Паскуаль Исрафилов, Эдди Сильвестр
- 1 year ago
- 0
- 0
Архиепи́скоп Сильве́стр (в миру Иусти́н Льво́вич Ольше́вский ; 15 июня 1860 , Косовка , Сквирский уезд , Киевская губерния — 10 марта 1920 , Омск ) — епископ Русской православной церкви ; с 4 июня 1915 года епископ; с 1918 года — архиепископ Омский и Павлодарский .
Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Русской православной церковью в 2000 году в лике священномученика , но с 2018 года в связи с уточнёнением обстоятельств его кончины он именуется священноисповедником .
Родился 15 июня 1860 года в селе Косовка Сквирского уезда Киевской губернии в семье диакона Льва Ольшевского.
Окончил Киево-Подольское духовное училище. В 1883 году окончил Киевскую духовную семинарию , а в 1887 году — Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия . В 1885—1889 годах был домашним чтецом у ректора академии архимандрита Сильвестра (Малеванского) , имевшего слабое зрение; оказывал ему техническую помощь при написании первых двух томов из пятитомного труда «Догматическое богословие». С 27 октября 1887 года преподавал в церковно-приходской школе в селе Липовка Киевского уезда, а с 15 января 1888 года был преподавателем Закона Божия в двухклассном министерском училище в местечке Шпола того же уезда, где большое влияние имели штундисты .
С 7 марта 1889 года — киевский епархиальный миссионер, преподаватель церковно-приходской школы Киевского Свято-Владимирского братства, а с 1890 года — полтавский епархиальный миссионер и преподаватель истории, а с 1894 года пастырского руководства, литургики и гомилетики в Полтавской духовной семинарии .
Занимался миссионерской деятельностью в течение двух десятилетий. Активно противодействовал развитию баптизма на Украине , написал книгу «Обличение штунды в библейских текстах» с критикой взглядов представителей этого течения, которая стала пособием для миссионеров и священников. Заявлял, что «отступники, штунда разных наименований, суть изменники и враги святой Церкви, изменники и враги государства, изменники и враги всего славянства».
Был рукоположён в сан священника целибатом 2 февраля 1892 года; зачислен в клир Полтавского кафедрального собора. С октября 1892 года по 1896 год — руководитель и законоучитель Полтавской женской воскресной школы . С 1896 года — епархиальный наблюдатель церковных школ Полтавской епархии , член совета Свято-Макарьевского братства и епархиального училищного совета; 12 мая 1902 года был возведён в сан протоиерея .
В 1910 году — председатель Полтавского миссионерского совета, участник трёх всероссийских и двух областных миссионерских съездов, награждён наперсным золотым крестом с драгоценными украшениями. 10 декабря был пострижен в монашество с именем Сильвестр и возведён в сан архимандрита . До пострижения он многие годы вёл монашескую жизнь, жил в скромной келье при монастырской гостинице.
С 16 января 1911 года — епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии .
Организовывал богословские чтения для интеллигенции и лично в них участвовал. По его инициативе было создано «Братство законоучителей и педагогов в память отца Иоанна Кронштадтского », издан Переяславский Полтавский патерик. В адресе, поднесённом ему к пятнадцатилетию церковно-школьной работы, его деятельность была охарактеризована так: «По градам и весям, по далёким и захолустным окраинам нашей епархии Вы разносили горячий призыв к дружной работе и, проясняя в сознании духовенства священную миссию нашей школы, Вы незаметно вкладывали первые кирпичи в фундаменты тех школьных зданий, сетью которых с такой поразительной быстротой покрылась наша Полтавская епархия». В 1911 году епархиальный съезд учредил при Полтавском и Лубенском женских епархиальных училищах две стипендии имени протоиерея Иустина Ольшевского, в память о его деятельности.
С 13 ноября 1914 года — епископ Челябинский , первый викарий Оренбургской епархии.
С 4 июня 1915 года — епископ Омский и Павлодарский.
Был награждён орденами Российской империи: Св. Анны 3-й (1905), 2-й (1908) и 1-й (1915) степеней и Св. Владимира 3-й степени (1912).
В 1917 году стал членом Поместного собора Православной российской церкви , участвовал в 1-й сессии; был членом-делопроизводителем Судной комиссии при Совещании Епископов, заместителем председателя IX и член III, VII, XIV отделов.
После издания большевистскими властями декрета об отделении церкви от государства организовал в Омске крестный ход (4 февраля 1918 года), в ходе которого обращался к народу с призывом хранить православную веру и защищать храмы от безбожников. В ночь с 5 на 6 февраля арестован большевиками, при аресте был убит эконом владыки, Николай Цикура. Эти события вызвали возмущение прихожан . Закрылись учреждения, магазины, учебные заведения, красногвардейцы на улицах разгоняли народ. Власти вначале ввели в городе осадное положение, но уже 8 февраля были вынуждены освободить архиерея.
5 мая 1918 года патриархом Тихоном он был возведён в сан архиепископа .
В ноябре 1918 года был избран главой Временного высшего церковного управления Сибири. В период, когда он занимал этот пост, в Сибири был отменён декрет об отделении церкви от государства. Церковь получила отобранные у неё земли и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия , в Сибири была восстановлена учебная деятельность в пяти духовных семинариях и в пяти духовных училищах.
29 января 1919 года привёл к присяге адмирала Александра Колчака как Верховного правителя России . В марте организовал крестный ход с участием Колчака и членов Российского правительства . Восстановил институт военных священников , а августе 1919 года благословил участников съезда казачьих войск России. Церковное управление, возглавляемое им, рассылало воззвания, в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. В Омске издавались журналы «За святую Русь» и «Сибирский благовестник».
Активно поддерживал движение крестоносцев, возникшее на Восточном фронте по инициативе профессора Дмитрия Болдырева и протоиерея , создавших в Омске Гермогеновское братство по организации Дружин Святого Креста и Зелёного Знамени . Владыка отслужил молебен перед отправкой на фронт первой роты добровольцев-крестоносцев, лично прикалывал на грудь кресты командирам добровольцев, освятил кресты и хоругвь дружины крестоносцев и благословил участников дружины иконой святителя Николая.
После оставления Омска Русской армией остался в своей епархии. Согласно житию, основанному на публикациях Ивана Шихатова , был арестован большевиками в Омске в конце 1919 года, находился в заключении около двух месяцев, после чего был подвергнут жестоким пыткам, от которых погиб:
Архиепископ Сильвестр был заключён в тюрьму, где в течение двух месяцев его истязали, требуя от него покаяния. Ничего не добившись, безбожники подвергли святителя жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскалёнными шомполами прижигали его тело, а затем раскалённым докрасна шомполом пронзили сердце. Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года .
Согласно документам, найденным главным специалистом Исторического архива Омской области , епископ после прихода красных был взят под арест, но по требованию горожан освобождён вечером того же дня и изгнан из архиерейского дома. Он жил у священника Фёдора Чемагина и умер 10 марта 1920 года от рака кишечника. О кончине архиепископа от указанного заболевания сообщается в Книге регистрации актов гражданского состояния о смерти по 3-у району Омска за 1920 год. М. Ф. Панина также опубликовала письмо М. А. Столповского, где говорилось о естественной смерти епископа Сильвестра от «кишечного рака» и его захоронении в «Соборном склепе». Не найдено никаких документов, подтверждающих факт ареста архиепископа или содержания его в тюрьме . Церковный историк Андрей Кострюков указывает, что в материалах Русской зарубежной церкви, связанных с прославлением новомучеников, указывается, что епископ Сильвестр умер именно в марте, а не феврале 1920 года .
В ноябре 1981 года Архиерейский Собор РПЦЗ канонизировал Собор новомучеников и исповедников Российских , но без поимённой канонизации. В дальнейшем в число новомучеников был включён и епископ Сильвестр без установления отдельного дня памяти .
В 1998 году был прославлен как местночтимый святой Омской епархии.
Мощи святого были обретены 16 июля 2005 года при раскопках фундамента разрушенного в 1930-х годах Успенского собора, в его Никольском приделе . Подлинность мощей затем подтвердили три научные экспертизы .
Митрополит Омский и Тарский Феодосий (Процюк) так рассказал об обретении мощей святого:
Когда я сюда приехал, мне сразу рассказали о последнем омском дореволюционном архиерее Сильвестре, что его распяли на полу в Каинске и похоронили в общей могиле. А оказалось, что добрые люди его в соборе потихоньку от властей захоронили, облачив в архиерейские одежды. <…> Наши студенты вели раскопки в этих местах, и каждый день приносил нам новые доказательства того, что мы нашли именно захоронение архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра. Только стали раскапывать, пошла вода и всплыла иконка маленькая с надписью на обратной стороне: «Преосвященному епископу Сильвестру от почитателей его таланта. Июль. 1914 год», которая восемьдесят четыре года пролежала в земле. Потом достали гроб, и в нём вместе с останками оказались параман , архиерейский пояс, параманный крест, а также металлический стержень — своеобразный символ мученической кончины. Ножки же были обернуты в орлец. Это было последним доказательством, что здесь захоронен архиерей. Все экспертизы были в нашу пользу, Комиссия по канонизации признала этот факт и прославила нашего владыку Сильвестра в лике святых.
В августе 2000 году Архиерейский собор Русской православной церкви причислил святителя Сильвестра (Ольшевского) и эконома Николая Цикуру к лику Новомучеников и Исповедников Российских .
По благословению патриарха Кирилла от 18 мая 2018 года, в соответствии с уточнёнными данными Синодальной комиссии по канонизации святых (рапорт председателя Комиссии № 64 от 16.05.2018), архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский) именуется священноисповедником и память его перенесена с 26 февраля на 10 марта (9 марта в високосном году) .