Коттедж (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Дворец Котте́дж ( англ. cottage — небольшой городской или сельский жилой дом, « мыза », « дача ») — центральное архитектурное сооружение дворцово-паркового ансамбля Александрия , построенное с использованием элементов стиля неоготики в 1826—1829 годах для семейства императора Николая Павловича по проекту архитектора А. А. Менеласа . Дворец расположен в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга .
Строительство Коттеджа началось по распоряжению императора Николая I в 1826 году на месте развалин усадьбы А. Д. Меншикова («Монкураж»). Возведение дворца и планировку парка поручили архитектору Адаму Адамовичу Менеласу , который завершил строительство в 1829 году. Коттедж был летней резиденцией Николая I и его жены Александры Фёдоровны .
Архитектура дворца выдержана в стиле неоготики , его особенном течении, связанным с царствованием императора Николая Павловича . Поводом для укрепления неоготического стиля в окружении Николая I послужило знаменательное событие. В 1829 году император с супругой посетили Берлин . В честь приезда императорской четы и в Потсдаме устроили праздник «Волшебство Белой Розы» в форме рыцарского турнира , который приурочили к дню рождения императрицы: 13 июля 1829 года (урождённой принцессы Шарлотты Прусской). Архитектор К. Ф. Шинкель и другие художники под его руководством создали декорации, геральдику , рисунки костюмов и «живых картин» в рыцарском духе . Атмосфера рыцарского Средневековья, эпохи сказаний об искателях Святого Грааля , соединялась с барочно - рокайльной архитектурой времени правления короля Фридриха II (1740—1786) в Сан-Суси ; готические реминисценции — с неоклассическими аллегориями. Императрица выступила в роли Бланшефлур («Белой розы») из повести Кретьена де Труа . Она награждала рыцарей изобретённым ею орденом Белой розы. В Гостиной «Коттеджа» хранится так называемый «Потсдамский кубок», выполненный из серебра немецким мастером И. Г. Хоссауэром в память проходившем в Потсдаме «Празднике Белой розы». Кубок украшен эмалевыми гербами участников турнира. «Рыцарские щиты», оставшиеся после праздника, поместили в одном из залов Нового дворца в Сан-Суси, получившего название Гербовый .
По возвращении в Россию император подарил супруге парк Александрия в Петергофе. Рыцарский праздник продолжился в готической атмосфере Коттеджа. Здание дворца построено в стиле английской готики . Однако его облик и, в особенности, интерьеры отражают не только готику, но и так называемый староанглийский стиль викторианской эпохи Великобритании, иначе называемый шотландским баронским стилем , или «стилем коттеджа». Этот эклектичный сложился в Англии в 1820-х годах в связи с увлечениями национальной стариной, отчасти под влиянием романтических произведений Вальтера Скотта (1771—1832), родом из Шотландии . В петергофском Коттедже готические декорации обрамляли буржуазный идеал «счастливой жизни в кругу семьи», что сближало «николаевскую готику» с идеологией бидермайера . В память о празднике «Белой розы» в Потсдаме поэт В. А. Жуковский придумал герб «Коттеджа» — меч в венке из белых роз на голубом фоне с девизом: « За Веру, Царя и Отечество ». Этот герб сохранился на фасадах здания.
Культура дворянской усадьбы, выработанная в эпоху русского классицизма , в николаевское время вылилась в стиль жизни, мироощущение которого типично бидермайеровское, а романтические формы стилизованы под готические. Менелас использовал некоторые мотивы архитектуры неотюдор , но дополнил их новыми приёмами свободной планировки здания, открытого в окружающий ландшафт. Широкие окна, многочисленные балконы, открытые и закрытые веранды, хорошо освещаемые солнцем в разное время суток, создавали уют, относительную независимость и одновременно лёгкость общения жильцов. Коттедж — не парадная резиденция, а частный дом. Множество технических нововведений сделали здание современным и удобным для семейной жизни.
Коттедж представляет собой компактное двухэтажное здание с мансардой и чёткой планировкой. План здания асимметричен, но все фасады имеют трёхчастное деление. Чередование открытых и закрытых балконов и террас связано с ориентацией дома по сторонам света. Менелас учёл особенности северного климата: короткое лето и ветры, дующие осенью с Финского залива . Восточная терраса предназначалась для завтраков в тёплую погоду, западная — для вечернего чаепития. С северной террасы император мог наблюдать в подзорную трубу морские парады и императорскую яхту на рейде. В доме имелись подъёмные, переговорные и водопроводные устройства по последнему слову техники того времени . Менелас впервые использовал чугун в качестве материала «готического» декора. Детали чугунного декора на фасадах отлиты на Санкт-Петербургском Александровском литейном заводе по моделям лепщиков М. Соколова и С. Закулапина.
Декор отвечает своеобразной игровой традиции английских парковых павильонов стиля « пикчуреск » ( англ. picturesque — живописный) рубежа XVIII—XIX веков — стрельчатые арочки чугунных решёток, украшающих крыльцо и террасы, увиты цветами, готические трилистники свисают наподобие живых цветов. Эркеры также украшены готическим орнаментом. В основу композиции положена идея свободного разворачивания дома в окружающее пространство, это было ново и необычно, и в этом проявилось мастерство Менеласа как мастера садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры. Всё здание, как и окружающая местность, становится живописным. Живописный, игровой характер «русской псевдоготики» и, в особенности, «сказочной» росписи лестницы, послужил поводом к использованию поэтом-романтиком П. А. Вяземским образной метафоры, сравнению петергофского Коттеджа с мавританской Альгамброй .
Росписи и лепка стен, имитирующие готические арки, колонки, создают эффект «просвечивания», пронизывания стенных плоскостей. В относительно тесном пространстве Парадной лестницы создаётся впечатление зрительного расширения пространства, образ «воздушного замка» фантастической архитектуры. Это характерная черта эклектической архитектуры , по классическому определению Н. В. Гоголя , «прекрасного миража, созданного одним только воображением» .
Росписи интерьеров Коттеджа выполнял итальянский декоратор Джованни Баттиста Скотти (1776—1830), который вместе с братом Пьетро Скотти (1768—1838) ранее работал с К. И. Росси над интерьерами русского ампира . Рисовальщик В. Додонов сделал рисунки лепного «готического» декора (выполнен по моделям лепщиков М. Соколова и С. Закулапина).
Интерьеры «Коттеджа» вначале были обставлены разностильной мебелью, затем в петербургских мастерских Генриха Гамбса , возможно, по рисункам Менеласа, выполнили «готический гарнитур» из тёмного ореха с ажурной резьбой и ярко-красной обивкой. Всё вместе: «готическая» лепка, росписи, цветные стёкла в окнах, фигуры рыцарей и часы в виде готических соборов, «турнирные картины» из памятного литографированного издания посвящённого празднику «Белой розы», мебель и каминные экраны в «готических рамах» — создавало таинственную, романтическую атмосферу.
Важным элементом архитектурно-художественного декора интерьеров является деревянная резьба , выполненная В. Захаровым. Элементы мраморной отделки изготовлены в мастерской скульптора П. Трискорни . Паркеты исполнены А. Тарасовым и М. Знаменским. Готический орнамент повторяется в коврах ручной работы, декоре печей, мраморных каминов, мебели. Часы, канделябры , люстры выполнены также в готическом стиле. Специально для Коттеджа на Императорском фарфоровом и стеклянном заводах были изготовлены сервизы .
В 1839 году маркиз де Кюстин оставил достаточно подробное описание резиденции, которую в виде особой милости ему показывал лично цесаревич Александр [ источник не указан 1534 дня ] :
«Жизнь в петергофском дворце для меня невыносима. Чтобы отдохнуть от его тяжеловесной позолоты, я выпросила у государя эту скромную обитель, — рассказывала гостю императрица Александра Фёдоровна . — Никогда я не была так счастлива, как здесь. Но коттедж уже становится слишком велик для нас: одна из моих дочерей вышла замуж, а сыновья учатся в Петербурге».
В 1843—1844 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера к восточному фасаду Коттеджа пристраивается Столовая с Мраморной террасой, соединённая со старой частью стрельчатой аркадой. Внутренняя отделка новой столовой также выполнена в неоготическом стиле, стены украшают картины Т. А. Неффа , П. Н. Орлова , И. К. Айвазовского , С. М. Воробьёва, Т. Гюдена . В 1844 году в нише стены северного фасада здания помещена скульптура И. П. Витали «Мадонна с младенцем».
Центром планировки дворца является чугунная лестница. На первом этаже дворца находились комнаты Александры Фёдоровны: прихожая, камер-юнкерская, туалетная, опочивальня, кабинет, гостиная, библиотека, приёмная, малая приёмная, столовый зал с буфетом. На втором этаже: кабинет Николая I, комнаты детей, ванная и два крытых балкона. В мансардном этаже: морской кабинет с балконом, гардеробные и комнаты персонала. Наиболее интересные и богато оформленные комнаты находятся на первом этаже. Интерьер комнат второго этажа, за исключением кабинета Николая I, более сдержан, а сами они невелики. После Октябрьской социалистической революции дворец Коттедж был превращён в историко-художественный музей. Материалы экспозиции, созданной на научной основе, позволили проводить экскурсии, знакомившие посетителей с русским и западноевропейским искусством второй четверти XIX века.
Во время Великой Отечественной войны большинство экспонатов дворца было эвакуировано (из 2500 предметов, находившихся в экспозиции, спасено 1980). Здесь размещался медицинский пункт гитлеровской армии . Погибла значительная часть мебели, пострадали лепной декор, многие резные дубовые панно, живопись стен. Само здание получило некоторые повреждения.
Реставрация дворца проводилась научно-производственным объединением «Реставратор» под руководством архитектора Ирины Николаевны Бенуа и была завершена в 1978 году. В 1979 году дворец вновь открыт для посетителей. В это же время в особняке проходили съёмки фильма Игоря Масленникова « Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона », в котором Коттедж «исполнил» роль особняка Милвертона.