Interested Article - Церковь Святого Иоанна (Рига)

Церковь Святого Иоанна ( латыш. Sv. Jāņa baznīca ) — лютеранская церковь в Риге , в Старом городе . В архитектурном аспекте представляет собой причудливое сочетание поздней готики , Северного Возрождения , маньеризма и барокко . Наряду с другими тремя церквами в Старом городе ( Домский собор , Церковь Святого Петра и Яковлевская церковь ) может быть причислена к выдающимся памятникам церковной средневековой архитектуры в Риге.

Начальный этап истории

Первоначально в 1234 году церковь Иоанна Крестителя , поименованная в честь святого покровителя власти епископа в Риге , представляла собой небольшую достаточно скромную деревянную часовню у доминиканского монастыря — этот участок городской территории был выкуплен доминиканским орденом у рижского архиепископа Николая и перестроен в 30-е годы XIII века. Изначально, согласно упоминаниям в хрониках и официальных строительных документах, Иоаннова церковь являлась однонефным зданием с шестью контрфорсами внутри единого помещения, между которыми располагались боковые алтари.

Первая война с Ливонским орденом

Впервые же церковь фигурирует в городских хрониках в 1297 году, когда горожане подняли сокрушительное восстание против командора орденского замка Виттенштейн (Белокаменного), который повелел снести мост над Даугавой , поскольку тот препятствовал прохождению рыцарских судов через водоём, что категорически не понравилось революционно настроенным городским жителям, особой любви к ордену не питавшим. Тогда же горожане подняли катапульты для стрельбы увесистыми каменными ядрами для стрельбы по ненавистному оплоту орденского владычества на крыши Петровской и Иоанновской церквей, с которых начали методичное разрушение Виттенштейна. Восстание завершилось в пользу горожан, дюжина рыцарей были казнены, в том числе и командор — тогда в Рижской крепости магистр оставил сравнительно небольшой гарнизон, что повлияло на исход народных волнений. После восстания 1297 года военные действия затянулись на 33 года — в 1330 году магистр увенчал длительную кампанию победоносным вхождением в покорённую Ригу.

Антидоминиканское восстание

Интерьер храма

Известно, что в конце XV века церковь разрушают городские жители, раздосадованные обременительной финансовой политикой доминиканцев, но разрушение центра доминиканского ордена происходило организованно, в рамках очередного антиорденского восстания, которое состоялось в 1484 году , когда рижане в упорной борьбе разгромили основные силы ордена и подвергли беспощадному разрушению его новый замок, на сей раз отстроенный на побережье Западной Двины самими же жителями Риги (однако в другом, более раннем поколении) по условиям капитуляции 1330 года. Магистр Иоганн Фридрих фон Лоринкгофен срочно затребовал военную помощь из «центра», каковым по существу являлась Священная Римская империя , однако она последовала не сразу — это повлияло на то, что очередной виток противостояния между феодальным сеньором и его подчинёнными принял затяжной характер.

Строительство нового храма

На рубеже веков доминиканцы не теряли времени зря и к началу XVI века церковь была отстроена в распространившемся в эту эпоху в церковном зодчестве Северной Германии стиле поздней готики. В первую очередь примечательными компонентами новой церкви Святого Иоанна явились перекрытие из сетчатых сводов, а также ступенчатый западный фронтон , который увенчан старинным петушком-флюгером, наиболее оперативно указывающим направление ветра в сравнении с остальными тремя рижскими петухами, венчающими шпили главных церквей. Мотив ступенчатого фронтона, возвышающегося с западной стороны, где расположен портал в редком для латвийской столицы стиле Северного Возрождения, направлен на раскрытие глубокой религиозной идеи и носит название «спины осла», что аллюзивно указывает на концепцию следования заветам Иисуса Христа , а также Его пути (Иисус, проповедуя, въехал в Иерусалим сидя верхом на осле). Что касается восточной части приходского зала, то там доминиканские каменщики отстраивают небольшую колокольню.

Реформация и её последствия

Разорение и закрытие

Вскоре последовало бескровное изгнание доминиканцев из города — во время пасхального крестового шествия доминиканские монахи покинули город для того, чтобы обойти крепостную стену, а жильцы отказались их впускать обратно после завершения шествия. В период Реформации толпа разгневанных горожан, разожжённая горячими проповедями немецкого миссионера-антикатолика , ворвалась в церковь Святого Иоанна, подвергнув её интерьер беспощадному разгрому, после чего церковь оказалась заброшенной и запечатанной.

Конюшня и зернохранилище

Через короткое время её выкупает некий Шульц (Шульте), старейшина ремесленной гильдии Риги , который делит помещение церкви на две части, в одной из которых устраивает стойла для лошадей, а в другой — зернохранилище. Несколько позже император Священной Римской империи Фердинанд I (а Священная Римская империя считалась верховным управителем ливонских земель) предпочёл вмешаться в сложившуюся ситуацию и назначил рижанам колоссальное по финансовым меркам того времени наказание за осквернение Иоаннова храма, некогда являвшегося оплотом одного из наиболее влиятельных католических орденов Европы . Речь идёт о штрафе в 18 000 марок серебром — необходимость его выплаты существенно повлияла на уровень личного материального благополучия рижских ратманов , которые несли ответственность за то, что храм более тридцати лет использовался не по прямому назначению.

Оружейный склад

Портал главного входа.

После публичного раскаяния членов городского совета и изгнания из церкви предприимчивого ремесленника Шульца горожанами, испытывавшими хроническую неприязнь к храму, принимается другое, не менее радикальное решение — устроить в церкви арсенал. В ходе продолжительной Ливонской войны , когда после ликвидации Ливонского ордена за обладание Ливонским наследством боролись сразу несколько воюющих сторон ( Речь Посполита , Русское царство , Шведское королевство , Дания ), в арсенале, под которую были отданы помещения экс-церкви, был размещён запас новейшего вооружения горожан, которым так и не пришлось воспользоваться, поскольку боевые действия велись в основном в окрестностях других ливонских крепостей. Однако рижане после 1561 года получили возможность впервые в своей истории почувствовать себя по-настоящему свободными, поскольку последний магистр Ливонского ордена Готхард Кетлер утратил власть над Ригой и Ливонией ; после предварительного соглашения 5 марта 1562 года он на добровольно-принудительной основе перешёл в лютеранскую веру и был назначен первым правителем Курляндского герцогства , положив начало династии Кетлеров.

Тем не менее сравнительно беззаботный период, который в историографии получил традиционное название периода вольного города, закончился в 1581 году, когда после дневного совещания не на шутку встревожившихся бургомистров было принято решение торжественно приветствовать нового сюзерена Риги Стефана Батория , польского короля, преуспевающего полководца и умелого интригана. Тот, получив вожделенные ключи от города, сразу же произвёл изящную рокировку, которая повлияла на дальнейшую судьбу двух значимых рижских церквей — Яковлевской (на тот момент лютеранской) и Иоанновской (пока не функционировавшей как сакральное здание).

Переход в собственность латышского лютеранского прихода

Стефан Баторий первым делом распоряжается отдать Яковлевскую церковь католическому обществу иезуитов, которые были приглашены в Ригу сразу после её подчинения королю Речи Посполитой. Тогда же вследствие этого решения «без приюта» остались рижские лютеране, которые по указу венценосной особы безвозмездно получают в своё бессрочное распоряжение Иоанновскую церковь. Таким образом, храм Святого Иоанна Крестителя перешёл во владение латышской лютеранской общины, которая сразу же организует его расширение и перестройку. В первую очередь рижский строительный мастер получает заказ на расширение церкви на восток — перед этим к началу 1587 года старая апсида , пришедшая в упадок, сносится, тем самым освобождается место для создания новой алтарной пристройки. Работы, в результате которых церковь значительно выигрывает в размерах, завершаются к 1589 году . Что касается архитектурной характеристики самой пристройки, то она выполнена в модном стиле маньеризма, представляет собой трёхнефное просторное помещение с алтарной частью аккуратной полигональной формы. Перекрытие из кирпичных крестовых сводов, органично сочетающимися с сетчатым декором сводов главного нефа приходского зала, опирается на колонны тосканского ордера .

В 1677 году в Риге происходит один из самых сильных и опустошительных в её истории пожаров, когда восточная алтарная часть полностью выгорает — после того, как природная стихия окончила бушевать, кирпичные перекрытия апсиды церкви были восстановлены из дерева. Наружную поверхность стен украшает декор римского архитектурного ордера .

Тогда же, в конце XVII века горожане добавляют в наружные симметрично расположенные ниши алтарной части две скульптуры — Иоанна Крестителя, символизирующего доверчивость и простодушие жителей-лютеран, и Саломеи , которая, в свою очередь, олицетворяет вероломство и коварство городской католической верхушки.

В 1769 году мастер столярных дел строит барочный алтарь.

В 1849 году взамен предыдущей полуразвалившейся колокольни молодой, но уже подающий надежды остзейский архитектор Иоганн Даниэль Фельско отстраивает новую неоготическую колокольню (это — его дипломная работа).

В 1912 году основоположник национальной плановой живописи, знаменитый латвийский пейзажист и портретист Янис Розенталь пишет религиозную картину «Распятие», которую помещают в сакристию Иоанновского храма.

Автором деревянных скульптурных украшений является резчик по дереву ; автором алтарной картины — художник .

В советское время церковь функционировала как лютеранская, проблем с отправлением религиозного культа у прихожан храма Иоанна Крестителя не возникало.

Примечания

  1. (латыш.) — , 1993.

Ссылки

Источник —

Same as Церковь Святого Иоанна (Рига)