Interested Article - Половцы

Дешт-и-Кипча́к , или Полове́цкая степь, Кипча́кская степь Евразийские территории кипчаков, конец XI — начало XII века

По́ловцы , кипча́ки (самоназвание — кыпча́ки ( кыпчак [ лар ]), позднее использовался этноним тата́ры ( татар [ лар ])) ; в европейских и византийских источниках — кума́ны ( лат. cumani, comani , греч. kο[υ]μάνοι ) — кочевой тюркоязычный народ , проживавший в историческом регионе, известном как Половецкая степь или Дешт-и-Кипчак .

В венгерских источниках называются кунами .

В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков . Затем половцы пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная , таким образом заселив всю Великую Степь от Дуная до Иртыша , которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь) .

При образовании Золотой Орды (середина XIII века) кыпчаки ассимилировали малочисленные монголоязычные племена и передали им свой язык . Позже кыпчакский язык лёг в основу современной кыпчакской группы языков ( татарского , сибирско-татарского , башкирского , крымскотатарского , караимского , крымчакского , карачаево-балкарского , кумыкского , ногайского , казахского , киргизского , каракалпакского ) .

Источники

Согласно традиционной точке зрения , половцы, кипчаки и куманы — названия одного народа.

По другим версиям, кыпчаки состояли из двух крупных ветвей : половецко-кыпчакской и куно-кыпчакской; половцы состояли из западной ветви — половцев-саров и восточной — кунов . По версии Ю. А. Евстигнеева , куманы, куны и половцы (сары) были разными народами. По версии С. А. Плетнёвой , кипчаки (шары, половцы) и куманы (западнее Днепра) были разными народами.

На территории Восточной части Кыпчакской степи жили следующие шестнадцать кипчакских племён: борилу, токсоба , иетиоба, дуртоба, ал-арс (ал-ас), бурджоглу, манкуроглу, йимак, таг, башкурт , куманлу, базанак (баджанак), баджна, карабориклу, уз, джортан. Западные кыпчаки делились на одиннадцать племён: токсоба, , бурджоглы , ельборили, кангароглы, анджоглы, дурутоба , кулабаоглы, джортан, караборикли, котан .

Куманы

Куманами половцы называются в западноевропейских и византийских источниках (в частности, Анна Комнина в связи с битвой при Левунионе сообщает, что куманы и печенеги говорили на одном языке ). Плетнёва С. А. локализует куманов западнее Днепра по отсутствию там каменных изваяний, встречающихся в низовьях Дона, Донца и вдоль северного побережья Азовского моря — местах кочевий сары-кипчаков (половцев).

Куны

Куны , как и сары, участвовали в «цепной миграции» кочевых племён в 1030-е годы, постоянно являясь их восточными соседями. Существует версия о принадлежности донских половцев-токсобичей к кунам.

В XI—XIII веках имя куны встречается эпизодически в венгерских и русских источниках наряду с куманы в значении кипчаки, половцы и венгерские половцы .

Куны ( токсобичи ) в составе кыпчаков отождествляются со средневековым монгольским племенем татар . По И. Маркварту и В. В. Бартольду , они представляли собой монгольский компонент в составе кыпчаков. Ибн-Халдун объяснял межплеменные распри кыпчаков разностью происхождения племён: «племя Дурут из кыпчаков, а племя Токсоба из татар». По Ан-Нувайри , «старинное соперничество» между кыпчакскими племенами токсоба и дурут, завершилось переходом токсобичей на сторону монгольских завоевателей и разгромом дурутов . Согласно В. В. Ушницкому, аргументом сторонников монгольского происхождения кимаков и кыпчаков являются сообщения средневековых мусульманских источников о татарском происхождении кимакского династийного рода .

Йемеки

Этимология

Ранняя версия

Изначально предполагали, что этноним «половцы» связан со словом «поле» (в значении «жители степи, степняки»). Первым такое мнение высказал в XVI веке Сигизмунд Герберштейн . Разделялось оно и первыми русскими историками: например, в начале XIX века эту версию высказывал А. М. Щекатов : «Название половцев дали им русские — как некоторые полагают от полей , по которым они кочевали».

Позднее, к кыпчакам использовался этноним тата́ры ( татар [ лар ]) . Это было связано с тем, что все тюркское население Российской империи именовалось этим этнонимом.

Традиционная версия

В современной историографии наиболее распространено объяснение, что слово «половец» происходит от слова половый , то есть «изжелта-белый, желтоватый» . Эту точку зрения впервые выдвинул А. Куник в 1875 году. «Солома» на церковнославянском языке плава , а «соломенный» — плавый , и, соответственно, слова половый, plavý и plowy в современных русском , чешском и польском языках означают одно и то же — соломенный цвет. Славянское название кипчаков происходит от этих слов с прибавлением -цы/-чи ( половцы , plavci и plawci ). В немецких и армянских источниках в отношении половцев иногда использовались аналогичные названия ( фальб и хардеш ), обозначавшие «бледновато-жёлтый, соломенно-жёлтый цвет» . Половцев тюркоязычные племена называли сары-кипчак («жёлтые кипчаки»), то есть «половцы» — это славянский перевод тюркского этнонима . Д. А. Расовский в статье «Происхождение половцев» (1935 год) отмечал, что версия, указывающая на белокурость кипчаков, долго оспаривалась, поскольку у критиков этой версии сложился стереотип о том, что половцы и тюрки вообще не могут быть белокурым народом, но в итоге её начали считать общепринятой .

Версия Е. Ч. Скржинской

По мнению Е. Ч. Скржинской , этноним половьци происходит от слова половици. Жители правобережья Днепра , где находился Киев , называли так кочевников с левобережья, с «той стороны» — «оного полу». Аналогичное выражение половици употребляется в Новгородской первой летописи старшего извода (в статье за 1219 год) по отношению к новгородцам с противоположного берега Волхова . Встретив в Новгородских летописях слово половицы в значении «бережане, люди, живущие на определённой стороне реки», она делает вывод, что половьци древнерусских летописей — это куманы, размещавшиеся «в поле Половецком », то есть по левому берегу Днепра. Впрочем, половцы размещались не только по левому берегу Днепра — их кочевья могли переходить и на правый берег (особенно после заключения соглашений с русскими князьями, с которыми зачастую даже и роднились). Новгородское же слово половици следует, исходя из новгородского произношения, читать как половичы , то есть действительно «живущие по определённой стороне реки». Тем не менее никакого отношения к слову половьци оно не имеет; здесь налицо лишь своеобразное проявление омонимии : в первом случае корень полъ + овичи , во втором — половъ + ци (то есть славянское обозначение кипчаков) .

Самоназвание

Слово «кыпчак» ( qïvçaq ) на древнетюркском языке означает «злосчастный», хотя состоит из корня qïv («счастье, удача») и аффикса çaq (аффикс склонности к основе), что должно давать слово со значением «удачливый, склонный к счастью», а не происходить от слов qïvsïz («несчастный») и çaq («период, время») .

На многих тюркских языках (например, татарский , крымскотатарский ) слово кипчак означает «колесо» или «колесница». Рифкат Ахметьянов указывает на то, что, по мнению Заки Валиди, это слово образовано либо из слова кубы , значащего сухую степь — Гоби — и указывает на то, что слово могло быть образовано из кыв или кывы , значащего «пустой, полый» .

По мнению исследователей, которые считает кипчаков потомками динлинов , покорённых племенами хунну в конце I века до н. э., этноним «кипчак» упоминается в китайских хрониках в форме кюе-ше в 201 году до н. э. и позднее в форме циньча или кин-ча ( вэньянь 欽察 ). Согласно этому мнению, циньча — это стандартная китайская транскрипция XIII—XIV веков для этнонима «кипчак» .

Этногенез

Термин кюеше , или цзюеше , упомянутый в 201 год до н. э., воспринимается как первое упоминание кипчаков той частью исследователей, которая считает их потомками покорённых племенами хунну в конце I века до н. э. динлинов , однако, по мнению С. Г. Кляшторного , эта версия не оправдана фонетически .

В « Сборнике летописей » Рашид ад-Дина сохранились генеалогические легенды о происхождении кипчаков. По легенде об Огуз-хане , мифический мальчик, которому дали имя «кипчак» , родился в дупле во время неудачного похода огузов против племени ит-бараков. У Рашид ад-Дина говорится также, что кипчаки были одним из 24 племён огузов .

Предки кипчаков — си́ры ( са́ры , ша́ры , сюеяньто китайских источников) кочевали в IV—VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем. Называются в числе 15 уйгурских племён. В 630 году ими было образовано государство. Конкретно с именем «Кипчак», и, вероятно с самым ранним случаем фиксации этого этнонима, мы встречаемся в надписи, выбитой на каменной стеле, обнаруженной Рамстедом в Центральной Монголии южнее реки Селенги в 1909 году. В литературе эта эпитафия получила название « ». Текст, выбитый на нём, является частью погребального комплекса Бильге-кагана , одного из основателей Восточно-тюркского каганата в монгольских степях. В четвёртой строке с северной стороны стелы выбито: «Когда тюрки кипчаки властвовали над нами 50 лет…» . Каганат был затем уничтожен другими племенами и китайцами в середине VII века. Поэтому значительная часть знати сиров была уничтожена уйгурами, а остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи Восточного Казахстана, сиры поменяли самоназвание на кипчак («злосчастные») .

История

Король Венгрии Ладислав I (слева), кипчакский воин (справа)

После разгрома уйгурами Восточно-тюркского каганата (744 год) кипчаки находились в составе Кимакского каганата , на территории современного северо-западного Казахстана. Они граничили на востоке с кимаками , на юге — с огузами , и на западе — с хазарами .

В IX веке впервые фиксируются мусульманскими географами, в частности ибн Хорда́дбехом:

«Страна тюрок-тугузгузов — самая обширная из тюркских стран. Граничат они с ас-Сином, ат-Туббатом и карлуками. [Затем идут] кимаки, гузы, чигили, тюргеши, азкиши, кыпчаки, киргизы, которые имеют мускус, карлуки и халаджи [обитающие] по ту сторону реки».

Ибн Хордадбех . Книга путей и стран // Пер. с араб., коммент., исслед., указ. и карты Н. Велихановой; АН АзССР, Институт востоковедения. — Баку: Элм, 1986. — С. 66.

К середине IX века достигли гегемонии над кимаками, к середине X века поглотили их .

В начале XI века кипчаки вплотную придвинулись к северо-восточным границам Хорезма , вытеснив огузов из низовьев Сырдарьи и заставив их переселиться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья . К середине XI века кипчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана , за исключением Семиречья . Восточная граница их осталась на Иртыше , западные пределы достигли Волги , на юге — района реки Талас , а северной границей служили леса Западной Сибири .

Кипчакский курган (Венгрия)

Половцы и Русь

Картина Васнецова В. М. «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Со второй половины XI в. до монголо-татарского нашествия половцы производили постоянные нападения на южную Русь . Они опустошали земли, захватывали скот и имущество, забирали пленных. Свои нападения половцы делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у них пленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всего страдало от них пограничное Переяславское , Киевское и Рязанское княжества, Поросье и Северская земля . Иногда Русь выкупала у половцев своих пленных .

К 1055 году относится их первое появление у русских границ. Половецкий хан Болуш с ордой вошёл в пределы Переяславского княжества и был встречен переяславской дружиной с князем Всеволодом Ярославовичем во главе. Встреча прошла мирно — обменявшись подарками, стороны разошлись в свои пределы. На тот момент половцы ещё не искали военного противостояния с русскими княжествами, так как продолжали воевать в степи с представителями местных степных народов. Но спустя короткое время ситуация поменялась: в 1061 году Всеволод Ярославович потерпел поражение от хана Искала , Переяславская земля подверглась разорению. В сентябре 1068 года половцы в битве на реке Альте разбили войско Ярославичей и разорили приграничные земли. После этого военные походы половцев на русские земли (нередко в союзе с кем-то из русских князей) приобрели регулярный характер. В 1078 году половцы участвовали в битве на Нежатиной Ниве , где погиб Изяслав Ярославич Киевский.

В 1093 году половцы одержали победу в битве на реке Стугне над соединёнными войсками Святополка Изяславича Киевского, Владимира Всеволодовича Мономаха и Ростислава Всеволодовича Переяславского. После этого половцы поддерживали Олега Святославича в его борьбе за черниговское наследство , в том числе заставив в 1094 году Владимира Мономаха оставить Чернигов, но в 1096 году потерпели первое сокрушительное поражение от русских, хан Тугоркан погиб.

В 1099 году Давыд Игоревич на реке Вяр , недалеко от Перемышля , с помощью половецких ханов Боняка и Алтунопы нанёс поражение венгерскому войску во главе с королевичем Кальманом (в русских летописях — Коломан).

Битва на реке Хороле 1 марта 1184

Для обороны своих южных границ Русь устраивала укрепления называемые змиевыми валами и селила на пограничьях союзных и мирных тюрков , известных под именем чёрных клобуков . Центром черноклобуцких поселений было Поросье на южной границе Киевского княжества. Чёрные клобуки являлись важной военной силой киевских князей, участвовали практически во всех их вооружённых предприятиях.

Иногда русские вели с половцами и наступательную войну, предпринимали походы вглубь Половецкой земли. Когда такие походы становились общерусскими мероприятиями (впервые при Святополке и Мономахе, затем при Изяславе Мстиславиче , Мстиславе Изяславиче, Святославе Всеволодовиче, Романе Мстиславиче ), они неизменно оканчивались успешно. Примером неудачных сепаратных наступательных действий является поход героя « Слова о Полку Игореве », Игоря Святославича в 1185 году.

В начале XII века, после Долобского съезда (1103 год), половцы были вытеснены Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом на Кавказ , за Волгу и Дон . На Кавказе половцы поступили на службу к грузинскому царю Давиду Строителю . Они помогли очистить Грузию от турок-сельджуков .

После смерти Владимира Мономаха (1125 год) половцы вновь стали активно участвовать в междоусобной борьбе русских князей, как правило на стороне суздальских и северских против волынских . Обе стороны старались привлечь в процессе борьбы за престол половцев-кыпчаков. Из Ольговичей особое старание в этом показал князь Всеволод Ольгович , который в 1128 и в 1135 годы пытался захватить Киев. В 1135 году активное участие в этой попытке принял хан крупной (около 20 тыс. чел.) половецкой орды Башко́рд , пришедший на призыв Всеволода.

Известно, что молодая вдова черниговского князя Владимира Давыдовича , взяв с собой маленького сына в поисках защиты от притеснения и единовластия в Чернигове Изяслава Давыдовича, приходит к Башкорд-хану и выходит за него замуж. Об этом имеется запись в Ипатьевской летописи от 1159 года: «Приде Изяславу болши помочь приде к нему Башкорд в 20.000 (то есть, с двадцатитысячным войском) отчим Святослава Володимиреча: бе бо мати его бежала в Половци и шла за ним».

Половцы-кыпчаки участвовали в разгромах Киева в 1169 и в 1203 годах. Затем наступил недолгий период в общем мирного сосуществования и частичной христианизации половецкой знати. Историк и этнолог Л. Н. Гумилёв полагал, что половцы принимали участие в этногенезе украинцев .

Половцы и Византия

В 1091 году половцы вместе с русским князем Василько Ростиславичем оказали помощь Византии в войне с печенегами , которые были уничтожены, включая пленных, в битве при Лебурне . Впрочем, в 1092 году половцы поддержали византийского самозванца Лжедиогена и вторглись на территорию Византии. В 1095 году половецкое войско потерпело сокрушительное поражение, сам самозванец был захвачен в плен византийскими войсками и половцы были вынуждены вернуться в свои кочевья.

Половцы и Второе Болгарское царство

Половцы оказали значимое влияние на Второе Болгарское царство и были надёжным союзником болгар в период становления второго царства . Половцы были участниками самых знаменитых сражений болгарских царей из династии Асень , являлись союзниками в лучшие годы второго царства болгар и были одним из народов, ассимилированных болгарами в Средневековье .

Первое упоминание половцев в Болгарии встречается в 1186 году, когда царь Иван Асень I внезапно перешёл Дунай с большой вспомогательной армией из половцев, чем сорвал подавление восстания болгар императором Исааком II Ангелом . В 1190 году Исаак II Ангел отправил специальный флот, целью которого было препятствовать половцам прийти на помощь осаждённым болгарам. Тем не менее слух о том, что блокада Дуная прорвана и половцы перешли Дунай, посеял панику среди византийцев и способствовал дальнейшему поражению императорских войск . Во время правления младшего брата царей Асеня и Петра — Калояна , те половцы, которые были союзниками болгар, превратились в подданных, занимали высочайшие должности в государстве, участвовали в управлении . Жена Калояна была дочерью половецкого хана, а её брат половец Манастр являлся болгарским полководцем, одним из самых приближённых соратников Калояна . Тем не менее внезапная смерть Калояна во времени осады Солуна часто приписывается Манастру.

В 1204 году венгерский король Имре пожаловался папе Иннокентию III , что царь Калоян использовал против него «языческую армию», имея в виду половцев .

Половцы принимали также решающее участие в знаменитой Битве под Адрианополем , в которой были разгромлены войска IV Крестового похода и пленён император Латинской империи .

Иоаннис, король Блакии, шёл на помощь тем, кто был в Андринополе, с огромным войском: он привёл с собой блаков, и бугров, и чуть ли не сорок тысяч куменов, которые были нехристями…

В этой битве половецкая конница сыграла решающую роль: сделав два заманивающих манёвра два дня подряд, половцам удалось вызвать на преследование тяжёлую кавалерию графа Луи де Блуа, а за ним и всю рыцарскую конницу. Половцам удалось заманить их в места, в которых их ожидали в засаде болгары. Так погибло всё рыцарское войско .

Половцы успели в последний момент подоспеть к небольшой армии Ивана Асеня II в знаменитой для болгар Битве при Клокотнице в 1230 году. Тем самым они в очередной раз вписали своё имя в историю, так как Ивану Асеню II удалось победить многократно превышавшую количеством воинов эпирскую армию и взять в плен очередного императора — деспота Эпира , Феодора Комнина со всей его семьёй .

Половцы и Хорезм

Зимние кочевья емеков (вопрос идентификации остаётся открытым, подробнее см. в статье Кимаки ) находились в низовьях Сырдарьи и Приаралье , на границах Хорезма , где у них был город Сыгнак . Восточнее емеков, гранича на Иртыше с найманами , кочевали канглы . Во второй половине XII века хорезмшах Ала ад-Дин Текеш женился на половецкой княжне из племени канглы Теркен-хатун , после чего часть канглы переселилась в Хорезм, половецкая знать заняла видное место в администрации Хорезма: в частности, брат Теркен-хатун Каир-хан был наместником в Отраре в начале XIII века. Примерно в то же время часть емеков была поселена хорезмшахами на своих землях. Монгольское завоевание Средней Азии формально стартовало с расправы Каир-хана над монгольским посольством (1218).

Половцы и монголы

Карта Азии в XII веке, показывает половецкие земли и их соседей

В 1221 году после завершения хорезмского похода сын Чингисхана Джучи должен был пройти севером Каспия в Восточную Европу на соединение с корпусом Субэдэя и Джэбэ , следовавшим с Кавказа, но поход был отменён по причине болезни Джучи. Однако монголы нанесли поражения половцам ольбери, и они участвовали в цзиньском походе Угэдэя в 1232 году (перешли на сторону чжурчжэнэй) .

В 1222—1223 годах половцы оказали помощь аланам против монголов, но после обращения монголов и дачи ими откупа покинули своих союзников. Затем половцы были разгромлены монгольским войском сначала на Дону, затем вместе с русскими князьями, к которым обратились за помощью (см. битву на р. Калке ). В 1229 году половцы были разбиты на Урале монголами, начавшими новый поход на Европу.

По версии некоторых исследователей , опирающейся на сведения первоисточников, монголам удалось установить союзные отношения с одним из мощнейших половецких племён, кочевавшим на Дону — токсобичами , которые в отличие от, например, тертробичей (дурут) были не тюркского, а монгольского происхождения (от татар ).

После европейского похода Батыя 1236—1242 годов половцы прекратили существование как самостоятельная политическая единица, но составили основной массив тюркского населения Золотой Орды , внеся вклад в формирование таких этносов, как казахи , каракалпаки , татары , крымские татары , ногайцы , сибирские татары и башкиры . Часть их выселилась в Закавказье , часть на Русь , часть на Балканский полуостров (в Болгарию ) и в Византию (во Фракию и Малую Азию ). Наконец, часть половцев перебралась в Египет , поступив на службу в египетское войско; некоторые египетские султаны были половецкого происхождения (Например султан Бейбарс I ). Кипчаков издавна и очень часто использовали как наёмные военные части. Происходило это оттого, что половцы были отличными наездниками, превосходными стрелками из лука и храбрыми воинами. Примером использования их в качестве личных гвардейцев могут быть мамлюки . Эта практика сложилась с древних времён, когда Ахемениды , Аршакиды , Сасаниды набирали своих тяжёлых кавалеристов из скифов , сарматов , согдийцев и других племён Великой Степи.

Половцы и Грузия

В Грузии кипчаки участвовали в междоусобиях правителей. К началу XIV века относится последнее упоминание в письменных источниках о кипчаках, принимавших участие во внутрифеодальных войнах правителей Грузии. После этого времени кипчаки больше не упоминаются в грузинских источниках, так как, по-видимому, они этнически смешались с грузинским и другими народами Закавказья .

Половцы и Венгрия

Венгрия XIII века: этнические очаги. Жёлтым цветом обозначены куманы.
Убийство Ласло IV Куна половецкими заговорщиками 10 июля 1290 года

В 1239 году венгерский король Бела IV принял 40 тысяч половцев под предводительством хана Котяна , бежавших от монголов; наследник венгерского престола Иштван женился на Елизавете , дочери Котяна. Половцы заняли в Венгрии видное положение, в частности, они охраняли границы королевства, но перед монгольским вторжением в Венгрию (1241) венгерская знать убила хана Котяна вместе с сыновьями, а большая часть половцев ушла в Болгарию. Последнее упоминание про куманов содержится в «Краковских компилятивных анналах» ( Annales cracovienses compilati ):

«1285. Князь Лешек вместе с квоманами (quomanis) победил краковских рыцарей. Краков сгорел. Князь Конрад бежал».

Антропология

По данным казахстанского антрополога О. И. Исмагулова , краниологически племена Дешт-и-Кипчак характеризовались смягчённым вариантом южносибирской расы , с примерно равным сочетанием европеоидных и монголоидных черт . К аналогичным выводам приходит И. Р. Газимзянов, который определяет уровень монголоидной примеси для половцев в 41,5 %. По этому показателю, как и по уровню уплощения лицевого скелета, половцы гораздо менее монголоидны, чем современные монголы , но более монголоидны, чем средневековое население Волжской Булгарии . Л. Т. Яблонский считает антропологический тип кыпчакских (половецких) племён аналогичным городскому населению Золотой Орды: в целом европеоидный с монголоидной примесью, сочетающий большие размеры лица, уплощённость его в горизонтальной плоскости наряду с профилированным переносьем и сильно выступающими носовыми костями .

Заведующий отделом судебно-медицинской идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы , профессор Виктор Звягин, изучив с помощью новых технологии останки владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского ( XII век ), мать которого была половчанкой, пришёл к такому выводу :

Мнение проф. М. М. Герасимова (1949 год) о наличии монголоидных особенностей внешности Андрея Боголюбского, основанное на визуальном анализе краниологических данных, является субъективным, не подтверждается результатами настоящего исследования. Выводы: исследуемый череп достоверно принадлежал мужчине европеоидной расы с внешностью, характерной для представителей средне-европейского антропологического типа .

По словам Аль-Омари (XIV век) монголы , захватившие Половецкие степи , и кипчаки изначально принадлежали к разным расам , потом в результате смешанных браков монголы приняли кипчакские черты . Аль-Марвази и Матфей Эдесский , описывая приход половцев в Восточную Европу, называют их племенем «жёлтых» ( аш-шариййату Марвази сравнивают с тюркским sarı «жёлтый»). Согласно русскому переводу « Юань ши », выполненному Иакинфом Бичуриным , войско монгольского хана Мункэ покорило северный народ киньча (кипчаков), имеющий голубые глаза и рыжеватые волосы .

Однако, по мнению большинства советских учёных, основная масса тюркоязычных племён кимако-кипчаков была с примесью монголоидности черноволосой и кареглазой [ страница не указана 1302 дня ] .

Палеогенетика

У половцев определены Y-хромосомные гаплогруппы G2a-PH1780 и С2-Y11990 .

В настоящее время не существует данных палео-ДНК по половцам и кипчакам, чтобы можно было однозначно сказать об их гаплогруппах и потомках сегодня. Более того, половцы составляли один из народов Дешт-и-Кипчака наряду с кунами, куманами и другими народами. В настоящее время родовые племена кипчак, кыпшак, кыпсак встречаются среди ногайцев, казахов , башкир , татар, крымских татар, киргизов , алтайцев и других народов. Для них характерны гаплогруппы R1b-M73, DYS390=19 (у казахов, башкир, крымских татар), R1b-Z2103 (у крымских татар, казахов, башкир), R1b-M73, DYS390=21/22 (у башкир, татар), R1a-SUR51 (у башкир), J2-Z387 (у башкир, татар), C-L1370 (у казахов, татар, киргизов), N1c-P43 (у башкир, туркмен), E1b-V13 (у ногайцев, татар, башкир, крымских татар), G2a-L1264 (у башкир) и другие. Среди венгров есть этнические группы — плавцы и кунок , которые являются потомками половцев и кунов. Этнические группы куман , кубан , куба — встречаются среди болгар, алтайцев, ногайцев, башкир, киргизов.

Среди казахов — кыпшак , среди башкир — кыпсак , среди киргиз , среди алтайцев — алтай-кыпчак , среди узбеков — ферганские кипчаки , другие кипчак-узбеков. Также среди каракалпаков есть род кыпшак. Встречается род в племени Таймани народа Чараймаки в Афганистане . Токсоба — подрод казахского рода Байбакты Младшего жуза .

Племена

Кипчакские племена XI—XII веков, согласно сведениям письменных мусульманских источников, были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов, а область их расселения самая обширная .

Согласно Ан-Нувайри, у половцев было много различных племён. В XIII веке это токсоба, йета, бурджоглы, бурлы, кангуоглы (кангароглы) , андоглы, дурут, карабароглы, джузан, карабирикли, котян . Ибн Хальдун тоже перечисляет одиннадцать племён половцев с небольшими поправками в их написании. Он называет следующие: токсоба, сета, буржоглы, эльбури, канаарлы, оглы, дурут, калабаалы, джерсан, карабирикли и кунун.

Русские летописи XI—XII веков выделяют следующие группы половцев: лукоморских западнее Днепра и бурчевичей (соответствуют буржоглы либо эльбори, ольберам ) восточнее Днепра (1193 год), читеевичей (начало 1180-х и конец 1190-х; соответствие етобе , етебичам 1185 года ), а также бурновичей, токсобичей, колобичей, тертробичей (соответствие дурут ), тарголовцев и улашевичей (1185), ямяковских восточнее Волги (1184, соответствие йемекам , подчинённым кипчакам и известным только после исчезновения из источников имени кимаков ).

По данным археологии, являющиеся признаком сары-кипчаков каменные изваяния локализуются по среднему и нижнему течению Северского Донца и в северном Приазовье, тем самым охватывая прежде всего центры кочевий лукоморских половцев (р. Молочная ) и бурчевичей (р. Волчья ) (не затрагивая, в частности, кочевья токсобичей между Донцом и Доном) . Это согласуется по отдельности как с версиями, выделяющими куманов западнее этого региона, так и с версиями, выделяющими кунов восточнее его.

По предложенному Кляшторным С. Г. делению на 5 территориальных групп, регион с каменными изваяниями соответствует днепровской группе (с крымской подгруппой); на запад от него — дунайская (с балканской подгруппой), на восток — донская (с предкавказской подгруппой), затем казахстанско-приуральская (включая ) и алтайско-сибирская.

Социально-политическая организация

Орды половцев возглавлялись ханами. К их именам традиционно прибавлялось слово кан или хан ( Тугор кан , Шару кан ). Курени, состоявшие из рядовых воинов, возглавлялись главами, имена которых оканчивались прибавлением аффиксов опа , оба , епа . Другими социальными категориями, зафиксированными в русских летописях , были так называемые «колодники» и «челядь». Имелись также и «чаги» — женщины-служанки. Колодники были военнопленными, исполнявшие у половцев функции домашних рабов и находились на низшей ступени социальной лестницы. Главы больших семейств-«кошей», принадлежавших к куреням, назывались «кошевыми». Курени состояли из семей-аулов, или, по-русски, «кошей» (от тюркс . кош , кошу — «кочевье, кочевать»), которые, в свою очередь состояли, из представителей 2—3 поколений и прислуги (военнопленные, разорившиеся родственники и соплеменники). Богатые аулы по количественным параметрам могли не уступать куреням. В XII веке аул стал основной ячейкой половецкого общества. Аулы могли находиться на разных ступенях иерархической лестницы по разным причинам (богатство или принадлежность к родовой аристократии). Аулы объединялись в орды на съездах кошевых путём вручения главе («кошевому») наиболее сильной и влиятельной семьи (а заодно и куреня) власти над всеми остальными семьями.

У половцев был типичный военно-демократический строй . Половецкий народ разделялся на несколько родов (колен), носивших названия по именам их предводителей. Так, летопись упоминает о Вобургевичах, Улашевичах, Бостеевой, Чарговой чади. Эти роды объединялись в крупные племенные союзы, центрами которых были примитивные города-зимовья. Процесс консолидации разрозненных кочевых орд в отдельные племенные объединения завершился в конце XI века. Каждая орда, как и входившие в неё более мелкие подразделения-курени, имели собственные участки земли с входившими туда зимниками, летниками и маршрутами кочёвок между ними. Курени представляли собой объединение нескольких родственных семей. Курени по этническому составу могли принадлежать не только половцам, но и соседним народам (например, болгарам ). Главами орд были ханы , по традиции одновременно являвшиеся и главами определённых куреней. По мнению С. Плетнёвой, размер обычной орды не превышал 40 000 человек (тогда как, в средних по населению княжествах Руси, например Рязанском, проживало около 100 000 человек). В первой половине XII века существовало около 12—15 половецких орд. Размер кочевья каждой половецкой орды не превышал 70—100 тысяч км 2 . Необходимость вести эффективные военные действия против Руси, Византии и Болгарии привела к появлению у половцев союзов орд, которые были крупными политическими объединениями. На съезде знати избирался глава такого союза, называвшийся каханом/каганом («ханом ханов»). В его руках была сосредоточена большая власть: право заключать мир, организовывать набеги и походы.

Богатства, добытые половцами в результате набегов и походов, распределялись между знатью, руководившей походом. Рядовые воины получали лишь малую часть добычи. При неудачном стечении обстоятельств (неудачный поход, падёж скота) рядовые общинники разорялись и попадали в зависимость к аристократам. Таким образом, вследствие сильного экономического разделения у половцев из среды родовой аристократии формировалась собственная феодальная знать. Простые пастухи, не обладавшие большими стадами и пастбищами, как правило, попадали в экономическую зависимость от аристократов, дававших им скот «на выпас» при условии выплаты половины приплода.

Половецкие города

Половцы были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд городов: Сыгнак , Джент , Барчынлыкент — на Сырдарье , — на Иргизе , Саксин — в низовьях реки Волги , Шарукань — недалеко от современного Харькова , Севендж — на северокавказской реке Сунже .

Известные правители половцев

Династические союзы между русскими князьями и половецкими ханами

Быт и обычаи

Половцы. Миниатюра из Радзивилловской летописи

По свидетельствам источников половцы были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Занятиями половцев были кочевое скотоводство (разведение рогатого скота, коней, овец, верблюдов) и ремесло . Тем не менее, они имели и постоянные летние и зимние стойбища. Поначалу половцы вели так называемое таборное кочевание, впоследствии (с конца XI века) сменившееся другим типом кочевья, когда за ордами, куренями и аилами закреплялись определённые участки земли под пастбища. Природа половецких степей немало способствовала развитию и процветанию кочевого скотоводства. С другой стороны, положение кочевников было довольно трудным в холодные зимы. Золото и серебро они добывали грабежом и торговлей. Есть версия, что городов половцы не строили, хотя в их землях упоминаются города Шарукань , Сугров , , заложенные именно половцами. Кроме того, Шарукань был столицей западных половцев. Есть версия, что продолжительное время половцы владели Тмутараканью (по другой версии, в это время она принадлежала Византии). Вероятно, им платили дань греческие крымские колонии . В половецком обществе существовала небольшая прослойка ремесленников. Половецкие ханы вели роскошную жизнь. Главной пищей простых кочевников были мясо, молоко и просо, любимым напитком — кумыс . Одежду половцы шили по собственным степным образцам. Повседневной одеждой половцам служили рубахи, кафтаны и кожаные штаны. Домашними делами, по сообщениям Плано Карпини и Рубрука , обычно занимались женщины. Положение женщин у половцев было достаточно высоким. Нормы поведения половцев регулировались «обычным правом». Важное место в системе обычаев половцев занимала кровная месть.

Религия и культура

Половецкая каменная статуя из Луганска

Половцы (кипчаки) исповедовали тенгрианство . Эта религия основана на культе Тенгри-хана (Вечного Синего Неба). Кроме Тенгри-хана, кипчаки почитали богиню Умай , которая олицетворяла земное начало . Также они поклонялись животным, в особенности волку (сходное верование существовало и у торков ), которого кипчаки считали своим предком-тотемом.

Кроме Ханов-жрецов была у половцев и специальная жреческая прослойка — шаманы . Шамана половцы называли кам , отсюда произошло и слово « камлание ». Основными функциями шаманов были гадание (предсказание будущего) и врачевание, основанное на непосредственном общении с добрыми и злыми духами .

Существует три круга ценнейших памятников половецкого мира, отражающие богатый духовный мир их создателей:

  • « Кодекс Куманикус », кипчакско-латинско-персидский словарь, созданный в 1303 году, уже в период существования Золотой Орды . Язык этого словаря очень близок к современному крымскотатарскому .
  • Богатые захоронения кипчакского воина вместе с останками коня и с вооружением (они являются весьма ценным историко-археологическим и антропологическим материалом).
  • Согласно Рубруку , над прахом своих покойников они насыпали курганы и ставили кипчакские балбалы (« каменные бабы »).

Каменные бабы

Парк-музей половецких баб (Луганск)

Упоминание о каменных бабах оставил поэт XII века Низами , который рассказывал о пожертвованиях половцев каменным идолам. Посол папы римского Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году половецкой степью, наблюдал, как половцы насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, обращённые лицами на восток и держащие в руке чашу.

Военное дело

Инвентарь половецких погребений XI—XIV веков. ГИМ

О половецких воинах известно не столь много, однако их военную организацию современники считали довольно высокой для своего времени. В половецком войске обязаны были служить все мужчины, способные носить оружие . Военная организация половцев развивалась поэтапно. Византийские историки отмечают, что половецкие воины сражались луками , дротиками и кривыми саблями . Колчаны носились на боку. По сообщениям крестоносца Роберта де Клари, кипчакские воины носили одежду из овечьих шкур и имели каждый по 10—12 лошадей. Основной силой кочевников, как и у любых степняков, были отряды лёгкой кавалерии, вооружённой луками . Половецкие воины, помимо луков, имели также сабли, арканы и копья. Позднее в войсках половецких ханов появились и дружины с тяжёлым вооружением. Тяжеловооружённые воины носили кольчуги, ламеллярные панцири и шлемы с антропоморфными железными или бронзовыми личинами и бармицами . Тем не менее, основой войска продолжали оставаться отряды легковооружённых конных лучников. Известно также (со второй половины XII века) о применении половцами тяжёлых самострелов и «жидкого огня», заимствованных, возможно, у Китая ещё со времён жизни их в районе Алтая , либо в более поздние времена у византийцев (см. греческий огонь ). Используя эту технику, половцы брали и хорошо укреплённые города.

Половецкие войска отличались манёвренностью, однако зачастую скорость их передвижения сильно замедлялась в связи с громоздким обозом , состоящим из телег с багажом. Некоторые повозки оснащались арбалетами и были пригодны для защиты во время нападений противника. Во время внезапных нападений противника половцы стойко оборонялись, окружая свой стан повозками. Половцы использовали традиционную для кочевников тактику внезапных нападений, ложных отступлений и засад. Они действовали, в основном, против слабо защищённых деревень, но редко атаковали укреплённые крепости. В полевом бою половецкие ханы грамотно разделяли силы, использовали летучие отряды в авангарде для завязки боя, которые затем подкреплялись атакой основных сил. В качестве великолепной военной школы, где половцы оттачивали мастерство маневрирования, половцам служила облавная охота. Тем не менее недостаточное количество профессиональных воинов нередко приводило к поражениям половецких армий.

См. также

Примечания

  1. Баскаков Н. А. // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. — М. , 1952. — Т. XI , вып. 2 . — С. 121—134 . 23 декабря 2019 года.
  2. . Дата обращения: 19 мая 2023. 19 мая 2023 года.
  3. Географический энциклопедический словарь: географические названия / Гл. ред. А. Ф. Трёшников . — 2-е изд., доп. — М. : Советская энциклопедия , 1989. — С. 148. — 592 с. — 210 000 экз. ISBN 5-85270-057-6 .
  4. Гаркавец А. Н. . — Алма-Ата : Наука, 1987. — С. 18. 22 декабря 2019 года.
  5. . Большой энциклопедический словарь . Дата обращения: 2 февраля 2017. 2 августа 2017 года.
  6. Плетнёва С. А. от 20 июня 2013 на Wayback Machine . — М.: Наука, 1990. — С. 43: «По записям о первых столкновениях с половцами мы видим, что пришедших в начале XI в. новых кочевников русские именовали половцами независимо от того, где располагались их орды — на Буге или на Донце».
  7. Каргалов В. В. Русь и кочевники. — М. : Вече, 2004. — С. 43: «Печенегов и торков сменили в причерноморских степях новые азиатские кочевники — половцы…»
  8. Тюркские кочевники Евразии (кимаки, кипчаки, половцы…): Сборник статей. — Серия «Тюркские племена и государства Евразии в древности и в средние века». — Вып. 2. — Казань: Издательство «Ихлас»; Институт истории имени Ш. Марджани АН РТ, 2013. — 228 с.
  9. // Словарь-справочник «Слова о полку Игореве». — Вып. 4: О — П / Сост. В. Л. Виноградов. — М. ; Л. : Наука, Ленинградское отделение, 1973. — С. 141—144.
  10. от 5 апреля 2023 на Wayback Machine — БРЭ
  11. от 28 марта 2019 на Wayback Machine ( рассказывает историк Наталия Басовская ).
  12. . bigenc.ru . Большая российская энциклопедия: электронная версия. Дата обращения: 18 февраля 2021. 23 января 2023 года.
  13. . www.krugosvet.ru. Дата обращения: 26 апреля 2019. 26 апреля 2019 года.
  14. Половцы — статья из Большой советской энциклопедии .
  15. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  16. Егоров В. Л. от 20 декабря 2016 на Wayback Machine

    Разгром племён торков и печенегов завершили пришедшие с востока кипчаки, получившие на Руси название «половцы», а в Западной Европе «куманы».

  17. Рыбаков Б. А. [lib.ru/HISTORY/RYBAKOW_B_A/russ.txt Рождение Руси]

    В степях в те годы происходила смена господствующих орд: печенеги были отодвинуты к Дунаю, их место временно заняли торки, а с востока уже надвигались несметные племена кипчаков-половцев…

  18. , с. 18.
  19. Кузеев Р. Г. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine . — М. : Наука, 1974.
  20. Храпачевский Р. П. Половцы-куны в Волго-Уральском междуречье. — М. : ЦИВОИ, 2013. — (Серия «Материалы и исследования», проект «Суюн». — Т. 2). — С. 18, 39—40.
  21. Князький И. О. Русь и степь. — М. : Наука, 1996. — 129 с. — С. 45.

    Есть достаточно оснований полагать, что куны — никто иные, как восточная ветвь половцев, западной же ветвью были половцы-сары.

  22. Евстигнеев Ю. А. // Terra Humana 19 апреля 2014 года.

    куны и куманы (команы) — самостоятельные, хотя и этнически родственные, этносы (племенные общности). Они — выходцы из разных мест Великой степи — куны из «земли Кытай», крайней, восточной части степи, куманы из центральной её части (Западный Казахстан). Не «земляки» они и половцам, ибо сары (половцы) — выходцы из Семиречья.

  23. Плетнёва С. А. от 20 июня 2013 на Wayback Machine

    шары — по мнению всех учёных, занимавшихся кочевыми объединениями эпохи средневековья, это кипчаки, или половцы…пришедшие в днепро-донские степи кипчакские и кимакские орды очень быстро, буквально через одно, от силы два поколения, стали иным народом с изменённым физическим и отчасти культурным обликом…этнос, давший имя новому этническому образованию…шары — «жёлтые» кипчаки…Куманы занимали земли западнее Днепра, они значительно чаще, чем половцы, сталкивались с Византией и другими западными государствами

  24. Султанов Т. И. К историографии этнополитической истории улусов Джучи и Чагатая // Золотоордынское обозрение. — 2017. — Т. 5. — № 1. — С. 74—92.
  25. Гильом де Рубрук . . от 2 апреля 2012 на Wayback Machine
  26. Плано Карпини. . www.hist.msu.ru. Дата обращения: 26 апреля 2019. 4 февраля 2009 года.
  27. Комнина А. от 4 мая 2013 на Wayback Machine .
  28. Добродомов И. Г. О половецких этнонимах в древнерусской литературе // Тюркологический сборник. — 1975 / АН СССР. Институт востоковедения; Отв. ред. А. Н. Кононов. — М. : Наука, 1978. — С. 102—129.
  29. Венгерские половцы: Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия. — 1973—1982.
  30. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Т. А. Жданко. — 2-е изд., доп. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. — С. 169—172. — 560 с. — ISBN 978-5-94423-212-0 .
  31. Ушницкий В. В. // Золотоордынская Цивилизация. — 2017. — № 10 . — С. 92—95 . — ISSN . 14 апреля 2021 года.
  32. от 23 сентября 2020 на Wayback Machine ; точки зрения А. И. Соболевского, А. И. Преображенского и др.
  33. Расовский Д.А. Половцы, торки, печенеги, берендеи. — 2016. — С. 13.
  34. Скржинская Е. Ч. Половцы: Опыт исторического истолкования этникона // Византийский временник. — Т. 46. — М. , 1986. — С. 255—276.
  35. Ковалёв Г. Ф. . — 1991. — С. 60.
  36. Древнетюркский словарь. — Л. : Наука, 1969.
  37. Әхмәтьянов Р. Г. Татар теленең этимологик сүзлеге: Ике томда . — от 21 января 2019 на Wayback Machine . — С. 517.
  38. Кляшторный С. Г. от 27 июля 2014 на Wayback Machine // Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. — СПб. : 2005. — 346 с.
  39. что в переводе означает «дуплистое дерево» по мнению персидского автора ( Подробнее см. : Рашид-ад-Дин . Сборник летописей. — Т. 1. — Кн. 1. — М. Л. , 1952. — С. 83.)
  40. Само слово qïvçaq на древнетюркском языке означает «неудачный».
  41. Савинов Д. Г. от 27 июля 2014 на Wayback Machine
  42. Ахинжанов С. М. от 15 октября 2013 на Wayback Machine // Прошлое Казахстана по археологическим источникам. — Алма-Ата: 1976. — С. 81—93.
  43. Расовский Д. А. Половцы. Чёрные клобуки (печенеги, торки и берендеи на Руси и в Венгрии): Работы разных лет. — М. : ЦИВОИ, 2012. — 240 с. — (Серия «Материалы и исследования», проект «Суюн». — Т. 1). — С. 125—126, 132:

    Всё это заставляет отодвинуть на одно, а, может быть, и более столетия, констатирование у Половцев имени Кипчак , и позволяет допустить, что Кипчаки уже издавна были одним из родов Половцев (то есть Кимаков-Кунов) и что гегемонии над Кимаками-Кунами они достигли к сер. IX ст., когда начали вытеснять с низовьев Сыр-Дарьи Огузов и продвигаться к причерноморским степям… С середины X в. окончательно исчезает имя кимаков; последние, очевидно, были поглощены кипчаками.

  44. Гумилёв Л. Н. от 7 апреля 2013 на Wayback Machine

    в конце X в. от массы кимаков отделились кипчаки [+352]. Они двинулись на запад, в роскошные степи Причерноморья, где стали известны под именем куманов и русским названием — половцев [+353]…Как мы уже сказали, кипчаки (куманы) были частью племенного союза кимаков.

  45. Толочко П. П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. — СПб. : Алетейя, 2003. — С. 89—129.
  46. Каргалов В. Русь и кочевники. — М. : Вече, 2004. — С. 43—46.
  47. Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. — М. : АСТ Москва, 2008. — С. 504, 578, 718. — 839 с. — 5000 экз.
  48. . Дата обращения: 28 сентября 2009. Архивировано из 16 марта 2012 года.
  49. Пламен Павлов. (болг.) . liternet.bg. Дата обращения: 26 апреля 2019. 26 апреля 2019 года.
  50. Андреев, Й. Българските ханове и царе (VII—XIV в.) . — София, 1987.
  51. .
  52. Собственно монголов в войсках Джучидов было всего 4 тысячи человек согласно завещанию Чингисхана.
  53. Анчабадзе Г. З. . — 1901.
  54. Исмагулов О. Этническая антропология Казахстана. Алма-Ата, 1982.
  55. Газимзянов И. Р. Антропология населения Волжской Булгарии золотоордынского периода и некоторые вопросы этногенеза татар Среднего Поволжья // Вестник антропологии. Вып. 1 — М., 1996. С. 97-120.
  56. Яблонский Л. Т. Социально-этническая структура золотоордынского города по данным археологии и антропологии. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы. М., 1987.
  57. Звягин В. Н. от 24 ноября 2020 на Wayback Machine // ПЭМ. — 2011. — № 1(41)—2(42).
  58. Аль-Омари. . Дата обращения: 14 декабря 2016. 21 июня 2017 года.
  59. История первых четырёх ханов из дома Чингисова / Пер. с кит. монаха Иакинфа (Бичурина) . — СПб. , 1829. — С. 273—274.
  60. Плетнёва С. А. Половцы.
  61. Eske Willerslev, Kristian Kristiansen, Evelyne Heyer, Martin Sikora, Rasmus Nielsen. (англ.) // Nature. — 2018-05. — Vol. 557 , iss. 7705 . — P. 369–374 . — ISSN . — doi : . 21 февраля 2020 года.
  62. . Шежіре (каз.) . alashainasy.kz . — Племя кипчаков: Генеалогия. Дата обращения: 18 февраля 2021. 18 января 2021 года.
  63. Veniamin Vasilʹevich Vostrov. . — Nauka,, 1968. — 270 с.
  64. Акишев К. А. История Казахстана. — Алматы: Атамұра, 1996. — Т. 1. — С. 432. — 544 с.
  65. от 24 декабря 2019 на Wayback Machine .
  66. Ахиджанов С. М. от 15 октября 2013 на Wayback Machine .
  67. от 22 декабря 2015 на Wayback Machine . Также о двух группах, разделённых Днепром, под 1170 годом.
  68. . www.bibliotekar.ru. Дата обращения: 26 апреля 2019. 2 июля 2014 года.
  69. от 25 марта 2013 на Wayback Machine .
  70. Лаврентьевская летопись
  71. Согласно записям Гийома Рубрука и Идриси от 26 августа 2007 на Wayback Machine
  72. Умай // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  73. Плетнёва С. А. Половцы. М.: Наука, 1990.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Половцы