Interested Article - Большой Трианон

Большой Трианон ( фр. Le Grand Trianon ), прежде Мраморный Трианон — дворец во Франции на территории Версальского парка , сооружение которого король Людовик XIV поручил в 1687 году своему первому архитектору Жюлю Ардуэн-Мансару . Стены дворца снаружи облицованы розовым мрамором , откуда и произошло его изначальное название «Мраморный Трианон», подчёркивая различие с дворцовым павильоном « Фарфоровый Трианон », который находился на этом месте с 1670 по 1687 год .

В дворцово-парковый ансамбль «Большой Трианон» входит дворец, большой двор и садово-парковый комплекс с водоёмами. При въезде в комплекс открывается большой двор, курдонёр (от фр. cour d'honneur ), который окаймляется зданием, состоящим из двух крыльев, связанных между собой крытой галереей с колоннами, носящей название «Перистиль». Правое крыло продолжено другим, перпендикулярным к нему крылом, «Лесным флигелем Трианона». Задний фасад дворца выходит в регулярный парк с бассейнами.

Возведение Большого Трианона ознаменовало собой появление нового типа зданий: maison de plaisance , места, где монарх может, уже в силу размеров сооружения, отдохнуть от строгостей дворцового этикета в кругу немногочисленных приближённых. В разное время дворец Большого Трианона служил местом жительства или гостевой резиденцией для членов королевской семьи Франции и других стран, в числе которых были Людовик XIV , Пётр I а также Мария Лещинская , супруга короля Людовика XV . Впоследствии в этом дворце размещались Президент Франции Шарль де Голль , а также главы зарубежных государств, посещавших Францию с официальными визитами, к примеру, Президент США Ричард Никсон в 1969 году, королева Великобритании Елизавета II в 1972 году, Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв в 1985 году и Президент России Борис Ельцин в 1992 году.

Дворцово-парковый ансамбль Большой Трианон вместе с Версальским дворцом и его владениями классифицирован как национальный исторический памятник в 1862 году, что впоследствии было подтверждено декретом от 31 октября 1906 года, а также, начиная с 1979 года, включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Дворцово-парковый ансамбль Большой Трианон в наши дни открыт для посещения широкой публики, поскольку является частью «Национального музея замка Версаль и Трианон» .

История

Снос Фарфорового Трианона

В период с 1663 по 1665 год король Франции Людовик XIV купил земли, прилегавшие к версальским владениям на северо-западе от Версальского парка , на которых располагалось селение Трианон (упоминавшееся как Triarnum в папской булле 1163 года). Вследствие поэтапного расширения королевских угодий земли Трианона превратились в анклав.

Церковь и постройки Трианона быстро снесли и вскоре здесь разбили парк. Спустя два года, в 1670 году, король попросил своего архитектора Луи Лево составить проект небольшого шато , предназначенного для личного пользования Людовика. Лево, скончавшийся 11 октября того же года, оставил проект, который был завершён его дальним родственником Франсуа д’Орбэ , ставшим также его преемником в должности первого королевского архитектора . В 1672 году (менее чем за год) был построен первый дворец Трианон, получивший название « Фарфоровый Трианон », который просуществовал 15 лет. Как и практически все подобные сооружения в китайском стиле, Фарфоровый Трианон был далёк от собственно архитектуры Поднебесной : «экзотический» колорит в глазах европейцев придавала зданию облицовка его стен фаянсовыми плитками, фаянсовые вазы и декоративные элементы высокой мансардной кровли из позолоченного свинца .

Для связи Фарфорового Трианона со Зверинцем , расположенным в юго-восточной части Версальского парка , прорыли поперечный рукав канала, не предусмотренный первоначальным планом, после чего Большой канал приобрёл знаменитое крестообразное очертание.

Фаянс был весьма хрупок, из-за непогоды он очень быстро утратил свой вид и дворец, напоминавший также о закончившихся отношениях с мадам Монтеспан , вскоре перестал нравиться королю, который распорядился его разрушить в 1686 году, после визита Сиамского посольства. Людовик распорядился построить на этом месте новое здание, более просторное и совсем в ином стиле.

Строительство Мраморного Трианона

На месте разрушенного Фарфорового Трианона был возведён новый дворец — Мраморный Трианон , с пилястрами из розового лангедокского и зелёного пиренейского мрамора, которые и дали название сооружению. Строительство было поручено Жюлю Ардуэн-Мансару , занимавшему должность первого королевского архитектора . Мансар разработал проект в июне—июле 1687 года. Король Людовик XIV считается де факто автором всех архитектурных решений в Мраморном Трианоне ; именно он отказался от высокого кровельного свода во французском стиле, предложенного Мансаром, выбрав плоскую крышу в итальянском стиле, без венчающей части, и даже дымовые трубы каминов не возвышались над кровлей , чтобы не нарушать подчёркнутую горизонталь объёмов. Таким образом, внешний облик нового дворца кардинально отличается от предшественника. Король также является автором идеи сделать открытыми центральные проёмы в «перистиле», крытой галерее из сдвоенных колонн, связывающей курдонёр с садом и облегчающей центр здания; чертежи перистиля разработал Робер де Кот .

У меня есть Версаль для моего двора, Марли для моих друзей и Трианон для меня самого.

Король регулярно посещал стройку нового дворца , где для него специально был разбит шатёр, откуда он управлял делами королевства , одновременно следя за продвижением строительных работ . Обращая внимание на мельчайшие детали и желая достичь идеала, на одном этапе король приказал разрушить уже возведённые стены, из-за того что они не соответствовали проекту. Сен-Симон писал, что король был единственным, кто заметил дефект оконного проёма, отличавшегося своим размером от остальных проёмов. Лувуа не согласился с этим и тогда король попросил Андре Ленотра сделать точные замеры, которые подтвердили правоту Людовика. Лувуа принёс королю извинения , .

Безусловно, всё это не умаляет роль архитектора, создавшего эти фасады — символ сдержанной роскоши. Как и при реконструкции Версаля Ардуэн-Мансар заменил прямоугольные проёмы арочными в пол для большей связи с садами, ввёл многочисленные пилястры и лопатки ионического ордера вместо рустовки Лево, завершив здание балюстрадой , первоначально украшенной декоративными вазами.

Стройка продвигалась очень быстро и 22 января 1688 года Людовик XIV уже смог устроить первый ужин на новом месте , хотя к этому времени строители успели закончить только каркас здания и несколько внутренних помещений . Большой Трианон или, как его тогда называли, Мраморный Трианон торжественно открыли летом 1688 года; церемонию возглавляли король Людовик XIV и его официальная фаворитка мадам Ментенон , чей частной резиденцией стал Большой Трианон. Мадам Ментенон вспоминала о любви короля к Трианону: «У короля всегда в голове Трианон».

Южное и северное крыло Большого Трианона, связанные перистилем (вид со стороны курдонёра)

Эпоха Людовика XIV

В первые годы после открытия Большого Трианона король посещал его только в дневные часы. И только после 11 июля 1691 года появилась возможность ночевать во дворце, который наконец закончили меблировать . Стены дворца снаружи были облицованы мрамором, но внутреннее оформление дворца было не столь роскошным из-за финансовых трудностей, поскольку королевство в тот период участвовало в войне Аугсбургской лиги . Взамен там разместили несколько тысяч горшечных цветов, которые меняли дважды в день по желанию жителей, а также чтобы обеспечить непрерывное цветение ; по воспоминанию Ленотра «никогда не видели засохших листьев и все ветви были усыпаны цветами» . Для внутреннего оформления Большого Трианона в 1687 году было заказано 24 картины, из которых 21 полотно выполнил Жан Котелль ; сейчас эти работы размещены в галерее Котелля .

В период с 1691 по 1705 годы внутреннюю планировку дворца поэтапно изменили . Если поначалу король занимал южную часть Трианона с видом на Большой канал , то в 1703 году он уступил эти помещения своему сыну, а сам переехал в северное крыло Трианона, поскольку там было прохладнее .

Вид из « перистиля » Большого Трианона на галерею Котелля

Все посетители появлялись в Трианоне исключительно по приглашению короля, как правило, на один день. Король регулярно устраивал ужины , с целью держать двор под своим присмотром . Ночевать оставалось очень мало гостей, из-за того, что количество мест, где можно расположиться на ночлег, было невелико . В последние годы своего правления Людовик XIV немного смягчил правила посещения Трианона.

Людовик XIV часто проводил здесь время со своей морганатической супругой и семьёй. В салонах Трианона бывали многие принцы королевской семьи: Великий Дофин , герцогиня Бургундская , герцог Беррийский и герцогиня Беррийская , Филипп II Орлеанский , герцогиня де Бурбон и герцогиня Орлеанская .

В марте 1717 года, уже при Регентстве , во дворце останавливался царь Пётр I .

Дворец после Людовика XIV

Король Людовик XV не проявлял никакого интереса к Мраморному Трианону, за исключением того, что приезжал сюда охотиться. Он отослал во дворец Трианона свою супругу Марию Лещинскую , которая стала жить здесь начиная с августа 1741 года. По мнению историка Джереми Бенуа, эта идея могла возникнуть у короля после того, как родители Марии Лещинской останавливались здесь в 1740 году. Королева, несмотря на то, что жила здесь, не могла обеспечить надлежащее содержание такого большого дворца. В апреле 1747 года Шарль Франсуа Ленорман и Анж Жак Габриэль выполнили обследование дворца, после которого в Трианоне отремонтировали кровлю и заменили некоторые разрушившиеся архитектурные элементы.

Не имея более места уединения и подталкиваемый своей фавориткой маркизой де Помпадур , король Людовик XV решил в 1749 году вернуть себе Трианон. Он распорядился построить Французский павильон с птичником и регулярным парком . Заказ получил Бернар де Жюссьё . В 1753 году в комплексе Трианона, неподалёку от Французского павильона , появился Прохладный салон . Наконец, именно после строительства Малого Трианона , в период между 1761 и 1768 годами, за Мраморным Трианоном окончательно закрепилось название Большой Трианон .

27 апреля 1774 года король , остановившийся в Большом Трианоне, отправился на охоту, но, внезапно почувствовав слабость, был вынужден вернуться. Через тринадцать дней он скончался .

Людовик XVI , подобно деду , не уделял дворцу внимания. Мария-Антуанетта предпочитала Малый Трианон Большому, несмотря на то, что она устроила несколько театральных представлений в галерее Котелля . Во время Французской революции оба Трианона пришли в упадок (в особенности Малый Трианон), приняв в своих стенах целую череду балов и празднований.

Только в период Первой империи к обоим Трианонам вернулась былая значимость. В 1805 году Наполеон I поручил выполнить реставрацию обоих комплексов. В начале строители соскоблили штукатурку и заделали трещины . В 1808 году произвели более существенные работы. Проект удвоения крыла, проходящего справа от курдонёра , не закончили, как и не смогли выполнить объединение двух Трианонов . Вместо этого, проёмы в перистиле были закрыты витражами, чтобы устранить сквозняки, которые не переносила Императрица, привели в порядок все внутренние помещения, камины выложили плитками и обновили паркет. С 1809 по 1810 год дворец меблировали заново. Император часто останавливался в Трианоне в период между 1809 и 1813 годами. Чтобы обеспечить его безопасность и устроить прямой проезд в Трианон (без необходимости проходить через большой дворец ), построили новые ворота для подъезда к переднему двору и два павильона для охраны, в которых можно было разместить до 50 человек.

При Людовике XVIII в Большом Трианоне не предпринимали никаких изменений, за исключением установки императорской символики. 31 июля 1830 года король Карл X остановился в Трианоне на несколько часов, перед тем как отправиться в изгнание. В период с 1830 по 1848 год Мария Амалия Неаполитанская , супруга короля Луи-Филиппа I , поручила обновить дворец, чтобы можно было в нём жить, и здесь же 17 октября 1837 года она выдала свою дочь Марию Орлеанскую за Александра Вюртембергского . Подобно своему предшественнику, Луи-Филипп I также сделал остановку в Трианоне по дороге в ссылку, 24 февраля 1848 года.

Большой Трианон и галерея Котелля слева. Вид со стороны партера.

Дворец Республики

В 1873 году в галерее Трианона прошёл судебный процесс над Франсуа Ашилем Базеном ; военный совет (аналог последующих военных трибуналов) возглавлял Генрих Орлеанский . Маршал Франции обвинялся в неисполнении своих обязанностей и в сдаче германской армии более 150 000 французских солдат и первоклассной крепости .

Уже после заключения Версальского договора и Сен-Жерменского договора , подписанных в 1919 году, в Большом Трианоне 04 июня 1920 года состоялось заключение Трианонского договора , разделившего Балканы и завершившего Первую мировую войну .

В 1959 году Шарль де Голль рассматривал возможность объявить Большой Трианон президентской резиденцией. Однако связанные с этим затраты оказались слишком велики: по смете, составленной в 1961 году, на восстановление здания и его обстановку требовалось 20 миллионов французских франков . Программный закон в целях восстановления был вынесен на голосование 31 июля 1962 года и, начиная с 1963 года, здание было реставрировано архитектором Марком Салте и заново меблировано Джеральдом Ван дер Кемпом. После этого здание используется для государственных официальных приёмов, устраиваемых от имени Президента Франции. Также здесь проходил саммит Большой семёрки в 1982 году и гости президента размещались в крыле Лесного флигеля Трианона .

План дворца

План Большого Трианона по состоянию на конец правления Людовика XIV

Проект нового Трианона был начерчен первым королевским архитектором Жюлем Ардуэн-Мансаром с учётом пожеланий Людовика XIV , а строительство велось под наблюдением Робера де Кота и самого короля. Большой Трианон построен в стиле французского классицизма при сильном влиянии итальянских течений с преобладанием розовой гаммы.

Входя в курдонёр Большого Трианона, проходим через низкую решётку ограждения; справа расположено северное крыло, слева — южное. Комплекс зданий покрыт плоской крышей, спрятанной за балюстрадой. В облицовке стен использован белый камень, камень из Сен-Лё (Пикардия); пилястры выполнены из лангедокского розового мрамора (месторождение Кон-Минервуа ). В глубине двора видна лоджия , подчёркнутая восемью колоннами, выполненными из зелёного и красного пиренейского мрамора (месторождение ; лоджия связывает северное и южное крыло; такая открытость была навязана Людовиком XIV ещё на начальной стадии подготовки проекта, и он назвал эту лоджию « перистилем », хотя это и некорректно с архитектурной точки зрения. В период с 1687 по 1701 год лоджия была закрыта со стороны двора высокими стеклянными дверьми. Служебный двор расположен за южным крылом. За стеной справа скрывается небольшой Сад короля , куда выходят окна апартаментов мадам Ментенон и апартаменты короля, которые Людовик XIV занимал в Трианоне в период после 1703 года. От северного крыла перпендикулярно отходит крыло, в котором устроена галерея Котелля . Наконец, следующее крыло, расположенное перпендикулярно к галерее, названо Лесным флигелем Трианона. Архитектура Лесного флигеля в корне отличается от всего остального здания. В нём спланированы дополнительные апартаменты.

Наполеон I сделал Большой Трианон одной из своих резиденций, его некоторые залы заново обставили и часть из них сменила название ( Родниковый салон мадам Ментенон, например, стал Топографическим кабинетом Императора ; Малахитовый салон получил наименование по размещённым в нём украшениям, подаренным Александром I Наполеону), а другие подверглись более существенным изменениям ).

Апартаменты Императрицы

Залы в этой части южного крыла занимал король Людовик XIV в период с 1691 по 1703 год. В 1703 году монарх уступил эти апартаменты своему сыну, Великому Дофину , переехав в северное крыло Большого Трианона.

Спальня Императрицы

Являясь спальней короля-солнце, этот салон сохранил своё оформление, в котором имеются коринфские колонны и красивая скульптурная мозаика на деревянных стенных панелях. Впоследствии этот салон стал спальней герцогини Беррийской , и доставленная для неё мебель сохранилась вплоть до наших дней. Исключением является кровать, которая, прежде чем попасть сюда, находилась во дворце Тюильри в покоях Наполеона и на которой в 1824 году скончался его преемник Людовик XVIII . В Большой Трианон эту кровать перевезли для супруги короля Луи-Филиппа I , Марии Амалии . Она стала последней жительницей Большого Трианона.

Зеркальный салон

В период, когда эти апартаменты занимал Людовик XIV, помещение служило Залом Совета . Расположенный в самом углу южного крыла, этот салон имел самые замечательные виды на Большой канал , на парк и на Версальский дворец, а благодаря декору из зеркал он считался самым красивым в южном крыле. Этот салон, как и почти весь Большой Трианон, сохранил своё первоначальное оформление интерьера, однако его мебель была продана в эпоху революции и Наполеону пришлось поставить новую. В период с 1810 по 1814 год здесь располагался Большой кабинет второй супруги Наполеона, императрицы Марии-Луизы.

Салон Часовни

В салоне Часовни (освящённой 29 августа 1688 года), расположенном в южном крыле, в наше время представлены портреты Людовика XV и Марии Лещинской в полный рост работы Жана Батиста Ван Лоо . Углубление, которое можно заметить в стене напротив среднего окна, указывает на место расположения алтаря, не сохранившегося в наше время .

Перистиль

Перистиль Большого Трианона — это крытая галерея с колоннами, связывающая южное крыло дворца с северным, а также двор с садами. Со стороны курдонёра галерея образована открытой аркадой, а со стороны садов — колоннадой . Изначальное название «Мраморный Трианон» возникло именно благодаря этому перистилю, пилястры которого были выполнены из мрамора .

Поначалу в проекте Жюля Ардуэн-Мансара аркада со стороны курдонёра имела деревянные двери, из-за чего со двора сад не был виден. Однако Людовик XIV уже во время строительства решил оставить арочные просветы открытыми , соединив визуально двор с садом . Аркада несёт следы такой неопределённости. Перистиль застеклили при Наполеоне I в 1810 году и это остекление существовало сто лет, вплоть до 1910 года .

Маршал Франсуа Ашиль Базен был предан здесь военному трибуналу в конце 1873 года .

Главные апартаменты

Эти апартаменты король Людовик XIV занимал в течение первых трёх лет существования Мраморного Трианона — с 1688 по 1691 год.

Круглый салон

Этот салон также носил имя «Салон с колоннами», поскольку в этой гостиной имеется восемь колонн. Он находится в северном крыле, и в него можно попасть непосредственно из центрального перистиля . Поначалу этот салон служил проходом в главные апартаменты Людовика XIV. Внутреннее оформление, коринфские колонны , мраморный пол и картины на стенах относятся именно к этому периоду (1688—1691 годы). Справа от камина замаскирована лестница, по которой музыканты поднимались на трибуну, выходящую в следующий зал, где устраивались королевские ужины.

Эта гостиная была перепланирована в 1750 году Анж Жаком Габриэлем , и в эпоху короля Людовика XVI служила дворцовой часовней . В период Первой империи здесь было устроено караульное помещение, а при Луи-Филиппе этот салон занимали секретари .

Музыкальный салон

Этот салон служил передней для первых (по времени) апартаментов короля Людовика XIV . Здесь накрывался ужин короля с музыкальным сопровождением. Музыканты размещались на антресоли выше дверей; в случае хорошего настроения короля их можно было видеть, в противном случае ставни на антресоль закрывали.

В период правления Наполеона I эта гостиная служила офицерским салоном , а при Луи-Филиппе — бильярдной. В этом салоне можно видеть примечательные деревянные обшивки стен, а также стулья, украшенные гобеленами Бове.

Семейный салон Луи-Филиппа

Этот салон был создан по распоряжению Луи-Филиппа путём объединения двух существующих залов. Король-гражданин и его семья, любившие проводить время в Трианоне, собирались по вечерам в этой гостиной, оформленной в духе той эпохи: столики для игр и рукоделия, кресла и диваны, обитые жёлтой канителью с голубым мотивом.

Малахитовый салон

Название этой гостиной происходит от предметов из малахита , подаренных Наполеону русским императором Александром I и установленных в большом салоне Императора.

Галерея Котелля

В галерее Котелля, находящейся в северном крыле, насчитывается 11 стеклянных дверей (выходящих на южную сторону) и 5 окон (на северной стороне); из галереи можно попасть в Садовый салон . Галерея строилась, в том числе, и для того, чтобы беречь партеры Трианона от зимней непогоды. Галерея названа по имени художника Жана Котелля, который выполнял портреты и миниатюры для короля Людовика XIV . Его кисти принадлежит 21 из 24 полотен, представленных в галерее. На этих картинах зафиксировано состояние боскетов в садах Версаля и Трианона, по состоянию на 1687 год, причём некоторые из боскетов в наше время уже не существуют. Наполеон I весьма прохладно относился к изображённым на картинах нимфах и путти и намеревался разместить здесь полотна, изображающие его воинские подвиги, но ему не хватило времени. Луи-Филипп I передал эти картины в Версаль . Только в 1913 году эти полотна вернулись в свою первоначальную галерею. В нишах в первое время установили канапе , но позже, по указанию Луи-Филиппа I, сюда перенесли два сосуда для охлаждения напитков, выполненных из лангедокского мрамора; прежде, во времена Людовика XV они находились в буфетном зале. 4 июня 1920 года здесь прошла церемония подписания мирного договора с Австро-Венгрией , ставшая заключительным событием Первой мировой войны .

Садовый салон

Находящийся в конце галереи Котелля , Садовый салон своими окнами выходит на Каштановый зал Трианона, а также вдали виден поперечный рукав Большого канала . В эпоху Людовика XIV в центре салона играли в портик, а впоследствии здесь установили бильярдный стол.

Топографический кабинет Императора

Изначально этот кабинет выходил на Родниковый боскет — небольшую рощу, через которую, петляя между деревьев, протекали ручейки, последнее создание Ленотра , исчезнувшее при Людовике XVI. Кабинет вёл в апартаменты мадам Ментенон . В деревянные панели кабинета были вставлены полотна с видами Версальских садов , где представлен прогуливающийся на кресле-каталке постаревший король Людовик XIV . В 1810 году Наполеон переделал этот салон в свой топографический кабинет, а в соседней анфиладе распорядился устроить свои малые апартаменты.

Малые апартаменты Императора

По распоряжению Наполеона I архитекторы Шарль Персье и обустроили апартаменты из пяти комнат в северном крыле, окна которых выходили во двор. Эти помещения занимала императрица Жозефина вплоть до развода в 1809 году. После этого Наполеон обосновался в Трианоне на время, пока интерьеры Версальского дворца обновляли для размещения императорского двора, начиная с 12 июля 1811 года.

Из пяти комнат апартаментов (прихожая, спальня, личный кабинет, столовая и ванная комната) только личный кабинет был перестроен в соответствии с модой той эпохи, другие же помещения сохранили чудную смесь стиля Ампир и любимого Людовиком XV цветочного декора.

Спальня Императора

Спальня Императора была оформлена при Людовике XV существующей и поныне деревянной обивкой. Она была обставлена в стиле Ампир и там же воссозданы красивые шёлковые ткани из светло-жёлтого муара, с мотивами из лиловой и серебристой парчи. Их выткали в Лионе в 1807 году для Жозефины и потом, в 1809 году, заново использовали здесь для Наполеона.

Столовая

Свою актуальную форму это помещение обрело при Людовике XV, когда вместе с частью будущего личного кабинета императора являлось Буфетным залом . Актуальное оформление было выполнено при Наполеоне I , в эпоху правления которого эта комната стала столовой, где император завтракал .

Лесной флигель Трианона

Лесной флигель Трианона — крыло, примыкающее к Большому Трианону с севера. Этот любопытный элемент дворца выполнен целиком из песчаника, демонстрируя будущее охлаждение к мрамору; его формы в целом более соответствуют . Жан-Мари Перуз де Монкло назвал этот флигель «непризнанным шедевром Ардуэна-Мансара» .

Изначально его строили, чтобы устранить нехватку места в Большом Трианоне. Строительство завершили не позже 1708 года и в последние годы правления короля-солнца здесь разместилась его невестка принцесса палатинская вместе с сыном и его супругой герцогиней Шартрской , узаконенной дочерью монарха и мадам Монтеспан . Тут же разместили старшую сестру герцогини, ещё одну узаконенную дочь Людовика, Луизу-Франсуазу де Бурбон , позднее построившую в Париже Бурбонский дворец , проект которого, первоначально напоминавший Трианон, визировал Ардуэн-Мансар. Ещё одними представителями Орлеанского дома, обитавшими здесь, были герцог Беррийский и его скандально известная супруга.

Флигель был распланирован без устройства характерной для того времени анфилады помещений; вдоль всего здания проходил коридор с окнами, выходящими в сад, и этот коридор соединял все помещения флигеля.

Бильярдный салон эпохи Людовика XIV при Луи-Филиппе преобразовали в часовню . 17 октября 1837 года там проходила свадебная церемония второй дочери Луи-Филиппа Марии Орлеанской и Александра Вюртембергского . Колонны алтаря часовни происходят из боскета Купольных павильонов , а витраж, изображающий Успение Девы Марии работы Пьера Поля Прюдона , был изготовлен по заказу на Севрской мануфактуре .

В 1963 году Шарль де Голль распорядился привести в порядок помещения флигеля, чтобы устроить здесь резиденцию Президента Французской Республики и его гостей. Здесь он разместил письменный стол, названный «бюро генерала» . Приём гостей Президента проводился здесь вплоть до 1992 года, а в 2009 году эти помещения вернули в распоряжение «Общественного учреждения замка, музея и национального достояния Версаля». Ныне кабинет генерала де Голля также демонстрируется публике.

Оформление интерьера

Интерьеры Большого Трианона стали шагом вперёд, демонстрируя постепенный отказ от принципов большого стиля и первые признаки стиля, который позднее назовут стилем Регентства . Буйство красок в Версальском дворце уступило место более сдержанному цветовому решению: излюбленному уже в XVIII веке белому с золотом (в силу финансовых проблем золочение не везде было выполнено и декор остался белым ). Рельеф лепки становится менее выпуклым, триумфальные ноты в декоре замещаются пасторальными и отвлечённо-растительными мотивами.

Картины

Страдающая Клития кисти Шарля де Лафосса , 1688

Обустройство Большого Трианона послужило причиной одного из самых крупных заказов работ станковой живописи , поскольку по заказу Людовика XIV для дворца было создано около 160 полотен в период с 1688 года и до его смерти .

Половину этих работ составляют картины на мифологические темы, а также 50 пейзажей, 30 натюрмортов и 5 работ на религиозные темы.

В числе мастеров, выполнивших эти заказы, были Франсуа Вердье , Рене-Антуан Уасс , Антуан Куапель , Жан Жувене , Шарль де Лафосс .

Сады Трианона

План Мраморного Трианона и его садов (до 1700 г.)

Ещё в период строительства Фарфорового Трианона король Людовик XIV взял на службу садовника Мишеля II Ле Буто, украсившего партеры растениями, которые были высажены в горшках, чтобы ежедневно создавать новый цветущий и пахнущий спектакль, терзая гостей сомнениями. В 1743 году Анж Жак Габриэль сообщил королю Людовику XV о том, что более 900 000 горшков использовано для оформления партеров; по словам Ленотра это количество возросло до 2 миллионов . Таким образом садовники содержали около 96 000 растений для разнообразия флористического представления по желанию короля. В этот «сад Флоры », по воспоминаниям очевидцев Фарфорового Трианона , проникли конские каштаны , что стало исключительным случаем для той эпохи, как и выращивание цитрусовых деревьев в открытом грунте (подвиг для той эпохи ), закрываемых на зиму стеклянными ящиками.

Сады Трианона значительно отличались от садов Версаля : при всей пышности, решение их более камерно. В ходе строительства Мраморного Трианона Андре Ленотр разметил в садах геометрические фигуры, разделив их на зелёные секции, огороженные решётчатой оградой, частично сохранив при этом несколько партеров Мишеля II Лебуто. Сады были завершены уже после его смерти архитектором Жюлем Ардуэн-Мансаром , который в 1702 году в конце аллеи, ныне отходящей от углового ризалита Лесного флигеля , соорудил небольшой, отделанный цветным мрамором каскад «Водный буфет» в формах ушедшего барокко. Также в этот период он создал новые боскеты и газоны. Ему же принадлежит решение бассейна «Зеркало» (другое название «Плафон»), лежащего по оси перистиля в зелёной заглублённой раме газона. Сохранена была только гордость Ленотра, Родниковый боскет , располагавшийся в углу между галереей Котелля и Лесным флигелем .

Сады Большого Трианона являются геометрически правильным садом в регулярном стиле . Их площадь составляет 23 гектара, огороженных стеной длиной в 2,2 километра, а общая длина дорожек и аллей равняется 8 километрам. Они представляют собой сад в миниатюре, изящно размеченный, внутри большого Версальского парка. В отличие от последнего, в садах Трианона сохранилось очень мало гидравлических устройств, за исключением ступенчатого водного бассейна. Сады являются исключительно, и это их главная черта, ландшафтной композицией, образованной аллеями, растениями и скульптурами. Сады полностью окружены стеной, но это не мешает перспективе — здесь устраивали первые эксперименты со рвами и аха .

Имея очень мало искусственных объектов, сады Трианона требовали намного больше усилий для поддержки своего состояния, чем сады Версаля. Поэтому постепенно их забросили и перестали вспоминать. Прирученные растения, образовавшие суть сада, одичали, а злополучный ураган декабря 1999 года окончательно стёр немногие следы остававшихся культурных насаждений.

Восстановительные работы садов Трианона, начатые в 2003 году, включали анализ множества исторических документов, по которым удалось восстановить последовательность ландшафтных сегментов, из которых состоял первоначальный проект. Множество геометрических форм — треугольник, полукруг, восьмиугольник — были связаны между собой грабовыми аллеями.

Одним из первых был восстановлен треугольный сектор, содержащий двойную живую изгородь с прорезанными «окнами», через которые можно видеть цитрусы в кадках, выставляемые в тёплое время на открытый воздух. По преданию, при планировании сада Ленотр применил особый приём: в оградах, окружающих секторы сада, были оставлены разрывы, но не для прохода, а чтобы создать неожиданные видовые перспективы. Благодаря этим приспособлениям взоры гуляющих неожиданно оказывались вне сада.

Тем не менее, проводимая реставрация не позволит воссоздать точный облик оригинального садового ландшафта. Чтобы получить представление о богатстве оформления зелёных лужаек, потребуется вообразить множество высаженных в горшках цветов, временные декорации из ткани, предметы обстановки и статуи, устанавливаемые на один день.

Место резиденции

Чета Рейганов в Большом Трианоне (фото из Библиотеки Президента)

Начиная с 1963 и до 1992 года, Большой Трианон служил государственной резиденцией, где размещались главы зарубежных государств во время их официальных визитов во Францию:

Большой Трианон в кинематографе

В искусстве слово «Трианон» употребляется для обозначения флигеля, удалённого от центральной королевской резиденции.

В Большом Трианоне было снято более десятка теле- и кинофильмов :

См. также

Комментарии

  1. В эту эпоху не существовало различия между фаянсом и фарфором .
  2. Согласно Мемуарам Сен-Симона.
  3. Сен-Симон писал в своих Мемуарах, что Лувуа, занимавший должность государственного секретаря по военным делам, даже спланировал военный конфликт, чтобы отвлечь короля от его увлечений архитектурой и поднять степень своего влияния.
  4. Фактически, вплоть до 1966 было потрачено 50 миллионов франков.
  5. По своей сути это лоджия , однако Людовик XIV дал ей именно такое название.
  6. Но, по некоторым источникам, сначала согласился, и лишь спустя несколько лет распорядился снять двери.
  7. Указанная дата означает год съёмок.

Примечания

  1. (фр.) . Сайт chateauversailles.fr. Дата обращения: 9 марта 2013. 12 марта 2013 года.
  2. . Сайт chateauversailles.fr. Дата обращения: 9 марта 2013. 12 марта 2013 года.
  3. Монкло, Ж.-М. П. Версаль. — М. : Слово, 2001. — 160 с.
  4. Jean-Marie Pérouse de Montclos. Histoire de l'architecture française. — Париж: Mengès, 1989. — P. 295—297. — 511 p. — ISBN 2-8562-0374-4 .
  5. Монкло, Ж.-М. П. Версаль. — М. : Слово, 2001. — 189 с.
  6. François Bluche. Dictionnaire du grand siècle. — Париж: Fayard, 2005. — P. 1536—1537. — 1640 p. — ISBN 2213621446 .
  7. . Мини-сайт Версаля. Дата обращения: 10 марта 2013. 12 марта 2013 года.
  8. Фрезер, А. Мария Антуанетта: жизненный путь. — М. : Хранитель, 2007. — 159-160 с.
  9. Annick Heitzmann. Le domaine de Trianon sous le premier Empire // Versalia. — 2004. — № 7 . — С. 112—127 . — ISSN .
  10. G. Lebre. Nos grands avocats = . — A. Chevalier-Marescq, 1883. — 353 p.
  11. Уг, С.; Соль, Б. Ваша прогулка по Версалю. — Versailles: Art Lys, 2001. — 165 с.
  12. De Lescure. . — Париж: Plon, 1867. — 247 p.
  13. (фр.) . chateauversailles.fr. Дата обращения: 10 марта 2013. 12 марта 2013 года.
  14. (фр.) . Сайт insecula.com. Дата обращения: 10 марта 2013. 12 марта 2013 года.
  15. (фр.) . Сайт Château de Versailles. Дата обращения: 10 марта 2013. 12 марта 2013 года.
  16. Монкло, Ж.-М. П. Версаль. — М. : Слово, 2001. — 191 с.
  17. (фр.) . Сайт chateauversailles.fr. Дата обращения: 10 марта 2013. 12 марта 2013 года.
  18. Уг, С.; Соль, Б. Ваша прогулка по Версалю. — Versailles: Art Lys, 2001. — 178 с.
  19. Монкло, Ж.-М. П. Версаль. — М. : Слово, 2001. — 192 с.
  20. Antoine Schnapper. Tableaux pour le trianon de marbre. — Париж: Réunion des musées nationaux et du Grand Palais des Champs-Élysées, 2010. — P. 17. — 239 p. — ISBN 978-2-7118-5537-7 .
  21. Dominique Garrigues. . — Époques, 2001. — P. 140. — ISBN 2876733374 .
  22. . Сайт журнала Итоги №34. Дата обращения: 11 марта 2013. 12 марта 2013 года.
Источник —

Same as Большой Трианон