Interested Article - Церковь Михаила Архангела (Ярославль)

Церковь Михаила Архангела — гарнизонный православный храм в историческом центре Ярославля , на Которосльной набережной , рядом со Спасо-Преображенским монастырём . Памятник архитектуры Ярославской школы зодчества XVII века.

Архангельский собор удельного времени

В истории храма можно выделить два этапа. В XIII—XV веках он служил, по мнению краеведов, дворцовой церковью ярославских удельных князей . в житии святых князей Василия и Константина Ярославских, составленном им около 1530 года, записал, что ростовский князь Константин Всеволодович «в меньшем своем граде Ярославле» одновременно с Успенским собором «заложи церковь иную в большем граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила » . Таким образом, возведение деревянного Архангельского собора принято относить к 1215 году .

Князь Константин Всеволодович закладывает церковь Михаила Архангела и церковь Входа в Иерусалим, 1640-е

Рукопись конца XVIII века, хранившаяся в церкви, относит построение «брусчатой» церкви «близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими», к 1213—1216 годам и сообщает, что здание простояло 79 лет, до 1295 года, когда жена князя Фёдора Чёрного , именем , дочь ордынского хана Ногая (возможно, от его греческой жены, дочери Михаила VIII Палеолога ), «созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим… наименовав оную церковь соборною » .

Предание связывало посвящение церкви с дедом ярославской княгини, императором Михаилом, либо с её пасынком, рано умершим . В настоящее время тестем Фёдора Чёрного принято считать не Ногая, а другого ордынского хана, Менгу-Тимура . Со времён княгини Анны, по преданию, в храме сохранялись иконы:

Гарнизонный храм

Храмовый образ XIII века

В XVII веке Архангельский собор оказался расположенным в Стрелецкой слободе и с тех пор (и по сей день) служит гарнизонным храмом. Тесной его связи с военными благоприятствовало не только географическое соседство, но и его посвящение Архистратигу Михаилу , покровителю военного дела. Финансирование храма со стороны оборонного ведомства, впрочем, было довольно скудным. Он строился дольше любой другой ярославской церкви — 25 лет с 1657 по 1682 годы. За это время вкусы ярославского купечества изменились, поэтому в храме оказались соединены черты двух этапов развития ярославской культовой архитектуры.

В плане храм почти идентичен ранним ярославским храмам Николая Чудотворца и Илии Пророка . Это четырёхстолпный трехапсидный храм на высоком подклете , где складировались товары для близлежащего торга (у церкви Спаса на Городу). С севера и запада четверик окружён галереями, на которые вели два живописных, высоких домообразных крыльца на ползучих арках. В настоящее время из них сохранилось только западное. С северо-западного угла, по ярославской традиции, к храму пристроена грузная квадратная колокольня с невысоким шатром. Имеются два придела, северный и южный; из них первый решён в виде башни и посвящён .

Верхняя часть храма роднит его с ярославскими памятниками 1670-х и 1680-х годов: мощное пятиглавие и большие окна . Это едва ли не первый в Ярославле храм, изначально крытый на четыре ската, а не позакомарно . Такое покрытие считалось более практичным, так как не давало скапливаться на крыше снегу, а также акцентировало вертикализм постройки. В оформлении фасадов применены традиционные для Ярославля оконные наличники и ширинки ( кессоны ) с изразцовыми вставками, особенно многочисленные на паперти.

Последние три столетия

Архангельский храм в XIX веке

Стенопись храма выполнила в 1731 году артель изографов из городов Ярославля и Галича Костромского во главе с художником-иконописцем Фёдором Фёдоровым, при державе: «Великой Государыни нашей Императрицы Анны Иоанновны при Благоверной Государыне Царевне Евдокии и при архиепископе Георгии Ростовском и Ярославском…»; об этом гласит надпись, сделанная иконописцами в нижней части стены летнего храма.

В это время архиепископом Ростовским и Ярославским был Георгий Дашков , известный тем, что встречал фельдмаршала Бориса Шереметева из Астраханского похода . Также это был последний год жизни последней русской царицы Евдокии Лопухиной после её освобождения из Суздальского Спасо-Ефимьева монастыря. Известно, что Евдокия Лопухина была первой женой императора Петра I ; она стала матерью цесаревича Алексея , трагическая судьба которого хорошо известна в русской истории. Роспись летнего храма архистратига Михаила была начата 17 мая 1731 года, а закончена 21 сентября того же года. Об этом мы тоже узнаём из содержания надписи, оставленной иконописцами.

Эта работа иконописцев характерна для позднейшей ярославской фресковой живописи, в упрощённой измельчённости её есть нечто от народного лубка . Южный придел в 1781 году перестроен под тёплую церковь Благовещения . Помимо икон, в дореволюционном храме хранились серебряные кресты с мощами ярославских святых. Подробности жизни прихода раскрывает «Келейная запись» — храмовая летопись, которую в 1761—1825 годах вёл священник Семён Егоров .

В советское время

В конце XVIII века прихожан Архангельского храма было 234 человека. В начале XX века в связи с уменьшением населения в окрестностях храма приход насчитывал уже всего 82 человека.

В 1924 году церковь была закрыта советскими властями и стала приходить в запустение. Драгоценная утварь и древние образы были расхищены; лишь немногие впоследствии отыскались в музеях. Внутри церкви были устроены перегородки; огромный урон нанесён стенописи. Отчасти утрачено изразцовое убранство паперти. Кирпичная ограда сохранилась, но без арочных ворот.

Возвращение храма верующим состоялось в 1994 году. Сначала восстанавливалась тёплая церковь; затем холодный храм. К началу 2000-х он был оштукатурен, воссозданы витражные окна. Утраченная фреска над входом по состоянию на 2020 год не восстанавливалась.

Каждый август церковь Михаила Архангела служит одной из площадок фестиваля хоровой и колокольной музыки « ». Для демонстрации мастерства звонарей на территории храма устроена деревянная звонничка.

Духовенство

Святыни

Галерея

См. также

Примечания

  1. Т. А. Рутман. «Храмы и святыни Ярославля». Ярославль, 2005. Стр. 251—253.
  2. В. Ф. Маров. «Ярославль: Архитектура и градостроительство». Ярославль: Верхняя Волга, 2000. Стр. 56-57.
  3. . arhangela.cerkov.ru . Дата обращения: 31 июля 2021. 9 декабря 2021 года.
  4. . arhangela.cerkov.ru . Дата обращения: 31 июля 2021. 9 декабря 2021 года.
Источник —

Same as Церковь Михаила Архангела (Ярославль)