Interested Article - Монрепо

Монрепо́ ( фр. Mon Repos — «мой покой», «моё отдохновение») — скальный пейзажный парк на берегу бухты Защитной Выборгского залива , на острове Твердыш в северной части города Выборга в Ленинградской области . Официальное наименование — Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо» . Находится в Петровском микрорайоне Выборга, рядом с Северным и Выборгским посёлками.

Описание

Парк Монрепо был создан близ Выборга на побережье бухты Защитная Выборгского залива в северо-западной части острова Твердыш . Теперь эта территория включена в административные границы города. Площадь парка — 161,4371 га .

Историческое ядро музея-заповедника составляет усадебно-парковый ансамбль конца XVIII — начала XIX вв. В него входят памятники деревянной архитектуры классицизма (главный усадебный дом и Библиотечный флигель) и пейзажный скальный парк романтического стиля — уникальный памятник садово-паркового искусства, в создании которого принимали участие архитекторы , О. Монферран , Т. де Томон , А. Штакеншнейдер , ( англ. Charles Heathcote Tatham ), художники Я. Меттенлейтер и П. Гонзаго , скульпторы И. Таканен , ( фин. Gotthelf Borup ), садовые мастера И. Бистерфельд и Цвейгер.

Вид на Чайную беседку, 2022

Историческая часть парка органично переходит в лесопарковый массив — зону ценного природного ландшафта, который находится в особом физико-географическом регионе — Фенноскандии . Эта территория состоит из двух больших участков, примыкающих с юга и севера к историческому ядру парка. Он характеризуется уникальными каменными грядами ледникового периода из гранитов рапакиви ( карел. rapakivi — «гнилой камень»), на отдельных участках достигающих высоты 20 м .

История

Основание

В шведские времена, в XVI веке , на острове Слотсхолмен (современное название Твердыш ) был устроен скотный двор — Лилль Ладугорд, часть хозяйственных угодий Выборгского замка . Местность эта по преданиям называлась «Старый Выборг». Из легенды следует, что здесь находилось карельское поселение — предшественник города. В XVII в. — начале XVIII в. эти земли сдавались в аренду выборгским бюргерам и чинам шведской администрации .

В 1710 году во время русско-шведской войны Пётр I взял крепость Выборг приступом . В 1720-е—1740-е годы в Выборге усилились политические позиции немцев. Доля немецкого населения в городе существенно увеличилась также и благодаря беженцам из Ниена . Прибалтийские немцы занимали многочисленные государственные посты в Русской Финляндии , и немецкий язык заменил шведский в официальном делопроизводстве и преподавании .

В 1760 году земля Лилль Ладугорда была отдана в потомственное пользование коменданту Выборгской крепости Петру Ступишину (1718—1782). К 1770 году он устроил здесь свою загородную дачу и начал первые работы по созданию парка, который он назвал Шарлоттенталь ( нем. Charlottenthal «Долина Шарлотты»), в честь своей жены-немки. По указанию Ступишина была насыпана плодородная земля, проведена мелиорация заболоченных мест, построен деревянный усадебный дом, оранжерея, разбит фруктовый сад, высажены лиственные деревья . Поскольку территория усадьбы холмистая, и ровное место найти было сложно, то новый дом строится на небольшом холме, выровненном при помощи насыпной террасы.

После смерти Ступишина имением недолго (1784—1787 гг.) владел назначенный выборгским наместником принц Фридрих Вильгельм Карл Вюртембергский , брат великой княгини Марии Фёдоровны , жены будущего императора Павла I . Принц Вюртембергский дал усадьбе имя Монрепо .

Усадебный дом Монрепо летом

Фамильная усадьба Николаи

Расцвет Монрепо связан с именем президента Санкт-Петербургской Академии наук Людвига Генриха Николаи , который приобрел имение в 1788 году, а после ухода в 1803 году в отставку всецело предался украшению и воспеванию в стихах любимого поместья. По проекту его друга, итальянского архитектора , прежний деревянный усадебный дом перестраивается в стиле классицизма (1798—1804 годы), строится Библиотечный флигель (1804 год) и другие помещения.

Вид на усадебные дома, 2022

При сыне Людвига, Пауле Николаи (он был дипломатом и принимал участие в установлении новых границ России со Швецией по Фридрихсгамскому договору ), в парке обустраиваются места для эмоциональных переживаний, как светлых, так и грустных. Возводятся архитектурные изыски — статуя героя эпоса Калевалы Вяйнямейнена (1873 год) со скандинавскими гуслями « кантеле » на коленях , турецкая палатка, китайские мостики и китайский павильон Мариентурм (дань тогдашней европейской моде на Восток), павильон над источником «Нарцисс» (1820-е годы), храм Нептуна (1830-е годы, сейчас его называют «Павильон „Храм“»), готические ворота на входе (1821 год), павильон Паульштайн (1790-е годы, назван в честь Пауля Николаи), « Хижина отшельника », тосканская колонна, посвященная императорам Павлу I и Александру I (1804 год), неоготическая капелла Людвигсбург ( 1822 год , архитектор ) и фамильный некрополь Николаи на скалистом острове Людвигштайн («На краткий миг, о холм, ты мой, потом навек я буду твой» — стихи Людвига Генриха посвящены тому месту, где он позже был похоронен).

Усадебный дом на зарисовке 1830 года

В 1827 году на Левкатийской скале в память о погибших в Наполеоновских войнах братьях жены Пауля Николаи — принцах Августе и Карле Броглио (урождённых де Брольи ) — установили обелиск . Обелиск удачно вписался в окружающий пейзаж и стал одним из символов парка. Слава о романтической усадьбе была столь широка, что парк даже посетил в 1863 году российский император — Александр II .

Когда российское правительство захотело выкупить у семьи Николаи часть поместья для строительства военных укреплений, призванных защитить выход из Сайменского канала в Финский залив , Николаи землями предков торговать не стали, а сдали требуемый кусок суши в бесплатную аренду государству «до тех пор, пока в сём есть надобность».

В конце XIX — начале XX веков Монрепо становится местом проведения съездов студенческого христианского движения, участником которого был последний мужчина из рода Николаи — барон Пауль Георг Николаи . В годы финской гражданской войны 1918 года именно он спас поместье от разорения. Однако он скончался в октябре 1919 года. Был похоронен на фамильном кладбище в Монрепо.

После смерти барона Николаи Монрепо перешло его сёстрам, младшая из которых, София фон Николаи (1862—1943) вышла замуж за графа Константина фон дер Палена (1861—1923). Николаи и Палены жили в Монрепо до войны между СССР и Финляндией в 1939 году .

Вид на Елисейские поля

Как писал финский историк искусства Карл Конрад Мейнандер, "членам рода Николаи была свойственна редкая однородность характеров и интересов, обращенных главным образом к литературе и искусству, а также к религии.

В вопросах политики они считали своим долгом быть верными слугами своего русского повелителя. Члены императорской фамилии в свою очередь не упускали случая нанести визит в Монрепо во время своих поездок по Финляндии.

Но, состоя на русской службе, Николаи так и не стали русскими; домашним языком оставался в основном немецкий язык, иногда говорили также на французском и английском. В этом положении кроется известная лишенность корней, характерная, впрочем, для многих дворянских и коммерческих семейств Петербурга и Выборгского края" . (Перевод В. В. Дмитриева)

Вторая мировая война

В конце ноября 1939 года началась советско-финляндская война . Она продлилась до марта 1940 года и завершилась подписанием Московского мирного договора , по условиям которого большая часть Выборгской губернии Финляндии, включая Выборг и весь Карельский перешеек , а также ряд других территорий отошли к СССР . Финское население было полностью эвакуировано в Финляндию . 31 марта 1940 года Верховным Советом СССР был принят Закон СССР о передаче большей части полученных от Финляндии территорий в состав Карело-Финской ССР .

Пруд Паульштайн
Протока Мариентурм

Уже весной 1940 года, сразу после войны, Монрепо стал предметом интереса новых советских властей. Имение и парк были признаны имеющими архитектурную и историко-культурную ценность, после чего в усадебном комплексе был размещен дом отдыха 123-й стрелковой дивизии . Наиболее ценные экспонаты были вывезены в Государственный Эрмитаж . Также в Ленинград была отправлена та часть семейного архива Николаи, которую владельцы Монрепо, семья Николаи — фон дер Паленов по каким-то причинам не увезли с собой. Эти бумаги, попавшие в Отдел рукописей Государственной Публичной библиотеки , сохранились как единая коллекция, были частично описаны в 1970-х.

Аллея в восточной части парка

В конце августа 1940 года Главный усадебный дом был передан Народному комиссариату обороны СССР . Внутри военной структуры он оказался в ведении дома отдыха Ленинградского военного округа . Когда осенью того же года в Выборге работала Комиссия Управления по делам искусств при СНК Карело-Финской ССР, обнаружилось, что воинские части производят произвольную вырубку деревьев, составляющих сосновую рощу и аллею, ведущие к Монрепо. Выяснилось, что в парке отсутствует охрана, что парковые павильоны разрушаются, а скульптура Вяйнемейнена попросту уничтожена. Комиссия рекомендовала издать регулирующие документы, а также « провести цикл популярных лекций для ознакомления широких слоев населения города как с самими памятниками, так и с постановкой дела их охраны ». Советская правительственная комиссия констатировала факт уничтожения шедевра Таканена советскими солдатами. Также была обезображена мраморная статуя Нарукса (возможно Нарцисса ). По свидетельству очевидца, плафон в главном зале усадьбы был покрыт лаком, а настенная живопись начала XIX века была замазана полосами. Занятый военной организацией, парк был почти недоступен для экскурсий и совсем недоступен для одиночных посетителей .

В июне 1941 года между Финляндией, ставшей союзником Германии, и СССР возобновилась война . До конца сентября финские войска заняли все территории, утраченные в 1940 году. В 1941 году финны приспособили поместье под военный госпиталь . За эти три года, когда Выборг снова стал финским, в Монрепо вернулись его жители. С 1942 по 1944 год усадьбой Монрепо владел граф Николас фон дер Пален (1896—1963), сын баронессы Софии Николаи и Константина фон дер Пален . В августе 1943 года София Луиза Татьяна фон дер Пален скончалась. Её похоронили в семейном некрополе баронов Николаи на острове Людвигштайн. Вскоре от фамильного кладбища останутся лишь осквернённые воспоминания.

Летом 1944 года на Карельском перешейке советские войска начали наступление . 20 июня ими штурмом был взят Выборг. Война для Финляндии закончилась в сентябре 1944 года. Выборг и Монрепо снова были переданы Советскому Союзу.

Советские годы

Земляная дамба напротив острова Людвигштайн. Восстановлена в ходе реставрации

Уже в январе 1945 года территория парка (и по крайней мере одно здание усадебного комплекса — Библиотечный флигель) была передана Дому отдыха Военно-электротехнической Академии связи им. Буденного .

Сохранился протокол заседания Исполкома Ленинградского Областного Совета депутатов трудящихся в августе 1947 года, из которого можно сделать выводы о положении дел в Монрепо в тот момент. ''«Военно-электротехническая Академия им. Буденного, арендующая парк „Монрепо“ в г. Выборге, не приняла мер к охране и ремонту поваленного бурей в феврале с.г. „Храма Дружбы“, в результате чего этот памятник расхищен на дрова»''. Члены Исполкома предупреждали, что ''«если в течение 1947 года <…> не будет произведен ремонт, предусмотренный договорами, памятников, используемых ими, то памятники будут от них изъяты»''. Однако никаких документов, которые бы свидетельствовали, что угроза была приведена в исполнение, не найдено.

В 1952 году Главный усадебный дом и Библиотечный флигель были поставлены под охрану государства как памятники архитектуры. Городские власти Выборга добились превращения места ведомственного отдыха военных в часть городского хозяйства, и в мае 1953 года в Монрепо открыли парк культуры и отдыха . В 1954 году в Монрепо проводилось, среди прочего, «народное гулянье в честь трёхсотлетия воссоединения Украины с Россией».

С середины 1950-х в Главный усадебный дом въехал детский сад «Лесная сказка». Библиотечный флигель был превращён в многоквартирный жилой дом, оранжерею передали городской конторе предприятий коммунального обслуживания. А земельный участок с фруктовым садом и ягодником отвели под школьное опытное поле.

В 1960-е годы граф Николас фон дер Пален смог приехать в Монрепо и увидеть своё бывшее имение. Больше всего он был потрясён осквернением фамильного кладбища своих предков на острове Людвигштайн.

Парк осенью 2020 года.

В 1960 году Совет министров РСФСР принял постановление, по которому весь усадебно-парковый комплекс «бывшего парка Монрепо» был объявлен памятником истории и культуры республиканского значения. При этом к 1960 году власти потратили около 200 тыс. рублей на приобретение аттракционов для парка культуры и отдыха. Эти карусели были вывезены из парка только в конце 1980-х гг.

Падающий камень, осень 2022

В 1966 году городской парк отдыха получил статус Центрального и ему присвоили имя М. И. Калинина . После этого вся культурно-массовая работа в Выборге (концерты, праздники, народные гуляния, спортивные соревнования) была сосредоточена в Монрепо.

В 1981 году коллектив ЦПКиО им. М. И. Калинина был награждён дипломом Министерства культуры за победу в смотре парков культуры и отдыха малых городов, а в июле 1982 года в ЦПКиО состоялся чемпионат Европы по водно-моторному спорту.

В 1980-х годах парк пришёл в плачевное состояние, и в Выборге началась кампания при поддержке Дмитрия Лихачёва по созданию здесь музея, чтобы уберечь постройки от окончательного разрушения . В 1982 году по проекту выборгского архитектора В. В. Дмитриева были воссозданы деревянные въездные ворота, утраченные ещё в 1950-х годах .

В 1988 году музей был создан, полное нынешнее его название — Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо». Аттракционы парка культуры и отдыха имени Калинина были перемещены на Батарейную гору . Начались реставрационные работы. К тому времени практически все деревянные парковые павильоны были разобраны, дренажная система не работала, пруд на Паульштайне и пруд Боб заболотились.

Постсоветский период

Хижина отшельника , восстановленная в 2021 году

В 1990-х и 2000-х годах состояние существующих памятников, с учётом трудного финансового положения, в большей части продолжало плавно ухудшаться. Так, Главный усадебный дом и Библиотечный флигель были полностью закрыты для посещений в связи с аварийным состоянием, несмотря на попытки начать реставрацию последнего. Однако, часть памятников всё же удалось отремонтировать (капеллу Людвигсбург на острове Людвигштайн ), а некоторые даже воссоздать заново по историческим проектам: Китайские мостики (восстановлены в 1998 и 2002 годах), храм Нептуна (1999 год) и Чайную беседку (постройка 2002 года).

В парке регулярно проводятся различные культурные мероприятия: Всемирная акция «Ночь музеев», праздник для детей и их родителей «Сиреневый день в Монрепо», театрально-музыкальный фестиваль «Дачные сезоны в Монрепо», фестиваль «Кедр» .

Летом 2011 года павильон «Храм Нептуна» полностью сгорел. Спустя 7 лет, в 2018 году павильон восстановили. Новый Храм Нептуна выполнила и безвозмездно подарила парку петербургская компания «ЛВЛ Конструкции» . В 2012 году была восстановлена Хижина Отшельника, вместе с прилегающими деревянными пешеходными мостиками. Эти объекты также были обновлены в 2018 (мостики) и 2021 (Хижина) годах в ходе реставрации парка 2017—2020 гг.

В 2014—2015 году в ходе совместного проекта Министерства культуры РФ «Сохранение и использование культурного наследия в России» и Международного банка реконструкции и развития на реставрацию Монрепо был выделен грант в размере около двух миллиардов рублей .

Реставрация 2017—2022 годов

Оранжерейный комплекс. Восстановлен в ходе реставрации.

В конце 2017 года в парке Монрепо началась масштабная реставрация , согласно которой парк восстанавливался на период своего расцвета — 1790—1860 годы, когда его владельцами были президент Санкт-Петербургской Академии наук Людвиг Генрих Николаи и его сын российский дипломат Пауль Николаи .

Главный зал Усадебного дома, 2022.

После пяти лет работ летом 2022 года завершилась реставрация ландшафтной части. За это время: была реконструирована береговая линия , восстановлены дамбы и пирсы парка , воссозданы клумбы и цветники, восстановлена дренажная система, полностью воссоздана дорожно-тропиночная сеть, отреставрированы Главные ворота, воссоздан плодовый формовый сад , , восстановлен источник «Нарцисс» , восстановлены прежде заросшие районы: Китай и Паульштайн. Согласно современным требованиям законодательства в Монрепо появились элементы современного музейного приспособления: инженерные сети, газовая котельная, автостоянка, разворотное кольцо для туристических автобусов, буфет . В самом парке появился маршрут для маломобильных граждан. В декабре 2022 года завершились работы на Главном усадебном дома и Библиотечном флигеле с приспособлением их под выставочные и лекционные залы.

Реставрация полностью преобразила Монрепо [ нет в источнике ] , превратив его в один из самых красивых и популярных парков страны [ нет в источнике ] . В 2022 году Монрепо посетили 420 тысяч человек, по итогам года парк занял 35-ю строчку среди самых популярных музеев России .

В планах музея-заповедника реставрация капеллы Людвигсбург, обелиска братьям Броглио и колонны двух императоров.

Библиотечный флигель. Восстановлен в 2022 г.

Реставрация парка и усадьбы стала объектом критики градозащитников и экспертов и сопровождалась серией негативных публикаций в прессе . Решением Совета Санкт-Петербургского отделения ИКОМОС от 30 января 2018 года ориентация на план 1804—1806 годов и игнорирование последующих периодов развития парковой композиции были признаны методической ошибкой концепции реставрации с необходимостью её пересмотра, внесением в ландшафтную часть проекта корректив, с учётом всех периодов развития и стабильного существования композиции парка и сохранением пространственно-планировочной композиции его центральной части, сформировавшейся в середине XIX века .

6 апреля 2018 года по результатам обсуждения в ландшафтной секции Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры концепция реставрации и выбор периода начала XIX века, на который она ориентирована, признаны ошибочными, а проектирование и производство работ в условиях отсутствия детально прописанного предмета охраны парка и усадебных зданий — противоречащими законодательству. В резолюции департаменту Министерства культуры было рекомендовано ввести мораторий на производство работ .

ИКОМОС Финляндии в обращении губернатору Ленинградской области и директору музея-заповедника «Монрепо» указал, что демонтаж и переборка исторических деревянных зданий «неприемлемы в качестве метода восстановления» .

На совещании специалистов в сфере реставрации деревянных памятников Владимир Рахманов , Ирэн Хаустова, Михаил Мильчик , эксперты ИКОМОС,Федерального научно-методического совета и ВООПИиК пришли к заключению о необходимости пересмотра проекта реставрации главного дома с отказом от полной разборки и реставрацией на месте с максимальным сохранением подлинных деревянных конструкций .

По мнению Михаила Мильчика, «в результате так называемой реставрации мы получим копию выдающихся памятников деревянной архитектуры начала XIX века — главного усадебного дома и библиотечного флигеля с включением некоторых элементов подлинных конструкций. Перед нами новые постройки, повторяющие исторические формы, подлинность которых сведена к минимуму» .

Отображение в искусстве

Статуя Вяйнемёйнена — героя эпоса Калевала . Современная копия работы 1873 года скульптора И. Таканена .

С XVIII в. парк посещали, писали и рисовали как художники-профессионалы, так и любители. Одни были приглашены хозяевами специально, другие попадали в парк самостоятельно, путешествуя по Финляндии. По сообщению историков и краеведов Выборга Юлии Мошник и Михаила Ефимова, одно из первых изображений парка «Вид на усадьбу Монрепо» (1796) сделал придворный живописец Меттенлейтер (нем. Johann Jacob Mettenleiter) . В 1797 году Меттенлейтером был создан живописный плафон для павильона Венеры в Гатчине. Вероятно, на созданном в том же году плафоне, для потолка Белого зала усадебного дома Монрепо, был изображен античный сюжет. Известно, что в письме от 20 июля 1802 г. Л. Г. Николаи упоминает Меттенлейтера, поехавшего с ним в Монрепо, "чтобы присущим ему способом наклеить плафонную картину в большом зале.

Об интересе Николаи к искусству свидетельствуют довольно обширное его контакты с художниками XVIII — начала XIX в., приезжавшими из разных стран и работавшими при русском дворе. Пейзаж «Вид Русской Финляндии. Поместье под Выборгом», выполненный Мартыновым, — это фактически тот же вид усадьбы со стороны холма Мариентурм, что и на картине Меттенлейтера .

К. Ф. Кристенсен (1805—1883; дат. Christensen Christian Ferdinand) — датчанин, которого Пауль Николаи летом 1830 г. пригласил в Монрепо в качестве учителя рисования для своих детей. Неизвестно, сколько видов написал Кристенсен за все время, проведенное в имении Монрепо. Возможно, их было около двадцати. Часть из них стала основой для создания иллюстраций переиздания поэмы Л. Николаи «Имение Монрепо в Финляндии. 1804», которые выполнил в Париже Л.-Ж. Жакотте, вероятно не бывавший в Монрепо .

Выдающийся русский живописец И. И. Шишкин запечатлел в ряде своих зарисовок лес в парке барона Николаи. В 1858—1860, 1867, 1878 г. Шишкин во время путешествий на остров Валаам писал и рисовал пейзажи в окрестностях Выборга .

В советский период парк становится Центральным парком культуры и отдыха имени Калинина и множество советских художников создают живописные работы маслом с видами парка, а также графические произведения (карандаш, смешанная техника, линогравюры, литографии и др.) . Сейчас парк Монрепо по-прежнему привлекателен для российских мастеров (А. А. Бакун, М. А. Шульгин и др.). Шульгин в своем выборгском творчестве вдохновляется китайской живописью «гохуа» .

Парку была посвящена песня Анникки Тяхти «Помнишь ли ты Монрепо», побившая рекорды продаж в Финляндии в 1950-е годы. Уже будучи пожилой, Тяхти исполнила песню в фильме « Человек без прошлого » (2002).

Объекты культурного наследия

Название Координаты Описание Фото
Главные ворота 60°43′49″ с. ш. 28°43′32″ в. д. Въездные деревянные ворота в неоготическом стиле, украшенные стрельчатыми башнями и металлическим декором. Воссозданы в ходе реставрации.
Дом садовника 60°43′51″ с. ш. 28°43′43″ в. д. Одно из зданий Оранжерейного комплекса куда также входят Дом управляющего и Оранжерея. Воссоздано в ходе реставрации
Скульптура «Лев» 60°43′52″ с. ш. 28°43′43″ в. д. Монумент, символизирующий независимость Финляндии, был установлен на Петровской горе в 1927 на постаменте демонтированного памятника Петру I. Во время Зимней войны сброшен на землю, в результате чего получил повреждения. В 1990-х годах скульптуру обнаружили на территории парка Монрепо, после чего она заняла свое место у Дома садовника, где находилась администрация музея-заповедника
Усадебный дом 60°43′55″ с. ш. 28°43′40″ в. д. Деревянный усадебный дом, памятник эпохи классицизма начала 19 века, построен на искусственной насыпной террасе. Средоточие семейной и духовной жизни нескольких поколений семьи Николаи, относившихся с трогательной любовью к своему родовому имению. Здание воссоздано в ходе реставрации.
Библиотечный флигель 60°43′56″ с. ш. 28°43′38″ в. д. Свое название здание получило потому, что во второй половине 19 века в нём размещалась библиотека, собранная баронами Людвигом и Паулем Николаи. Библиотека насчитывала более 9000 томов, в неё входили редкие и наиболее интересные издания своего времени. В начале 20 столетия владельцы Монрепо подарили библиотеку университету Хельсинки с условием неделимости коллекции, где она хранится до сих пор. Здание воссоздано в ходе реставрации.
Обелиск братьям Броглио 60°43′55″ с. ш. 28°43′51″ в. д. Обелиск из серо-зелёного мрамора, установленный на Левкадской скале в память о погибших в сражениях эпохи наполеоновских войн братьях супруги Пауля Николаи.
Дамба 60°43′56″ с. ш. 28°44′01″ в. д. Дамба была построена для того, чтобы защитить восточную материковую часть парка и Долину «Розенталь»  (нем. «долина Роз») от  затопления.  К тому же по дамбе была проложена достаточно широкая дорога, с помощью которой можно было перейти к архипелагу в восточной части парка.
Долина «Розенталь» 60°43′56″ с. ш. 28°44′01″ в. д. Ранее — часть залива, которую отгородили дамбой. В период расцвета Монрепо здесь цвели удивительные по красоте розы различных сортов. В ходе реставрации в парке было высажено несколько тысяч розовых кустов
Сибирский кедр «Лира» 60°43′56″ с. ш. 28°44′08″ в. д. Сибирская кедровая сосна, формой кроны напоминающая лиру.
Китайские мостики 60°44′01″ с. ш. 28°44′05″ в. д. Горбатые мостики, ведущие на остров Колонны. Служат также дамбами для регулирования уровня воды в канале, прорытом под ними.
Падающий камень 60°44′00″ с. ш. 28°44′11″ в. д. Отёсанная каменная глыба, имеющая эффект «падения». Композицию дополняет берёзка, подпирающая её.
«Пампушинка» 60°44′02″ с. ш. 28°44′09″ в. д. «Пампушинка» — детское прозвище Пауля Николаи. В этом уголке парка он в детстве устроил парковую композицию, которая до настоящего времени почти не сохранилась.
Колонна двух императоров 60°44′02″ с. ш. 28°44′03″ в. д. Памятная колонна в честь императоров Павла I и Александра I, не без участия которых барон Людвиг Николаи достиг карьерных успехов и стал владельцем усадьбы Монрепо.
Пристань 60°43′59″ с. ш. 28°43′49″ в. д. Сложенный из каменных глыб пирс на берегу Защитной бухты, близ которого установлено несколько скамеек для созерцания морских панорам.
Чайная беседка 60°43′58″ с. ш. 28°43′45″ в. д. Лёгкий павильон, установленный на вершине одного из холмов, в одной из самых видовых точек парка.
Елисейские поля 60°43′58″ с. ш. 28°43′40″ в. д. «Елисейские поля» начинаются у подножия Левкадской скалы и тянутся до источника «Нарцисс». Название заимствовано из греческой мифологии. В Элизиум (лат. Elysium) попадали избранные добродетельные герои, которых боги почтили бессмертием.
Формовый плодовый сад 60°43′51″ с. ш. 28°43′43″ в. д. Сад воссоздан в ходе реставрации. Его составляют деревья зимостойких сортов яблонь и груш, выращенные специально для парка Монрепо садовниками исторического питомника "Лорберг" в Германии .
Храм Нептуна 60°44′06″ с. ш. 28°43′39″ в. д. Павильон античного образца на мысе, изначально называвшийся храмом благочестия. Рядом была установлена скульптура Нептуна, позже перенесенная внутрь павильона, в связи с чем тот и обрёл свое современное название. Павильон неоднократно уничтожался и восстанавливался, скульптуры не сохранились.
Остров Людвигштайн 60°44′08″ с. ш. 28°43′31″ в. д. В своей поэме «Имение Монрепо в Финляндии. 1804» Людвиг Николаи рассказал легенду о том, что на острове живёт призрак короля Эриха XIV, и дал острову имя Эрихштайн – скала Эриха. По легенде каждую полночь дух короля бродит по гранитному острову, гремит кандалами, страшно воет, пугая всех вокруг...

Так случилось, что на этом острове обрел последний приют и сам владелец Монрепо — Людвиг Николаи, после чего остров стал носить его имя — Людвигштайн — скала Людвига. Со временем остров превратился в семейный некрополь.

В 1820 года сын Людвига Пауль построил на острове похожую на средневековый замок капеллу Людвигсбург. Архитектор Чарльз Хиткот Тэтам.

«Грот Медузы» 60°44′06″ с. ш. 28°43′33″ в. д. Искусственная пещера, которая предназначалась для того, чтобы вызывать у посетителей чувство страха и мощи сил природы. В одну из стен был вмурован маскарон с изображением Медузы Горгоны, который не сохранился.
Источник «Нарцисс» 60°44′05″ с. ш. 28°43′17″ в. д. По преданию, вода из источника способна исцелять глазные болезни, в связи с чем первоначальным названием источника было «Сильмя», что в переводе с финского означает «глаз». Современное название источник получил после того, как был сооружен павильон со статуей Нарцисса. Восстановлен в ходе реставрации.
Хижина отшельника 60°44′09″ с. ш. 28°43′14″ в. д. Скромная постройка из берёзовых брёвен, напоминающая о простой и благочестивой жизни. Подобные павильоны были весьма популярны в парках конца XVIII века. Известно, что в некоторых усадьбах даже специально нанимали служителей, которые за скромное вознаграждение развлекали гостей, изображая отшельников.
«Грот Желаний» 60°44′11″ с. ш. 28°43′15″ в. д. Небольшой каменный проход под валунами, отделяющий «Царство скал» от остальной части парка. Считается, что если внутри грота загадать желание, то оно обязательно сбудется.
Скульптура «Вяйнемёйнен» 60°44′12″ с. ш. 28°43′15″ в. д. Вяйнямейнен – один из героев карело-финского эпоса «Калевала». Суровые скалы ущелья, обрамляющие скульптуру, как нельзя лучше отражают дух северного сказания.
Край света 60°44′14″ с. ш. 28°43′14″ в. д. Конец исторической части парка, после которой расположен лесной массив. Отмечена каменными ступенями.
Скальная гряда 60°44′01″ с. ш. 28°43′29″ в. д. Отвесная гранитная гряда, вдоль которой расположена одна из основных аллей парка. Развёрнута в сторону севера, в связи с чем иногда даже в мае бывает покрыта снегом и льдом.
Пруд Паульштайн 60°43′58″ с. ш. 28°43′29″ в. д. Пруд образован благодаря естественному углублению в скале. Вода в него поступает только за счет осадков. Обнаружив этот водоем, владелец усадьбы барон Николаи оформил его берега валунной кладкой.
Погреб-ледник 60°43′56″ с. ш. 28°43′38″ в. д. Перед вами прообраз современного холодильника, где продукты охлаждались льдом, выложенным слоями на полу вдоль стен. Если ледник был устроен правильно, он мог сохранять лед до осени. Сейчас в погребе находится сувенирный магазин музея-заповедника.

Примечания

  1. . Дата обращения: 28 февраля 2009. 3 марта 2009 года.
  2. . Дата обращения: 2 июля 2008. 31 июля 2008 года.
  3. (фин.) . 29 сентября 2007 года.
  4. . Дата обращения: 16 ноября 2007. Архивировано из 8 марта 2008 года.
  5. . Независимый Выборгский портал. Дата обращения: 1 августа 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  6. . Дата обращения: 9 июля 2022. 13 августа 2020 года.
  7. . russights.ru. Дата обращения: 1 августа 2015. 16 марта 2015 года.
  8. . Hrono. Дата обращения: 1 августа 2015. 24 марта 2015 года.
  9. от 5 марта 2016 на Wayback Machine vbrg.ru
  10. Борис Соколов. от 10 октября 2007 на Wayback Machine
  11. Эта скульптура неоднократно терпела ущерб от вандалов . Ещё в 1871 году неизвестные разбили первую гипсовую статую Вяйнемяйнена. Тогда её заменили скульптурой, отлитой в металле, см. Борис Соколов. от 10 октября 2007 на Wayback Machine . В начале лета 2007 года на своё место была возвращена копия статуи Вяйнемёйнена , но уже через полтора месяца её повредили вандалы, отбив пальцы руки героя эпоса Калевалы .
  12. . Дата обращения: 7 июля 2011. 21 ноября 2014 года.
  13. . m.vk.com . Дата обращения: 8 августа 2023. 10 августа 2023 года.
  14. Михаил Ефимов. . magazines.russ.ru (2010). — Опубликовано в журнале « Новый Берег » №29 - 2010 г. Дата обращения: 14 апреля 2022.
  15. . Дата обращения: 7 июля 2011. 13 июля 2019 года.
  16. М. А. Лямина от 28 сентября 2007 на Wayback Machine
  17. . www.parkmonrepos.org . Дата обращения: 19 февраля 2021. 5 марта 2021 года.
  18. . Интернет-газета Karpovka.com . Дата обращения: 19 февраля 2021.
  19. nsp.ru . Дата обращения: 22 мая 2023. 22 мая 2023 года.
  20. . 47channel.ru . Дата обращения: 2 февраля 2023. 2 февраля 2023 года.
  21. . www.parkmonrepos.org . Дата обращения: 12 мая 2021. 12 мая 2021 года.
  22. . www.parkmonrepos.org . Дата обращения: 18 февраля 2021. 20 января 2021 года.
  23. . www.parkmonrepos.org . Дата обращения: 18 февраля 2021. 23 октября 2020 года.
  24. . news.myseldon.com . Дата обращения: 2 февраля 2023. 2 февраля 2023 года.
  25. . www.parkmonrepos.org . Дата обращения: 18 февраля 2021. 25 января 2021 года.
  26. . www.parkmonrepos.org . Дата обращения: 18 февраля 2021. 25 февраля 2021 года.
  27. . www.parkmonrepos.org . Дата обращения: 18 февраля 2021. 29 ноября 2020 года.
  28. (рус.) . institutspb.ru . Дата обращения: 2 февраля 2023. 2 февраля 2023 года.
  29. . spbdnevnik.ru . Дата обращения: 2 февраля 2023. 2 февраля 2023 года.
  30. Андрей Курицын. . НТВ . Дата обращения: 2 февраля 2023. 2 февраля 2023 года.
  31. Андрей Курицын. . НТВ . Дата обращения: 22 мая 2023. 2 февраля 2023 года.
  32. . lentv24.ru . Дата обращения: 2 июня 2023. 2 июня 2023 года.
  33. . . The Art Newspaper Russia (4 мая 2023). Дата обращения: 22 мая 2023. 22 мая 2023 года.
  34. Лиханова Т. И. // Новая газета. Санкт-Петербург. — 2018. — 30 января ( № 10 (2731) ). 30 июня 2023 года.
  35. Лиханова Т. И. // Новая газета. Санкт-Петербург. — 2018. — 5 февраля ( № 12 (2733) ). 27 июня 2023 года.
  36. Лиханова Т. И. // Новая газета. Санкт-Петербург. — 2018. — 5 июня ( № 59 (2780) ). 28 июня 2023 года.
  37. Лиханова Т. И. // Новая газета. Санкт-Петербург. — 2019. — 13 февраля ( № 17 (2882) ). 27 июня 2023 года.
  38. Лиханова Т. И. // Новая газета. Санкт-Петербург. — 2019. — 13 марта ( № 27 (2892) ). 27 июня 2023 года.
  39. . ИКОМОС СПб (30 января 2018). Дата обращения: 27 июня 2023. 27 июня 2023 года.
  40. . ИКОМОС СПб (6 апреля 2018). Дата обращения: 27 июня 2023. 27 июня 2023 года.
  41. Лев Березкин. // Санкт-Петербургские ведомости. — 2021. — 30 июля ( № 139 (6977) ). 27 июня 2023 года.
  42. Юлия Мошник, Михаил Ефимов. . — Выборг: Центр Сохранения Культурного Наследия, 2016. — С. 104. — 184 с., ил. с. — ISBN 978-5-91882-032-2 . 7 ноября 2022 года.
  43. Мартынова А. Г. Уникальный выборгский скальный, пейзажный парк Монрепо в живописи и графике художников XVIII – начала XXI в. // Материалы XXV Царскосельской научной конференции «Сады и парки. Энциклопедия стиля». — 2019. — С. 494—508 .
  44. Мартынова А. Г. К вопросу художественного образа Выборга, парка Монрепо и окрестностей в финской живописи 1899 – 1926 гг. // Искусство и культура. — 2018. — № №4(32) . — С. 41—46 .

Литература

  • Николаи Л. Имение Монрепо в Финляндии (1804) / Пер. М. Костоломова с комментариями. — СПб.: ЦСКН, 2011. — 144 с.
  • Мошник Ю. И., Ефимов М. В. Монрепо от А до Я. — Выборг: ГБУК ЛО ГИАПМЗ «Парк Монрепо», ЦСКН, 2016. — 184 с., ил.
  • Мартынова А. Г. Выборг, парк Монрепо и окрестности в творчестве художников XVI—XIX вв. / А. Г. Мартынова. — СПб.: Принт, 2018. — 304 с., ил., 38 цв. вкл. ISBN 978-5-901724-68-2.
  • Мартынова А. Г. К вопросу художественного образа Выборга, парка Монрепо и окрестностей в финской живописи 1899—1926 гг. / А. Г. Мартынова // Искусство и культура. — 2018. — № 4(32). — С. 41-46.
  • Мартынова А. Г. Уникальный выборгский скальный, пейзажный парк Монрепо в живописи и графике художников XVIII — начала XXI в. / А. Г. Мартынова // Материалы XXV Царскосельской научной конференции «Сады и парки. Энциклопедия стиля» — 2019. — Ч.I. — С. 494—508.
  • Журналист Т. Захарова, искусствовед А. Мартынова. . «Радио России», программа «Ветер в окно», рубрика «Городской наблюдатель» (25 июня 2019).
  • Бахарева Н. Ю. Иоганн Якоб Меттенлейтер: реконструкция творческой биографии художника/Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2016. № 11. Ч. 1. С. 23-26.
  • Ruoff, Eeva: Monrepos : muistojen puutarha.Kustantaja: WSOY, painovuosi:1993. Перевод книги Эвы Руофф. «Монрепо. Парк воспоминаний». Библиотека музея-заповедника «Парк Монрепо»

Ссылки

  • , официальный сайт
  • . Архивировано из 11 марта 2016 года.
  • . — Информация об ООПТ на сайте информационно-аналитической системы «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»): . Дата обращения: 25 февраля 2022.
Источник —

Same as Монрепо