Interested Article - Сад расходящихся тропок

«Сад расходя́щихся тро́пок» ( исп. El jardín de senderos que se bifurcan ) — рассказ аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса , изданный в 1941 году в составе одноимённого сборника.

Сюжет

Рассказ открывается с утверждения автора об ошибочности причин задержки наступления британских войск в Сен-Монтобане 24 июля 1916 года, указанных в книге Лиддел Гарта «История Первой мировой войны». Далее Борхес ссылается на заявление некоего Ю Цуна, которое приводит ниже и которое собственно и составляет рассказ.

В своём письме Ю Цун, являющийся резидентом немецкой разведки и раскрытый капитаном Ричардом Мэдденом, рассказывает о попытке передать в Германию название места, где расположен парк британской артиллерии. По телефонному справочнику он узнаёт имя человека, который может передать его известие, и отправляется к нему. Им оказывается некий Стивен Альберт. По дороге Ю Цун предаётся воспоминаниям о своём прадеде Цюй Пэне, который хотел написать роман, по многолюдности превзошедший бы « Сон в красном тереме », и создать лабиринт, где бы заблудился каждый. Однако роман оказался бессмыслицей, а лабиринт так и не нашли.

Когда Ю Цун прибывает к Альберту, то Альберт предлагает посмотреть ему сад расходящихся тропок, который также создал Цюй Пэн. В итоге оказывается, что сад, роман и лабиринт — это одно и то же. Цюй Пэн создал роман, в котором, как в лабиринте, ветвятся и переплетаются реальности.

После того, как Альберт показал роман, Ю Цун убивает его. В этот момент его настигает Ричард Мэдден. На следующий день в газетах публикуют известие о загадочном убийстве Стивена Альберта. После чего немецкая авиация бомбит город Альбер (пишется так же: Albert), где и находились британские дивизии. Так Ю Цун выполнил свою задачу.

Сад

Роман Цюй Пэна является своего рода загадкой, в которой зашифровано время . В романе, являющемся садом расходящихся тропок, в отличие от традиционного романа герой выбирает все находящиеся перед ним возможности. В одной главе герой умирает, в другой — он снова жив. Таким образом, роман становится бесконечным. Он является подобием мира, каким видел его Цюй Пэн, не веривший в единое время, а веривший в сеть бесчисленных временных рядов.

В конце рассказа Альберт говорит Ю Цуну, что в одном из неисчислимых вариантов будущего он — его враг, в другом — друг. В действительности оказалось и то, и другое: Альберт раскрыл Ю Цуну сущность творения его предка, но Ю Цун вынужден был убить его для выполнения задания.

Художественные особенности

Хорхе Луис Борхес

Рассказ посвящён Виктории Окампо .

Использование ссылки на Лиддела Гарта для Борхеса весьма типично: он традиционно отсылает читателя к настоящим источникам, что создаёт эффект реальности происходившего (см. в особенности « Тлён, Укбар, Орбис Терциус » и Аналитический язык Джона Уилкинса ). Во временной промежуток, указанный в книге Гарта , Борхес вставляет заявление Ю Цуна. Но помимо этого он в само письмо Ю Цуна помещает ещё несколько текстов: письмо из Оксфорда , тома китайской Утраченной Энциклопедии и, наконец, сам «Сад расходящихся тропок» — роман Цюй Пэна. А также, по мнению Бориса Дубина , поступок Ю Цуна как послание в Германию, написанное жизнью самого Ю Цуна, который превратил жизнь в текст .

Экранизации

Интерпретации и аллюзии

Аллюзией на рассказ является сетевая литературная игра « Сад расходящихся хокку », созданная в 1997 году , Романом Лейбовым и .

В романе Виктора Пелевина « Чапаев и Пустота » в прологе указывается, что один из вариантов названия книги было «Сад расходящихся Петек».

Один из эпизодов телесериала 2009 года « Вспомни, что будет » называется «Сад расходящихся тропок».

Примечания

  1. Б. Дубин Зрелость, слепота, поэзия // Х. Л. Борхес Собрание сочинений в 4 томах. — Том 2-й. — СПб.: Амфора , 2005.

Ссылки

Источник —

Same as Сад расходящихся тропок