Никитина, Варвара Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Княжна Варвара Ильинична Туркестанова ( Туркистанова , 26 декабря 1775 — 20 мая 1819 ) — фрейлина императрицы Марии Федоровны , фаворитка императора Александра I . Подробную картину придворной жизни конца 1810-х гг. рисует её переписка с французским эмигрантом , опубликованная в « Русском архиве ». Покончила с собой, родив дочь вне брака (возможно, от связи с императором).
Представительница знатного грузинского рода Туркистанишвили . Внучка князя Бориса (Баадура), который был доверенным лицом царевича Вахтанга на переговорах с Петром I. Он стал родоначальником русской ветви рода князей Туркестановых.
Варвара была старшим ребёнком в семье, ей было 13 лет, когда умер её отец, князь Илья Борисович Туркестанов (1736—1788); подобно другим знатным грузинам, похоронен в Донском монастыре . Начав службу солдатом в лейб-гвардии Семеновского полка, позже князь И. Б. Туркестанов был взят императрицей Елизаветой Петровной в кабинет-курьеры. Дослужился до секунд-майора и завершил карьеру председателем московского Верховного надворного суда. Из десяти детей князя Туркестанова достигли зрелого возраста только княжна Варвара и две её сестры Екатерина (1774—30.12.1866 ) и Софья (07.12.1780 —24.05.1842; близнец с братом Александром, умерла от паралича ), остальные умерли в детстве. Последним ребёнком был сын Александр , родившийся в год кончины своего отца в 1788 году.
Мать княжны Варвары Ильиничны, Мария Алексеевна (1750—1795), была дочерью действительного статского советника Алексея Михайловича Еропкина и Анны Васильевны (1723—1782), сестры знаменитого Адама Олсуфьева . Варваре было 20 лет, когда умерла её мать. В семье Туркестановых было предание, что во время приближения похоронного шествия умершей княгини Марии Алексеевны к Екатерининской пустыни (близ Москвы, где она похоронена) колокола сами зазвонили, и один из монахов на это заметил, что везут тело праведницы .
Оставшуюся без родителей и средств Варвару Ильиничну приютил у себя в доме родственник генерал-майор В. Д. Арсеньев . Позже в своей обширной переписке княжна Туркестанова неоднократно вспоминала Арсеньевых с чувством большой теплоты.
В 1808 году Варвара Ильинична была пожалована во фрейлины императрицы Марии Фёдоровны и сразу стала украшением императорского двора. Красавицей она не была, но привлекала к себе особым обаянием, приветливым обхождением, добрым характером. Умом и разносторонней образованностью она выделялась среди придворных . Граф Ф. П. Толстой , описывая свою жизнь в Петербурге, писал о княжне Туркестановой :
…Очень часто бывала на вечерах и обедах у моего дяди княжна Туркестанова, самая короткая приятельница обеих сестёр Голицыных, любимица Марии Алексеевны и её мужа, девушка уже не первой молодости, очень умная, хитрая, ловкая, весёлая и весьма занимательная в салонных беседах. Почтеннейший дядюшка, как мне казалось, очень за ней ухаживал и она скоро, по его просьбе, была сделана фрейлиной большого двора.
Скоро при дворе стали замечать особый интерес императора Александра I к фрейлине Туркестановой, как впрочем, и её интерес к нему. Сначала их отношения были дружескими, но в 1813 году , после отъезда на некоторое время за границу фаворитки М. А. Нарышкиной , император всё чаще стал обращать свой взор на Варвару Ильиничну. В свете даже поговаривали о новой фаворитке императора.
В 1818 году помимо императора у 42-летней княжны Туркестановой развивался новый роман — с 24-летним князем Владимиром Сергеевичем Голицыным (1794—1861), сыном Варвары Энгельгардт . Веселый и остроумный Голицын пользовался в свете большим успехом, в особенности у женщин. Варвара Ильинична влюбилась в него, но что чувствовал к ней сам Голицын, неизвестно. Одни говорили, что будто бы он заключил пари, что соблазнит Туркестанову; другие, что Голицын хотел даже жениться на ней, но, застав у неё однажды ночью Александра I, отказался от мысли о браке.
Варвара Ильинична оказалась в трудном положении, как ни скрывала она свои оба увлечения, слухов вокруг неё было много. К её нравственным страданиям добавились физические недомогания, она была беременна. В таком состоянии, которое Туркестанова вынуждена была скрывать от окружающих, ей предстояло сопровождать Марию Фёдоровну в её длительной поездке по Европе. А. Я. Булгаков писал П. А. Вяземскому в августе 1818 года :
А едут с императрицей Марией Фёдоровной: Александр Львович Нарышкин для шуток, Альбедиль — для денег, Туркестанова — для ума, графиня Самойлова — для рожицы…
В Петербург княжна Туркестанова вернулась в конце того же года. В апреле 1819 года она родила дочь Марию , по слухам, от императора. Рождение ребёнка незамужней фрейлиной обернулось скандалом при дворе. Дойдя до последней степени отчаяния, Туркестанова приняла яд, который подействовал не сразу. Промучавшись несколько недель, она умерла 20 мая 1819 года . На следующий день П. А. Вяземский писал А. И. Тургеневу :
Вчера скончалась княжна Туркестанова. Что ни говори, но она была и добрая, и любезная, и необыкновенно умная женщина. Благодетельствовала многим, несмотря на недостаточное состояние, и оставила приятные о себе воспоминания в многочисленном знакомстве…
К. Я. Булгаков писал из Москвы брату :
Все письма из Петербурга ко мне только и говорят о смерти княжны Туркестановой, все об ней жалеют. Императрица приезжала из нарочно, чтобы её видеть, и провела с нею последние часы.
Придворные толки обвинили в этой драме князя Голицына, чтобы «оградить священную особу государя». В частности, Пушкин в своём дневнике приписывал именно Голицыну вину в беременности фрейлины :
Княжна Туркистанова, фрейлина, была в тайной связи с покойным государем и с кн. Владимиром Голицыным, который её обрюхатил. Княжна призналась государю. Приняты были нужные меры, и она родила во дворце, так что никто и не подозревал. Императрица Мария Федоровна приходила к ней и читала ей Евангелие, в то время как она без памяти лежала в постели. Её перевели в другие комнаты — и она умерла. Государыня сердилась, узнав обо всем; Вл. Голицын разболтал всё по городу.
Официально при дворе было объявлено, что фрейлина Туркестанова умерла от холеры, похоронили её в Александро-Невской лавре . Дочь Мария (1819—1843) носила отчество Владимира Сергеевича Голицына и жила в его семье, где её звали Мими. Она вышла замуж за Ивана Аркадьевича Нелидова (брата фаворитки Николая I ) и умерла в 24 года.