Храм Святого Духа (Талашкино)
- 1 year ago
- 0
- 0
Храм Спа́са Преображе́ния на Бра́тском кла́дбище — утраченный православный храм , располагавшийся на Московском городском Братском кладбище жертв Первой мировой войны . Был построен в 1915—1918 годах по проекту Алексея Щусева на средства супругов Катковых. По архитектуре храм относился к неорусскому стилю с традициями северного зодчества . К пятиглавому храму сложной несимметричной формы примыкала арочная звонница . Главный престол был освящён в честь праздника Преображения Господня , боковые приделы — во имя архангела Михаила и апостола Андрея Первозванного . Преображенская церковь стала последним полностью осуществлённым Щусевым проектом храма .
Некоторое время храм являлся действующим и был закрыт в конце 1920-х — начале 1930-х годов . Снесён в конце 1940-х годов в ходе застройки Новопесчаной улицы .
Существует распространённая легенда, согласно которой на месте снесённого храма сейчас стоит кинотеатр « Ленинград » (расположенный по адресу Новопесчаная улица , дом № 12) , однако это не соответствует действительности. Храм Преображения располагался примерно в 240 метрах восточнее в середине нечётной стороны улицы Луиджи Лонго (там, где сейчас угол дома № 13К3 по Новопесчаной улице) . До революции современная улица Лонго представляла собой дорогу, соединявшую Петроградское шоссе с Братским кладбищем .
6 (19) сентября 1914 года на совещании Городской Управы была оглашена телеграмма Великой княгини Елизаветы Фёдоровны , в которой она просила создать на окраине Москвы Братское кладбище для жертв Первой мировой войны , скончавшихся в московских госпиталях. Вскоре врач Сергей Пучков , назначенный попечителем кладбища, огласил основные идеи будущего мемориала :
Проектируемое кладбище должно быть не только во всех отношениях благоустроенным, но оно должно служить памятником великих событий, ныне нами переживаемых, а также памятником дружной объединённой работы общественных сил в деле оказания помощи жертвам войны, почему участок земли для кладбища должен быть значительного размера и на нём необходимо соорудить храм, по величине и архитектуре отвечающий указанной выше цели.
По замыслу Пучкова храм предполагалось освятить в честь праздника День всех святых . В таком случае в день этого праздника в храме совершалось бы торжественное богослужение с поминовением усопших воинов .
В начале 1915 года к работам по проектированию Братского кладбища подключился архитектор Р. И. Клейн . Согласно его идее, к кладбищенскому храму должны были примыкать две полуциркулярные галереи, которые соединяли бы главный объём с музеями войны . В одном из них предполагалось разместить соответствующую литературу, а в другом — военные трофеи . Клейн предлагал объявить среди архитекторов всероссийский конкурс на лучший проект храма .
Под будущее кладбище был приобретён участок земли в подмосковном селе Всехсвятском (в 1917 году оно вошло в состав Москвы). 15 (28) февраля 1915 года состоялись торжественное открытие кладбища и первые погребения. Тогда же была освящена часовня, которая задумывалась как временная до строительства храма .
Согласно первоначальному плану для будущего храма отводилось место в центральной части кладбища. Его предполагалось окружать концентрическими рядами могил (позднее храм решено было возвести в восточной части кладбища около дороги, ведущей к Петроградскому шоссе ) .
Несмотря на то, что задача строительства храма на Братском кладбище изначально была одной из приоритетных, она требовала немалых средств, которых у города не было . Однако помог случай: в июле 1915 года в Московскую городскую думу обратились супруги и Мария Владимировна Катковы, потерявшие в войне двух сыновей. Они предложили построить на Братском кладбище небольшой храм, выделив все необходимые средства. Супруги Катковы просили соблюсти лишь некоторые условия: храм созидается во имя Преображения Господня (братья Катковы погибли в день Преображения); приделы храма должны быть освящены во имя архангела Михаила и апостола Андрея Первозванного — по тезоименитству сыновей; храм должен быть построен по одобренному Катковыми проекту архитектора Алексея Щусева . Городская дума с благодарностью приняла это предложение . Поскольку на тот момент власти ещё не отказывались от планов строительства грандиозного храма-памятника, Преображенскую церковь было предложено соорудить в обособленном месте кладбища, во избежание возможной дисгармонии с будущим основным храмом .
Закладка первого камня состоялась в 2 часа дня 6 (19) августа 1915 года — в годовщину гибели братьев Катковых . На торжественной церемонии присутствовало большое количество народа, в том числе Великая княгиня Елизавета Фёдоровна , князь Иоанн Константинович и супруги Катковы . В этот день состоялись молебен и Крестный ход , а затем в основание церкви поместили металлическую мемориальную доску с надписью, что храм сооружён на средства А. М. и М. В. Катковых « в память и первую годовщину смерти их сыновей Михаила и Андрея, павших в славном бою с германцами в Восточной Пруссии » . Богослужение совершил епископ можайский Димитрий . В тот же день рядом с будущим храмом был открыт отдельный участок для захоронения сестёр милосердия .
Алексей Щусев разработал проект храма в 1915 году. Отдельные чертежи и расчёты прочности и устойчивости конструкции выполнялись в 1916 году. Помимо Щусева, в проектировании храма принимали участие Н. Н. Капустин и А. Ф. Струй. В начале 1917 года был утверждён окончательный проект . Храм был рассчитан на 252 молящихся . Проект внутреннего убранства цокольного этажа храма, посвящённого сёстрам милосердия, был разработан художником Н. Я. Тамонькиным . Роспись внутреннее убранство и роспись храма должен был выполнить художник А. И. Савинов .
Придел во имя Архангела Михаила был освящён 8 (21) августа 1916 года . Придел во имя Андрея Первозванного освятили 15 (28) января 1917 года . Тогда же в храме состоялись первая литургия и молебствие, которое отслужил настоятель церкви находившегося неподалёку Сергиево-Елизаветинского убежища . На богослужении присутствовала М. В. Каткова (её муж умер в декабре 1915 года) . Освящение самой церкви откладывалось, так как необходимо было осушить стены и украсить их живописью . Основной храм был освящён лишь в декабре 1918 года , но внутреннюю роспись полностью завершить не удалось . По свидетельству историка архитектуры М. И. Александровского , храм был « низенький, бледный, почти неприглядный » .
После закрытия в 1918 году церкви Сергиево-Елизаветинского убежища ценности и утварь были перенесены в храм Спаса Преображения . В начале 1920-х годов часть подвальных помещений храма была передана под склад соседнему техникуму для инвалидов. В 1924 году храм посетил инспектор отдела административного надзора Моссовета Брыков. В своём отчёте он написал, что церковь внутри наполовину недостроена. По мнению Брыкова, церковь служила доходным местом для попов, которые халатно относятся к церковному имуществу, из-за чего она год назад была ограблена. Поэтому последовало предложение закрыть церковь и полностью передать её техникуму для инвалидов. Это предложение было поддержано администрацией техникума и ячейками РКП(б) и РКСМ . Предположительно, какое-то время церковь ещё действовала, и её закрыли в конце 1920-х — начале 1930-х годов .
В 1932 году Братское кладбище было ликвидировано и превращено в парк. Тогда же вышел указ о сносе храма: « имея в виду, что церковь, называемая „Преображение“, находится на территории, отведённой МВО под сверхударное строительство » .
Тем не менее, храм тогда не был снесён. 13 июля 1933 года Московское отделение скульпторов написало письмо с просьбой « предоставить свободную церковь на братском кладбище в селе Всехсвятском, находящуюся в ведении культурного сектора Моссовета », для организации скульптурной мастерской . Просьба эта была удовлетворена. Известно, что в 1938 году в мастерской, находившейся в здании церкви, лепили конную статую М. В. Фрунзе . Здание было снесено лишь в конце 1940-х годов с началом застройки района Песчаных улиц .
В 1998 году в Мемориальном парке , расположенном на территории бывшего Братского кладбища, была открыта часовня Спаса Преображения . Своё название она получила в память о снесённом храме . Часовня построена в совершенно другом архитектурном стиле и находится вдалеке от месторасположения храма.
Там, где стоял храм Спаса Преображения, сейчас находится квартал жилых домов, поэтому восстановить его на прежнем месте не представляется возможным. В 2014 году Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество предложило воссоздать храм Спаса Преображения по сохранившемуся проекту на территории Мемориального парка .
Храм Спаса Преображения построен в неорусском стиле . Алексей Щусев следовал традициям средневекового русского зодчества, в частности псковской архитектуре. Храм представлял собой сложный объём. В южной части находились придельные алтари . С севера к храму примыкала арочная звонница , подражавшая звоннице в Больших Вязёмах . В нижней части звонницы размещалась часовня для отпевания покойников . Высокий четверик с четырёхскатным перекрытием завершало . По своей композиции церковь во многом была схожа с собором Успения Пертоминского монастыря Архангельской губернии .
Здание храма Щусев сделал асимметричным, что соответствует традициям средневековой архитектуры русского севера . Архитектор не стремился буквально копировать детали старых русских храмов, а старался стилизовать их с помощью современного инженерного и художественного проектирования. В оформлении чувствовалось влияние стиля модерн . Алексей Щусев уделял главное внимание пластичности и эстетической выразительности форм, лаконичной игре объёмов, а также поискам новой пластики . Некоторые элементы псковской архитектуры переданы достаточно достоверно: скромно оформленный прямоугольный объём храма, наличие трёх апсид и звонницы, оконные проёмы характерной формы. Отдельные детали намеренно изменялись архитектором. Так, храм имеет пятиглавие (вместо одноглавия), четырёхскатные покрытия (вместо восьмискатных), а апсиды завершает скатная кровля (вместо сводчатой) . Некоторые детали утрировались архитектором для достижения большей выразительности, например, приплюснутые формы глав , пояса фронтонов вокруг барабанов и тому подобное. Основываясь на достижениях русского зодчества, архитектор дополнял и исправлял некоторые части и формы, таким образом находя собственный монументальный стиль .