Interested Article - Агинский дацан
- 2020-12-02
- 1
Аги́нский даца́н «Дэче́н Лхундубли́нг» ( «обитель спонтанной реализации великого блаженства» , бур. Агын хийд ) — буддийский монастырский комплекс ( дацан ), являющийся наиболее крупной буддийской общиной Забайкальского края . Объект культурного наследия федерального значения.
Расположен в селе Амитхаша , в 6 км юго-западнее центральной части посёлка Агинское . Относится к Буддийской традиционной сангхе России .
История
Дацан основан в 1811 году в местности Булактуй, напротив горы Улиртуй на левобережье реки Аги . Первый каменный Цогчен-дуган возводился русскими каменщиками и плотниками, до этого строившими Анинский дацан . Общая конструкция одноглавой православной церкви была приспособлена под буддийский храм.
После окончания строительства в 1816 году агинские буряты пригласили на освящение Цогчен-дугана Ринчин-ламу — ширээтэ (настоятеля) Дырестуйского дацана «Лхундуб Дэчинлинг» (ныне в Джидинском районе Бурятии ). Освящённый дацан получил название в честь Дырестуйского — «Дэчен Лхундублинг».
Божествами-хранителями Агинского дацана стали Джамсаран и Лхамо . Первоначально монастырь состоял из Цогчен-дугана и четырёх аймачных сумэ : Чойра (Дара-Эхе, построен в 1811 году), Дуйнхор (1811), Манла (1816) и Гунриг (1816).
Появление первых лам в агинской степи относится к концу XVIII века, когда из Агинского дацана, основанного в 1795 году, сюда откочевали представители восьми хоринских родов . В документе 1875 года «Распределение приходов 34 дацанов Восточной Сибири» были определены границы Агинского дацана.
Архитектура первого здания дацана, выстроенного с помощью русских плотников, отличалась влиянием традиций русского церковного зодчества. Лишь во второй половине XIX века в бурятских улусах возникло своё строительное ремесло. Среди бурятских храмов строго тибетского образца не было — они сочетали отдельные элементы тибетских, китайских и русских конструкций. Восточный облик создавался имитацией особенностей конструкции крыши, карнизов и фриза.
В середине XIX века началась переписка о строительстве нового здания Цогчен-дугана. В «особом докладе» от 24 декабря 1865 года за № 118 военному губернатору Забайкальской области сообщалось о совершенной ветхости дацана, но доклад остался без внимания. 29 августа 1874 года настоятель (шэрээтэ) снова написал письмо, и только 14 декабря, после освидетельствования здания читинским окружным исправником, подтверждающего доклад шэрээтэ Пушигеева, ламы составили ходатайство о разрешении строительства нового здания.
6 июля 1875 года прихожане Агинского дацана на общем собрании постановили:
- дацан будет строится на хранящуюся при монастыре сумму в 7938 рублей, для образования которой никакого сбора не производили, а составилась она постепенным накоплением определенной части из ежегодных доходов, согласно § 56 «Положения о ламайском духовенстве»;
- построение нового дацана агинцам действительно необходимо;
- предполагаемый храм будет иметь три этажа, из которых два нижних, как и в старом дацане, будут каменные, а третий — деревянный. Нижний этаж будет длиною 14 саженей, а шириною 12 саженей по наружности;
- на сооружение нового дацана сверх имеющейся при этом суммы в 7938 рублей, набралось ещё 8062 рубля добровольных пожертвований.
В заключение сход прихожан обратился с просьбой командировать в Агу архитектора для проектирования плана дацана. Командированный архитектор выполнил заказ через полтора года.
Не дождавшись разрешения, агинцы приступили к заготовке стройматериалов, на что получили разрешение губернатора с оговоркой, что ответственность за убытки ложится на прихожан сего дацана. Переписка продолжалась несколько лет и 4 июля 1878 года под № 2161 за подписью статс-секретаря Макова было уведомлено, что со стороны Министерства не встречается препятствий к постройке нового дацана. Извещая Агинскую степную думу о получении разрешения, военный губернатор уведомил, что составленный план оказался не утверждённым надлежащей подписью, поэтому препровождён обратно в IV отделение Главного управления Восточной Сибири. В результате, пришлось дожидаться нового плана до ноября 1878 года, и к постройке смогли приступить только весной 1879 года.
Решение о возведении Цогчен-дугана было принято в 1881 году по инициативе тайши Жалсарая Зориктуева, шэрээтэ Ёнзон-ламы (Д.-Ж. Данжинов), заседателя Тарбы Моодоева, цугольских лам Шойбона и Цэрэнжаба, заседателя Дары Очирова. Для сбора пожертвований были посланы ламы по разным дацанам хоринских и кижингинских бурят Из Оронгоя пригласили так же мастера Цэжэва, прибывшего осенью 1881 года с десятью подмастерьями.
В 1884 году при Агинском дацане был открыт медицинский факультет, основателями которого стали братья Данжиновы, Лубсана-Доржи и Ринчин-Самбу .
Кроме того, это время характерно массовым строительством и реконструкцией главных храмов на всей территории Забайкалья. С 1853 по 1910 год в 24 дацанах были реконструированы главные храмы и сумэ. В Агинском дацане в течение 25 лет беспрерывно велись крупные постройки одна за другой, с 1875 по 1886 год строился новый каменный Цогчен-дуган. В декабре 1885 года прошёл новый сход, на котором сообщили, что для завершения строительства необходимо по меньшей мере 2000 рублей. Деньги были выделены, и основное строительство закончилось в том же году.
Летом 1886 года строительство было окончательно завершено. Освящение прошло осенью 1887 года Ёнзон-ламой без праздничных увеселений. Ценность «внутренней утвари, бурханов и книг» на 1 января 1887 года по отчету, определялась в 19606 руб. 18 коп. Позднее, в Сибирской энциклопедии указывалось, что оборудование Агинского дацана стоило свыше 1 миллиона золотых рублей.
В результате строительства, общее количество храмов достигло 13. В богослужениях принимали участие до 700 лам, начиная от шээрэтэ и кончая нештатным гелонгом. Кроме того, в комплекс дацана входили 4 аймачных сумэ, сначала располагавшиеся внутри общей монастырской ограды, а с конца XIX века за её пределами. В отличие от культовых строений, предназначавшихся для верующих всего прихода, аймачные сумэ имели статус «частных» храмов определенного района — «приходского аймака».
В конце XIX века дацан был известен далеко за пределами Забайкалья своей медицинской, философской и астрологической школами. Славилась его типография (Барай-сумэ), в которой хранилось более 40 тысяч ксилографических досок с тибетскими и монгольскими текстами, а также деревянные клише с рисунками для книг и культовыми изображениями. Это позволило монастырю издать основные учебники для дацанских школ: Цанид , Мамба , Чжуд и Дуйнхор , тогда как другие дацаны Забайкалья имели матрицы учебной литературы только для школ Цанид и Мамба. Здесь также издавались азбука, пособия по грамматике и тибетско-монгольские словари, ритуальные тексты бытовой обрядности на тибетском и монгольском языках для лам и мирян, популярная литература на монгольском языке для буддийского просвещения и воспитания прихожан.
В 1897 году, судя по архивным источникам, в дацане был произведён ремонт железной крыши. В 1915 году обновлялись угловые и деревянные украшения, а на следующий год ламы и прихожане сделали добровольное пожертвование в 7000 рублей на ремонт дацана и постройку ограды вокруг него.
В послереволюционное время активно проводилась работа против буддийского духовенства. Аресты в Агинском дацане начались в 1930 году, и к концу 1937 года в нём осталось 32 ламы. В конце 1930-х дацан был закрыт и большинство зданий разобрано, а уцелевшие использовались под туберкулёзный и наркологический диспансеры. Принадлежавшие монастырю предметы культа и религиозного искусства пополнили собой экспозиции и фонды музеев Москвы , Ленинграда , Улан-Удэ . Оставшееся имущество подверглось разграблению. В январе 1938 года оставшихся лам увезли в Читу , где в скором времени расстреляли. Дацан официально был закрыт, но в нём оставались огромные ценности как религиозного, так и общекультурного и художественного значения. В 1940 году на территории монастыря была временно размещена воинская часть.
После окончания Великой Отечественной войны , в 1946 году Агинский дацан был вновь открыт.
В 1990 году по требованию жителей Агинского Бурятского автономного округа дацан вновь обрёл своё здание. Из Санкт-Петербурга вернулись статуя Майдари и около 250 культовых вещей. В 1991 году дацан посетил и освятил его святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. В январе 2004 года, после 70-летнего перерыва и 10-летней реставрации в Цогчен-дугане был проведён первый хурал (молебен). В 2005 году полностью восстановлена 22-метровая ступа «Юндун Шодон» ("Ступа Примирения"). Построены дуган Зула и «Восемь священных ступ». На территории дацана с 1993 года функционирует духовное образовательное учреждение — Агинская Буддийская Академия .
27 мая 2014 года произошло возгорание главного здания дацана. В результате пожара два верхних деревянных этажа сгорели. Причиной пожара стало неосторожное обращение с огнём .
Шэрээтэ-ламы (настоятели)
- Ригден Пагбаев (1816—1819), из рода харгана.
- Сультим Мункуев (1819), из рода бодонгууд.
- Галсан-Нима Раднаев (1820—1821), из рода харгана.
- Жамьян-Зундуй Ширэгунэй (1821—1858).
- Галсан-Жимба Тугулдуров (1858—1873), инициатор создания школы тибетской медицины в Цугольском дацане , из рода хуацай.
- Галсан-Чойнпэл Пушигеев (1873—1878).
- Лубсан-Доржи Данжинов (1878—1901), из рода хурса хутагата худанса шарайд.
- Галсан-Чойдаг Сундаров (1901—1912), из рода бодонгууд.
- Данби-Жалсан Жамсаранов (1912—1924), из рода шарайд.
- Дарижаб Норбоев (1924—1932).
- Намхай-Самбу Жигжитов (1946—1953).
- Базар Цыбиков (1953—1956), из Хоринского аймака Бурятии , из рода хуацай.
- Жамбал-Доржи Гомбоев (1956—1963), 19-й Пандито Хамбо-лама (1963—1982), из рода бодонгууд.
- Галсан-Жимба Гончиков (1963—1973), из рода хуацай.
- Лундог Дылыков (1973—1976), из Еравнинского аймака Бурятии .
- Даши Цыгмитов (1976—1980).
- Гомбо Цыбиков (1980—1987), из Еравнинского аймака .
- Золто Дамрабазарович (Самбу Золто) Жигмитов (1987—1992), инициатор приезда в Агинский дацан Его Святейшества Далай-ламы XIV .
- Жанчиб Лыгдынов (1992—1993).
- Андрей Лупсандашиевич Дондукбаев (Цырен лама) (1994—2000), ныне Дид Хамбо лама (заместитель Главы Буддийской Традиционной Сангхи России по Забайкальскому краю ).
- Бадма Дашигалсанович Цыбиков (с 2000 года), рабжамба, доктор буддийской философии, депутат Агинской окружной думы 3 и 4-го созывов.
Галерея
См. также
Примечания
- Монголизированное тибетское название
- . Сбор от двух дацанов составил 1300 баранов, 624 головы крупного рогатого скота, 70 лошадей, 3000 рублей, шесть пудов серебра и пр.
- . Дата обращения: 5 ноября 2015. 21 ноября 2015 года. Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг»
- от 29 мая 2014 на Wayback Machine — Чита.ру.
Литература
- Лобсан Долгор. Буддизм: Персоналии / под ред. В.Л.Чимитдоржиева. — Чита: Экспресс-издательство, 2011. — 296 с. — ISBN 978-5-9566-0250-8 .
- Первый выпуск "Буддизм и Россия" // Orient. — 1992. — С. 176 . — ISSN .
- С. Сидоров, С. Рябов. Буддизм: история, каноны, культура. — М. : Дизайн. Информация. Картография. Астрель:АСТ, 2005. — ISBN 5-287-00195-9 - 487.
- Памятник истории и архитектуры XIX века, Агинский дацан, п.Агинское, Читинской области // Историко-архивные и библиографические изыскания, Мин.Культуры Бурятской АССР, НРПКБ "Бурятпроектреставрация". — Улан-Удэ, 1991. — Т. II, книга IV. — 254 машинописные л. с. — 3 экз.
- Мир буддийской культуры: духовное наследие и современность: Материалы международной конференции, посвященной 195-летию Агинского дацана 7-8 сентября 2006 г. — Чита-Агинское-Улан-Удэ, 2006. — 234 с.
- Ванчикова Ц.П. История бурятского буддизма: письменные источники. — Улан-Удэ, 2006.
- Из архивов Агинского дацана.
- Структура и социальная роль культовой системы // Ламаизм в Бурятии. Х\/III - нач. ХХ в. — Новосибирск, 1983.
- Д.С. Жамсуева. Агинские дацаны как памятники истории и культуры. — Улан-Удэ, 2001.
- Д.С. Жамсуева. Агинский дацан // Историко-культурный атлас Бурятии. — М. , 2001.
- Культура: в 2 ч. - Ч.1:А-Л // Малая энциклопедия Забайкалья. — Новосибирск, 2009.
Ссылки
- .
- . ez.chita.ru . Проект « Энциклопедия Забайкалья ». Дата обращения: 19 января 2019. 24 сентября 2018 года.
- .
- Н. Л. Жуковская, В. И. Корнев. агинский дацан // Буддизм. Словарь. — М.: Республика . — 1992. .
- 2020-12-02
- 1