Декларация митрополита Сергия
- 1 year ago
- 0
- 0
Большо́й са́ккос митрополи́та Фо́тия — саккос (верхнее архиерейское богослужебное облачение) митрополита Киевского и всея Руси Фотия , изготовленный в Византии в 1414 — 1417 годах в технике лицевого шитья .
Саккос сшит из лазоревого атласа , вышит золотными, серебряными и шёлковыми нитями. Подложен зеленой тафтой . Длина саккоса — 135 см, ширина в плечах — 112 см. На его жемчужное убранство ушло более четырёх килограммов жемчуга . Подол саккоса украшен декоративным русским шитьём XVI века . Саккос имеет 10 зво́нцев и 16 завязок с кистями.
Саккос украшают более ста вышитых изображений персонажей библейской истории и портретов политических деятелей современной ему эпохи. Портреты, вышитые на саккосе, дают представление о не дошедших до нас светских памятниках, прежде всего — одеждах .
Саккос украшают миниатюры евангельских событий: Благовещение , Распятие Господне , Вход Господень в Иерусалим , Положение во гроб , Тайная вечеря , Сошествие во ад , а также отдельные фигуры ветхозаветных пророков — Соломона , Давида , Исайи , Иеремии и других, а также святых и мучеников (в том числе канонизированных в 1374 году виленских мучеников ).
Центр саккоса украшен изображением Распятия Иисуса Христа с погрудными изображениями предстоящих Богородицы и Иоанна Богослова , в сцене распятия изображены также сотник Лонгин и ещё один воин. Вверху над крестом изображены два приникших к нему ангела , а по четырём углам композиции — пророки. Над крестом помещено изображение отрока Иисуса и ангела с орудиями страстей . У подножья креста традиционное изображение головы Адама , а под всей композицией — Гроб Господень (изображён в виде ротонды ) с лежащим в нём телом Иисуса.
Оплечье украшено изображениями Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Богослова и ангелов.
Саккос украшают изображения великого князя Василия I , его жены Софьи Витовтовны , их дочери княжны Анны и её мужа Иоанна VIII Палеолога . Исследователи отмечают, что « Около русской княжеской пары — сопроводительные русские надписи, тогда как около всех других изображений — греческие. На первом плане представлена византийская чета; окружающие их головы нимбы также подчёркивают первостепенное значение, которое в глазах мастера имели византийские правители ». На саккосе имеется также изображение самого митрополита Фотия. Помещение этих изображений на саккос является результатом церковно-политической деятельности Фотия, направленной на укрепление связей Руси с Византией.
Описание портретов семьи великого князя Василия I приводит историк (1870-1919):
Василий I на этом портрете имеет мужественное лицо, с черными усами и умеренною бородою, раздвоившеюся в конце. На нем низко подпоясанный кафтан красного цвета с клетками и узкие зеленые шаровары , запрятанные в высокие сапоги из красного сафьяна , в трёх местах перехваченные застежками; сверху накинут довольно короткий плащ, или «приволока», зеленого цвета, с золотыми разводами, на синей подкладке. На правой руке видно золотое запястье; этою рукою он держит скипетр , унизанный жемчугом. На голове великого князя сквозной золотой венец, с крестами вверху и с красной бархатной тульей. На великой княгине Софье род сарафана из серебряной парчи, с красными клетками в золотых рамах; сарафан украшен золотым ожерельем, с таким же передником и поясом. Сверх сарафана шубка, или длинный плащ, золотой, с серебряными кругами и синими и красными крестами. На княгине венец почти такой же формы, как на её супруге. Это изображение весьма важно не только в иконографическом отношении, но и для истории московских одежд. Император Иоанн Палеолог и его супруга изображены в византийском царском облачении, с нимбом, или венцом святости, вокруг головы. Митрополит Фотий представлен в золотом саккосе, с крестами в красных кругах; сверх саккоса омофор серебряный, с золотыми крестами. Голова Фотия не покрыта, видны густые черные волосы и окладистая борода; вокруг головы такой же нимб, как и у других изображенных святителей .