Персонажи Книги Бытия
- 1 year ago
- 0
- 0
Бытие́ ( ивр. בְּרֵאשִׁית , bᵊrē'šīθ , совр. произн. Бе-реши́т — «В начале»; лат. Genesis ; др.-греч. Γένεσις — «Происхождение»; тж. «Первая книга Моисея») — первая книга Пятикнижия ( Торы ), Ветхого Завета и всей Библии . Книга рассказывает о происхождении мира, древнейшей истории человечества и происхождении еврейского народа . Повествование начинается с сотворения мира и человека и заканчивается смертью Иосифа в Египте. Состоит из 50 глав, 1533 стихов и 32 267 слов . В иудаизме имеет разделение на двенадцать недельных глав (парашот) .
Еврейское название книги, так же как и у других книг Торы, дано по первому значимому слову. В талмудической литературе эта книга часто называется «ספר מעשה בראשית» ( Сефер маасе берешит ) — «Книга начала (сотворения) бытия», откуда происходит название этой книги в большинстве переводов Библии. В Талмуде называется также « Сефер ха-яшар » (букв. «Прямая книга»), в честь праотцов, которые были «прямыми» (то есть честными с людьми и преданными Богу). Некоторые средневековые рукописи употребляют также название « Сефер ришон » («Первая книга») или « Сефер бриат ха-олам » («Книга сотворения мира»).
Названием «Бытие» обязана латинскому переводу « Вульгаты » авторства Иеронима , который, в свою очередь, представляет перевод названия, найденного в рукописях этой книги на греческом языке. «Бытие» ( лат. Genesis ) означает «происхождение», «рождение», «создание» или «начало» .
В книге нет прямых указаний авторства, однако внутренние свидетельства, а также иудейская и христианская традиции утверждают, что автором книги был Моисей (см. Василий Великий , « Беседы на Шестоднев » ).
События книги разворачиваются в трёх разных местностях. Первые одиннадцать глав повествуют о событиях, произошедших на равнине реки в Месопотамии : отчётливо упомянут Евфрат ( ). Жизнеописание Ноя связано с горами Араратскими ( ). Также упомянута Земля Сенаар ( ; ), где был построен город Вавилон ( ; ) и Ур Халдейский ( ).
С 12-й по 38-ю главу описываются события в Ханаане и окружающих землях: Египет ( ), окрестность Иорданская ( ). Из городов в этих землях упомянуты Хеврон ( ) и Дамаск ( ).
Последние 12 глав рассказывают о событиях в Египте , особенно о регионе Гесем , где жили израильтяне прежде Исхода .
Книга делится на две основные части:
Книга начинается словами « В начале сотворил Бог небо и землю » , после которых описывается сотворение мира за 6 дней. В первый день был создан свет. Во второй день Бог сотворил небо. В третий день Бог сотворил землю и растения: траву и деревья различных видов. В четвёртый день Бог создал два светила и поместил Солнце , Луну и звёзды на тверди небесной. В пятый день Бог сотворил рыб, пресмыкающихся и птиц и благословил их словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» ( ). В шестой день Бог сотворил остальных животных. В тот же день Бог сотворил человека по образу Своему: мужчину и женщину. В седьмой день Бог пребывал в покое. Бог благословил седьмой день ибо в этот день Он окончил свой труд. Когда Бог сотворил человека, Он вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и стал человек душою живою. Для человека Бог насадил сад — Эдем . Там Он поселил человека и разрешил ему есть плоды со всех деревьев, но запретил есть плоды с дерева познания добра и зла . «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному…» ( ), и создал из ребра его жену.
После того, как Бог для человека ( Адама ) создал женщину ( Еву ), люди стали жить в Эдеме. Змей-искуситель уговорил женщину съесть плод с дерева познания добра и зла (с которого Бог запретил есть плоды), женщина дала мужчине, и они ели. Бог позвал человека: «Где ты?». «Я увидел свою наготу и спрятался». — ответил человек (а перед тем как съесть плод с дерева познания люди не стыдились того, что они наги [ ]). Бог понял, что они ели плоды с дерева, с которого он запретил им есть, и изгнал их из Эдема . Человек — Адам — назвал свою жену Евой . Люди стали жить и зарабатывать своим трудом, так как изгоняя Адама из рая, Бог сказал ему: «В поте лица твоего ты будешь есть свой хлеб» ( ).
Далее Адам и Ева стали жить на земле. У них родились дети: Каин и Авель . Однажды братья принесли Богу дары, дар Авеля был угоден Богу, а дар Каина неугоден. Каин разгневался и предложил Авелю выйти в поле, где убил его. За это Бог проклял Каина и сделал его изгоем и отступником. Каин ушёл в страну Нод . Там у него родился сын Енох . Далее в Библии описывается род Каина до Ламеха . У Адама и Евы родился ещё сын Сиф (Шет). Дальше идёт род Сифа до Ноя , при котором произошёл Всемирный потоп.
Когда люди начали умножаться на земле, то увидели сыны Божии (праведники), что дочери человеческие прекрасны, и стали брать их в жёны. Со временем люди начали всё больше развращаться и вставать на греховный, не угодный Богу путь жизни ( ).
В наказание сотворил Бог потоп. Спасся только праведный Ной со своим семейством в построенном им самим ковчеге.
Сыновья Ноя: Сим , Хам , Яфет . Заключение завета Бога с Авраамом . Сыновья Авраама Исаак и Измаил становятся родоначальникам евреев и арабов. Сыны Исаака: Исав основывает царство Идумею , а Иаков — двенадцать колен Израилевых .
Бог отменяет жертвоприношение Исаака и велит принести в жертву барана. Видя верность Авраама, Господь подтверждает свой завет с ним.
Немецкий философ Гердер пытался доказать, что книга Бытие была создана на основе устной традиции , существовавшей задолго до пророка Моисея .