Interested Article - Леда и лебедь

Франческо Мельци . Леда. По картине Леонардо да Винчи. 1508—1515. Холст, масло. Уффици, Флоренция
Чезаре да Сесто . Леда и лебедь. 1505—1510. Дерево, масло. Уилтон-хаус, Уилтшир, Юго-Западная Англия
Дж. Кампаньола . Леда. Между 1500 и 1515. Резец, пунктир
М. Раймонди . Леда и лебедь. Ок. 1505. Бумага, перо, тушь. Британский музей, Лондон

Леда и лебедь — популярная тема изобразительного искусства на античный сюжет , представляющая Леду с принявшим форму лебедя верховным божеством Зевсом или обнимающей лебедя в присутствии их общих детей. В силу эротического содержания этот сюжет пользовался особенной популярностью в эпоху итальянского Возрождения и барокко , а также в искусстве классицизма , рококо и последующих художественных стилей , течений и школ .

Сюжет

Ле́да ( др.-греч. Λήδα ) — персонаж древнегреческой мифологии . Дочь этолийского царя Фестия и Евритемиды (или дочь Сисифа и Пантидии, по Евмелу Коринфскому) , супруга царя Спарты Тиндарея . Прельстившись красотой Леды, Зевс на реке Еврот предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею , Леда снесла два яйца , и плодом их союза были Полидевк и Елена Прекрасная . Леда почиталась как олицетворение материнства и женственности. По одной версии, была перенесена на Острова Блаженных как мать Елены Прекрасной. Существуют и другие варианты мифа.

Леда в античном искусстве

В Античности изображения Леды с лебедем чаще всего встречаются в произведениях ремёсел , на предметах, имевших эротический подтекст, а также в мозаиках и росписях жилых домов. На острове Кипр Куклии близ Пафоса ) при раскопках руин так называемого дома Леды была раскрыта напольная мозаика с изображением этого сюжета. В античной скульптуре наиболее известна «Леда Капитолийская» из собрания кардинала Алессандро Альбани и несколько других римских реплик с несохранившегося греческого оригинала, приписываемого ваятелю Тимофею .

Леда в искусстве Нового времени

Эротический подтекст привлекал к теме Леды с лебедем многих рисовальщиков, живописцев и гравёров эпохи Возрождения . Одно из ранних изображений имеется в сочинении « Гипнэротомахия Полифила » (1499): красавица с птицей показана на триумфальной колеснице. Впоследствии этот сюжет разрабатывали гравёры Джованни Батиста Палумба и Джулио Кампаньола ; сохранился также медальон работы знаменитого флорентийского скульптора и ювелира Бенвенуто Челлини .

В начале XVI века Леду и лебедя изображали три выдающихся художника Высокого Возрождения Леонардо да Винчи , Микеланджело и Корреджо .

Из этих прославленных работ сохранилась только картина Корреджо (да и то в сильно переписанном виде после того, как её исполосовал ножом в припадке психической болезни будущий герцог Орлеанский ). Произведения Леонардо и Микеланджело входили в художественное собрание французских королей и, возможно, были уничтожены набожной мадам д’Ментенон .

Крамольный сюжет привлекал Леонардо да Винчи возможностью разработки пластики криволинейных очертаний женского тела и шеи птицы на основе пластичной и «упругой» S-образной линии . Сохранились наброски Леонардо 1504 года, изображающие Леду сидящей. На рисунке из Чатсуорт-хауса Леда изображена коленопреклонённой. В окончательном варианте (около 1508 года) Леонардо изобразил Леду стоящей в обнимку с чёрным лебедем, а у их ног суетится вылупившееся из яиц потомство. С этой картины сохранилось несколько копий, наилучшего качества — в Уилтон-хаусе в Англии и в галерее Уффици во Флоренции. Микеланджело Буонарроти в 1529 году создал картину на сюжет Леды и Юпитера для герцога Альфонсо д’Эсте . В отличие от Леонардо, он изобразил героев мифа в процессе соития (прообразом могла послужить античная камея из собрания Лоренцо Великолепного или мраморный барельеф ). Картина имела и второе название: «Ночь». Картину увёз во Францию Джованни Антонио Мини, ученик Леонардо, и продал её французскому королю Франциску I . Картина не сохранилась, но с неё сделал копию живописец Россо Фьорентино . «Леду-Ночь» повторяли в истории искусства неоднократно: скульптор Бартоломео Амманати , фламандский гравёр Корнелис Бос (по картине Микеланджело в зеркальном изображении).

Сам Микеланджело использовал эту тему для создания своего шедевра : аллегорической фигуры Ночи в Капелле Медичи во Флоренции (1526—1531). Произведение Микеланджело было хорошо известно в Италии и за её пределами; уцелели многочисленные копии и реплики. По-видимому, картина «Леда» воспринималась современниками как манифест искусства эпохи маньеризма и барокко с её стремлением к драматичному действию и экстравагантным формам. Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс в 1598 году написал картину «Леда» (в двух вариантах), в которой использовал позу «Ночи» Микеланджело по собственному рисунку, сделанному в Капелле Медичи.

В Венеции к фривольному сюжету обращались Веронезе и Тинторетто , во Франции — Буше (несколько раз), Гюстав Моро и Сезанн , в послевоенное время — Сальвадор Дали Атомная Леда », 1949) и венские акционисты (короткий фильм 1964 года).

Галерея

Образ Леды в литературе

Из поэтов, помимо Овидия , интимный акт Леды с лебедем описал в одном из своих «непристойных» сонетов Ронсар (у него божество проникает в партнёршу клювом ). Эротическая трактовка темы свойственна и французской лёгкой поэзии XVIII века ( Парни , Бернар). В России образ Леды, трактованный в духе Парни, вдохновлял юных А. Пушкина (кантата « », 1814) и Е. Баратынского (« », 1824).

Едва ли не самый известный англоязычный сонет XX века — «Леда и лебедь» Уильяма Йейтса (1924). В своей мифологизированной философии истории поэт принимал совокупление женщины с богом за точку отсчёта «эры язычества». В четырнадцати строках поэт задаётся вопросом, смогла ли смертная испытать только физическое присутствие бога, или же божественное предвидение представило её взору череду порождённых их союзом событий — рождение Елены и Клитемнестры , пылающую Трою , убийство Агамемнона ?

Данте Габриэль Россетти , вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис воспылал страстью к Елене; Йейтс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с богом, принявшим образ лебедя. Вторая история, связанная с первой, — о возвращении.

Трактовка соития Леды как воплощения божественного плана истории находится в размышлениях Йейтса о катаклизмах, ожидающих истерзанный Первой мировой войной мир (пробуждение Сфинкса в качестве Антихриста во «Втором пришествии», 1920). Феминистки [ кто? ] раскритиковали йейтсовский сонет как слишком реалистичное, по их мнению, описание насилия над женщиной .

Музыкальный театр

Примечания

  1. Мифы народов мира. — М., 1991—1992. — В 2 т. — Т.2. — С.47— 48
  2. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. — М., 2001. — В 3 т. — Т.2. — С. 249
  3. Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 146, Эдмондс
  4. Гесиод. Перечень женщин, фр.23а М.-У.; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 7, 10 далее
  5. Гигин. Мифы 77
  6. Гораций. Наука поэзии 147
  7. (недоступная ссылка)
  8. . Дата обращения: 4 ноября 2009. Архивировано из 19 сентября 2009 года.

Ссылки

Источник —

Same as Леда и лебедь