Доктрина деиудаизация караимизма
—
доктрина
С. М. Шапшала
, основанная на его теории об алтайско-тюркском происхождении
караимов
и языческих корнях
караимизма
(почитание священных дубов, политеизм во главе с богом
Тенгри
, жертвоприношения).
Тюркская теория этногенеза
караимского народа
сыграла значительную роль в формировании этнической идентичности караимов Восточной Европы и по-прежнему является темой острых научных и общественных споров.
Содержание
Постулаты
Караимы являются коренным этносом Крыма, существовавшим задолго до принятия ими учения
Анана бен Давида
.
Учение Анана бен Давида
было близко к раннему христианству, а
Иисуса
и
Мухаммеда
караимы считали испокон веков пророками. Караимы Крыма приняли закон Моисея, но продолжали придерживаться древних тюркских языческих верований.
Реликты архаичных культов караимов восходят к
язычеству
,
шаманизму
,
тенгрианству
. Хотя, по словам
Шапшала
, «караимское духовенство в течение ряда веков успело преобразить мировоззрение своих единоверцев»
, именно древние культы являются оригинальным культурным наследием крымских караимов,
требующим изучения, сохранения и восстановления. Среди исконных обрядов караимов, подлежащих восстановлению: культ священных дубов, страусиные яйца как талисман и другие
[
уточнить
]
.
Реформы
В рамках этой доктрины Шапшал изменил несколько терминов, имеющих
древнееврейскую
этимологию
, на термины, имеющие по его мнению, тюркскую этимологию
замена термина «
Гахам
» на «
Гахан
» по созвучию со словом «хан», придумав при этом специальный обычай вступления в эту должность, якобы принятую у хазар
;
Эта теория получила дальнейшее развитие в работах крымских
караимоведов
постсоветской эпохи
и официально принята как единственно верный взгляд на прошлое и настоящее караимов Ассоциацией крымских караимов «Кърымкъарайлар», сделавшей в
2000 году
следующее заявление:
Попытки приписать крымским караимам чуждые этнос и религию, смешение этнических крымских караимов с караимами по религии, искажение истории — оскорбляют национальные чувства и создают предпосылки для национальных и религиозных конфликтов.
Кроме того, в постсоветскую эпоху наблюдаются следующие тенденции:
Обвинение учёных, критикующих теорию Шапшала, в заговоре против караимов
;
Некоторые караимоведы приписывают термину «караим» (от
др.-евр.
קָרָאִים
— букв.
читающие
) тюркскую этимологию
;
Некоторые караимские авторы отрицают любые семитские элементы в этногенезе караимов и элементы иудаизма в караимизме
;
Распространённая среди караимов фамилия Коген получила новую трактовку: от хазарского титула
каган
, а по утверждению караимоведа
С. И. Кушуль
, караимы-носители фамилий Леви и Коген «не потомки израильского колена
Левитов
и
Когенов
, а потомки тюркских священнослужителей»
;
20 мая 2016 года «Национальный съезд крымских
караимов-тюрков
» принял единогласное решение отказаться от использования названий «
Чуфут-Кале
» и
«Иосафатова долина»
для обозначения «народных святынь крымских караимов-тюрков»
.
Чореф М. Я.
Крымские караимы: элементы язычества / Боги Тавриды. История религий народов Крыма. Севастополь, 1997. С. 220—228.
Цитата: «…its cupola was originally surmounted by a shield of David, but the removal of this emblem was ordered someten years ago by the local hakham [i.e. Szapszał] as smacking too much of tradi-tional Judaism. The offending symbol, however, still remains on the iron gate, from which it could hardly be removed without causing a conspicuous blemish…» Опубликовано в: ISRAEL COHEN, Vilna, Philadelphia 1943, pp. 463—464
от 7 марта 2019 на
Wayback Machine
, 1938 «…126. Das Wappen der Karaimen am Eingang zu ihrer „Kenessa“ in Troki bei Wilna…»
Кира Добровольская.
. Пара слов о современной реставрации
(неопр.)
.
. Кримський теренמשצק (4 марта 2018). Дата обращения: 6 ноября 2019.
29 апреля 2018 года.
М. Кизилов, «Новые материалы к биографии Шапшала»// Материалы девятой международной конференции по иудаике (2002), с. 255—273.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 29 ноября 2019.
8 марта 2022 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 15 декабря 2013.
21 апреля 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 13 ноября 2019.
19 апреля 2014 года.
Караимско-русско-польский словарь / Н. А. Баскаков, А. Зайончковский, С. М. Шапшал. М., 1974
(неопр.)
. Дата обращения: 15 декабря 2013.
28 октября 2020 года.
Шамаш Я. Б.
. — Евпатория: типография И. Ф. Райхельсона, 1913. — 27 с.
15 июня 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 16 ноября 2019.
23 мая 2021 года.
Зайончковский А.
Очерк караимской религии. Для учеников средней школы / пер. А. А. Бабаджана, И. А. Бабаджан. — Симферополь, 2008. — 31 с.
(неопр.)
. Дата обращения: 15 декабря 2013.
16 февраля 2020 года.
Во многих иудейских общинах принято употреблять треугольные маковые пирожки на Пурим. См. например
Хоменташ
«Наука в вопросе о караимах … фальсифицируется до наглости, а пресечь это явление некому. Сознание этого страшно угнетает и тяжелым камнем ложится на душу. Где искать выхода? Кто поможет?» (18.03.1986)
«Нам крайне необходимо бороться с искажением сведений по происхождению и истории караимов до их публикации, так как последующие возражения не имеют и одного процента ценности пресечения публикации». (15.09.1990)
«…они [фальсификаторы] не замедлят „сожрать“ нас — караимов — „живьем“… Поэтому я так прошу и призываю Вас принять все возможные теперь меры, чтобы не дать им (…) в вопросе фальсификации нашей истории и происхождения идти по зелёной дороге; пусть, мерзавцы, хоть спотыкаются о наши обоснованные возражения». (15.09.1990) // А. Полканова
от 23 декабря 2018 на
Wayback Machine
Ельяшевич В. А.
(неопр.)
.
. Энциклопедия крымских караимов (11 июня 2015). Дата обращения: 6 ноября 2019.
30 января 2019 года.
↑
Щёголева Т.
// Тирош: Труды по иудаике / отв. ред. Е. Ремпель, В. Членов. —
М.
, 2003. —
Вып. 6
. —
С. 222
.
8 мая 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 апреля 2014.
7 марта 2019 года.