Международный конкурс имени П. И. Чайковского
- 1 year ago
- 0
- 0
Междунаро́дный ко́нкурс карикату́р о Холо́косте был объявлен иранской газетой в феврале 2006 года в качестве ответа на публикацию датской газетой Jyllands-Posten карикатур на пророка Мухаммеда в сентябре 2005 года.
Двенадцать карикатур , изображающих исламского пророка Мухаммеда , были опубликованы в датской газете Jyllands-Posten 30 сентября 2005 года в качестве иллюстрации к статье о самоцензуре и свободе слова . Это вызвало крупный конфликт, охвативший практически все страны Европы и мусульманского Востока. В мусульманских странах произошёл ряд нападений на датские представительства, а многие западные газеты перепечатали карикатуры, поскольку сочли протесты мусульман попыткой ограничить свободу слова.
Одним из вариантов протеста стали публикации мусульманскими СМИ антисемитских карикатур или карикатур с отрицанием Холокоста . В частности, Европейская арабская лига 5 февраля 2006 года опубликовала на своём сайте ряд карикатур. В одной из них Анна Франк лежит в постели с Гитлером . В пояснении к публикации написано, что это сделано в соответствии с принципом свободы слова .
7 февраля 2006 года арт-директор Фарид Мортазави (Farid Mortazavi) объявил о проведении газетой международного конкурса карикатур на тему Холокоста. По условиям конкурса 12 авторам, приславшим лучшие карикатуры, были обещаны денежные призы, предоставленные, по словам газеты, частными лицами. Число призов совпадало с числом карикатур, напечатанных в Jyllands-Posten. Главный приз составил сумму 12 тысяч долларов США. Каждому из 12 победителей было обещано также по две золотые монеты общей стоимостью 150 долларов .
В качестве обоснования проведения конкурса газета написала :
Мусульман серьёзно интересует, распространяется ли западная свобода слова на преступления США и Израиля или такие события, как Холокост, или эта свобода годится только на то, чтобы оскорблять святые ценности божественных религий.
На конкурс было прислано более 1100 карикатур из 60 стран .
С 14 августа по 13 сентября в Тегеране проходила выставка, на которой были представлены 204 карикатуры из присланных конкурсантами .
Главный приз и премию в размере 12 тысяч долларов получил марокканец Абдулла Деркауи. На его карикатуре был изображён подъемный кран со звездой Давида , монтирующий бетонную стену, на которой нарисована фотография Освенцима . Стена, закрывающая мечеть, символизирует Израильский разделительный барьер .
Вторая премия в размере 6300 евро была разделена между двумя участниками: француженкой и бразильцем Карлосом Латуффом . 3 ноября 2006 года Пишар заявила, что получивший приз рисунок был создан 10 лет назад для личного использования и никогда не направлялся ею на этот конкурс .
На церемонии подведения итогов конкурса министр культуры Ирана Мохаммед Хоссейн Саффар-Харанди (Mohammad Hossein Saffar-Harandi) назвал Холокост мифом и отметил роль президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада , который поддержал идею проведения конкурса. По мнению министра, конкурс разрушил табу на отрицание Холокоста .
Второй подобный конкурс был проведён в 2015 году , третий состоялся в июне 2016 года. Величина главного приза неизвестна (данные противоречивы), но после казуса с французской карикатуристкой было объявлено, что немусульманские участники будут участвовать на тех же основаниях, что и правоверные мусульмане, и «ничто не помешает немусульманину получить даже первую премию». Так и произошло, первая премия была выдана немусульманину, и её денежная составляющая превышала официальную величину второй премии .
Проведение конкурса осудили Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан , организация Репортёры без границ и Антидиффамационная лига . Кофи Аннан в ходе визита в Иран отказался посетить выставку карикатур и призвал избегать разжигания ненависти .
Резко негативно оценили идею конкурса американская неправительственная организация Heritage Foundation и Федерация еврейских общин России . Президент российского фонда «Холокост» Алла Гербер заявила, что сатира на религию является допустимой, а сатира на уничтожение людей — нет .
Датская газета «Информацион» опубликовала шесть карикатур из тех, что были присланы на конкурс. Главный редактор газеты Пале Вейс сослался на слова главного раввина Копенгагена , который счёл карикатуры безвкусными, предсказуемыми и безобидными .
Российский писатель Александр Никонов полагает, что карикатурные скандалы и реакция на них показали моральное превосходство западного мира над мусульманским, поскольку в ответ на карикатуры о Холокосте никто не стал устраивать погромы и насилие, устроенные в ответ на карикатуры о Мухаммеде .
Американский карикатурист Алан Форкам также отметил асимметричность реакции на карикатурные публикации и обратил внимание на тот факт, что исламисты вовсе не стали сторонниками свободы слова, поскольку в Иране существует жёсткая цензура . Для проверки на конкурс были присланы ряд работ, содержащих критику президента Ирана — и все они были отклонены, кроме одной, где эта критика содержалась в скрытом от обычного просмотра виде. По мнению Форкама, этот конкурс — попытка отвлечь внимание от того факта, что исламисты угрожают насилием тем, кто выражает неприемлемое для них мнение .
Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне в 2015 году в связи с вторым конкурсом заявил, что в Иране продолжается поддержанная и санкционированная правительством политика демонизации евреев, руководство Ирана ведёт подстрекательство к насилию и геноциду .
Через неделю после объявления первого иранского конкурса, 14 февраля 2006 года израильский художник-иллюстратор Амитай Санди заявил, что именно евреи могут «нарисовать самые лучшие, самые остроумные, самые оскорбительные юдофобские карикатуры из всех опубликованных» и иранцы евреям в этом деле — не конкуренты. В качестве ответа иранскому конкурсу Амитай Санди и Эяль Зусман объявили Израильский конкурс антисемитской карикатуры . По мнению Санди, лучший вызов фанатизму — это юмор . Победителем стала картина «Скрипач на крыше», символизирующая антисемитскую теорию заговора о теракте 11 сентября 2001 года : на фоне горящих башен ВТЦ — тень еврея-скрипача на Бруклинском мосту