Сорока (головной убор)
- 1 year ago
- 0
- 0
Шаперо́н ( фр. chaperon ) — средневековый головной убор . Вначале представлял собой капюшон с длинным шлыком (колпаком) и пелериной , затем превратился в пышное и достаточно дорогое сооружение, напоминающее тюрбан , дополнительно украшавшийся фестонами .
В средние века (XII—XIII) шаперон был как мужским, так и женским головным убором. В XIV веке мужчины стали носить шаперон с жёстким бортом. Параллельно с этим удлинился шлык, и его стали драпировать над бортом или вокруг головы таким образом, чтоб узкая часть хвоста спускалась на плечо .
Мода на ношение шаперона пришла из Бургундии , в начале XV века она охватила всю Западную Европу , к концу того же столетия постепенно ушла, и шаперон вернулся к первоначальной, чисто утилитарной роли.
Первоначально шаперон представлял собой капюшон с пелериной , скреплявшийся застежкой на шее, который использовался всеми классами общества как дорожная одежда для защиты от дождя и ветра, причём его носили равно женщины и мужчины. При необходимости капюшон можно было сбросить на спину, и использовать шаперон в качестве короткого плаща. В качестве дополнительного украшения пелерина могла быть присобранной или вырезанной по краям. Также сам капюшон часто дополнялся длинным шлыком. Появляется он впервые около XII века . Среди исследователей нет согласия, называлась ли эта ранняя форма собственно шапероном, или же носила имя « » ( англ. hood — капюшон).
Само название «шаперон» восходит, по всей вероятности, к позднелат. cappa — то есть «плащ с капюшоном», или просто «капюшон» — к чему был уже во французском языке добавлен увеличивающий суффикс «-(r)on», давая общее значение « широкий капюшон », « большой головной убор ».
Шаперон делился на следующие части, каждая из которых развивалась собственным путём и приобретала особое значение. Это — длинный шлык (колпак), вначале свисавший на спину, носивший у французов название корнетты ( фр. cornette ), у англичан — типпит ( англ. tippit ), также в обоих языках встречается его общее название лирипип ( англ. и фр. liripipe ). Пелерина для французских разновидностей шаперона именовалась патта ( patte ), у англичан — кейп ( cape — то есть «плащ», «накидка») разновидность, украшенная фестонами — « петушиным гребнем » ( cockscomb ). Позднее шаперон дополнительно украшали с помощью бурреле ( фр. bourrelet ) или « ронделя » ( rondel ) — широкой ленты из шёлка или хлопчатобумажной ткани, обвязывавшейся вокруг головы на манер тюрбана или берета , со свисавшим вниз концом.
Около 1300 года некто, оставшийся неизвестным, предложил носить шаперон, надевая его на голову лицевым отверстием, так что пелерина и шлык (патта и корнетта) свешивались с двух сторон в качестве украшения. Существует предположение, что эта «шляпообразная форма», получившая в литературе название собственно шаперона, в начале носилась только в жаркое время года — но доказательств этому нет. Так или иначе, идея была подхвачена, и в XV веке шапероны начинают шить именно с расчётом на ношение их в виде шляпы. Развиваются разные варианты ношения шаперона.
На итальянский манер сложенную пополам патту оставляли свисать сбоку от головы. Как последний штрих шаперон стали обвязывать широкой лентой — бурреле, превращая шаперон в подобие тюрбана.
В конце XIV века среди дам был популярен т.н. «чешский/богемский шаперон», который стоял в высоту с передней стороны таким образом, что напоминал нимб святых. Подобные шапероны упоминаются в Лимбургской хронике за 1389 год .
В начале XV века , как следует из миниатюр « Великолепного часослова герцога Беррийского » и « », крестьяне продолжали носить шаперон в его исконном виде, в то время как прислуга, входившая в свиту владетельных князей, предпочитала оформлять его наподобие шляпы, изготовлявшейся, по-видимому, из шёлка . В середине века шаперон, несколько более простой и строгий по виду, становится также головным убором знати.
В середине того же века шаперон становится обычным головным убором знати и купцов, причём корнета удлиняется чуть не до земли, заставляя носящего обматывать её вокруг шеи на манер шарфа, так что, например, на флорентийский шаперон этого времени уходило до 9,5 метров ткани ( камки или шёлка). Бурреле свивается в жгут, причём иногда по-прежнему обертывается вокруг шаперона, или же несколько слоев дополнительно накладываются на сам шаперон.
Интересно, что величина бурреле соответствовала степени знатности его хозяина — чем больше бурреле, тем выше человек стоял на социальной лестнице.
Во Франции и Бургундии ношение шаперонов определённого цвета указывало на принадлежность человека к определённой политической партии — причём сами партии могли иногда носить имя «шаперонов». Так, участники парижского восстания 1356 года, направленного против дофина Карла — будущего Карла V , регента Франции в то время, как его отец Иоанн II был в плену у англичан, и добивавшиеся французского трона для Карла Злого , короля Наварры, носили двуцветные шапероны, у которых красный цвет символизировал Париж , голубой — Наварру . В 1379 граждане Гента восстали против Филиппа Смелого , герцога Бургундии, причём знаком принадлежности к повстанцам было ношение белого шаперона (см. Восстание белых шаперонов ). Белый шаперон также символизировал принадлежность к восставшим во время парижских беспорядков в 1413 году.
Во Флоренции в XV столетии шапероны (по-итальянски «капуччи») выдавали принадлежность к республиканской партии, в то время как их противники носили «придворные шляпы».
Шапероны всех родов и видов часто изображались на миниатюрах XIV — XV веков , причём, как правило, в них были одеты крестьяне или прислуга — дань тому времени, когда шаперон только стал завоевывать себе место как модный головной убор.
Также шаперон весьма характерен для нидерландских портретов, как и для картин итальянского Ренессанса . Среди прочего их любил изображать Паоло Учелло , специально занимавшийся вопросом графической перспективы. По его мнению, сама форма шаперона помогала зрителю почувствовать глубину пространства картины.
Также в итальянском искусстве шапероны часто появляются в сценах Рождества Христова , как считается, потому что дата этого события пришлась на зиму — время года, когда ношение теплого шерстяного шаперона было более чем обычным. В шапероне часто изображается Святой Иосиф или пастухи, поклоняющиеся новорождённому Христу.
В 1480-х годах шаперон стал постепенно выходить из моды, хотя его продолжали носить горожане и купцы. Поздний шаперон лишился пышных украшений, лента-бурреле исчезла совсем или сильно укоротилась, патта уже ничем не украшалась. К 1500 году в Северной Европе шаперон исчез почти окончательно, в то время как его предок, капюшон или худ, продолжал носиться пастухами или крестьянами, особенно в холодное время года. Ещё какое-то время собственно шаперон продержался как часть формального наряда законников, академиков и членов некоторых из рыцарских орденов (так, например, шаперон входил в орденское одеяние французских рыцарей Звезды). Но и в этих случаях шаперон был уже достаточно скромных размеров, часто лишённый бурреле, крепившийся к одежде на манер капюшона. В Италии мода на шаперон (как головного убора для пожилых) продержалась дольше всего, окончательно выйдя из употребления лишь к 1520 году.
Шаперонами или шаферонами называются также налобники в форме щитка, в некоторых странах надевающиеся на лошадей, везущих погребальный кортеж.