Кирики
- 1 year ago
- 0
- 0
Ки́рик Новгоро́дец (1110 — после 1158 (?)) — древнерусский (новгородский) книжник, мыслитель, и, возможно, летописец , диакон (позднее — иеромонах , в схиме получил имя Кирилл) и доместик Антониева монастыря в Новгороде , автор « Учения о числах » (1136) и « Вопрошания Кирикова » (40—50-е годы XII века) . Первый русский математик , известный по имени .
Согласно автобиографической приписке к «Учению о числах» на момент завершения труда в 1136 году автору было 26 лет : «Рождения моего до сюда бяше лет 26, а месяцев 312, а недель 1300, а дней 9500, без три дни…».
Там же сообщается, что автор являлся монахом Антониева монастыря в Новгороде , где совмещал обязанности дьякона и доместика (то есть руководителя церковного хора при монастырской церкви Рождества Богородицы): «калугер Антонов Кирик, диакон, доместик церкви святыа Богородица» .
Сумма заключённых в «Учении о числах» астрономических , математических и календарных знаний, с учётом профессиональных занятий Кирика церковными песнопениями, представляет классический квадривиум , который в средневековье соответствовал высшей образовательной подготовке. Кирик получил подготовку в стенах Антониева монастыря, основанного в 1106 году Антонием , «уроженцем Рима » (ум. 1147), которого историки относят к числу ирландских монахов, рассеянных по Европе .
Из «Вопрошания» известно, что к середине XII века Кирик стал иеромонахом и занимал при главе Новгородской республики архиепископе Нифонте сравнительно высокое положение. Об этом свидетельствует то, что во время посещения Нифонтом Киева в 1147 или 1149 году (или дважды, в оба года) Кирик находился в его свите, встречался и беседовал с главой Русской церкви митрополитом Климентом Смолятичем ; содержание беседы он отразил в «Вопрошании». О высоком духовном положении Кирика также свидетельствует то, что он исповедовал не только мирян и монахов , но и священников . О том же говорит факт обсуждения Кириком наедине с Нифонтом острых богословских вопросов еретического характера, чем приводил иерарха в замешательство и даже ярость.
В «Вопрошании» есть место, где Кирик обращается за советом к Нифонту, когда ему принять схиму — сейчас или в старости, склоняясь к первому варианту по причине слабого здоровья: «…но ли боуду лоучии тъгда; но хоуд иесмь и болен». В тот момент Нифонт не дал Кирику благословения на схиму. Толчком к реализации мысли о схиме для Кирика могла быть смерть Нифонта, последовавшая в 1156 году. О произошедшем затем принятии Кириком схимы может свидетельствовать его новое имя Кирилл, под которым он стал известен позже.
Предполагается, что в 50-х годах XII века Кирик был ещё жив. Возможно, до 1156 года он вёл Новгородскую владычную (архиепископскую) летопись , а в 1156—1158 годах написал часть «Вопрошания» .
В разных списках имя автора имеет варианты: Кирик, Кюрик, Кюрьяк, Кириак. Исследователи его биографии склоняются к мысли, что он дважды менял имя: при рождении он был назван Константином, в монашестве — Кириком, а в схиме — Кириллом.
Некоторые исследователи предполагали, что «Учение» и «Вопрошание» составлены разными авторами , но это не признано большинством учёных .
Представляет собой небольшой трактат об исчислении времени, древнейшее сохранившееся русское сочинение по математике , хронологии и пасхалистике . Рассматривается в качестве первой русской оригинальной статьи о календаре, в которой приведены система пасхального вычисления и теоретические основы календарного счёта . Оригинальное название этого произведения: «Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет». В тексте «Учения» говорится, что оно написано в Новгороде в 1136 году, между 19 июля (вокняжение Святослава Ольговича ) и 1 сентября (наступление 15-го индикта ). В арифметических расчётах фигурируют числа до десятков миллионов.
В списках имеется нумерация, разбивающая текст на 27 небольших разделов. В разделах 1—5 названо число лет, месяцев, недель и дневных часов, прошедших от сотворения мира до 6644 (1136) года, а также изложена методика подсчётов. Разделы 6—15 содержат учение об индикте, круге солнца, круге луны, «веках» (тысячелетиях), «поновлениях» неба, земли, моря и воды (40-, 60-, 70- и 80-летних циклах), високосных годах, «большом круге» (532 года). В разделах 16—19 снова говорится о числе месяцев (календарных и лунных), недель, дней и часов в году. В разделах 21—27 сказано о «дробных часах» — час делится на 5 «дробных часов», те на 5 «вторых дробных часов» и т. д., вплоть до «седьмых», что, как считается, связано с описанием музыкальных интервалов. Далее приведены дата написания «Учения» (год, индикт, круг солнца и луны), пасхальные расчеты для 6644 (1136) года, краткие сведения об авторе и упоминание, что в период написания сочиения в Византии правил император Иоанн II Комнин , в Новгороде — князь Святослав Ольгович с указанием возраста последнего и архиепископ Нифонт. Текст завершается подсчётом числа лет, месяцев, дней и часов, прошедших с момента рождения Кирика.
В основу «Учения» была положена византийская традиция пасхалистики. Столь же ранние образцы древнерусских пасхалий не известны. Кроме того, в тексте обнаруживается влияние античного наследия, возможно пифагорейской шолы о круговом движении времени. Эти космологические представления были опосредованы христианскими текстами. Кирик мог их почерпнуть, предположительно, из несохранившихся переводных космографических сочинений . В сочинении также имеются свидетельства влияния произведений византийских хронистов . М. Ф. Мурьянов отмечал, что деление часа на 5 частей имеется в трудах английских книжников — Беды Достопочтенного , Симеона Даремского , и Гонория Августодунского . Прослеживается влияние семитысячников, ранних славянских памятников, расписывавщих число месяцев, недель и т. д. в 7000 лет. К этим источникам восходят также утверждения «Учения» о циклических обновлениях стихий. Предполагается, что свои сложные арифметические расчеты автор производил при помощи абака .
Представляет собой каноническое сочинение в вопросно-ответной форме. Написано в 40—50-е годы XII века. Текст также называют «Вопрошание Кирика». Оригинальное название: «Се иесть въпрошние Кюриково, иеже въпроша иепископа ноугородьского Нифонта и инехъ», «Вопрошание Кириково архиепископу Нифонту». «Вопрошание» известно в трех редакциях , в большом числе списков XIII—XVII веков. По композиции этот текст — длинный список вопросов Кирика, которые тот обсуждал с архиепископом Новгородским Нифонтом, митрополитом Киевскому и всея Руси Клименту Смолятичу и другими лицами. Памятник посвящён вопросам догматически-канонического характера, которые, как предполагается, обсуждались в среде духовенства и прихожан средневекового Новгорода . По жанровой принадлежности «Вопрошание» является произведением канонического права . О популярности памятника говорит включение его в древнерусские Кормчие книги .
Памятник разделяется на тематические разделы: вопросы богослужебной практики, отношение к причастию, пищевые запреты, обращение в православие « латинян », иноверцев и язычников , вопросы телесной и духовной чистоты в отношении к посту и брачным отношениям, взаимоотношения полов в среде мирян и духовенства . Большое внимание уделено вопросам материнства, детства, суеверий, народной религии . Многие вопросы Кирика остались без ответа: «Ти он помолче».
По мнению Т. В. Гимона , большая часть вопросов Кирика обусловлена на реалиями церковной жизни. Так, в ст. 4 речь Кирик спрашивает о допустимости ростовщичества, называет размеры процентов. Нифонт в ответ лишь призывает мирян снижать проценты. В ст. 33 говорится о поклонении роду и рожаницам . С. 40 рекомендует разные сроки поста оглашенных , предшествующего крещению : славяне должны поститься 8 дней, « болгарину , половчину , чюдину » следует соблюдать пост в 40 дней. В ст. 55 затрагивается вопрос о допустимости хоронить умершего с иконой. Эта практика подтверждается археологическим находками. В ст. 65 Кирик спрашивает, нет ли греха в том, чтобы «по грамотам ходити ногами». Речь идёт, вероятно, о берестяных грамотах . В ст. 69 поднимается вопрос о мужчинах, которые открыто или тайно берут наложниц из числа своих рабынь.
Вопросно-ответная форма произведения восходит к переводным византийским по происхождению памятникам, имеющимся в составе Кормчих книг . Чаще всего автором упоминаются правила патриарха Константинопольского Иоанна IV Постника , Василия Великого , патриарха Александрийского Тимофея . Помимо прочего, автор просит дать толкование каноническим правилам, ссылаясь в основном на тексты, известные в составе Ефремовской Кормчей — Древнеславянской Кормчей в 14 титулах без толкований. Источниками произведения были также апокрифические и западные по происхождению источники.
«Вопрошание» представляет собой чрезвычайно редкий источник о повседневной жизни древнерусского города , о ранней истории христианства и остатках язычества на Руси. В произведении продолжается практика «вопрошаний» киевских монахов второй половины XI века — Феодосия Печерского , игумена Спасо-Берестовского монастыря Германа, Иакова Черноризца , обращенных к митрополитам — Георгию , Иоанну II . При этом «Вопрошание Кириково» отличается бо́льшим тематическим охватом .
Считается, что с именем Кирика связаны отдельные статьи в Новгородской первой летописи , под 1136—1137 или 1132—1156 годами («свод Нифонта», начало реконструируемой так называемой Новгородской владычной летописи ). Известие под 1136 годом о вокняжении Святослава Ольговича датировано с уникальной для летописного текста витиеватостью. «Учение о числах» было написано в тот же год и содержит благопожелание Святославу Ольговичу, на основании чего А. А. Шахматов выдвинул предположение, что автором этой летописной статьи являлся Кирик . По мнению Д. С. Лихачёва , Кирик был составителем «Софийского временника», летописного свода 1136 года . По текстологическим наблюдениям А. А. Гиппиуса , свидетельства переработки летописи в 1136 году отсутствуют, однако, согласно лингвистическим наблюдениям, один и тот же автор вёл летопись с 1132 по 1156 год — в епископство Нифонта (1130—1156). Этот период коррелируют со временем создания двух сочинений Кирика (1136 и 40-50-е годы XII века). Некоторые учёные отвергли гипотезу о летописной деятельности Кирика, поскольку в «Учении» не упоминается счёт календами , присутствующий в летописной статье 1136 года ( Я. Н. Щапов ), в том же сочинении вычисляется пасхальное полнолуние по 19-летним циклам, в то время как в летописи отражены наблюдения за реальными фазами луны, но неточна месяцесловная датировка (Г. Зименс) .
В XIX — начале XX века также предполагалось, что Кирик был переводчиком византийского историографического сочинения константинопольского патриарха Никифора , известного на Руси как « Летописец вскоре » и « Пятикнижия » Моисея. Современные исследователи отвергают эту гипотезу .