Иванов, Сергей Владимирович (хоккеист)
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Влади́мирович Ивано́в-Боре́цкий ( 4 (16) июня 1874 , Москва — 1 апреля 1936 , Москва) — русский советский музыковед , педагог, историк и теоретик музыки; общественный деятель.
Родился в Москве 4 ( 16 ) июня 1874 года.
В 1896 году окончил юридический факультет Московского университета . Одновременно, получал музыкальное образование; изучал теорию композиции: в 1894—1896 годах в Москве у Н. С. Кленовского и в 1898—1900 годах в Петербурге у Н. А. Римского-Корсакова ; в 1901—1905 годах изучал историю музыки во Флоренции у Альфонсо Фалькони . По возвращении в Москву участвовал в деятельности различных музыкальных общественно-просветительских организаций, в том числе , где была поставлена его опера «Адольфина» (1908).
В 1913 году написал оперу «Колдунья» по одноимённой сказке Е. Н. Чирикова .
Был одним из основателей и действительнымй членом общества «Музыкально-теоретическая библиотека»; участвовал в работе Московской симфонической капеллы, преподавал на Пречистенских курсах .
После 1917 года работал в общественных организациях, научных институтах (в частности, был учёным секретарём ГИМН), читал лекции. Сотрудничал в энциклопедиях ( словарь Гранат , БСЭ , Малая советская энциклопедия, 11-е издание Музыкального словаря Римана и других).
С 1921 года преподавал (с 1922 года — профессор) историю зарубежной музыки в Московской консерватории . В 1924 основал и возглавил так называемое музыкально-научно-исследовательское отделение (МУНАИС). В 1924—26 был директором консерваторской библиотеки. В 1929—1930 годах — проректор по учебной части. В 1932—1934 годах руководил историко-теоретической кафедрой и аспирантурой консерватории. Среди учеников Иванова-Борецкого: Ю. В. Келдыш , Т. Н. Ливанова , А. Соловцов, Д. В. Житомирский , Л. А. Мазель , .
Преподавал также в музыкальном техникуме им. Гнесиных . Один из создателей советской школы исторического музыкознания в области зарубежной музыки, крупнейший специалист по истории музыки эпохи Возрождения и XVII—XVIII вв.
Умер 1 апреля 1936 года . Урна с прахом захоронена в закрытом колумбарии № 2 Донского кладбища .
В 1929 году Иванов-Борецкий издал «Музыкально-историческую хрестоматию», в которой (в трёх выпусках) были представлены нотные образцы музыки до XVIII в.; 2-е переработанное издание, вышедшее в двух томах (1933 и 1936), содержит обширную вступительную статью и охватывает историю западноевропейской музыки от античности до XVII в. В 1934 году под редакцией Иванова-Борецкого вышли «Материалы и документы по истории музыки», в которых собрано множество литературных памятников, связанных с историей западноевропейского театра XVIII века . В 1935 году в редакции Иванова-Борецкого вышел сборник «Музыкальное наследство» с материалами по истории русской и зарубежной оперы, включавший также ряд отдельных статей об оперных композиторах.
Иванов-Борецкий славился энциклопедическими знаниями, читал на нескольких иностранных языках (итальянский, французский, немецкий, английский, латынь). Он написал ряд статей в энциклопедический словарь Гранат , первое издание Большой советской энциклопедии (в том числе статьи «Гармония» и «Тональность» ), Малую советскую энциклопедию , в немецкий Музыкальный словарь Римана (11-е издание).
Иванов-Борецкий также занимался теорией музыки. Он выступил редактором и комментатором книги Люсьена Шевалье «История учений о гармонии» ( М. , 1932), к которой добавил аналитический очерк о теоретических учениях, созданных на Западе ( А. Шёнберг , Альберто Джентили) и в России ( Ю. К. Арнольд , Б. Л. Яворский , Н. А. Гарбузов ) в конце XIX и в XX веках.
Многие труды Иванова-Борецкого остались неопубликованными в архивах. Переводы (фрагментарные) средневековых и ренессансных музыкальных трактатов, выполненные Ивановым-Борецким, включил в антологию (разных переводов) «Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения» (Москва, 1966) эстетик В. П. Шестаков .