Саламбо, или Ливиец
— первая
опера
, над которой
Модест Мусоргский
работал с
1863
по
1866 годы
.
Либретто
на тему из
карфагенской
истории было написано самим композитором на сюжет
одноимённого романа
Флобера
, который он прочитал в русском переводе в «
Отечественных записках
» в 1862 году. Опера осталась незаконченной, а её фрагменты вошли в другие произведения Мусоргского, не исключая и «
Бориса Годунова
»
[
уточнить
]
.
Заимствования из «Саламбо»
Хор
«
Эдип
». На основе этого хора написан финал сцены похищения заинфа из храма Таниты
«
Борис Годунов
»
Мотив «Всей силой неги, всей силой страсти» из сцены у фонтана в «Саламбо» звучал в хоре жриц в сцене в храме Таниты
Мотив «Ты ранишь сердце мне, жестокая Марина» из сцены у фонтана в «Саламбо» звучал в начале сцены похищения заинфа
Мотив «Тяжка десница грозного судьи» из арии царя Бориса в «Саламбо» звучал в сцене жертвоприношения младенцев
Прославление Самозванца в сцене под Кромами в «Борисе Годунове» основано на музыке прославления Молоха в «Саламбо».
Монолог
Мато в подземелье Акрополиса перекликается с рассказом Шуйского в сцене смерти царя Бориса
Сцена зачитывания приговора Мато была с небольшими изменениями перенесена в оперу «Борис Годунов» в сцене заседания бояр перед смертью царя Бориса
Финальная музыка смерти царя Бориса основана на теме Молоха из «Саламбо». В той же сцене «Бориса Годунова» используется мотив из сцены в храме Таниты.
Хор «Иисус Навин» основан на двух темах, заимствованных из «Саламбо»: «Боевой песни ливийцев» и заключительной теме из сцены подземелья Акрополиса
Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». В сцене, где народ провожает Саламбо на её подвиг, звучит этот фрагмент.
Intermezzo In Modo Classico. Основная тема этого произведения использовалась для музыкальной характеристики Нарр-Аваса в «Саламбо»
«
Хованщина
».
Интерлюдия
, звучащая в сцене изгнания князя Голицина, основана на вступлении к сцене в подземелье Акрополиса.
Тема из оперы Модеста Мусоргского «Саламбо», использованная в «Ночи на Лысой горе»
Аудиозаписи
Год
Организация
Дирижёр
Солисты
Издатель и каталожный номер
Примечания
1980
Хор и
Национальный симфонический оркестр Итальянского радио
(Милан)
Золтан Пешко
Саламбо
—
Людмила Шемчук
,
Мато
—
Георгий Селезнёв
,
Балеарец,
Спендий
, Аминхар
— Уильям Стоун,
Первосвященник
— Giorgio Surjan,
1-й пентарх
— Джорджио Тьеппо,
2-й пентарх
— Эфтимиос Михалопулос
CBS «Masterworks» 79253 (UK) (1981);
CBS «Masterworks» MZ 36939 (USA) (1982)
2003
Хор и симфонический оркестр Баварского радио.
Мстислав Ростропович
И.Макарова, М.Дьяков, С.Сулейманов, С.Шеремет.
Источник:
Редакции оперы
Год
Автор
Примечания
1909
Н.А. Римский-Корсаков
Редакция и оркестровка хора жриц
.
В.Шебалин
Частичная оркестровка авторского клавира
1939
П.Ламм
Полное издание авторского клавира
1979
З.Пешко
Полная оркестровка авторского клавира
1991 - 2003
В.Наговицин
Полная оркестровка авторского клавира с добавленными номерами (две редакции романса "Ночь" и номер "Танец со змеёй", основанный на фрагменте из хора "Иисус Навин").
2018
C.Медведев
Драматургически полная редакция клавира, основанная на набросках Мусоргского.
Примечания
↑
— 1808.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2019.
1 октября 2019 года.
(неопр.)
Дата обращения: 1 октября 2019.
26 февраля 2021 года.
Оперы
(по времени создания)
Симфонические произведения
Вокальные циклы