Черны, Индржих
- 1 year ago
- 0
- 0
Индржих (Индра) Шмидт ( чеш. Jindřich («Jindra») Schmidt ; 24 июня 1897 , , Австро-Венгрия — 12 марта 1984 , Прага ) — чешский художник , гравёр , автор рисунков ряда чехословацких банкнот и почтовых марок Чехословакии , Протектората Богемии и Моравии и некоторых других стран.
Родился 24 июня 1897 года в деревне , где у его семьи была дача. Художественный талант унаследовал от отца — известного пражского ювелира . В четыре года остался круглой сиротой: отец погиб, участвуя в спасательной операции во время наводнения, вызванного подъёмом Влтавы ; несколько позже умерла его мать. Воспитывался у родственников, в основном, у дяди .
Первые художественные склонности нашли выражение в акварельной живописи . По окончании школы он хотел поступить в пражскую Высшую школу прикладных искусств на отделение живописи, однако от этого его отговорил брат Леопольд, который уже учился там. Благодаря этому, в 1911 году поступил на обучение к Карелу Кубелке ( Karel Kubelka ) в один из последних пражских цехов ксилографии .
По окончании в 1914 году ремесленного обучения поступил в Высшую школу прикладных искусств, учился у профессора . Кроме того, посещал частную школу художника Рудольфа Вахи ( Rudolf Vácha ; 1860—1939) .
Сразу после окончания Высшей школы в 1917 году устроился на работу в качестве сотрудника типографии «Politika» , где проработал до 1929 года. Здесь его интерес к гравюре на стали и меди ещё больше возрос, так как в типографии время от времени печатались банкноты созданной в 1918 году Чехословакии .
В 1929 году в Праге в здании была создана государственная типография для печатания национальных банкнот Чехословакии. Шмидт устроился туда 7 сентября того же года на должность гравёра банкнот и заведующего отделом гравюры и гальванопластики . Целый ряд проектов банкнот подготовил тогда уже известный художник Макс Швабинский . Таким образом началось сотрудничество между двумя художниками, которое было чрезвычайно плодотворно вплоть до смерти Швабинского в 1962 году .
В 1942 году по заказу управления банка концентрационного лагеря Терезиенштадт работал над квитанциями об оплате, которые были введены там в качестве средства платежа с 12 мая 1943 года. Он гравировал голову Моисея , который указывал на доску с десятью заповедями . Проект банкнот был подготовлен пражским художником и писателем Петром Кином (1919—1944). Шмидт также гравировал банкноты Словакии по собственным проектам и проектам словацкого художника Штефана Беднара .
Был сотрудником государственной типографии до 1967 года. Одними из его главных задач во время службы в государственной типографии были всегда подготовка и обучение молодых кадров. Ещё в 1948 году под руководством Шмидта начали гравировать чехословацкие почтовые марки Ладислав Ирка и Ян Мрачек. В качестве частного преподавателя также обучал молодых художников профессии гравёра .
Умер 12 марта 1984 года в Праге .
Один из самых плодовитых гравёров в области чехословацкой почтовой миниатюры, автор свыше 400 почтовых марок Чехословакии .
Первый эскиз почтовой марки создал в 1918 году — это был проект марки «Градчаны» , исполненный в технике ксилографии совместно с другими сотрудниками типографии «Politika» . Проекту не суждено было стать маркой, поскольку, по одной из версий, он был слишком поздно представлен в почтовое министерство, а по другой — слишком сильно напоминал « Градчаны » Альфонса Мухи .
Хотя в период между двумя мировыми войнами Шмидт занимался гравировкой банкнот, он не оставлял попыток по созданию почтовых марок. Так, например, он сделал несколько гравюр по рисункам профессора Йозефа Сейпки ( Josef Sejpka ), но в печать пошли гравюры, сделанные Ярославом Гольдшмидом .
Первая почтовая марка, которую гравировал Шмидт, появилась уже после оккупации Чехословакии Германией и была выпущена немецкой почтовой администрацией протектората Богемии и Моравии к 54-му дню рождения Адольфа Гитлера 20 апреля 1943 года. На миниатюре был изображён Гитлер, смотрящий из окна Пражского замка вниз на Прагу .
Только после окончания
Второй мировой войны
начал карьеру гравёра чехословацких почтовых марок. Первые марки Шмидта, изданные от имени Чехословакии, вышли 28 октября 1945 года. Это была серия из трёх миниатюр с портретами словацкого политика
Милана Растислава Штефаника
и
чехословацких президентов
Томаша Масарика
и
Эдварда Бенеша
. Затем последовали другие марки, проекты которых были подготовлены гравёром ещё до войны. Среди них были репродукция картины
Йозефа Манеса
«
Святой Георгий
», которая предназначалась первоначально для банкнот Протектората Богемии и Моравии, а также портрет писателя
Карела Гавличека-Боровского
.
На большинстве послевоенных выпусков Чехословакии гравёр ставил подпись «Jindra S.» . Это связано с тем, что в восстановленном после войны почтовом министерстве Чехословакии немецкая фамилия Шмидта подверглась критике. Тогда он решил приспособить подпись на марках к чешскому языку , поставив вместо фамилии своё сокращённое имя .
В 1948 году вышла чехословацкая миниатюра, посвящённая 11-му слёту гимнастического общества «Сокол» . Это была первая совместная марка Макса Швабинского и Индры Шмидта. Макс Швабинский создал более 70 эскизов марок, практически все из которых гравировал Шмидт .
В 1960-е годы оформление почтовых марок изменилось от одноцветных гравюр к многоцветным выпускам. Всё это выдвигало совершенно новые требования к гравёрам. Первопроходцем в этой области стал Шмидт, гравировавший в 1961 году серию марок « Бабочки » по эскизам Макса Швабинского .
После выхода в отставку в 1967 году в 70-летнем возрасте гравировал марки ещё на протяжении 15 лет в качестве внештатного сотрудника. Его последняя миниатюра вышла в свет в 1982 году, она была посвящена чемпионату мира по футболу в Испании .
Также гравировал марки для Болгарии , Эфиопии и Ирака .
Автопортрет Шмидта был помещён на чехословацкую миниатюру, посвящённую Дню почтовой марки , причём это была последняя почтовая марка Чехословакии, эмитированная 18 декабря 1992 года .