Interested Article - Амели

« Амели́ » ( фр. Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain , с фр. «Невероятная судьба Амели Пулен») — французская романтическая комедия 2001 года режиссёра Жан-Пьера Жёне . В российском прокате называлась по имени главной героини — «Амели» (в некоторых переводах также — «Амели с Монмартра»).

Фильм занял второе место в списке « 100 лучших фильмов мирового кинематографа не на английском языке », составленном в 2010 году журналом Empire .

Сюжет

Детские годы Амели Пулен проходят в вымышленном мире и одиночестве. У неё нет друзей, поэтому она постоянно фантазирует и разговаривает со своим воображаемым другом — крокодилом . Её отец уделял дочери недостаточно времени, вследствие чего при проведении ежемесячных медицинских обследований Амели сильно волновалась, поэтому отец решил, что у неё порок сердца. Из-за этой мнимой болезни её не пустили в школу и пришлось изучать науки дома с нервной и истеричной матерью, лишившись возможности найти друзей.

Мать Амели, Амандина Пулен, погибла, когда на неё с вершины собора Нотр-Дам упала туристка-самоубийца из Канады. В саду семейства Пулен отец сооружает миниатюрный мавзолей для праха погибшей. Даже там царит игрушечный, сказочный мир. Став взрослой, Амели покидает отчий дом. Она работает в кафе « Две мельницы » на Монмартре и несколько раз пробует завязать любовные отношения с мужчинами, но её попытки «оказываются неубедительными».

Амели весьма изобретательна и умеет находить удовольствие в маленьких повседневных радостях: опуская руку в мешок с фасолью, надламывая чайной ложечкой корочку крем-брюле и пуская « блинчики » по каналу Сен-Мартен . Но вечером 30 августа 1997 года , в день гибели принцессы Дианы , её жизнь меняется: случайно Амели находит в своей ванной комнате тайник, в котором лежит жестяная коробка с оловянными солдатиками, стеклянными шариками и прочими детскими сокровищами.

Всё это принадлежало неизвестному мальчику, жившему когда-то в её квартире. Сейчас ему уже больше 50 лет. Амели решает вернуть коробку владельцу и думает, что если удавшаяся задумка пробудит в ней какие-нибудь чувства, то она посвятит всю жизнь заботе о счастье других людей. Амели, хоть и с большим трудом, находит владельца этого тайника и ждёт его реакции. Сидя за стойкой бара в кафе, она слышит его признание, что он счастлив получить такую весточку из детства.

Отныне Амели вмешивается в жизнь других людей. После истории с возвратом «сокровищ» она помогает одной из сотрудниц «Двух мельниц» найти любовь в образе постоянного посетителя — мужчины с диктофоном (бывшего ревнивого ухажёра другой сотрудницы) и возвращает надежду женщине, живущей в одном доме с ней, подделав письмо от покойного мужа. Амели давно советовала своему отцу отправиться в путешествие по миру, но он всё не решается уехать, и тогда Амели похищает садового гнома отца (подарок сослуживцев) и просит знакомую стюардессу фотографировать этого гнома в разных городах на фоне достопримечательностей и отсылать ему получившиеся снимки. Опоздав на поезд после похищения гнома, Амели остаётся ночевать в метро.

Утром она замечает парня, Нино Кенкампуа, ищущего что-то под одной из фотокабинок. Обменявшись с ним взглядом, Амели убегает, а Нино продолжает рыться под кабинкой. Потом Амели встречает его снова, когда он продолжает искать что-то у фотокабинки, а потом, заметив кого-то, бежит за ним. По дороге он теряет альбом, который находит Амели.

В этом альбоме наклеены смятые и порванные фотографии — неудачные снимки, выброшенные недовольными клиентами фотокабинок и подобранные этим человеком. Там же часто встречается фото одного и того же человека, у которого как будто лицо без эмоций. Этими мыслями Амели делится со «Стеклянным человеком», одним из жильцов её дома. Вместе они решают разобраться, что за человек изображён на этих странных фотографиях. В конце концов выясняется, что это человек, который ремонтирует фотокабинки, а фото делает просто для проверки, после чего рвёт и выбрасывает его.

Как оказалось, Нино волнует тот же вопрос. Амели удаётся разгадать тайну, и она подбрасывает Нино подсказки-загадки: свою фотографию в маске Зорро, стрелки на асфальте и шарады. В результате они приводят его прямо к тому загадочному неживому человеку, изображённому на фотографиях. Нино и Амели наконец-то встречаются, зная, кто из них кто, и оказывается, что они созданы друг для друга.

В ролях

История создания

Жан-Пьер Жёне хотел снять в главной роли британскую актрису Эмили Уотсон (отсюда имя главной героини — Амели), на которую он обратил внимание в фильме « Рассекая волны ». Актриса также хотела сыграть Амели, однако этого не случилось по двум причинам — она очень плохо говорила по-французски и, кроме того, уже была утверждена на роль в « Госфорд-парке » Роберта Олтмена (фильм вышел в 2001 году). От оригинального сценария, который писался в значительной мере под Уотсон, осталось её имя, переданное на французский манер. Национальность её отца (англичанин) и место его жительства ( Лондон ) были изменены .

Необычные истории, которыми изобилует фильм, большей частью имеют реальную основу и взяты из коллекции, которую Жёне собирал с 1974 года , записывая необычные воспоминания своих знакомых . Фотоколлекция, которую собирает Нино, также имеет реальный прототип: аналогичную коллекцию собирал друг режиссёра сценарист (в финальных титрах ему выражена благодарность); подлинную фотоколлекцию, однако, показать в фильме не удалось, поскольку закон Франции запрещает показывать в кинофильме случайных людей без их согласия; фотоколлекция была создана из фотографий актёров-статистов: актёров сажали перед фотоаппаратом и просили изобразить то или иное выражение лица, а зачастую просто говорили: «Ой, а у вас ботинок в мелу» или «А что это у вас на лбу?» и в этот момент нажимали на спуск фотоаппарата.

Основа истории с садовым гномом также из коллекции историй Жёне. Идея с путешествующим по всему миру садовым гномом принадлежала некоему австралийцу , который в середине 1980-х годов , путешествуя по миру, присылал своему соседу фотографии с изображениями садового гнома, которого он взял у него из сада. В 1990-е подобные розыгрыши стали весьма популярны в Великобритании и Франции . Идея с путешествующими гномами после выхода фильма стала ещё более популярна: она была использована в нескольких компьютерных играх, видеоклипах и сериалах, а также легла в основу рекламной кампании американской туристической фирмы .

Кафе "Две Мельницы", где проходили съемки фильма
Кафе "Две Мельницы", где проходили съемки фильма

Картины в комнате Амели, а также воображаемого крокодила, с которым дружит героиня, придумал и нарисовал художник ; благодаря фильму он получил широкую известность .

Фильм принёс известность и композитору Яну Тирсену , причём Жёне изначально планировал пригласить для написания музыки к фильму не его, а английского композитора Майкла Наймана , однако не мог с ним связаться .

Многие сцены снимались на улицах Парижа (особенно в районе Монмартра ), реальны и многие места, показанные в фильме: кафе « Две Мельницы », овощная лавка, железнодорожный вокзал. Отличие показанного в фильме от реальности заключалось в том, что все места съёмок были тщательно отмыты от граффити , грязи и пыли .

Бюджет фильма составил 77 млн франков (около 10 млн долларов США ).

Факты

Фильм заслужил широкую популярность в России : прогулочное судно «Амели» (тип « Москва ») на Москве-реке
  • В кинотеатре Амели смотрит два фильма: « Жюль и Джим » Франсуа Трюффо (эпизод, где Амели оборачивается на зрителей) и « Маленький дивиденд отца » Винсента Миннелли (эпизод, когда Амели сообщает, что не любит, когда в американских фильмах водители не смотрят на дорогу) .
  • Одноногий мужчина, танцующий в телевизионном фрагменте — блюзовый певец .
  • Негритянка-гитаристка, поющая госпел в телевизионном фрагменте — Сестра Розетта Тарп .
  • В сцене, когда отец Амели говорит о цветах, он цитирует песню Сержа Генсбура «Le poinçonneur des Lilas» .
  • Фильм сперва получил название «Эмили» .
  • Стилистика фильма была позаимствована режиссёром у французского поэта Жака Превера и режиссёра Жана Ренуара .
  • Роль Амели Пулен Одри Тоту получила после того, как режиссёр фильма увидел её портрет на афише .
  • Имя Ипполито является отсылкой ко второстепенному персонажу Ипполиту Терентьеву, неудачливому философу из романа « Идиот » (1869) Ф. М. Достоевского .

Саундтрек

Оригинальный саундтрек к фильму:

Вся музыка написана Яном Тирсеном .

Название Длительность
1. «J’y Suis Jamais Allé» 1:34
2. «Les Jours Tristes (instrumental)» 3:03
3. «La Valse D’Amélie» 2:15
4. «Comptine d'un autre ete - L'apres midi» 2:20
5. «La Noyée» 2:03
6. «L’Autre Valse D’Amélie» 1:33
7. «Guilty» 3:13
8. «A Quai» 3:32
9. «Le Moulin» 4:28
10. «Pas Si Simple» 1:53
11. «La Valse D’Amélie (orchestra version)» 2:00
12. «La Valse Des Vieux Os» 2:20
13. «La Dispute» 4:15
14. «Si Tu N'Étais Pas Là (fréhel)» 3:29
15. «Soir De Fête» 2:56
16. «La Redécouverte» 1:13
17. «Sur Le Fil» 4:24
18. «Le Banquet» 1:31
19. «La Valse D’Amélie (piano version)» 2:39
20. «La Valse Des Monstres» 3:40

Авторство композиции Comptine d’un autre été: L’après-midi часто приписывают Рихарду Вагнеру под названием Die Hochzeit , «Свадебный марш» и др., а также Дмитрию Шостаковичу [ источник не указан 905 дней ] под названием «Босиком по мостовой» . Авторство данной композиции, как и всего альбома, принадлежит Яну Тирсену .

Награды

  • Оскар (2002):
    • лучший фильм на иностранном языке (номинация);
    • лучшая операторская работа — Брюно Дельбоннель (номинация);
    • лучший оригинальный сценарий — Жан-Пьер Жёне , (номинация);
    • лучший звук — Венсан Арнарди и др. (номинация);
    • лучшая работа художника / декоратора — , (номинация);
  • BAFTA (2002);
  • Две премии Британской киноакадемии;
  • Четыре премии «Сезар».

Амели Пулен [ уточнить ]

Париж, Монмартр, кафе «Две Мельницы»

В своих комментариях по поводу того, что в кадр фильма (когда Амели посещает родителей лавочника Колиньона) попал Фольксваген «Жук» новой модели, которой не могло быть на улицах Парижа в сентябре 1997 года, Жёне сказал, что «…они круглые, а „Амели“ — это история, которая сглаживает углы. И пусть, что их ещё не существовало во время гибели Леди Ди!»

Главная героиня фильма, Амели Пулен, во Франции и во многих других странах (например, в Японии ) стала объектом поклонения — как и всё, что с ней связано. Родители стали называть именем Амели своих новорождённых девочек. В Париже стали выпекать новые булочки, названные в честь Амели. Кафе « Две мельницы », реально существующее на Монмартре по адресу , 15, стало после выхода фильма пользоваться огромной популярностью. Сильный рост цен на квартиры на Монмартре после 2001 года также в значительной степени связывают с популярностью фильма «Амели» .

Фильм « Взмах крыльев мотылька » был воспринят публикой и рекламировался прокатчиками как «Амели-2», хотя был снят ещё в 2000 году, то есть на год раньше «Амели» .

В 2007 году в зоологическом журнале Zootaxa было опубликовано описание нового вида лягушек (имеющих длину менее 2 см), обнаруженных в Эквадоре в дождевых лесах на горных склонах Анд . Этот вид живых существ из семейства стеклянных лягушек ( Centrolenidae ) был назван в честь Амели Пулен — («кохранелла Амели»). Как пояснили авторы публикации, вид был назван ими в честь героини «выдающегося фильма», в котором «мелкие детали играют важную роль в достижении радостей жизни — подобно тому, как стеклянные лягушки и все другие земноводные и пресмыкающиеся играют важную роль в здоровье нашей планеты» .

Экранизация Токийская невеста была переделана под сиквел к Амели, хотя сюжетно является спиноффом к Страх и трепет . В обеих книгах главную героиню зовут Амели, по имени автора Амели Нотомб написавшей о своей жизни в Японии.

Примечания

  1. . Дата обращения: 19 ноября 2010. 29 июля 2013 года.
  2. — 1949.
  3. от 2 декабря 2011 на Wayback Machine // Empire. Bauer Consumer Media. (англ.) (Дата обращения: 30 сентября 2011)
  4. Малинина Ю. Из Парижа с любовью. По следам картины «Амели» // МКбульвар : журнал. — ЗАО «Полиграфический комплекс «Экстра-М»», 2011. — № 26 сентября — 2 октября 2011 . — С. 64—65 . — ISSN .
  5. В реальности Диана погибла 31 августа .
  6. (англ.) (5 апреля 2013). Дата обращения: 5 апреля 2013. 14 апреля 2013 года.
  7. (англ.) (5 апреля 2013). Дата обращения: 5 апреля 2013. 14 апреля 2013 года.
  8. (польск.) (5 апреля 2013). Дата обращения: 5 апреля 2013. 14 апреля 2013 года.
  9. (англ.) . IMDb (5 апреля 2013). Дата обращения: 5 апреля 2013. 14 апреля 2013 года.
  10. (англ.) (4 апреля 2013). Дата обращения: 5 апреля 2013. 14 апреля 2013 года.
  11. Андрей Ишонин. . Независимый журнал о кино «25-й кадр» (5 октября 2014). Дата обращения: 20 января 2016. 15 октября 2014 года.
  12. . Дата обращения: 4 апреля 2013. 1 февраля 2013 года.
  13. . Дата обращения: 11 апреля 2011. 30 января 2011 года.
  14. . Дата обращения: 11 апреля 2011. Архивировано из 27 декабря 2010 года.
  15. «The specific name — a noun in apposition — of this new species of Glassfrog is for Amelie, protagonist of the extraordinary movie „Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain“; a movie where little details play an important role in the achievement of joie de vivre ; like the important role that Glassfrogs and all amphibians and reptiles play in the health of our planet.»
    Diego F. Cisneros-Heredia & Paúl Meza-Ramos. (англ.) // Zootaxa : журнал. — 28 May 2007. — Vol. 1485 . — P. 33—41 . — ISSN . 10 октября 2008 года.

Ссылки

Источник —

Same as Амели