) . Источник . Иешива Шаалабим. Дата обращения: 11 апреля 2011. 26 сентября 2011 года.
- אברהם בן חיא, הנשיא. (ивр.) . ר’ יהונתן בעל מחבר ספר ישועה בישראל (1720). Дата обращения: 19 августа 2019. 19 августа 2019 года.
- אברהם בן חיא. (ивр.) . aleph.nli.org.il . Дата обращения: 19 августа 2019.
- , p. 166.
- .
- (англ.) . Complete Dictionary of Scientific Biography . Дата обращения: 27 марта 2011. 25 августа 2011 года.
- (англ.) . Encyclopedia Britannica . Дата обращения: 27 марта 2011. 25 августа 2011 года.
- .
- Boaz Tsaban and David Garber. (англ.) . Дата обращения: 28 марта 2011. 25 августа 2011 года.
- Например, Тосфот ивр. Kama meruba yter al igul rvia к Сука, 8А на сайте от 6 марта 2014 на Wayback Machine
- , p. 159.
- , pp. 163-165.
- , pp. 165-166.
- «Размышления о душе», стр. 16а
- «Размышления о душе», стр. 7
- , p. 161.
- , p. 162.
- Choboth ha-Lebaboth, IX, 3
- Ср. журнал « », Лейпциг, 1869, IV, 7—8
Литература
- Shlomo Sela. Abraham Bar Hiyya’s astrological work and thought. Jewish Studies Quarterly , 13, 2006, p. 128—158.
- Колетт Сират, перевод с английского Т. Баскаковой. История средневековой еврейской философии = A history of Jewish Philosophy in the Middle Ages / У. Гершович, Д. Фролов. — 1-е изд. — Иерусалим-М.: Гешарим-Мосты культуры, 2003. — Т. 1. — С. 157—166. — 712 с. — ISBN 5-93273-101-X .
- Под редакцией др. Мордехая Марголиота. Энциклопедия великих мудрецов Израиля (Биографический словарь) = ивр. אנציקלופדיה לתולדות גדולי ישראל (Encyclopediya letoldot gdolei Israel) . — Тель-Авив: Явне, 1973. — Т. 1. — С. 49—53.
- Bernard Raphael Goldstein and David Pingree . сближении планет в 1345 году (англ.) = Levi ben Gerson's Prognostication for the Conjunction of 1345 // American Philosophical Society Transactions of the American Philosophical Society. — Philadelphia, 1967. — Vol. 80 , no. 6 . — P. 1—60 . — ISSN .
- David Garber and Boaz Tsaban. (англ.) = A Mechanical Derivation of the Area of the Sphere // Mathematical Association of America Monthly. — 2001. — Vol. 108 . — P. 10—15 .
- Авраам бар-Хия. = ивр. ספר הגיון הנפש (Sefer Hegyon haNefesh ) . — PublishYourSefer.com, 2007. — 152 с.
Ссылки
- , Complete Dictionary of Scientific Biography.
- 2021-02-21
- 1