Interested Article - Древнерусское зодчество
- 2021-06-05
- 1
Древнерусское зодчество — архитектура ( зодчество ) Киевской Руси и русских княжеств со времени зарождения русской государственности в IX веке до монгольского нашествия .
До конца X века на Руси не известно монументальное каменное зодчество, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества (см. русское деревянное зодчество ) обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.
Общая характеристика
Русское средневековое зодчество — важная часть истории русского общества, как и в большинстве стран Европы. Однако существенная разница между древнерусской архитектурой и средневековой архитектурой других европейских стран заключается в количестве сохранившихся построек. Если романская архитектура Франции или Италии насчитывает сотни сохранившихся памятников, то на всей древнерусской территории сохранилось в более или менее целом состоянии около 30 построек домонгольского периода, в то время как археологии известно около 200 памятников .
Древнерусская архитектура домонгольского периода чётко делится на три периода: во-первых, архитектуру Киевской Руси , во-вторых, архитектуру периода возникновения удельных княжеств XII века и, в-третьих, конца XII — первой трети XIII века .
Архитектура Киевской Руси развивалась с конца X до рубежа XI—XII веков. Первые каменно-кирпичные постройки, связанные с окончательным сложением древнерусского государства и принятием христианства , появились на Руси в самом конце X века. Греческие мастера возвели первые монументальные постройки в Киеве . Самостоятельная строительная артель сложилась в городе в середине XI века. Киев выступал единственным центром, где имелись квалифицированные кадры, строившие соборы также в Новгороде и Полоцке . Лишь в конце XI века при участии греческих мастеров возникла строительная артель в Переяславле . В этот период были заложены русские архитектурно-строительные традиции, существенно отличавшие местную архитектуру от византийской .
Второй этап развития древнерусской архитектуры охватывал период с начала до 80—90-х годов XII века. В нескольких наиболее крупных политических центрах Руси возникли собственные строительные артели, в некоторых землях развитие архитектуры пошло в собственном направлении — были созданы самостоятельные региональные архитектурные школы. В первой половине XII века возникли пять таких школ: киево-черниговская (охватывала Киевскую, Черниговскую, Рязанскую, Смоленскую и Волынскую земли), новгородская (Новгородская и Псковская земли), полоцкая , галицкая , владимиро-суздальская (Северо-Восточная Русь) .
Третий этап в развитии древнерусской архитектуры проявился к концу XII века. Раньше всех новые тенденции проявились в полоцком зодчестве, отошедшем от веяний киевской школы. Композиционные приёмы полоцкой школы развивались с 1180 годов в самостоятельной смоленской архитектурной школе . Смоленские зодчие вели строительство и в других землях — Рязани, Новгороде и даже Киеве. В киево-черниговской школе переход к новым архитектурным формам завершился в 1190-е годы. Небольшая самостоятельная школа возникла в Гродно . В начале XIII века новые тенденции отразились в архитектуре владимиро-суздальской, новгородской и галицкой школ. К этому времени в региональных школах проявились первые признаки интеграции, сложения первых элементов общности, однако развитие русского зодчества на данном этапе было прервано монгольским нашествием .
В более позднем зодчестве прямое продолжение получили только две архитектурные школы — новгородская и владимиро-суздальская. Традиция владимиро-суздальской школы послужила источником для возникновения и развития московской школы .
Городские и сельские постройки
Храмы и монастыри
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Архитектурный стиль Древнерусского государства утвердился под влиянием византийского , но имел свои особенности. В домонгольское время повсеместно, в том числе в Северо-Восточной Руси , были распространены простые посводные покрытия, обычно с подкрестным камнем. Луковичные главы , предположительно, уже существовали, но не имели широкого распространения . Большинство ранних храмов были деревянными.
Первым каменным храмом древнерусского государства был храм Успения Пресвятой Богородицы в Киеве , известный как Десятинная церковь , строительство которого относят к 989—996 годам. Храм строился в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема . В первой половине XII века храм перенёс значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон , подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятно, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.
Софийский собор в Киеве , построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами . С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко . Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
По прямым известиям летописей и данным археологии, к середине XI века на Руси христианские храмы имелись в десяти городах. Каменные храмы имелись в Киеве — три каменных храма, Новгороде , Чернигове , Тмутаракани и, вероятно, в Переяславле Южном — по одной каменной церкви; точное число деревянных неизвестно. Деревянные храмы имелись также во Владимире Волынском , Вышгороде , Ростове , Белгороде (ныне село Белогородка Киевской области) и, вероятно, в Полоцке . За вторую половину XI века известно о строительстве ещё 18—19 каменных церквей: в Киеве — восьми, Переяславле — пяти и по одной в Новгороде, Полоцке, Смоленске , Вышгороде, Новгороде-Северском и, вероятно, в Минске . Таким образом, к концу XI века фиксируются 13 городов с церквями. В течение всего XI века на Руси было построено 25—26 каменных храмов. Кроме того, археология выявляет в основном каменное строительство, поэтому в XI веке могло существовать также некоторое количество неизвестных деревянных храмов .
Как показал Ярослав Щапов , помимо киевской митрополии, епископские кафедры были основаны в пяти городах — Новгороде , Чернигове , Переяславле Южном , Полоцке и Белгороде . Во всех этих городах, кроме Белгорода, к XI веку имелись каменные храмы. В Белгороде следы каменного строительства выявлены с XII века (церковь Апостолов), но ранее на этом месте находилась деревянная церковь. Во второй половине XI века епархии были основаны в Юрьеве на реке Рось и в Ростове. Первая каменная постройка в Ростове — Успенский собор — был заложен, согласно летописям, в 1161—1162 годах, вместо сгоревшей «чудной» церкви.
В первой половине XII века строится 38 храмов, во второй половине — ещё 112. К середине XII века имелось 19 населённых пунктов с каменным церковным строительством, а к концу столетия их было 37. Ко времени татаро-монгольского нашествия на Руси насчитывалось 53 населённых пункта с каменными храмами. Более двух третей каменных храмов, построенных на Руси во второй половине XII века — первой трети XIII века, приходится на северные земли. В 30-х годах XII века Киевская Русь распалась на полтора десятка княжеств . В их стольных городах возникали свои художественные направления, появились новые епархии. К середине XII века епархий на Руси было 12, в том числе восемь в южнорусских землях. Так, в 30-х годах XII века была основана епархия в Смоленске , в 30—40-х годах — в Галиче , в конце этого столетия — в Рязани , в начале XIII века — в Суздале .
Крепостные и оборонительные постройки
В истории Древней Руси укрепления играли огромную роль. Они постоянно менялись и совершенствовались в зависимости от исторической обстановки и характера вражеских нападений. Значительное влияние на архитектуру оборонительных сооружений оказывали развитие военной тактики и осадных средств . С развитием экономики и производительности на Руси росло число укреплений. Их возведением занимались те же мастера, которые создавали как здания, ставшие памятниками культуры, так и обычные жилые постройки.
Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. По мнению историка Тихомирова, в условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, такая защита была вполне достаточной . Для русских укреплений того времени характерны такие части как ров, городские стены, забрала и насыпной вал. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Иногда оборонительные сооружения строили у крутых и обрывистых оврагов, делавшими их недоступными с разных сторон . В лесистых и болотистых местностях Северной Руси крепости располагались на невысоких холмах. В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове .
Основным видом городских укреплений были городские стены . Они устанавливались на валах и состояли из городниц — деревянных срубов, наполненных землёй. В некоторых крепостях срубы оставляли пустыми, приспосабливая под жилье и хозяйственные нужды . На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». В них были устроены щели для стрельбы по противнику — «скважни». Стены укреплялись «вежами» — башнями, иногда на каменном фундаменте. Также в стенах располагались ворота, количество которых зависело от размера крепости или города . При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. В столицах княжеств присутствовало стремление к обозначению больших парадных ворот, как например Золотые ворота в Киеве или Владимире, бывшие монументальными постройками башенного характера . В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах .
Крупные города и крепости состояли из внутренней крепости, детинца и внешних укреплений. По мере разрастания города за крепостные стены создавались новые стены, образующие новый пояс укреплений, именуемых острогом. Поддержка и обновление городских стен были важной частью жизни древнерусского города. Этим заведовал специально назначаемый человек — «городник», а население платило пошлину — «городное» .
См. также
Примечания
- , с. 3, 5.
- , с. 7—9.
- , с. 7.
- , с. 7—8.
- , с. 8—9.
- , с. 9.
- Заграевский С. В. от 7 апреля 2022 на Wayback Machine // Материалы ХХIII межрегиональной краеведческой конференции (13 апреля 2018 г.). — Владимир, 2018. — С. 224—235.
- .
- ↑ , с. 3—11.
- , с. 33—48.
- , с. 167.
- , с. 233.
- ↑ , с. 234.
- ↑ , с. 168.
- ↑ , с. 236.
- , с. 237.
- , с. 241.
Литература
- Древняя Русь. Город, замок, село. — М. : Наука , 1985. — 429 с.
- Заграевский С. В. . — М. , 2008.
- Заграевский С. В. . — Саарбрюккен, 2015. — 150 с. — ISBN 978-3-659-80841-8 .
- Красовский М. В. . — Петроград : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1916. — 408 с. Переиздание : Красовский М. В. Энциклопедия русской архитектуры : Деревянное зодчество. — СПб. : Сатисъ Держава, 2005. — 384 с.
- Куза А. В. Малые города Древней Руси. — М. : Наука , 1989. — 168 с. — ISBN 5-02009473-0 .
- Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. — СПб. : Стройиздат, С-Петербургское отделение , 1993. — 289 с. — ISBN 5-274-00981-6 .
- Раппопорт П. А. . — Л. : Наука , 1986. — 160 с.
- Раппопорт П. А. // Археология и архитектура : сборник / отв. ред. И. Т. Кругликова. — М. : издательство «Наука», 1982. — Вып. 172 . — С. 3—9 .
- Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М. : Издательство Академии наук СССР , 1948.
- Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков. — Аврора , 1971. — 118 с.
- Седов В. В. Распространение христианства в Древней Руси // Краткие сообщения Института археологии . — 1993. — Вып. 208 . — С. 3—11 .
- Тихомиров М. Н. . — М. : Государственное издательство политической литературы , 1956. — С. 233.
- Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М. : Государственное издательство культурно-просветительной литературы , 1953. — 403 с.
- Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X—ХIII вв.. — М. , 1989. — С. 33—48.
Ссылки
- 2021-06-05
- 1