Гвидобальдо да Монтефельтро
- 1 year ago
- 0
- 0
«Алтарь Монтефельтро» ( итал. Pala Montefeltro, La Pala di Brera ) — знаменитая алтарная картина периода кватроченто — раннего итальянского Возрождения , написанная художником Пьеро делла Франческа в 1472—1474 годах по заказу изображённого на полотне герцога Урбинского Федерико да Монтефельтро . Относится к особому иконографическому типу « Святого Собеседования » ( итал. Sacra Conversazione ) — «молчаливой беседе» Мадонны с Младенцем, шестью святыми, четырьмя ангелами и донатором (дарителем) Федерико да Монтефельтро. Хранится в Пинакотеке Брера в Милане , отсюда второе название.
Картина написана по случаю рождения в 1472 году супругой герцога Баттистой Сфорца наследника, сына Гвидобальдо , что было воспринято как чудо после предыдущих родов, давших герцогу восемь дочерей. Сама герцогиня родов не пережила, что привносит в историю картины оттенок скорби. Алтарь должен был обеспечить покровительство Девы Марии семье Монтефельтро.
Картина находилась в главном алтаре церкви Сан-Бернардино в Урбино , перенесена в Милан в 1811 году в результате наполеоновских реквизиций. Некоторые части алтаря (в частности, руки герцога), вероятно, дописаны придворным живописцем Педро Берругете около 1474 года.
В центре представлена Дева Мария с Младенцем Иисусом на руках в окружении группы избранных святых . На переднем плане справа, в латах кондотьера — коленопреклонённый заказчик герцог Федериго де Монтефельтро . По обе стороны Мадонны — слева направо: Иоанн Креститель , Св. Бернардин , Св. Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющий себя камнем в грудь), Св. Франциск (показывающий стигматы ), Св. Пётр Мученик (с раной на голове, возможно, скрытый портрет математика фра Луки Пачоли ) и Иоанн Богослов . Позади четыре ангела .
Изображение Девы Марии в подобной иконографии интерпретируют в качестве Марии-Экклесии (олицетворения Церкви). На шее Богомладенца показана «веточка» красного коралла — «корнетто» ( итал. cornettо — рогалик, рогатка), напоминающий фигурку человека. В католических странах — оберег ( амулет ), охранительный талисман . В христианской иконографии символ жизни и смерти, пролитой крови во имя искупления Спасителем человеческих грехов и Воскресения к вечной жизни. Младенец, спящий на коленях Экклесии, символизирует искупительную жертву на алтаре церкви и также считается иконографическим прообразом будущей Пьеты , когда Христа изображают на коленях оплакивающей его Матери .
Схожие Композиция (изобразительное искусство)композиции встречаются в живописи многих итальянских художников, например Пьеро Козимо Туры , Нери ди Бичи . Они иногда сопровождаются надписями, отсылающими к строке Песни песней : «Я сплю, а сердце моё бодрствует» (Песн 5:2).
В конхе апсиды показана раковина с подвешенным к ней на ниточке большим страусиным яйцом. «Согласно средневековым бестиариям, яйцо страуса символизирует девственное рождение. Страус выкапывает ямку для яйца, засыпает её песком, и детёныш рождается сам по себе. Это наивное представление было усвоено христианской иконографией». Как и «Врата заключённые» страусиное яйцо — «символ девственности Марии» .
Сверкающее белизной яйцо (в качестве древнего символа рождения Вселенной) в истории христианского искусства сопоставляли с двумя другими символами чистоты Девы Марии: раковиной и жемчугом . В текстах акафиста Богородицу называют «жемчужницей», «раковиной, обагрившей пурпурное одеяние Бога… Раковиной, принесшей Божественный жемчуг». Существует предположение о постепенном слиянии акафистной символики с символикой полукруглого алтарного перекрытия — конхи апсиды ( греч. κόγχη — раковина) . Помимо этого, изображение страуса является одним из геральдических символов рода Монтефельтро.
Изображения яйца как жемчужины в раковине-жемчужнице можно видеть в алтарных картинах Витторе Карпаччо , Лоренцо Лотто , Луки Синьорелли и многих других художников. Эту иконографическую традицию также связывают с литургическим обычаем католической церкви XIII—XIV веков вывешивания в посвящённых Богоматери храмах настоящих либо искусственных яиц большого размера . Трон Девы Марии в картине покоится на драгоценном анатолийском ковре, редком предмете, изображения которого встречаются в живописи фламандских художников.
Долгое время картина находилась в глубине просторной апсиды . Архитектура, написанная художником на картине, «достраивала» действительную архитектуру церкви, чему способствовала иллюзорная трактовка светотени , но фигуры «выведены» художником из перспективы , они условно изображены «вне стен»: и не внутри, и не снаружи .
По утверждению Т. Кларка , архитектурный фон картины вдохновлён интерьером церкви Сант-Андреа в Мантуе (проект Леона Баттисты Альберти 1470 года). Работа над картиной была начата в 1472 году, и вполне вероятно, что между двумя художниками произошёл обмен мнениями и идеями во время их вероятной встречи в Римини и, возможно, в самом Урбино , хотя, скорее, архитектурное влияние следует приписать Филиппо Брунеллески .